От self
К All
Дата 25.08.2006 06:59:05
Рубрики Прочее; Россия-СССР; Катастрофа;

Национализм, нацизм и прочие определения

Давно нет политпросвета, должной корректуры и цензуры. Не манипулирует только ленивый.
Хотелось бы услышать аргументированные мнения по поводу определения, употребления и смысла таких расхожих слов как:
национализм и нацизм (с возможным привлечением и таких слов как: патриотизм, фашизм, шовинизм, расизм и пр. в качестве сравнений)
приветствуются ссылки на статьи по теме.
отсылать к электронным словарям не надо (если только в качестве отправной точки в суждениях).

Вопрос: правильно ли по большому счёту отождествлять слова национализм и нацизм?

прим. это к рубрике "прошу помощи".

От pikolejka
К self (25.08.2006 06:59:05)
Дата 27.08.2006 17:25:30

Национализм, нацизм - определения

>Давно нет политпросвета, должной корректуры и цензуры. Не манипулирует только ленивый.
>Хотелось бы услышать аргументированные мнения по поводу определения, употребления и смысла таких расхожих слов как:
>национализм и нацизм (с возможным привлечением и таких слов как: патриотизм, фашизм, шовинизм, расизм и пр. в качестве сравнений)
>приветствуются ссылки на статьи по теме.
>отсылать к электронным словарям не надо (если только в качестве отправной точки в суждениях).

>Вопрос: правильно ли по большому счёту отождествлять слова национализм и нацизм?

>прим. это к рубрике "прошу помощи".


Постараюсь помочь, как говорится, чем могу. Вот определения из Советского Энциклопедического словаря (подписан к печати в апреле 1954 года), т.2 стр.471. Моя жизненная позиция соответствут этим определениям.

НАЦИОНАЛИЗМ, реакц. бурж. идеология и политика. Н. отстаивает интересы буржуазии данной нации под прикрытием лживого флага "общенациональных" интересов, оправдывает нац. гнёт, проповедует пренебрежительное отношение к другим нациям, разжигает вражду между нациями и затемняет классовое сознание трудящихся. Буржуазный Н. - отравленное оружие империалистич. реакции. Пролетарский интернационализм - в корне противоположен и непримиримо враждебен буржуазному Н.

"НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИСТЫ" (н а ц и с т ы), нем. фашисты, гитлеровцы, партия хищнических и разбойничьих империалистов. Созданная в 1919 герм. монополистич. капиталом, партия "Н.-с" в 1933 установила свою диктатуру. Восстановив при помощи англ. и амер. капитала воен.-пром. потенциал, нем. фашисты развязали 2-ую мировую войну 1939-45. После разгрома Советским Союзом гитлеровской Германии, в Вост. Германии проведена денацификация, в Зап. Германии герм. монополисты с помощью амер. империалистов возрождают фашизм, стремясь превратить её в очаг фашизма и реваншизма.

От Александр
К pikolejka (27.08.2006 17:25:30)
Дата 27.08.2006 20:16:20

Кстати это примерчик отношения буржуазных идеологов к национализму.

>Постараюсь помочь, как говорится, чем могу. Вот определения из Советского Энциклопедического словаря (подписан к печати в апреле 1954 года), т.2 стр.471. Моя жизненная позиция соответствут этим определениям.

>НАЦИОНАЛИЗМ, реакц. бурж. идеология и политика. Н. отстаивает интересы буржуазии данной нации под прикрытием лживого флага "общенациональных" интересов, оправдывает нац. гнёт, проповедует пренебрежительное отношение к другим нациям, разжигает вражду между нациями и затемняет классовое сознание трудящихся.

Марксизм - реакц. бурж. идеология и политика. М отстаивает стремление центра империалистической системы к мировому господству, подавлению незападных наций и национально-освободительных движений. Под прикрытием лживого флага "прогресса", который западный империализм им якобы несет, "солидарности", которую якобы испытывает с пролетариями переферии империалистической системы "пролетариат" "господствующих народов" и "реакционности" попыток незападных народов защититься от притязаний западного империализма на мировое господство М. требует от пролетариатов незападных стран пренебрежительного отношения к своим народам и преклонения перед центром мирового империализма, разжигает вражду между трудящимися и служащими по профессиональному признаку, затемняет национальное самосознание трудящихся и соблазняя погоней за индивидуальным обогащением, и цацками "прогресса" пытается использовать пролетариат для уничтожения "реакционных" народов своих стран, не нужных центру империализма.

> Буржуазный Н. - отравленное оружие империалистич. реакции. Пролетарский интернационализм - в корне противоположен и непримиримо враждебен буржуазному Н.

Марксизм - отравленное оружие империалистической реакции. Так называемый "пролетарский интернационализм" - попытка соблазнить национальный пролетариат принятием в мировую империалистическую систему и использовать его в борьбе против остального народа - в корне противоположен и непримиримо враждебен национально-освободительным движениям и интересам народов борящихся за освобождение от империалистического гнета.

При поддержке центра империалистической системы, М. развязал Гражданскую войну против Октябрьской национально-освободительной революции в России. Затем марксистские группы, наиболее известной из которых являются троцкисты, устроили кампанию саботажа и очернения СССР на международной арене. И наконец, марксистские группы внутри страны и за рубежом сыграли важнейшую роль в подготовке и проведении горбачевской "Перестройки", которая должна была расчленить Россию и вернуть ее под иго западного империализма.

От Георгий
К self (25.08.2006 06:59:05)
Дата 26.08.2006 13:42:17

Как Тишков предлагает бороться с национализмом (*+)

Lenta.ru: Комментарии:
http://lenta.ru/articles/2006/04/14/op1/
26.08.2006, суббота, 13:45:57
Обновлено 14.04.2006 в 17:11:11


Всем бороться!

В пятницу 14 апреля Общественная палата на втором пленарном заседании
(фактически первом рабочем, так как на предыдущем избирали руководящий
состав комиссии) приняла документ под названием "Рекомендации о
противодействии нетерпимости и экстремизму в российском обществе".
Документ составлен Комиссией Общественной палаты по вопросам
толерантности и свободы совести во главе с Валерием Тишковым, директором
Института этнологии и антропологии РАН.
Текст "Рекомендаций" еще до официальной публикации оказался в
распоряжении газеты "Коммерсант".
Документ можно условно разделить на две части: "Кто виноват?" (анализ
существующей ситуации с эскалацией нетерпимости в российском обществе) и
"Что делать?" (собственно рекомендации).

Кто виноват

Коротко говоря, виноваты все, всё общество.
Основными носителями идей экстремизма на национальной и религиозной
почве называются молодежные группировки. Это положение можно признать
верным лишь отчасти, поскольку основные идеологи многочисленных
националистических движений - люди, как правило, вполне зрелые, многие
из которых состояли еще в обществе "Память", а иные и вовсе заседают
ныне в Государственной Думе. Молодые люди, в особенности из
неблагополучной социальной среды, более других граждан подвержены
влиянию их идей и наиболее активно проводят их в жизнь, избивая и убивая
как иностранцев, так и российских граждан "не той" национальности, а
также тех, кто старается их защитить.
Особо в документе отмечается, что радикальные организации "готовы начать
политический террор". Тот факт, что различные экстремистские
организации, преимущественно фашистского и неонацистского толка,
стремятся в политику, что националистическая идеология становится все
более серьезным фактором политической жизни России, отмечено уже давно,
в частности, на примере того же предвыборного агитационного ролика
"Родины" с арбузными корками.
Национализм пытается подменить собой патриотизм, констатирует
Общественная палата. И в этом, собственно говоря, заключается как
социальная, так и политическая его опасность: национализм в крайних
формах перестает быть постыдным, это создает бритоголовым своего рода
алиби ("Народ на моей стороне!") и условия для их прихода к власти.
В этой ситуации пресечь распространение идей нетерпимости могли бы
жесткие действия правоохранительной системы. Однако она, по мнению
составителей документа, "не готова адекватно реагировать на всплеск
экстремизма" и "создает у националистов ощущение безнаказанности".
Уж сколько раз твердили миру о некомпетентности милиционеров, прокуроров
и судей, о том, что законы у нас хорошие, но правоприменительная
практика слаба, и, конечно, о сакраментальном "отсутствии политической
воли". Приводились разные объяснения: что правоохранители просто
недостаточно "подкованы" в знании экстремистских идеологий, чтобы
правильно их определять; что они просто не хотят "портить статистику" (и
в этом их покрывают местные власти, которым эта самая "статистика" может
испортить рейтинг и/или отношение к ним вышестоящего начальства); что
распространение экстремистских идей выгодно определенным политическим
силам, чтобы на националистической волне (или, как вариант, на волне
борьбы с фашизмом) прийти к власти (как вариант, сохранить власть).
По данным опроса, проведенного "Левада-центром" в 2005 году, уровень
ксенофобских настроений среди работников правоохранительных органов -
самый высокий среди всех социальных групп в России. И случай, когда
милиционер, прибывший на место избиения Заура Тутова, одобрил действия
нападавших, выкрикивавших националистические лозунги, отнюдь не является
единичным.
Наконец, часть ответственности за разжигание межнациональной вражды в
российском обществе Общественная палата возлагает на средства массовой
информации, у которых нет "этического кодекса", на основании которого
они могли бы освещать этнокультурные вопросы, религиозные темы и
конфликты.
Что касается собственно российской власти, прямую ответственность за
нагнетание межнациональной напряженности Общественная палата с нее
снимает. Составители "Рекомендаций" заявляют, что открытой дискриминации
этнических и религиозных меньшинств в России нет. Действительно, то, что
российский народ является многонациональным, особо подчеркнуто даже в
Конституции.
Впрочем, в 2003 году появился законопроект "Об основах государственной
национальной политики", который многие национальные меньшинства (в том
числе крупнейшее - татарское) сочли попыткой ущемить их права и
самобытность, законодательно закрепив доминирование в России русского
народа. Споры вокруг законопроекта до сих пор продолжаются, то стихая,
то разгораясь с новой силой.
Составители "Рекомендаций" оговариваются, что "неблагоприятная
социально-экономическая обстановка" в сочетании с "плохим управлением"
могут косвенно способствовать конфликтам на национальной почве. То есть
когда человеку жить плохо, он начинает искать виноватых и в
многонациональной стране находит их в лице "инородцев", и определенная
доля ответственности лежит в том числе на власти.
Еще один болезненный вопрос затронул в своем выступлении перед
Общественной палатой митрополит Калужский и Боровской, председатель
Комиссии Общественной палаты по вопросам сохранения культурного и
духовного наследия. По его мнению, различные общественные институты,
включая СМИ, заостряя внимание на уличном терроре против иностранцев,
при этом уделяют недостаточно внимания и негодования таким случаям, как
избиение православного семинариста. Это точно такой же фашизм, как и
убийство сенегальского студента, убежден священнослужитель.

Что делать

Собственно говоря, Общественная палата предлагает пойти по тому же пути,
который ранее предложил Русский народный собор в своей Декларации о
правах и достоинстве человека: противопоставлять ксенофобии и
нетерпимости не столько закон (который, конечно, является необходимым,
но не достаточным средством), сколько этические нормы. То есть фашизм
можно победить только нравственностью.
С этим посылом трудно поспорить. Однако предлагаемые средства
представляются весьма сомнительными.
Предлагается, в частности, "разработать и принять новые правовые акты в
сферах этнокультурной и миграционной политики, противодействия
экстремизму". Однако поможет ли очередное обновление законодательства
преодолеть нежелание прокуроров возбуждать уголовные дела по той же
282-й статье Уголовного кодекса (разжигание межнациональной розни) и
судей - выносить приговоры по этой статье?
Предлагается создать общероссийский телеканал для вещания на языках
народов России. Валерий Тишков сам довел эту свою идею до логического
абсурда, заявив, что это должен быть телеканал, на котором говорят
полчаса по-татарски, потом полчаса по-башкирски и так далее. Во-первых,
трудно себе представить, кто будет смотреть этот канал, а во-вторых, нет
никакой гарантии, что если, например, по-калмыцки на этом канале будут
говорить, скажем, с 18:30 до 19:00, а по-бурятски - с двух до половины
третьего пополуночи, то буряты не обидятся на калмыков, а также на
редакцию канала.
И это не говоря о том, что на деньги налогоплательщиков уже существует
один "ведомственный" телеканал - "Звезда".
Еще предлагается "совместно с учеными-специалистами разработать
этический кодекс журналиста, освещающего этнокультурные вопросы,
религиозные темы и конфликты". То есть в очередной раз научить
журналистов настоящей независимости, ответственности и свободе слова.
Законы, регламентирующие права и обязанности журналистов, в том числе
запрещающие использовать СМИ для пропаганды экстремистских взглядов,
существуют, но целый ряд СМИ, вопреки этим законам, продолжает
распространять откровенно нацистские идеи. Если "кодекс" предполагается
адресовать законопослушным журналистам, не занимающимся распространением
фашизма, то зачем он им? А если тем, кто распространением фашизма
занимается - то, может быть, их лучше все-таки предать суду, а не
рассмешить очередным сводом заповедей и нравственных правил?
Наконец, предлагается "устранять из учебников этноцентристские версии
истории и культуры, а также националистические взгляды", и "проводить
аттестацию преподавателей в школах и вузах на предмет их убеждений в
вопросах межэтнического диалога".
То, что составители документа называют "этноцентристские версии истории
и культуры", есть фактически унитарная система преподавания истории,
несовместимая с подлинным федерализмом. "Унитарность" нашей истории в
полной мере выразилась во фразе советского гимна про "республики
свободные", которые "сплотила навеки великая Русь". В соответствии с
этой концепцией, история многонациональной России, в которой живет
больше ста различных наций и народностей, есть история одного народа,
постепенного расширения его ареала и поглощения политических
образований, созданных другими народами (будь то развитое в политическом
отношении Казанское ханство или родовые общины восточносибирских
кочевников).
Это традиция не одной лишь системы образования, а, собственно говоря,
всей интеллектуальной жизни России. Система образования вольно или
невольно культивирует представление о "дикости" и "недоразвитости" этих
народов, для которых покорение их Россией было благом. Это подсказывает
столь "легкое" объяснение этнической преступности и ситуации на Северном
Кавказе: дескать, у "них" ведь в крови неприятие порядка и неподчинение
власти.
Однако, как справедливо заметил министр образования Андрей Фурсенко,
переделать учебники истории - дело очень трудное. Университетские
профессора в большинстве своем признают, что ни одного "приличного"
учебника по истории России создать пока не удалось. Учебник - это ведь,
собственно говоря, высшая концептуализация истории. А для новой
концептуализации требуется как минимум переосмысление. Переосмысление же
истории России как русскими, так и другими народами России, причем и
учеными, и "простыми смертными", происходит весьма небыстро.
Переписать учебники, конечно, можно. Можно даже устранить из них
бросающийся в глаза этноцентризм. Но чтобы устранить то неочевидное,
что, собственно говоря, в значительной степени способствует развитию
"великорусского шовинизма", этого едва ли достаточно.
Что же касается аттестации преподавателей в школах и вузах, то довольно
трудно представить себе, как она должна быть организована, чтобы не
превратиться в институт отбора по признаку благонадежности и
благонамеренности. А до чего доводит работа таких институтов, тем более
в нашей стране, слишком хорошо известно.
Судя по уже отмеченному принципиальному совпадению в подходах
Общественной палаты и Русского народного собора к борьбе с нетерпимостью
и экстремизмом, "генеральная линия" этой борьбы властвующей элитой уже
выработана: повышать нравственность и, что называется, "учить Родину
любить", только любить правильно, без крайностей и излишеств.
В известном анекдоте водопроводчик, оправдывая свое нежелание чинить
кран, говорил: "Систему менять надо".
Менять ее, конечно, надо. Но необходимости чинить кран это все равно не
отменяет.

Иван Грушин



От Александр
К self (25.08.2006 06:59:05)
Дата 25.08.2006 21:37:04

Нацизм и национализм.

>Вопрос: правильно ли по большому счёту отождествлять слова национализм и нацизм?

Национализм, по определению Бенедикта Андерсена, "воображаемая общность". Возник с появлением книгопечатания: отказ от латыни, объединение диалектов и создание "литературного языка" как рынка печатной продукции.

Другой источник - абсолютная монархия. Помимо государственного языка она создала класс чиновников, который правил от имени государства, а не как феодал по праву наследства. Чиновники проходили через единую систему образования, ротировались в границах империи, сталкивались друг с другом, с такими же биографиями и возникало чувство единства внутри империи. Воображаемая общность - нация. По этой причине в Южной Америке государства были нарезаны по границам бывших колоний. Местные уроженцы - креолы, были в империи людьми второго сорта и руководящие должности могли занимать только внутри колонии. Потому со временем осознали себя как национальную общность в тех же границах в которых кочевали с поста на пост в бывшей колонии.

Солидарность служащих империи со школьной скамьи и через всю карьеру вызывало рефлексию "Почему мы здесь вместе?" (с) Бенедикт Андерсон. Кому служим? Ответ напрашивался сам собой - народу, нации. Так появились например народники в России. В отличии от марксистов, служащий капиталу, националист, или народник - служит народу. Пример - сельские учителя подвижники

Националист понимает что общность воображаемая. По эту сторону речки детишки ходят в советскую школу и учатся по тем же советским учебникам по которым учился я, а по ту сторону афганские детишки вовсе не учатся. И это единственное что отличает детишек с той и другой стороны речки. Афганские детишки тоже могут стать советскими если пройдут через советскую школу, а может быть и институт и т.п.

СССР был жестко националистическим государством. Служба народу была главной обязанностью всех советских граждан, и этой обязанности всех со школьной скамьи учили по одинаковым программам и одинаковым учебникам, в одинаковой школьной форме.

Нацизм, или национал-социализм - евроцентристская идеология, основанная на расистских представлениях что европейцы (арийцы) в силу биологических особенностей более склонны к коллективизму, взаимопомощи, самопожертвованию на общее благо чем "низшие" (неевропейские) расы. Нацизм представляет европейца единственным создателем и носителем культуры. Представители других народов согласно нацистским представлениям, озабочены лишь низшими, животными, эгоистическими устремлениями. Культура может быть превнесена к ним арийцем завоевавшим, поработившим их и использовавшим их в своих проектах. С обретением независимости или "разбавлением арийской крови" эти народы, якобы, скатываются обратно к животному состоянию.

Не удивительно что нацизм объединил Европу в очередном крестовом походе за мировое господство, а советский национализм объединил свободолюбивые народы в борьбе против агрессии фашистской Европы.

От Ilia72
К Александр (25.08.2006 21:37:04)
Дата 28.08.2006 10:01:45

Re: Нацизм и...

>Националист понимает что общность воображаемая. По эту сторону речки детишки ходят в советскую школу и учатся по тем же советским учебникам по которым учился я, а по ту сторону афганские детишки вовсе не учатся. И это единственное что отличает детишек с той и другой стороны речки.

Он, аффтар, в зеркало наверное не смотрит никогда, "отличий" то нет совсем. Вот и фсе. Мда"с.
Главное, что аффтар точно знает, что "понимает" националист.

"Шура, когда Вы говорите, такое ощущуние, что Вы бредите":-))

От Scavenger
К self (25.08.2006 06:59:05)
Дата 25.08.2006 20:57:55

Re: О понятиях...

Если говорить о национализме, то нужно уточнить понятие «нация». С моей точки зрения тут может быть два определения: нация как этнос, достигший политической зрелости и высокой культурной развитости (марксистское определение) или нация как совокупность индивидов, объединенных общей политической культурой, простая арифметическая совокупность граждан одного государства. В качестве первого определения понятия «нация», она существовала во всех полиэтнических и моноэтнических государствах традиционных цивилизаций как государствообразующий этнос этого государства + подвергшиеся этнокультурному влиянию этносы, сосуществующие в рамках того же государства. Как второе определение понятия «нация», она возникла существовала только на Западе после Реформации и буржуазных революций. В конце ХХ века реколонизуемым Западом народам стала навязываться «нация» в западном смысле, предполагающая смерть традиционных культур и смешение этносов.

Итак, соответственно существует два вида национализма – этнический национализм, который возвышает нацию и развивает ее культуру. Этот национализм может существовать даже при официально декларируемом интернационализме, при условии если идет развитие культуры полиэтнической нации. Второй вид национализма – гражданский национализм или буржуазный национализм существует там, где от традиционной культуры вообще отказались в пользу масс-культуры, а этническую самоидентификацию стали подменять самоидентификацией гражданской.

Этнический национализм бывает тоже совершенно разным. Данный национализм может выступать в форме державного этнического национализма, который отстаивает ценность и достоинство нации, господствующей в государстве и этноплеменного национал-сепаратизма, который хочет создать нацию из этнического меньшинства в уже существующем государстве. Примером первого национализма может служить русский национализм, примером второго – чеченский, баскский, каталонский, татарский и проч.

Наконец, этнический державный национализм, который защищает права государствообразующего этноса может быть двояким:

1) Консервативный этнический национализм, который определяет принадлежность к государствообразующему этносу-нации по крови и/или вероисповеданию и включает в себя поклонение определенным формам государственного, экономического и культурного быта (монархии, мелкой частной собственности).

2) Универсалистский этнический национализм, который определяет принадлежность к государствообразующему этносу-нации по принадлежности к идее-ценности (коммунизм, Третий Рим, евразийство, славянское единство) и культурным традициям.

Шовинизмом же можно назвать такой вид национализма, который опирается не на образ достоинств своего народа, а на критику недостатков чужих народов, сопряженную с ненавистью к ним и агрессивными устремлениями по завоеванию их территорий (милитаризм).

Нацизм – это такой шовинистический консервативный державный этнонационализм, который исходит из расистско-биологических представлений о своем этносе и о расовом превосходстве его над всеми другими этносами.

Фашизм - это такой консервативный национализм, который представляет из себя смесь гражданского национализма с его культом государства и консервативного этнического державного национализма с его культом «исконных традиций», при этом фашизм отличается элитизмом, презрением к идеям равенства, культом частной собственности и идеей принудительного гражданского согласия со скрытым социальным расизмом. Фашизм в истории имел различные разновидности, одной из которых являлся нацизм.

Патриотизм же – это просто чувство, любовь к Родине. Патриотизм как глубокое чувство может присоединяться к национализму, а может вообще не служить ему. Так, патриотом может быть и рьяный поклонник мировой революции, считая свою страну – ее передовым плацдармом, так же как и поклонник нового мирового порядка и золотого миллиарда, считая свое Отечество – его авангардом.

Расизм – это противопоставление людей по принадлежности к различным расам с возвеличиванием одной (своей) расы и ненавистью к другой расе. Расизм бывает двух видов - биологический расизм (основанный на идее расового превосходства и неравенства человеческих рас) и социальный расизм (основанный на идее расового превосходства и неравенства социальных групп). На основе биологического расизма возникла только идеология нацизма, а на основе социального расизма – либерализм, неолиберализм, фашизм, идеология белого движения, частично революционное народничество и троцкизм и проч.

Теперь, я полагаю, что ответил на ваш вопрос. Что же касается ссылок, то попробуйте найти в Инете статью евразийца Н.С. Трубецкого «Об истинном и ложном национализме».

С уважением, Александр

От Silver1
К self (25.08.2006 06:59:05)
Дата 25.08.2006 16:34:43

По поводу национализма:

По поводу национализма:
http://contrtv.ru/common/1743/



Человек препятствует самооценке всеми средствами

От Ilia72
К self (25.08.2006 06:59:05)
Дата 25.08.2006 12:46:05

Re: Национализм, нацизм...

>Вопрос: правильно ли по большому счёту отождествлять слова национализм и нацизм?

Неправильно.
А вот сам термин нацизм, от него надо или отказаться или использовать с оговоркой - какой нацизм.
Национал-социализм - сам по себе наиболее эффективная модель производственных отношений.
По русски Родноверческая община. Спаянная грамотной Религией РОДа и без всяких там "эксплуатаций" "не производственного оборудования" :-)))
А вот германский или гитлеровский "нацизм", в котором заложена идиотичная по сути, приведщая к поражению идея данной "идеи", некоего "превосходства по определению", то это не нацизм в прямом понимании
аббревиатуры-сокращения национальный социализм.