>Вы клевещете на советский строй. Обществом потребления он стал уже к концу 80х. И то за счет инфицирования западнизмом.
Разумеется, СССР стал обществом потребления не сразу. Постепенно.
Вы помните персонаж артиста Этуша из комедии "Иван Васильевич меняет профессию"(1973): "Все, все што нажито непосильным трудом, всеж пропало: три магнитофона импортных, три портсигара золотых отечественных, куртки замшевых три..."?
Как Вы можете определить смысл существования этого человека? И, в чем талант Гайдая, он типажи не выдумывал. Он их схватывал в окружающей жизни. Персонаж уже становился типичным. Еще осуждаемым, нелегитимным, - но типичным.
Или вспомните эпизод 1958 года в фильме "Москва слезам не верит", когда главная героиня, переспавшая с молодым человеком, пришла к нему домой. Что там ее встретило?
Советская интеллигенция искала противоядие. В романтике научного поиска, в героизме стюардесс и комсомольских строек, в таежных походах и в альпинизме. Именно искала выход, сознательно противоставляя его охватывавшей страну эпидемии потребительства:
Чтобы жить километрами, а не квадратными метрами,
Холод, дождь, мошкара, жара - не такой уж пустяк!
И чтоб устать от усталости, а не от собственной старости
И грустить об оставшихся, о себе не грустя.
Пусть лесною венерою пихта лапой по нервам бьет,
Не на выставках - на небе наблюдать колера.
И чтоб таежные запахи, а не комнаты затхлые,
И не пыль в кабаках, рукав прожигать у костра.
Эту песню Юрий Кукин пишет не позднее начала 70-х. А шедевр "За туманом", с которого началось его творчество, - вообще в 1963.
Но в те же 60-е на песню "За туманом" появляется пародия: "А я еду, а я еду за деньгами, за туманом ездят только дураки" - все! Это сигнал поворота. Пока как бы не всерьез, пока только в шутку, но общественное мнение доворачивается в сторону новой ценностной категории - денег.
Так что - никакой клеветы. В начале 60-х оформился основной вектор движения советского общества к ликвидации социализма.
Тогда же, в 60-х советская интеллигенция попыталась смоделировать мир будущего - коммунизм. В фантастических романах и повестях. И ничего путного в этом коммунистическом будущем не сумела выявить. В далеких от совершенства мирах "Необитаемого острова" или "Трудно быть богом" Стругацких - была реальная жизнь с реальными противоречиями. А собственная жизнь землян в коммунистическом будущем - была пресной и безжизненной. Нереальной.
И общественная модель капиталистической драки за деньги и ныне, и присно, и вовеки веков - оказалась безальтернативной.
У интеллигенции - не хватило фантазии. У народа - хватило. И идея таки прозвучала. В форме анекдота. Помните, приходят ходоки к Брежневу и спрашивают: когда же наступит коммунизм? Брежнев подводит их к окну и показывает: видите, стоит моя "Чайка" , чуть поодаль - "Чайка" Косыгина. Вот когда между ними будет стоять ваша "Чайка", - тогда мол и наступит коммунизм. А ходоки, вернувшись в деревню, пояснили: вот стоит моя котомка, вот стоит его котомка. Когда между ними будет стоять котомка Брежнева, - тогда и наступит коммунизм.
Тогда, в 60-70-х это было только шуткой. Только-только выбравшийся из нетерпимого, на грани голода, существования традиционный собственник крестьянин, только что превратившийся из крестьянина в городского жителя рабочий, инженер, врач - не могли принять такого коммунизма.
А вот сегодня идею такого коммунизма, как всеобщего отказа от оголтелого личного потребительства - в пользу общественного потребления, отказа от погони за шмотками - в пользу погони за духовными ценностями, научными и гуманитарными истинами, освоением космоса, океана, - можно уже и предлагать. Потребительство уже раздражает. И раздражает - молодежь. Бесцельное зарабатывание и проедание денег, идиотизм массовой культуры - молодежь уже не устраивает. МАЛО! - Хочется чего-то великого, достойного звания Человека. - Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
>Советская интеллигенция искала противоядие. В романтике научного поиска, в героизме стюардесс и комсомольских строек, в таежных походах и в альпинизме. Именно искала выход, сознательно противоставляя его охватывавшей страну эпидемии потребительства:
Все одно - эгоизм. Сейчас горные лыжи, резинки, парашуты, бизьнес. Там тоже иероизьм огого.
>Так что - никакой клеветы. В начале 60-х оформился основной вектор движения советского общества к ликвидации социализма.
К самоликвидации путем вымирания.
>Тогда же, в 60-х советская интеллигенция попыталась смоделировать мир будущего - коммунизм. В фантастических романах и повестях. И ничего путного в этом коммунистическом будущем не сумела выявить. В далеких от совершенства мирах "Необитаемого острова" или "Трудно быть богом" Стругацких - была реальная жизнь с реальными противоречиями.
Шиза реальная с больной фантазией.
>А собственная жизнь землян в коммунистическом будущем - была пресной и безжизненной. Нереальной.
Во-во!
>Потребительство уже раздражает. И раздражает - молодежь. Бесцельное зарабатывание и проедание денег, идиотизм массовой культуры - молодежь уже не устраивает. МАЛО! - Хочется чего-то великого, достойного звания Человека. - Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.
Называется "непривязанность к вещам", добавлю - чужим.