Существует два коммунизма: традиционный и буржуазный.
"Из истории коммунистических партий и особенно компартии Испании видно, что практически во все время их существования в них имеют место два проекта коммунизма и два проекта партии. Наличие этих двух проектов не всегда осознается, можно даже сказать, что они существуют на интуитивном уровне. Различаются они не на уровне идеологии, а на уровне самого восприятия жизни и смысла существования человека в обществе.
Есть коммунизм, культурной основой которого является такая солидарность, которую мы можем назвать традиционной, народной, крестьянской. Народ, государство, общество и человек воспринимаются как единые, тотальные естественные субъекты. Они — совокупность объективных и субъективных, материальных и духовных ипостасей, которые их образуют. В этой модели коммунизма человек соединен узами солидарности со всем обществом и с природой. Его солидарность выходит за рамки социального и распространяется на природу, с которой человек устанавливает особые отношения. В Европе и России основаниями этого коммунизма были и продолжают оставаться традиции солидарности с крестьянскими корнями...
...
Другой проект коммунизма — городской, рационалистический. Он унаследовал ценности Просвещения и Французской революции, принял модель атомизированного человека и с нею индивидуализм. Этот проект коммунизма отвергает традиционное крестьянское мироустройство, народный мир как пережиток феодализма... Отсутствие классового сознания в среде крестьян делает их мелкими буржуа, превращает их в "мешок картошки". Это проект коммунизма, который в конце концов согласился с основными принципами, на которых стоит капиталистическое общество... Традиционные общинные ценности, традиционная солидарность, основанная на модели делимого "общего человека" ("часть меня присутствует во всех людях, а во мне присутствует часть всех людей") рассматриваются в этом коммунизме как реликты предыдущих эпох в существовании человека. Реликты, которые служат препятствием прогрессу и обречены на исчезновение." http://www.kara-murza.ru/books/evrei/evrei27.htm#par704
Тут Сергей Георгиевич не совсем прав. Марксизм не "в конце концов согласился с основными принципами, на которых стоит капиталистическое общество", а изначально был основан на этих принципах. Буржуазный натурализм, индивидуализм, утилитаризм - краеугольные камни марксизма. Маркс и его последователи - представители буржуазного индивидуалистического коммунизма. Антропология этого буржуазного коммунизма основана на представлении о человеке экономическом - предпринимателе реализующем индивидуальный проект, для которого общество лишь средство. Именно такой индивид, реализующий индивидуальный проект описан в рассказе Ефремова. И общество для него очевидно средство:
"Возможно, что весь материал так и не был бы собран, если бы Леонтьев не добивался разрешения получить слоновую кость из-за границы. Побывав на обширном аукционе слоновой кости в Африка-Хауз в Лондоне, он быстро подобрал все нужное количество превосходного материала и вернулся в Москву, полный желания немедленно приступить к работе"
Именно о таком буржуазном коммунизме предупреждал Сталин, когда говорил что по мере построения социализма классовая борьба будет нарастать. Именно таким буржуазным коммунистам мечтается о лондонских аукционах слоновой кости и именно они презирают "муравьев" - совков с их традиционным коммунизмом.
------------------------ http://orossii.ru