От
|
IGA
|
К
|
И.Т.
|
Дата
|
15.10.2006 23:19:01
|
Рубрики
|
Прочее; Россия-СССР;
|
Крылов: манихейство
http://krylov.livejournal.com/1378034.html
<<<
Теологическое: мир как светокачка
Как ни странно, но традиционное учение о циклах и радикальный гностицизм вполне себе примиримы.
Что утверждает традиционное учение? Что мир – изначально сотворённый благим – постепенно деградирует: от Сатья-Юги, Золотого Века, когда почти всё прекрасно, через Серебряный и Медный мы погружаемся в ужас Железного Века, Кали-Юги, «последних времён». При это количество зла в мире всё нарастает и нарастает, пока человеческая – да и всякая жизнь не превращается в ад. Заканчивается всё это гибелью мира.
Что утверждает гностицизм:? Что мир изначально сотворён злым демиургом, который посредством материи удерживает в плену некие «частицы духовного света» (они же «души праведников»). Их освобождение возможно только через пришествие Спасителя, через которого немногие избранные спасутся. И никаких «циклов».
Однако, посмотрим на эти учения вот с какой стороны. Допустим, в материи и в самом деле содержится нечто, предоставляющее интерес для Небес. Назовём это «искры света». Зачем они нужны Небу, мы не знаем, - но, так или иначе, это некий ценный ресурс. Материя же – нечто вроде руды, в которой они содержатся. Точнее, они содержатся во плоти, в человеческих телах. Откуда их и добывают.
Проявляется пресловутая «искра света» известным образом: человек, обладающий ею, разумен, праведен, богобоязнен, и т.п. Не обладающий – особо не отличается от животного.
В таком случае, человеческую цивилизацию можно рассматривать как машину по добыче этого света из материи.
В самом начале месторождение можно разрабатывать открытым способом – то есть черпать этот самый свет «как ковшом». Это соответствует Золотому веку. Праведники ведут «разумную и праведную жизнь», живут долго, а после смерти их искры идут прямо в житницы Господни. Не нужно даже устанавливать всяких там фильтров, чтобы отделить самородки от пустой породы. Поэтому нет ни законов, ни религии, вообще ничего. «Не нужно».
Дальше, однако, наступает Серебряный век. Это время, когда открытая добыча становится нерентабельной. Праведники по-прежнему держат масть, но появляется много «пустой породы» - то есть всяких диких людей, не озарённых «искрой». Начинаются «первые заборы и первые сторожа», поскольку злодеи (пока ещё дикие и неразумные) начинают создавать праведникам проблемы. На Небесах тоже возникают проблемки: пора фильтровать контингент. Начинают устанавливать «грохоты и решёта», чтобы отделить пустую породу от драгоценного металла. Работают они, видимо, путём выделения праведников (ибо «искра» проявляется в человеческом поведении именно так). Возникают первые религии, учащие о посмертном суде.
Бронзовый век. Появляется особая порода людей, обладающих «искрой», но по каким-то причинам не желающих отдавать её Небесам ни при жизни, ни после смерти (возможно, потому, что они догадываются: там, на Небе, эти самые искры используются именно как сырьё). В отличие от «непросветлённых дикарей», эти люди умны и даже по-своему добродетельны (ибо «искра» у них есть), но они сознательно противятся работе небесной светокачки. Противятся разными способами – начиная от магических ритуалов и кончая совершением многоразличного зла и совращением в него всех, кого только можно. Поскольку «сита Божьи» настроены именно на «доброту и праведность», это работает. В свою очередь, Небо начинает изощряться. Разработка Света «открытым способом» прекращается, начинают прокладываться шахты: возникают новые религии, дисциплинарно-охранительного свойства, разными способами отнимающие у своих адептов искры духа.
Наконец, «последние времена». Порода выработана почти вся. Но Свет – слишком ценный ресурс, и Небеса будут продолжать его разработку, пока «хоть что-то ещё остаётся». Шахты сменяются направленными штольнями: начинается время «пророческих религий». Поскольку же свет остаётся в основном у «закоренелых в своём упорстве» (то есть у обладателей «искры», которая, однако, приросла к душе намертво), то разрабатываются сложные, изощрённые учения о «покаянии и самоумалении». С другой стороны, масса «пустой породы» тоже возрастает неимоверно – так что, для того, чтобы держать её в повиновении, создаются централизованные государства, полиция, картотеки и тотальная слежка за всеми. Ибо «людишки стали таковы, что дай им воли, - они всё изгадят и сломают.
Кончится это, видимо, кода все или почти все искры света будут добыты. К тому моменту мир будут населять стада бешеных ублюдков и кучка утончённых злодеев, которые будут крутить этими самыми ублюдками. Когда дальнейшая добыча будет признана экономически нецелесообразной, Небо уйдёт от Земли (с добычей). Что будет после этого, сказать трудно. Скорее всего, уходя, «горние инстанции» тут всё грохнут нахрен, ибо нефиг.
Отдельный вопрос: что делает Небо с добытыми им «искрами света»? Религии, конечно, обещают «отдых светлым душам праведников». На самом деле, скорее всего, с этими самыми «светлыми душами» делают что-то куда менее приятное. Может, Боги их едят. Или топят ими. Или изготавливают из них нектар и амброзию… Да мало ли.
Именно поэтому и появляются среди людей «сознательные злодеи». Они знают или догадываются, что на Небе их «светлую часть» ничего хорошего не ждёт, вот и стараются ни в коем случае туда не попасть.
Примечание. Я, разумеется, ни во что подобное не верю. Но картинка, что ни говори, логичная - по крайней мере, в рамках строгого монотеизма. "Всё объясняется", да.
<<<