Собственно я имел ввиду те отрывки, которые приведены в статье:
>В одном из ответных писем Юргенсону Чайковский откровенно пишет: "Ни в юбилее высокопоставленного лица (всегда бывшего мне порядочно антипатичным), ни в Храме, который мне вовсе не нравится, нет ничего такого, что бы могло поддать мне вдохновение."
>"...Я вовсе не расположен к работе. Тем не менее слово исполню", - писал он брату Анатолию.
>В период сочинения увертюры (начало октября) Чайковский признавался в письме к Н.Ф.фон Мекк: "Увертюра будет очень громка, шумна, я писал ее без теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет"..
>Вопреки мнению Чайковского, считавшего, что увертюра "не заключает в себе, кажется, никаких серьезных достоинств" (письмо к Э.Ф.Направнику), успех ее возрастал с каждым годом.
Итого, вроде имеется минимум 4! письма с весьма непозитивными отзывами самого автора ;)
Что касается непосредственно документов, то полных текстов писем и/или ссылок на них у меня нет. На сайте я нашел только переписку с Н.Ф.фон Мекк, где действительно присутствует указанное письмо (3-я цитата в статье). Кроме того там есть и еще ряд писем.
Вот что там есть:
1.
293. Чайковский-Мекк
Каменка,
1880 г. сентября 27-30. Каменка.
...
28 сентября.
Н. Гр. Рубинштейн обратился ко мне с просьбой написать к московской выставке, в которой он будет участвовать как глава художественного отдела, какое-нибудь большое сочинение для хора с оркестром или просто для оркестра. Он предлагает мне иллюстрировать музыкой одну из следующих трех тем: 1) открытие выставки, 2) 25-летие коронации и 3) освящение храма спасителя . Для меня нет ничего антипатичнее, как сочинять ради каких-нибудь торжеств. Подумайте, милый друг! что, например, можно написать по случаю открытия выстави и, кроме банальностей и шумных общих мест? Однако ж отказать в просьбе я не имею духа и придется волей-неволей приняться за несимпатичную задачу.
...
30 сентября.
Несмотря на некоторое отвращение к выставочной музыке, я довольно прилежно за нее принялся, чтобы скорее сбыть с плеч довольно сильно тяготящую меня обузу.
...
2.
297. Чайковский-Мекк
Каменка,
1880 г. октября 8-10. Каменка.
...
Представьте, дорогой друг мой, что муза моя была так благосклонна ко мне в последнее время (до болезни сестры), что я с большой быстротой написал две вещи, а именно: 1) большую торжественную увертюру для выставки, по просьбе Ник[олая] Гр[игорьевича], и 2) серенаду для струнного оркестра в четырех частях. То и другое я теперь понемножку оркеструю. Увертюра будет очень громка, шумна, но я писал ее без Теплого чувства любви, и поэтому художественных достоинств в ней, вероятно, не будет. Серенаду же, напротив, я сочинил по внутреннему побуждению. Это вещь прочувствованная, и потому, смею думать, не лишенная настоящих достоинств.
...
Это все я читал еще в книгах советского времени. Но, согласитесь,...
... ничего подобного из того, что имел в виду Ромм, Чайковский бы не сказал. Говорю с уверенностью, потому что читал и то, что говорил П. И. о "политике".
(В. В. Стасов - очень мог бы, конечно.)
Это одно.
Второе - Чайковский очень непочтительно отзывался и о многих других своих сочинениях ("Манфред"), через некоторое время после их окончания. Такова уж была его особенность :-))))
Любил он неизменно сильно только 4-ю симфонию. 6-ю тоже - но в ней он в любом случае разочароваться просто не успел (умер через 10 дней после премьеры) - так что кто его знает...