>>>Это будет выражаться в том, что сам христианский нравственный закон выше, чем любая автономная атеистическая мораль. Скажем любить ближнего как самого себя, отдавать последнюю рубашку страждущему и т. д. - это очень "высокая" моральная планка. Ни одна атеистическая моральная система ее не проповедовала.
>
>>Ну это очевидно не верно – достаточно вспомнить категорический императив.
>
>Который пытался рационально обосновать иррациональные понятия и поэтому проигрывал. Он не говорил: "Люби ближнего как самого себя", а "Делай так, чтобы твой поступок мог быть максимой всеобщего законодательства". То есть, условно говоря, по Канту я могу С ВЕЛИЧАЙШИМ ОТВРАЩЕНИЕМ подать нищему, отвернувшись от него - и я исполню долг. Об этом писали уже все последователи, а также великие писатели, критиковавшие мораль Канта художественно.
Однако есть другая формулировка –«смотри на человека как нацель, а. не как на средство», а тут то надо влезть в душу другого человека посмотреть его глазами.
>//Не говоря уж о том, что все эти требования посюсторонни и из любой «высокой» этической системы можно элиминировать Бога и вообще трансцендентную причинность без ущерба для высоты этики.//
>Пока никто не пробовал так поступить. Как там у Маяковского? "Кто сумеет совладать? Можете - попробуйте!".
Ну так смогли ведь – и город-сад построили и фашизм победили. Правда высчитает подвиг советских людей недостаточно высоким потому как у них страха божия недоставало. вот только со страхом божьим подвига бы не было.
>//причем обоснованность не пострадает, просто она будет не вымышленной, а реальной, объясняющей происхождение и общественную необходимость подобных требований.//
>Рационально объяснить можно что угодно, но мораль обществ не держиться на рациональных требованиях.
Да не держится. И на религиозных догматах не держится. В рациональной иделогии или религиозной догматике жизнь общества рефлексируется, а поддерживается она автоматизмом повседневной практики.
>Не подкрепленная верой в коммунистическое будущее, мораль кодекса коммунизма обращается в ничто,
Не надо выдавать целеустремленность за «религиозное чувство». Готовность человека отдать всего себя какому либо делу вовсе не означает бытия трансценденции.
>этика же Канта индивидуальна и вообще основана на доброй воле отдельного благовоспитанного буржуа.
Не надо приплетать буржуазность конкретно Канта, я вам привел категорический императив как пример, а он может и вне буржуазного общества.