От Дм. Ниткин
К Борис
Дата 30.11.2006 00:06:17
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Культура; Война и мир;

Давно сформулировано

>1) До какой степени готовы проявлять "воцерковленные" терпимость к секулярным элементам организации нашего общества, требованиям неверующих, нецерковным духовно-философским поискам, русским иноверцам и т.д.?
>(хотя бы во имя единства страны)

Требования были зафиксированы в решениях Поместного собора 1917-1918 годов:

"Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство;

Постановления, издаваемые Церковью для самой себя, признаются государством имеющими юридическую силу, поскольку ими не нарушаются государственные законы;

Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью;

Глава Российского государства, Министр исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными;

Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь;

Учреждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы, как богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании."

Еще в решениях Собора говорилось:
- об уголовном наказании за поношение Церкви,
- о законной силе церковного брака,
- о преподавании Закона Божия в гражданских школах для православных детей,
- о запрещении конфискации церковного имущества,
- о беспрепятственном получении прав юридического лица церковными установлениями."

На мой взгляд, эти требования и по сей день актуальны. Разве что можно добавить еще возвращение изъятого у Церкви имущества.


От Scavenger
К Дм. Ниткин (30.11.2006 00:06:17)
Дата 30.11.2006 20:16:08

Re: Поместный Собор - это не идол...

... и не обладает абсолютно-непогрешимым авторитетом, а только условно-непогрешимым авторитетом. Вы это из богословия прекрасно знаете. Положа руку на сердце вы считаете эти нормы реально выполнимыми в настоящее время?

>На мой взгляд, эти требования и по сей день актуальны. Разве что можно добавить еще возвращение изъятого у Церкви имущества.

Как нормы, а не как сиюминутные требования. И до следующего Поместного Собора.

С уважением, Александр

От Дм. Ниткин
К Scavenger (30.11.2006 20:16:08)
Дата 01.12.2006 00:01:46

Re: Поместный Собор

>... и не обладает абсолютно-непогрешимым авторитетом, а только условно-непогрешимым авторитетом.

Речь здесь о вопросах не догматических, а политических.

>Положа руку на сердце вы считаете эти нормы реально выполнимыми в настоящее время?

И поскольку речь идет о политических вопросах - считайте эти требования политической программой-максимум. И в то же время руководством к личному действию. Например, если на должность главы государства баллотируется неправославный - не голосуй за него.

Разумеется, речь не идет о том, чтобы фиксировать в Конституции требования к вероисповеданию президента страны. А вот сделать эти требования частью неписанного закона - вполне возможно.

От Almar
К Дм. Ниткин (30.11.2006 00:06:17)
Дата 30.11.2006 12:01:00

Как насчет того, чтобы истинно верующему поделиться с церковью собственностью?

>На мой взгляд, эти требования и по сей день актуальны. Разве что можно добавить еще возвращение изъятого у Церкви имущества.

Хорошая мысль. НО поскольку конкретные объекты имущества сейчас затруднительно определить (за давностью лет), то получается, что церковь может претендовать на некую долю собственности, принадлажащей всем.

Как насчет того, что и вам (как истинно верующему) поделиться с церковью своей собственностью, восстанавливая таким образом историческую справедивость. Готовы ли вы из своей приватизированной квартирки сделать коммуналку, заселив в одну из комнат попа?



От Дм. Ниткин
К Almar (30.11.2006 12:01:00)
Дата 30.11.2006 23:51:48

Re: Как насчет...

>Как насчет того, что и вам (как истинно верующему) поделиться с церковью своей собственностью, восстанавливая таким образом историческую справедивость. Готовы ли вы из своей приватизированной квартирки сделать коммуналку, заселив в одну из комнат попа?

Вы даже не представляете, насколько близки к реальным событиям! В течение примерно года раз в неделю в моей квартире ночевал престарелый православный священник. Слава Богу, хоть так я мог ему помочь в его непростой жизни.

От Борис
К Дм. Ниткин (30.11.2006 00:06:17)
Дата 30.11.2006 10:59:38

Вы считаете, что не нужно правки с учетом других исторических реалий? (+)

А между тем сама Церковь не воспроизводит эти требования 1 к 1.

А то ведь так можно вспомнить, что было веке в 16-м и крепостных потребовать - что, согласитесь, будет уже полной несуразицей.

От Игорь
К Дм. Ниткин (30.11.2006 00:06:17)
Дата 30.11.2006 01:39:40

Re: Давно сформулировано

>>1) До какой степени готовы проявлять "воцерковленные" терпимость к секулярным элементам организации нашего общества, требованиям неверующих, нецерковным духовно-философским поискам, русским иноверцам и т.д.?
>>(хотя бы во имя единства страны)
>
>Требования были зафиксированы в решениях Поместного собора 1917-1918 годов:

>"Православная Российская Церковь, составляя часть единой Вселенской Христовой Церкви, занимает в Российском государстве первенствующее среди других исповеданий публично-правовое положение, подобающее ей, как величайшей святыне огромного большинства населения и как великой исторической силе, созидавшей Российское государство;

>Постановления, издаваемые Церковью для самой себя, признаются государством имеющими юридическую силу, поскольку ими не нарушаются государственные законы;

>Государственные законы, касающиеся Православной Церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью;

>Глава Российского государства, Министр исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными;

>Во всех случаях государственной жизни, в которых государство обращается к религии, преимуществом пользуется Православная Церковь;

>Учреждаемые Православной Церковью низшие, средние и высшие школы, как богословские, так и общеобразовательные, пользуются в государстве всеми правами правительственных учебных заведений на общем основании."

>Еще в решениях Собора говорилось:
>- об уголовном наказании за поношение Церкви,
>- о законной силе церковного брака,
>- о преподавании Закона Божия в гражданских школах для православных детей,
>- о запрещении конфискации церковного имущества,
>- о беспрепятственном получении прав юридического лица церковными установлениями."

>На мой взгляд, эти требования и по сей день актуальны. Разве что можно добавить еще возвращение изъятого у Церкви имущества.

Так многие из этих требований де факто и реализовались. Ясно, что Православная церковь обладала в СССР первенствующим положением и защищалась государством от инославных конфессий и сект. Государственные расходы на восстановление разрушенных в Войне церковных зданий плюс расходы на реставрацию в послевоенные годы многих церковных зданий, как памятников архитектуры, плюс государственные пожертвования на заграничные православные епархии наверняка превысили стоимость изъятого у Церкви имущества для восстановления экономики и помощи голодающим.