Этот мой ответ Георгию - последний: к сожалению, постоянные передергивания с его стороны и сам тон дискуссии не оставляет мне иного выбора, кроме как ПОКИНУТЬ НА НЕОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ ТЕРРИТОРИЮ ДАННОГО ФОРУМА.
Отвечаю сразу на все высказывания Георгия.
1. Касательно крестьянского сознания: увы, не мной и очень давно подмечено, что его особенностью является именно недоверие, ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ к "инаковости". В отличие от дворянского сознания, крестьянское, увы, строится на идее примитивно понимаемой "преемственности", традиции: "Я такой, как мой отец, а он такой, как мой дед... а ты- другой". Свиридов всю жизнь был маниакально подозрителен... злобен и очень РАСЧЕТЛИВ... Многие мыслящие люди, знающие творчество Свиридова, не удивились, в частности, резкой жанровой перемене, "чудесным" образом случившейся с ним в конце 1940-х... аккурат после Постановления... застрочил наш Георгий Васильевич вокальную музыку... одно за одним. Совпадение, скажете, - НУ-НУ:)))
2. Про Шостаковича и Свиридова, про "стыд, который должны испытывать от речей сов. периода" и прочее: не те акценты, Георгий. А вот ТЕ: Шостакович всегда СТЫДИЛСЯ своего ВЫНУЖДЕННОГО словесного конформизма... он страдал от него. Он пытался быть честным и в словах, а не только в музыке своей (где честным быть и НЕ ПЕРЕСТАВАЛ). В случае со Свиридовым мы имеем злобного субъекта, который строил из себя девушку... знаете, - постоянно восстанавливая (как с помощью некоей хирургической операции) невинность. КУРАМ на смех!- Глава Союза композиторов РСФСР, который восстановил своей злобностью и интриганством против себя всех за пять лет; настолько, что даже под давлением рукводящих органов композиторы Свиридова "прокатили" на выборах. Он этого не забыл - нет, он возненавидел Щедрина до конца жизни.
3. Про "почвенников" и "антисемитов". Вся наша разница с Георгием - не в том, что у меня "своя" (читай: еврейская) мораль, а у него - русская. Нет! Я слишком хорошо знаю ужас любого религ. фанатизма - я работаю и дружу с религ. людьми, я с ужасом смотрю на "одноклеточных" иудеев, православных и мусульман, не знающих ничего, кроме своего "Отче наш" (в переносном смысле - я имею в виду "свои" первоисточники). Я просто НЕНАВИЖУ ПСЕВДОПОЧВЕННИКОВ, ПСЕВДОБОРЦОВ с коммунизмом - ставленников обкомов и горкомов. Среди них есть гениально одаренные люди - типа Василия Белова или Свиридова. Но это "ряженые нонконформисты". Шостакович - трагичесая фигура, конформист и не-борец - в сотни раз ценнее этих мерзавцев. Он друзей не предавал, учителей не предавал... он пытался многих спасти - Вайнберга или Моисея Береговского (если Георгий в курсе про последнюю фамилию).
Свиридов, при всей своей гениальности, - донельзя закомплексованный человек. Повторяю, только МЕРЗАВЕЦ мог обвинить учителя в продаже масонам... говорить такие гадости о его музыки (не просто гадости - тут профессиональное: он ненавидел Шостаковича за то, чо тот владел вещами,которые Свиридову никогда не давались.
4. Я даже не хочу говорить, что Свиридов должен был от чего бы то ни было "отказываться". Обо всем этом написал гениально Альфред Шнитке (когда он отказывался от Ленинской премии). Он ГЕНИАЛЬНО (прямо для Свиридова) все объяснил. Но вот просить к 70-летию второй Ленинской премии у Хренникова (чтобы документы продвинули) - не надо было... НЕ НАДО.
5. Про Белоненко... при всем своем миролюбии: если встречу - пусть быстро и бочком уходит... могу вмазать ненароком (при всем миролюбии своем).
ПРОДОЛЖЕНИЕ
6. Наконец, про любимую Георгием тему "ответственности музыковедов за Постановление". Опять - немного лжи и непонимания со стороны Георгия совершенно переворачивают картину. В принципе-то он прав! Но вот беда: каждый из музыковедов - человек, а человек что-то любит, а что-то нет. ДЕЛО-ТО В ТОМ, что Партия родная была умна - она заказывала разгромные рецензии на авангардистов тем, кто их искренне не любил. Я на всю жизнь именно из-за этого стыда за профессию поставил себе задачу отделять объективную значимость явлений от субъективного к ним отношения.
7. Автора! разные люди принимали участие в идейной и "творческой" подготовке Постановления: и больной, испуганный и деморализованный Асафьев (это стыд наш и позор! - но понять можно, если вспомнить, как его травили, как он в 1943 году голодный и полуДОХЛЫЙ в Ленинграде писал "Музыкальную форму как процесс"), и талантливейший Борис Ярустовский (по прозвищу "музыковед в штатском").
8. Хренников.
Георгию и всем остальным желающим пообсуждать его персону: НИКАКОЙ ЛИЧНОЙ СИМПАТИИ у меня к нему нет. Но когда начинают его фигуру обсуждать одномерно, мне смешно! Понимаете, ребята, надо представлять себе сложность ситуации… то, что Хренникова поставили как прикрытие Асафьева и др. тяжеловесов. И надо ЗНАТЬ, скольких людей он СПАС! (в буквальном смысле): например, одного музыковеда, который написал на него донос. И знаете, что сделал Тихон, когда этому музыковеду-еврею угрожала посадка во время кампании известной? Он его направил на Дальний Восток фольклор собирать и тем спас. Так что давайте свернем эти комсомольские нападки на Тихона. Между прочим, он единственный, кому удалось в значительной степени дезавуировать постановление 1948 года в 1958 году (по другим видам искусств подобных «дезавуирующих» документов не последовало).
9. Я ОБОЖАЮ ХОРОШУЮ МУЗЫКУ СВИРИДОВА И НЕ ЛЮБЛЮ ПЛОХУЮ (аналогичная история - с музыкой других авторов).
10. Заканчиваю, чем начал. В сложившихся обстоятельствах считаю не вправе оставаться в этом форуме. Лучше я буду с "ненашей" моралью... всех благ, Георгий.
Кто знает мой адрес эл. почты - пишите! Если кому-то надобен - узнайте у Татьяны Никитичны Федоровской. Извините, короче не вышло.
=============
Мой ответ
palmira
2006-10-09 08:03 am UTC (от 195.144.243.81) (ссылка) Выбрать
Подводя неутешительный "итог" дискуссии:
С одной стороны, мне очень жаль, что у г-на Сегельмана дело дошло до натуральной истерики (при том, что он ведь не обладает "крестьянской моралью"). С другой же - я рад, что сам никуда не "сорвался".
1. Что же касается "еврейской" и "русской" морали - честно говоря, я вообще не это (не СОВСЕМ это!) имел в виду, но раз уж моему оппоненту хочется так думать - пожалуйста... как говорится, "ты сказал" (С). Мне лично важны воззрения человека, а не его происхождения, вероисповедание... хотя определенная корреляция ("математическое ожидание" :-))))) существует, никуда не денешься.
2. По поводу "искусствоведов в штатском" и "ставленников горкомов": до конца 1930-х гг. таковыми были отнюдь не "крестьяне". На отсутствие подержки партии и государства им тогда было грех жаловаться. Опять же - см. труды покойного Кожинова: он писал ОЧЕНЬ много на эту тему. И Вадима Валерьяновича тоже называли "антисемитом" и "Змеем Горынычем советской литературы". То же - у С. Г. (не путать с А. А. и В. А.!!) Кара-Мурзы.
3. Еще насчет "крестьянской морали": Кожинов где-то приводил слова Твардовского по поводу компании, группировавшейся вокруг него (т. е. под его прикрытием) в "Новом мире": "я тоже люблю вольнодумничать, но, извините, отдельно, а не в унисон с этими людьми". Мне тоже многое не понравилось в мемуарах Свиридова - но, опять-таки, мне не хочется петь в унисон с людьми других воззрений. Тем более, что я, слава создателю, не "служу" в музыке, не работаю в консерватории и в музыкальной прессе, а потому у меня нет репутации, которую я боялся бы потерять.
4. Насчет Хренникова. Так я на него никогда и не допускал никаких "комсомольских нападок".
(Ответить)
Комментарий Дмитрия Горбатова
palmira
2006-10-09 08:16 am UTC (от 195.144.243.81) (ссылка) Выбрать
От: Д. Горбатов - М. Сегельману / 07-10-2006 03:22:13
Дорогой Миша, по-моему, Вы зря беспокоитесь. Чтобы Вы поняли, почему зря, ответьте, пожалуйста, на один вопрос: слышали ль Вы, чтобы Георгий Васильевич Свиридов лично обвинял Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в том, что тот "продался масонам"? Я в данном случае спокоен: я верю ТОЛЬКО первоисточникам. Сам я от Свиридова такого не слышал. А Вы - слышали? Где? Когда? При каких обстоятельствах?.. Ответьте не мне - ответьте себе. И Вам немедленно полегчает. (Белоненко - не Свиридов: думаю, не стоит из-за него срывать "цветы своей селезёнки".)