От Георгий
К Георгий
Дата 15.08.2006 08:17:59
Рубрики Тексты;

Узнать, сколько и за что мы в действительности должны коммунальщикам, можно только в суде (*+)

http://www.izvestia.ru/moscow/article3095438/index.html




Иди и плати
Узнать, сколько и за что мы в действительности должны коммунальщикам,
можно только в суде

Анна Гараненко
У реформы ЖКХ, начало которой теряется во мраке 90-х, очень много
препятствий: ржавые трубы, гнилые стены, нетрезвые сантехники. Но,
похоже, самая большая беда - система оплаты за коммунальные услуги,
которая не подчиняется даже законам арифметики. Аккуратные платежи по
квитанциям, присланным из расчетного центра или бухгалтерии ДЕЗа, -
отнюдь не гарантия того, что к вам не будет претензий. В один прекрасный
день гражданин неожиданно для себя оказывается должником. Большинство
предпочитает не портить себе нервы из-за относительно небольших сумм и
гасит невесть откуда взявшиеся "долги". Те же, кто проявляет
любопытство, рискует попасть под суд.

При этом доказать свою невиновность невозможно: в тайны коммунальной
цифири простых смертных не посвящают. Это выяснил на собственном опыте
сотрудник Московского общества защиты прав потребителей Анатолий
Воронин, рассказавший свою историю "Известиям". Недавно Анатолий Воронин
получил квитанцию из единого информационно-расчетного центра (ЕИРЦ) о
том, что задолжал за квартиру. Пару лет назад из ДЕЗа приходило письмо,
где было сказано, что он переплатил за "коммуналку" почти 2 тысячи.
Анатолий Иванович обрадовался и несколько месяцев подряд перечислял ДЕЗу
символическую сумму - чтобы свести переплату к нулю. После чего
попытался снова стать аккуратным плательщиком - но не тут-то было. В
ЕИРЦ заявили, что никакой переплаты не было: произошел сбой в
компьютере, а Воронин - должник.


- Хорошо, допустим, - рассказывает Анатолий Иванович. - Но вы мне хотя
бы скажите - "сколько вешать в граммах?" Я запросил сумму долга на 1
марта 2005 года - в письме из управы мне сообщили, что я должен 940
рублей 15 копеек. Но в приложенной к письму справке значилось уже 979
рублей 42 копейки. А в долговой квитанции (официальное название -
"долговой единый платежный документ"), приложенной к тому же письму, -
уже 1037 рублей 35 копеек.
Несколько последующих попыток Воронина уточнить сумму долга также не
задались. На 1 мая 2006 года, по версии ЕИРЦ, цифра составила 1084 рубля
81 копейку, на 1 июня - 1232 рубля 28 копеек, на 1 июля - 1137 рублей 68
копеек. Любопытство Анатолия Ивановича разгоралось - по его просьбе с
помощью специалистов ЕИРЦ была проведена сверка положенной ему жилищной
субсидии. Воронин обнаружил, что данные о перечисленных из бюджета в
виде субсидии суммах в 27 месяцах из проверенных 35 не совпадают с
начисленными на его адресный счет. О своих изысканиях он периодически
извещал префектуру и окружной ЕИРЦ. Единственным результатом было письмо
с предложением больше не писать, поскольку "поток обращений, поступающий
от Вас, парализует работу аппарата ЕИРЦ Южного округа города Москвы".
После чего на Воронина подали в суд как на злостного неплательщика за
жилищно-коммунальные услуги. Характерно, что в исковом заявлении сумма
долга была опять новой - 856 рублей 49 копеек...
- Расхождения в цифрах вроде бы небольшие, но проблема гораздо шире, -
уверен Анатолий Воронин. - Я не могу утверждать, что это чье-то
злонамеренное действие, - скорее всего, изъяны программного обеспечения,
которое не реагирует на ошибки. Но если каждый из жителей Москвы
переплатит по 50-100 рублей, в масштабах города получатся миллиарды... Я
бы сформулировал проблему так: есть условия, которые создают соблазн
злоупотреблений при оплате гражданами жилищно-коммунальных услуг.
Коммунальная "вольница", когда за квартиру можно было не платить
месяцами, постепенно уходит в прошлое: используя действующие законы,
можно заставить любого должника заплатить - угроза суда и выселения
реальна как никогда. Так, в Юго-Восточном округе Москвы несколько семей
уже выселили из квартир в общежитие. Поэтому невозможность добиться
ясного ответа на вопрос не только "за что должен?", но даже "сколько
именно должен?" пугает. Независимый контроль за начислением платежей не
ведется, а судебный путь отстаивания своих прав крайне сложен. В Москве
договор на оказание услуг у гражданина заключен с ДЕЗом, а начисляют
платежи ЕИРЦ. Это отдельные юридические лица, хотя по сути - ЕИРЦ. То
есть услуги оказывают одни, а счета выставляют другие. Это не
единственная мелкая неожиданность системы ЕИРЦ (в мелочах, как известно,
и таится дьявол). Например, на квитанции не указывается получатель
платежа, как требует законодательство. То есть гражданин переводит
деньги неизвестно кому, и потом, при возникновении спора, доказать факт
платежа будет трудно, даже имея на руках квитанцию.
Решив, видимо, покончить с надоедливым общественником, ДЕЗ подал на
Анатолия Воронина в суд - в среду состоялось первое заседание. Процесс
обещает быть затяжным - "Известия" будут следить за развитием событий.

Директор ЕИРЦ Южного округа Виктория Фролова: "Мы не можем понять, чего
он хочет"

С Анатолием Ворониным у нас было огромное количество встреч, переговоров
и переписки - практически каждое утро у меня и моих сотрудников
начинается с общения с ним. Мы не можем понять, чего он хочет. Такое
ощущение, что Анатолий Иванович ставит над нами эксперименты, пытаясь
найти изъяны в работе ЕИРЦ. Изобретает формы отчетности, которых не
существует, - причем каждый раз разные. Мы предоставили ему все
запрошенные документы, которые предусмотрены нашими регламентами, и даже
пошли навстречу, составив по его просьбе аналитическую справку. Но его
ничего не устраивает. Да, пару раз он получал данные о задолженности,
где не совпадали цифры. Но дело в том, что он запрашивал эту информацию
до того, как мы окончательно "закрывали" месяц. Отсюда и расхождения. К
сожалению, среди наших клиентов есть такая категория граждан, для
которых создание все новых проблем для расчетного центра - своего рода
работа. Мы всех их знаем поименно и по возможности занимаемся, хотя это
и требует огромного количества времени и нервов. Кстати, 50% жалоб на
работу ЕИРЦ формулируются как "операторы хамят на приеме". Начинаешь
разбираться - и выясняется, что оператор был просто доведен таким вот
клиентом до белого каления... При этом большинство претензий возникает
из-за элементарного незнания гражданами законов.

Интернет-советы: как расправляться с "кредиторами"

alesya
Когда у меня образовалась "задолженность" при исправных платежах по их
же квитанциям, разбираться в ЕИРЦ долго никто не хотел. В итоге пояснили
так: "Мало ли что, может, банк неправильно распределил платеж". Помогло:
1. Угроза жалобы в прокуратуру.
2. Сайт http://www.epd.ru , где есть все нормы и тарифы.
3. Наличие всех платежек.
В итоге причину так и не нашли - просто что-то исправили в программе,
после чего задолженности у меня нет.

basia

В конце 2005 года нашли долг за 2003 г. на 500 р. Вердикт был таков: "У
вас есть долг, но квитанцию на его оплату мы дать не можем, поскольку
откуда он взялся - непонятно. Но долг есть - так что оплачивайте".
Каюсь, разбираться я не стала, а просто оплатила.

tezey

А у меня мама заключила договор со Сбербанком. И такие фокусы (а они
случались много раз) не прокатывают. В Сбербанке-то бухгалтерия покрепче
будет. У мамы проблема только в том, чтобы дозвониться до менеджера в
Сбербанке и пожаловаться. После этого все "долги" испарялись, а еще
через некоторое время Сбербанк проводил проверку и образовывалась
переплата. И мы по 2-3 месяца вообще не платили".

Источник: www.ip-online.ru