От А.Б.
К Pokrovsky~stanislav
Дата 26.01.2007 23:13:54
Рубрики Прочее; Манипуляция;

Re: А, вот, скажите...

>Как это может быть? А может быть в одном и только в одном случае,...

Скажу вам, что случаев, наверное, может быть не 1, а поболее...
Во первых - возможно "дожигание" в атмосфере того избытка керосина, который был в нагнетательном трубопроводе двигателя. Температура в камере - испарение - в атмосфере - пых... а тяги - нет. хотя пламя может быть при низком давлении - о-го-го! Возможно?

Потом - отсечь подачу топлива - не значит остановить турбонасосный агрегат. Выхлоп его куда идет? Может он быть таким феерическим на высоте?
Возьметесь сказать "не может"?

Давайте смотреть - скорости заявленные достигнуты? На траектории (заявленной) объект виден? Скорость соответствует? Тогда куда он прилетит - вполне рассчитываемо.


От Pokrovsky~stanislav
К А.Б. (26.01.2007 23:13:54)
Дата 27.01.2007 00:39:36

Re: А, вот,

>>Как это может быть? А может быть в одном и только в одном случае,...
>
>Скажу вам, что случаев, наверное, может быть не 1, а поболее...
>Во первых - возможно "дожигание" в атмосфере того избытка керосина, который был в нагнетательном трубопроводе двигателя. Температура в камере - испарение - в атмосфере - пых... а тяги - нет. хотя пламя может быть при низком давлении - о-го-го! Возможно?

Этот вариант я рассматривал. Резкое изменение условий окисления должно приводить к резкому изменению внешнего вида пламени. Такого изменения не видно.

Ответ: невозможно - не соответствует кинохронике.

>Потом - отсечь подачу топлива - не значит остановить турбонасосный агрегат. Выхлоп его куда идет? Может он быть таким феерическим на высоте?
>Возьметесь сказать "не может"?

На хронике есть замечательный эпизод. Через 3-4 секунды после разделения пламя исчезает, а потом проявляется в прежнем объеме. Вы в одном из недавних сообщений совершенно правильно заметили: включение тормозных двигателей вызывает отлив топлива от насосов. Возвращение топлива на круги своя восстанавливает подачу. Камера сгорания раскалена. Жидкий кислород - и без этого сам по себе с удовольствием поджигает керосин. Работа двигателей восстанавливается. Внешний вид факела - такой же. И снова - нет толчка. Нет броска пустой первой ступени вперед или хотя бы резкого торможения. Факел - практически идентичен виду факела перед разделением, а тяга не появляется.
Вывод: факел перед разделением уже не соответствовал никакой серьезной тяге.
______________________________

Теперь об одной ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ проблеме создания двигателей. В первом приближении двигатель представляет собой сетку. К одним дыркам подводится жидкий кислород, к другим - керосин. Горение, усиливающееся в одной из областей, быстро усиливает горение и соседних(лучше условия испарения топлива и окислителя). Лучшее испарение - изменяет условия на выходе из дырочки - меньше гидравлическое сопротивление).
Возникает процесс с сильной положительной обратной связью.
Далее. В области лучшего горения гораздо успешнее производятся продукты горения и нарастает их температура. Давление этой части факела(не внешнего, а в камере сгорания) - подавляет условия горения в соседних участках, а само устремляется в расширившуюся за счет соседей область пространства - к соплу. И уже насосы не поспевают обеспечить горение топливом и окислителем.
Это - демонстрационная схема. Не сильно придирайтесь, если что не так. Смысл: флуктуации процесса сгорания создают как положительные, так и отрицательные обратные связи, усиливающие или наоборот ослабляющие горение.

И тут же аналогия из вакуумной электроники(начало моего образования - факультет физической и квантовой электроники МФТИ, вакуумная электроника - один из факультетских курсов). Эффект мерцания. Казалось бы, чего проще было сделать мощные выпрямительные системы на базе огромных вакуумных диодов. Увеличивай катоды и аноды - и повышай мощность. Шиш! - ок не желает равномерно распределяться по поверхности катода. Близкие к предельным возможностям катода мощности снимаются с пятна, медленно перемещающегося по катоду. А остальные участки работают вполсилы. легче набрать выпрямитель из 100 диодов, чем реализовать выпрямление на одном, у которого катод не в 100, а в 500 и даже 1000 раз больше. Весьма экономичным в эпоху вакуумной электроники был и вариант с в 10 тыс раз большей площадью катода. - Ни хрена не получается. Работает тот самый эффект мерцания. Сосредоточения предельной удельной мощности
в узком пятне - и ленивая работа других участков.

Но ровно такого же типа проблема возникает и при теплопередаче в жидкость на предельных режимах. существует пятно великолепной теплоотдачи, перемещающееся по поверхности, а основная часть поверхности - лениво отдает тепло через паровую пленку(я типа формально по диплому - теплоэнергетик для атомной энергетики).

Мне немножко слабо толково описывать аналогии из других разделов науки и техники(слышал на конференциях по синэргетике, - но типа еще не дорос тогда, чтобы толком вникнуть, но туда же - и перетекание политической и экономической активности от одних центров к другим). Факт, что аналогий много. Для каждого случая можно разобрать по косточкам все эти положительные и отрицательные обратные связи, но типологическая общность существует. Впервые в литературе на эту типологическую общность и на фундаментальность проблемы указал(мне) С.Рытов в "Статистической радиофизике".
Эти эффекты в научном мире уже объединили в одну общую, представляющуюся фундаментальной проблему т.н. 1/f - шума.

Проблема движков для Н-1 была в том, что не могли преодолеть барьер, за которым отклонения от равномерности горения при увеличении размера камеры сгорания в разумных пределах - не были бы катастрофическими. Вариантов решения немного:
а)увеличение числа движков - и перевод проблемы в область преодоления эффекта мерцания в другой постановке уже не для дырок, а для совокупности сопел и камер сгорания.
б) изменение физики сгорания - и тем самым изменением условий перехода к эффекту мерцания(типа - пороховой РД)
в) создание специфических распределений источников(дырок), которое способно преодолеть проблему 1/f - шума. Хрен его знает как - введением каких-то неравномерностей, например.

Увеличение числа мелких движков - эо вариант Н-1.
Физика сгорания - для F-1 - не изменялась. Тот же керосин. Тот же кислород.(Типа если американцы не врут, если их инопланетяне не снабдили неповторимым в земных условиях жидким топливом).
Американцы решили проблему подавления 1/f-шума каким-то специфическим распределением дырок? - Тоже ничего невозможного в теории. Но... либо это получилось из теории, следов наличия которой наука не обнаруживает даже в намеках.
Либо это типа счастливой ошибки ремесленника. Ошибочно изменил параметры- и работает! Когда все было правильно - не работало, а вот после изменения - как часы. Не понимаем как, но работает.- Такое возможно! - Но тогда результат стараются в точности повторить. И от него не отступаться. Этого мы тоже не видим в американских космических программах.

От 7-40
К Pokrovsky~stanislav (27.01.2007 00:39:36)
Дата 27.01.2007 01:17:26

Re: А, вот,

>На хронике есть замечательный эпизод. Через 3-4 секунды после разделения пламя исчезает, а потом проявляется в прежнем объеме.

Это Ваши галлюцинации. Жаль, я не могу выложить покадровый ряд, надеюсь, это кто-нибудь сделает. На хронике
http://spaceflight.nasa.gov/gallery/video/apollo/apollo11/mpg/apollo11_launchclip03.mpg прекрасно видна следующая последовательность:
1) выключаются движки, факел резко уменьшается;
2) почти сразу включаются тормозные двигатели;
3) у вылетевшей из их сплохов ракеты уже работают движки осадки, образуя заметный факел, охватывающий первую ступень. Но этот факел, с одной стороны, Уже, а с другой - плотнее, чем исчезнувший факел керосинок. Это РДТТ.
4) у уходящей 1-й ступени из сопла появляется "хвост". Он образуется, полагаю, либо проливаемым топливом, либо газогенератором, либо и тем и другим.
5) факел движков осадки вокруг 2-й ступени сходит на нет, 1-я ступень уходит, её хвост то слабеет, то снова ярчает.

>Вы в одном из недавних сообщений совершенно правильно заметили: включение тормозных двигателей вызывает отлив топлива от насосов. Возвращение топлива на круги своя восстанавливает подачу.

Только насосы уже не работают.

>Камера сгорания раскалена. Жидкий кислород - и без этого сам по себе с удовольствием поджигает керосин. Работа двигателей восстанавливается. Внешний вид факела - такой же. И снова - нет толчка. Нет броска пустой первой ступени вперед или хотя бы резкого торможения. Факел - практически идентичен виду факела перед разделением, а тяга не появляется.

Никакого "факела" нет. Если перед разделением был расходящийся во все стороны вейер - газ выходил под большим давлением - то из пустой ступени вяло телепается во все стороны мерцающий хвост, постоянно меняющий интенсивность. ИМХО, артефакт ещё работающих газогенераторов.

>Вывод: факел перед разделением уже не соответствовал никакой серьезной тяге.

Вывод: Станислав снова галлюцинирует.

>Теперь об одной ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ проблеме создания двигателей. В первом приближении двигатель представляет собой сетку. К одним дыркам подводится жидкий кислород, к другим - керосин. Горение, усиливающееся в одной из областей, быстро усиливает горение и соседних(лучше условия испарения топлива и окислителя). Лучшее испарение - изменяет условия на выходе из дырочки - меньше гидравлическое сопротивление).
>Возникает процесс с сильной положительной обратной связью.
>Далее. В области лучшего горения гораздо успешнее производятся продукты горения и нарастает их температура. Давление этой части факела(не внешнего, а в камере сгорания) - подавляет условия горения в соседних участках, а само устремляется в расширившуюся за счет соседей область пространства - к соплу. И уже насосы не поспевают обеспечить горение топливом и окислителем.
>Это - демонстрационная схема. Не сильно придирайтесь, если что не так. Смысл: флуктуации процесса сгорания создают как положительные, так и отрицательные обратные связи, усиливающие или наоборот ослабляющие горение.

>И тут же аналогия из вакуумной электроники(начало моего образования - факультет физической и квантовой электроники МФТИ, вакуумная электроника - один из факультетских курсов). Эффект мерцания. Казалось бы, чего проще было сделать мощные выпрямительные системы на базе огромных вакуумных диодов. Увеличивай катоды и аноды - и повышай мощность. Шиш! - ок не желает равномерно распределяться по поверхности катода. Близкие к предельным возможностям катода мощности снимаются с пятна, медленно перемещающегося по катоду. А остальные участки работают вполсилы. легче набрать выпрямитель из 100 диодов, чем реализовать выпрямление на одном, у которого катод не в 100, а в 500 и даже 1000 раз больше. Весьма экономичным в эпоху вакуумной электроники был и вариант с в 10 тыс раз большей площадью катода. - Ни хрена не получается. Работает тот самый эффект мерцания. Сосредоточения предельной удельной мощности
>в узком пятне - и ленивая работа других участков.

>Но ровно такого же типа проблема возникает и при теплопередаче в жидкость на предельных режимах. существует пятно великолепной теплоотдачи, перемещающееся по поверхности, а основная часть поверхности - лениво отдает тепло через паровую пленку(я типа формально по диплому - теплоэнергетик для атомной энергетики).

>Мне немножко слабо толково описывать аналогии из других разделов науки и техники(слышал на конференциях по синэргетике, - но типа еще не дорос тогда, чтобы толком вникнуть, но туда же - и перетекание политической и экономической активности от одних центров к другим). Факт, что аналогий много. Для каждого случая можно разобрать по косточкам все эти положительные и отрицательные обратные связи, но типологическая общность существует. Впервые в литературе на эту типологическую общность и на фундаментальность проблемы указал(мне) С.Рытов в "Статистической радиофизике".
>Эти эффекты в научном мире уже объединили в одну общую, представляющуюся фундаментальной проблему т.н. 1/f - шума.

Интересно, что это вообще было? Вступление к опровержению всего двигателестроения?

>Проблема движков для Н-1 была в том, что не могли преодолеть барьер, за которым отклонения от равномерности горения при увеличении размера камеры сгорания в разумных пределах - не были бы катастрофическими. Вариантов решения немного:
>а)увеличение числа движков - и перевод проблемы в область преодоления эффекта мерцания в другой постановке уже не для дырок, а для совокупности сопел и камер сгорания.
>б) изменение физики сгорания - и тем самым изменением условий перехода к эффекту мерцания(типа - пороховой РД)
>в) создание специфических распределений источников(дырок), которое способно преодолеть проблему 1/f - шума. Хрен его знает как - введением каких-то неравномерностей, например.

>Увеличение числа мелких движков - эо вариант Н-1.
>Физика сгорания - для F-1 - не изменялась. Тот же керосин. Тот же кислород.(Типа если американцы не врут, если их инопланетяне не снабдили неповторимым в земных условиях жидким топливом).
>Американцы решили проблему подавления 1/f-шума каким-то специфическим распределением дырок? - Тоже ничего невозможного в теории. Но... либо это получилось из теории, следов наличия которой наука не обнаруживает даже в намеках.
>Либо это типа счастливой ошибки ремесленника. Ошибочно изменил параметры- и работает! Когда все было правильно - не работало, а вот после изменения - как часы. Не понимаем как, но работает.- Такое возможно! - Но тогда результат стараются в точности повторить. И от него не отступаться. Этого мы тоже не видим в американских космических программах.

Похоже, просто сны разума... Человек даже не в состоянии описать, что его беспокоит, но волнуется, мечется... :(

От Pokrovsky~stanislav
К А.Б. (26.01.2007 23:13:54)
Дата 26.01.2007 23:40:19

Re: А, вот,

>Давайте смотреть - скорости заявленные достигнуты? На траектории (заявленной) объект виден? Скорость соответствует? Тогда куда он прилетит - вполне рассчитываемо.

Да.
Вопрос лишь о массе того объекта, скорость которого достигнута. Она может быть любой, - в зависимости от достигнутой разработчиками тяги двигателей. И тоже вполне расчитываема для соответствия условиям траектории.