От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
15.08.2006 08:52:28
|
Рубрики
|
Тексты;
|
В июле этого года началось торжественное празднование 800-летия образования монгольского государства (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg332006/Polosy/4_2.htm
<Чёрная кость> и <Длинная воля>
В июле этого года началось торжественное празднование 800-летия
образования монгольского государства, которое было создано ещё
Чингисханом.
Россию и Монголию соединяют более трёх тысяч пятисот километров общей
дружественной границы и особые межгосударственные отношения. Поэтому
разговор о Монголии - это разговор и о России, о нашей судьбе.
В начале 90-х годов ХХ века здесь, как и в других странах бывшего
соцлагеря, общественное настроение было развёрнуто в поисках врага,
который виноват во всех монгольских бедах. И таковым врагом, опять же,
как и в других странах, был объявлен Советский Союз. Но и в то сложное и
противоречивое время нашлись силы, которые искали не врага, а пути
решения весьма тяжёлых проблем. Нынешний президент Энхбаяр, занимавший
тогда пост премьер-министра, первым назвал бесконечные дискуссии о том,
кто принёс больше вреда Монголии, бесплодными. Да, в 20-30-е годы ХХ
века национальной культуре и народу Монголии были нанесены
сокрушительные удары воинствующих безбожников, которых поддерживала
коммунистическая власть в СССР. Однако дважды в ХХ веке СССР приходил на
помощь Монголии в тех ситуациях, когда речь шла о самом существовании
монгольского государства как такового - в первое десятилетие ХХ века, во
времена китайской экспансии, и в конце 30-х, когда Монголия стала
жертвой японских агрессоров.
Именно Россия, подчеркнул Энхбаяр, не в переносном, а в прямом смысле
<вырвала> Монголию из её средневеково-феодального существования, которое
было путём в никуда. Монголия пусть сложным и противоречивым путём, но
вошла в число движущихся, изменяющихся, то есть попросту живых
государств. В тяжелейший отрезок нового передела мира в конце ХХ века
Монголия смогла уцелеть как государство во многом благодаря северному
соседу.
Такая позиция президента Энхбаяра объясняется тем, что он знает нашу
страну, её историю. Он превосходно говорит по-русски, так как окончил
Литературный институт в Москве, переводил на монгольский произведения
Гоголя, Достоевского, Даниила Андреева. Правда, столь же хорошо он знает
английский, ибо учился ещё и в Оксфорде. Надо сказать, он мог быть
типичным представителем нового поколения власти. Того, которое
предпочитает действовать в интересах неких глобальных
финансово-экономических структур или сообществ, которые чаще всего не
придают особого значения интересам собственных народов и стран. Но
Энхбаяра заботит прежде всего национально-почвенный фундамент. Пусть
медленно, тяжело, но Монголия при нём постепенно возвращается к своим
традициям.
Важная для каждого монгола проблема возвращения веры и культуры теперь
переведена в практическое русло. Ламаизм, эта тибето-монгольская ветвь
буддизма, всегда был настроен на строительство и защиту
государственности. Монголией до 1921 года правили ханы, которые
воплощали в себе и духовную, и светскую власть. Ламаистские монастыри
были градообразующими центрами с разветвлённой сетью стационарных
учебных, медицинских, библиотечных, ремесленных, промышленных и торговых
учреждений, вокруг которых концентрировалось кочующее население. То есть
в быстродвижущемся, постоянно меняющемся мире монгольского кочевья
монастыри были привязкой народа к его национально-культурному достоянию.
Монгол рождался, жил, умирал, и всю жизнь его сопровождали ламы -
наставники, врачи-целители, учителя в духовной и практической
деятельности.
Красная власть физически истребляла лам, и таким образом была уничтожена
почти треть мужского населения страны, потому что монголы по традиции
одного из сыновей обязательно отдавали в ламы. Монастыри Монголии были
уничтожены.
Строительство и восстановление монастырей стало здесь своебразной
подготовкой к строительству новой системы социальных отношений.
Теперь кочевники-монголы снова имеют доступные для них центры, вокруг
которых складывается стабильная жизнь, прирастают новые
социально-экономические структуры. Сохраняются традиционный уклад и
образ жизни народа. Лёгкие на подъём монголы всё равно никогда не
изменят генетически заложенному в них стремлению к движению и перемене
мест. Но для них теперь делаются доступными те блага цивилизации,
которые в течение десятилетий можно было получить только в столице
Улан-Баторе.
Одновременно монастыри и жилые поселения вокруг них становятся
естественными центрами для привлечения туристов и путешественников. И
туристический бизнес уже сегодня стал одним из наиболее перспективных в
стране.
Сегодня Монголия, население которой составляет менее 2,5 миллиона
человек, смогла сохранить свои огромные территории, не отдав ни пяди
земли никому из интересантов, а таковые были. Интерес к Монголии со
стороны её юго-восточных и далёких западных соседей (в том числе
территориальный) имеет достаточно откровенный характер. Так что вопрос
сохранения своих земель для монголов вовсе не праздный.
А каковы сегодня отношения Монголии с Россией? Решается вопрос
государственного долга Монголии, решаются таможенные вопросы, проблемы
энергетического комплекса. Определены торгово-экономические перспективы
сотрудничества. Возможности здесь широкие.
Ещё в советскую эпоху наша геологоразведка вышла на нефтяные
месторождения в Монголии, но сегодня здесь нас опережают те же японцы:
Недаром президент Энхбаяр не раз подчёркивал, что у России и Монголии
нет проблем в политической и дипломатической областях в отличие от
экономических. Причина этого, считает он, в том, что и Россия, и
Монголия тяжело пережили процесс перехода к рыночной экономике. Наши
экономические связи были построены на основе старого экономического
уклада. До 90-х годов Россия была основным экономическим партнёром
Монголии. Сейчас она утратила это место. На данный момент самыми
крупными инвесторами являются КНР, Япония, Республика Корея...
Прорывом здесь может стать проект <Дорога Тысячелетия>. Он
предусматривает создание транспортных коридоров с запада на восток и с
севера на юг Монголии. И дальше к Новосибирску, Улан-Удэ, Иркутску,
Красноярску.
Монголы предпочитают употреблять временные категории в их буддистской
транскрипции. А именно, жить в вечном времени, не расчленяя его на
прошлое, настоящее и будущее. Это отвечает тысячелетним традициям, но
вполне прагматично.
Сегодня в Монголии очень популярны принципы, которые проповедовал
Чингисхан. Боишься? Не делай. Делаешь? Не бойся. Не сделаешь? Погибнешь!
Так учил Чингисхан.
Если Россия примет полноценное участие в осуществлении проекта <Дорога
Тысячелетия>, колоссальный товаропоток пройдёт по трансисторической
магистрали, по направлению Великого чайного пути - от Индии, Китая через
Монголию и Бурятию, сквозь Сибирь на Москву, в Европу. У нас есть шанс
восстановить гениальные геополитические замыслы поколений.
Мы в своих интересах должны изменить статус отношений с Монголией.
Это нам нужно иметь на своём юго-востоке Монголию как исторически
надёжного и стабильного соседа. Это России важно, чтобы 3 тысячи 563
километра российско-монгольских границ были в порядке и безопасности.
На юго-востоке восстанавливается и заново набирает дыхание великое по
замыслу государство. Его народ ради самосохранения и продолжения себя
как народа ищет сегодня новые пути развития, стремится изменить
настоящее так, чтобы, не прерывая прошлого, перевести его в категорию
будущего.
Хочу вспомнить спокойные слова Льва Николаевича Гумилёва: <Мы вкратце
обозрели головокружительный процесс создания империи монголов. Он длился
всего 60 лет. Какие же принципы, по мнению Н.С. Трубецкого, были
положены в основание государства его создателем Чингисханом? Это деление
людей на подлых, эгоистичных, трусливых и, наоборот, на тех, которые
ставят свою честь и достоинство выше безопасности и материального
благополучия. По существу, это деление знали сами монголы, называвшие
первых <чёрная кость>, а вторых - <белая кость>, или люди <длинной
воли>. Отсутствие догматизма и веротерпимость, касающаяся христиан,
мусульман, даосов, буддистов, сторонников религии бон, к которой
принадлежал сам Чингисхан и его род. Официальной государственной религии
в его царстве не было, среди его воинов, полководцев и администраторов
были как шаманисты, так и буддисты, мусульмане и христиане:>
Тут есть над чем задуматься.
Марина ТИМОНИНА, УЛАН-БАТОР-МОСКВА