От Георгий
К Георгий
Дата 10.10.2006 00:04:38
Рубрики Тексты;

Сезон Шостаковича (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg412006/Polosy/9_1.htm

Сезон Шостаковича
Юрий ДАНИЛИН

С начала года во всех концертных залах России звучит музыка Шостаковича.
Дмитрию Дмитриевичу - сто лет. Уже для нескольких молодых поколений
россиян он и его творчество - глубокая история. Дело не в быстро текущем
времени, а в том, что образование в стране упорно поручается нелепейшим
людям. Бывшему ефрейтору, или председателю садово-огороднического
товарищества, или ещё какому-нибудь фрукту. И они с присущим бездарям
упорством делают всё для того, чтобы выпускник средней и высшей школы не
знал отечественной культуры. Ни музыки, ни живописи, ни литературы, ни
даже родной истории. В дни перед праздником Победы канал НТВ показал
ростовских школьников. Дети как дети, упитанные, с румяными щеками, не
какие-нибудь там заброшенные сироты на вопрос: <А что вы знаете о
Великой Отечественной войне> недоумённо переглядываются и спрашивают
корреспондента: <А когда она была?> Ростов-на-Дону всё-таки вполне
просвещённый университетский город, не Мухосранск какой-нибудь. Но,
видимо, может однажды таким оказаться. Какой уж тут Шостакович! И
всё-таки хочется надеяться на лучшее - вдруг обделённые непрошеными
реформаторами молодые люди однажды встретятся с эти именем и поймут
тогда подлинную, достоверную суть ХХ века, так талантливо и правдиво
изложенную Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. И заинтересуются, не без
пользы для себя, персоной композитора.
Лучшие оркестры страны подарят нам встречи с Д.Д. Шостаковичем.
Интересные программы заявлены прославленными исполнителями. В дни выхода
этой заметки Первую и Пятнадцатую симфонии Шостаковича исполнит
Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва.
Программы инструментальной музыки в сентябре, в открытие сезона,
никакими особыми новостями не отличались. Пианисты почему-то
предпочитали играть <Крейслериану> Шумана. Она присутствовала в самых
заметных выступлениях сентября - у Михаила Плетнёва, Филиппа
Копачевского и Михаила Оленева. Конечно, событием стали два концерта
замечательного российского пианиста Михаила Плетнёва в Зале имени
Чайковского. Шуман и Шопен. <Крейслериана> посвящена Фредерику Шопену.
Навеяна образом капельмейстера Крейслера у Гофмана. Сам Шуман писал по
её поводу: <:Моя музыка представляется мне теперь такой
чудесно-замысловатой при всей её простоте, такой сердечной; и так же она
действует на всех, кому я её играю, что я теперь делаю охотно и часто>.
Вот эту чудесно-замысловатую суть прекрасно выразил Плетнёв. И
страстность, и тихая мечтательность, и грусть очень хорошо, я бы даже
сказал как никому из пианистов, удаются Михаилу Плетнёву. Его пианизм
всегда отличали глубина чувства и поразительное умение передать самые
тонкие, эфирные оттенки звука. Острые язычки поговаривали, что это уже и
не Шуман с Шопеном, а некая <плетневиана>. Вот и прекрасно, а что может
быть интереснее в пору исполнительской зрелости. Конечно, плетневиана. И
дай нам бог дольше быть её свидетелями.
Филипп Копачевский, хоть и лауреат многих авторитетных международных
конкурсов, но пока ещё ученик десятого класса ЦМШ. Один из самых
интересных молодых пианистов сегодня. С первых публичных концертов и в
полном противоречии с возрастом удивлял осмысленностью исполнительства,
неизвестно откуда взявшейся зрелостью в подходах, в трактовке очень
серьёзных и не всегда доступных даже опытным мастерам произведений. Он
размышляющий пианист и ценит эту возможность в сочинениях. Трудоголик
каких мало. Лето загубил себе двумя большими концертами - Четвёртым
Бетховена и Вторым Брамса. Готовился к конкурсу. В деревне на бабушкиной
даче даже бродячие собаки относились к нему с должным почтением. А какое
удовольствие было присутствовать при итоге - концерте в зале ЦМШ!
Никаких скидок на возраст - играл зрелый, яркий пианист, блестяще
справившийся с двумя серьёзнейшими концертами. Так вот, <Крейслериана> у
него была привлекательно молодой, полнозвучной, и все волнения,
страдания и радости капельмейстера Крейслера Филипп передал с редким
умением и пониманием этого знаменитого текста фортепианной литературы.
Мне кажется, ему помогает ещё и любознательность. Это уж такая роскошь
при его режиме! Компьютер знает, как клавиатуру родного инструмента. И
за литературой следит, и сам сочиняет. Не только музыку, но и романы.
Поэтому, наверное, у него такой пленительный, поэтичный Шопен.
Надо заметить, что и прославленного российского пианиста, и
замечательного дебютанта всегда внимательно слушает одна прекрасная
дама, имя которой в афишах отсутствует. Я лично нахожу это
несправедливым. Но Кира Александровна Шашкина, а именно так зовут
прекрасную даму, над этим только бы посмеялась. Она - преподаватель
специального фортепиано ЦМШ, в прошлом - педагог Плетнёва, а в
настоящем - Копачевского. Сама всегда была отличницей: и в школе, и в
музучилище, и в консерватории, и в аспирантуре. Понятны требования к
воспитанникам. Много лет растила музыкантов в Казани, получила звание
<Заслуженный деятель искусств Татарстана>. Давно уже по фактам более чем
заслуженный деятель искусств России и, без всякого преувеличения, мира
(один Плетнёв чего стоит!), но как человек скромный не обращает на
подобные мелочи внимания. А вот на то, как играет нынче Копачевский,
обращает, да ещё какое! Кира Александровна - наше национальное
богатство, о чём, вероятно, ещё не догадываются чиновники Министерства
культуры (имею в виду звание педагога), она непостижимым образом умеет
объяснить, по сути, детям смысл музыки, все тонкости этого удивительного
языка. Не зря композитор Кабалевский характеризовал её уникальный
педагогический дар как <выдающийся>. Так что блестящие сентябрьские
концерты учеников - это и её личный успех. И пока в России трудятся
такие педагоги, как Кира Александровна Шашкина, у нас остаётся надежда
стать людьми культуры. Редкая по нынешним временам перспектива!