От Miguel
К Дм. Ниткин
Дата 31.07.2006 15:12:13
Рубрики Образы будущего; Манипуляция; Катастрофа; Практикум;

Ответы

>>Спад мог компенсироваться одновременным ростом в других секторах. Факт тот, что в командно-административной системе субсидии нерентабельным производствам можно было держать долго.
>
>Можно. Тем она и сильна (без шуток). Но "долго" - это не значит "бесконечно". Рано или позно наступает предел нагрузки на экономическую систему. Есть мнение, что к концу 80-х он как и подошел. Именно предыдущие годы были периодом перераспределения средств командно-административным способом.

Именно для этого и надо было провести ту реформу ценообразования, о которой мы повели речь - чтобы минимизировать субсидии.

>>Иллюзия была неверна, а полное отвержение её тоже неверно. Требуемый вектор цен, при котором почти все предприятия были рентабельны, существовал и был недалёк от действовавшего.
>
>Это Ваша субъективная оценка. Моя не менее субъективная оценка несколько отличается от Вашей.
>Тут интересно было бы поднять материалы реформы оптовых цен в промышленности (помнится, она прошла за несколько месяцев до "павловской" реформы розничных). Проскальзывала информация, что при подготовке реформы расчеты шли по модели межотраслевого баланса.

Спасибо, но, к сожалению, мне это невозможно.

>>Просто для того чтобы перейти к нему, было недостаточно даже введения пошлин (хотя их уровень был неадекватен) - необходимо было также гарантировать сохранение спроса. Не "совокупного", а конкретного по отраслям.
>
>Согласен. Если конкретизировать - необходимо было сохранить субсидирование отдельных отраслей (не вполне понятно, каких).

Можно было обойтись отдельными предприятиями в каждой отрасли. Мне понятно, какими - теми довольно монопольными предприятиями, у которых резко меняется себестоимость в зависимости от масштаба (см. ниже).

>>Реформаторы намеренно уничтожили спрос.
>
>Ага. Выходил Гайдар утром на работу и думал: "Какую бы отрасль мне сегодня уничтожить?".

Да не Гайдар думал - ему такую программу "500 дней" составили. Через месяц (надеюсь) я выложу все необходимые цитаты.

>>Далее, в чистом виде исходная иллюзия была неверна даже по теории оптимального планирования. В случае разрывной производственной функции получается ситуация, при которой себестоимость производства скачкообразно снижается только при таком объёме производства, при котором цена спроса ниже себестоимости.
>
>Здесь не понял. Почему производственная функция разрывная?

Потому что линия либо производит тысячу финтифлюшек по полной себестоимости рубль за штуку, либо нисколько. При предложении 100 финтифлюшек цена спроса 10 рублей, при предложении 900 финтифлюшек цена спроса 1 рубль, а при предложении тысяча финтифлюшек цена спроса уже 90 копеек.

Во всех таких ситуациях есть два пути:

1) Доплачивать предприятию 10 копеек за каждую финтифлшку (на что тратится 10 рублей) и продавать на рынке по 1 рублю.

2) Выкупать у предприятия 100 финтифлюшек по 1 рублю и пускать их на военные нужды (а остальные 900 выкпят гражданские потребители, тоже по рублю). (Общие затраты бюджета тоже 10 рублей.)

Если бюджет отказался от того, чтобы потратить жалкие 10 рублей, производство останавливается, а покупать импортные финтифлюшки по цене 10 рублей за штуку могут позволить себе только самые богатые сто человек.

Это известный казус, присутствующий и в советских, и в западных учебниках. Составители программы "500 дней" всё это знали, но тем не менее запланировали как закупку государством финтифлюшек по сценарию 2), так и субсидирование их производства по сценарию 1). Впрочем, было ещё несколько способов уничтожения спроса, но это отдельный вопрос.

>>И таких примеров много. Было очень много мелких пакостей реформаторов, каждая из которых намеренно добивала какую-то группу предприятий.
>
>Например? С доказательством преднамеренности?

Разработчик программы "500 дней" Петраков готовил к изданию книгу Новожилова, в которой было ясно написано про финтифлюшки. Следовательно, знал, собака, но подпись свою под программой поставил.

>>Мораль: нарисованный нами сценарий позволил бы оздоровить ситуацию, перейдя без спада к "нормальному" вектору цен с теми свойствами, как в теории оптимального планирования. Но реализовано было нечто принципиально другое. Это можно увидеть, прочитав программу "500 дней".
>
>Вы так много на нее ссылаетесь, что даже захотелось перечитать. Нет ли текста?

http://www.yabloko.ru/Publ/500/index.html

Там, кажется, 600 страниц, но только треть текста с программой, остальное - проекты законов. Если хотите подождать с месяц, то я просто выложу все нужные цитаты с трактовкой.

От Дм. Ниткин
К Miguel (31.07.2006 15:12:13)
Дата 01.08.2006 15:07:04

Re: Ответы

>>Тут интересно было бы поднять материалы реформы оптовых цен в промышленности (помнится, она прошла за несколько месяцев до "павловской" реформы розничных). Проскальзывала информация, что при подготовке реформы расчеты шли по модели межотраслевого баланса.
>
>Спасибо, но, к сожалению, мне это невозможно.

Я тоже ничего не нашел, увы

>Да не Гайдар думал - ему такую программу "500 дней" составили. Через месяц (надеюсь) я выложу все необходимые цитаты.

Интересно.

>>Здесь не понял. Почему производственная функция разрывная?
>Потому что линия либо производит тысячу финтифлюшек по полной себестоимости рубль за штуку, либо нисколько.

Спасибо, теперь понял.

>Разработчик программы "500 дней" Петраков готовил к изданию книгу Новожилова, в которой было ясно написано про финтифлюшки. Следовательно, знал, собака, но подпись свою под программой поставил.

И что, есть прямое игнорирование? Всех казусов в программу не впихнешь.

>Там, кажется, 600 страниц, но только треть текста с программой, остальное - проекты законов. Если хотите подождать с месяц, то я просто выложу все нужные цитаты с трактовкой.

Да, хочу подождать.

От Дм. Ниткин
К Дм. Ниткин (01.08.2006 15:07:04)
Дата 01.08.2006 15:22:09

Дополнение

Интересная цитата

http://www.ecfor.ru/index.php?pid=person/great/yaremenko

"Ю.В.Яременко, еще в конце 70-х годов, практически впервые, пытался публично поднять вопрос о "внеэкономической, нагрузке" на народное хозяйство, под которой подразумевалась крайняя степень милитаризации советской экономики, порождающая ее ресурсорасточительный характер. Он последовательно отстаивал идеи и предлагал направления использования научно-производственного потенциала военно-промышленного комплекса на нужды модернизации производственного аппарата страны, рассматривая его как ведущий "внутренний ресурс" действительной реструктуризации хозяйства! в противовес концепции опоры на топливно-сырьевой потенциал отечественной экономики. Уже в начале 80-х годов он обращал внимание на необходимость "активизации социальных факторов экономического роста", "социальной переориентации производства", видя в этом материальную основу новой системы экономических отношений, роста трудовой активности и производительности труда.

В рамках этой концепции предлагалось одновременно: повысить средний уровень доходов населения на основе увеличения их дифференциации в зависимости не от принадлежности к "приоритетным" отраслям и производствам, а от непосредственного трудового вклада сформировать национальную систему динамичных, реально достижимых потребительских ориентиров и стандартов, прежде всего, в части имущественных благ модернизировать и резко расширить материально-техническую базу потребительского сектора экономики с привлечением потенциальных ресурсов военно-промышленного комплекса. Одновременно, учитывая масштабы "инфляционного навеса" и меру "дефицитности" отдельных видов потребительских благ в экономике страны, допускалась возможность принципиального изменения сложившегося соотношения цен на их отдельные группы путем проведения политики "управляемой" инфляции.

В последующем, эти идеи были воплощены в конкретные показатели социально, технологически и экономически реализуемых инвестиционных программ жилищного строительства, производства товаров длительного пользования и продовольствия, изменений в системе и масштабах оплаты труда, и т.п.

Во второй половине 80-х годов, по мере официального перехода государства к концепции построения "социально-ориентированной рыночной экономики", Ю.В.Яременко сосредоточил свои усилия на доказательстве того, что реально существующая, сложившаяся за многие годы на специфических принципах и критериях, колоссальная по своим масштабам и, в силу этого, крайне инерционная в развитии производственно-технологическая структура народного хозяйства не в состоянии адекватно реагировать на управляющие "макроэкономические" воздействия, осуществляемые в соответствии с традиционными канонами рыночного регулирования. При этом он отталкивался от введенного им понятия "структурно-технологическая сбалансированность" экономики.

Существо этой проблемы состоит в том, что, сложившиеся в эпоху административного регулирования, цены на основные виды топливно-сырьевых ресурсов, оплату трудозатрат в производстве и эксплуатации наиболее массовых видов техники и технологий были значительно ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, что имело следствием повышенную (со среднемировым уровнем) ресурсо-, энерго- и трудоемкость производственного аппарата страны. Поэтому, переход к ценам "мирового рынка" даже только на топливно-сырьевые ресурсы заведомо должен привести к экономической несостоятельности подавляющей массы отечественных производств и отраслей обрабатывающей промышленности.

С момента бессистемного начала (еще во второй половине 80-х годов) и в период стихийного продолжения так называемых "экономических реформ" в стране, Ю.В.Яременко, вопреки конъюнктурные требованиям и новомодным течениям, продолжал твердо стоять на своих научных позициях, предлагая свою концепцию трансформаций сложившейся хозяйственной структуры страны. Ее ключевым положением, на наш взгляд, является тезис о том, что в критические моменты социально-экономического развития, роль и функции государства в экономике должны не только не ослабнуть, но даже усилиться. При этом он опирался не только на свое понимание особенностей отечественной экономики, но и апеллировал к опыту стран, осуществивших действительно конструктивную программу реструктуризации хозяйства - Япония, Китай, Южная Корея и др.

Он последовательно выступал против политики "ускорения", доказывая, что она, в принципе, несовместима с "перестройкой", поскольку в условиях существующего хронического дефицита основных видов экономических ресурсов давление плановых показателей по наращиванию объемов выпуска продукции и услуг во всех сферах деятельности ("ускорение") не оставляло возможностей для модернизации и обновления отраслевой и промышленности.

С момента бессистемного начала (еще во второй половине 80-х годов) и в период стихийного продолжения так называемых "экономических реформ" в стране, Ю.В.Яременко, вопреки конъюнктурные требованиям и новомодным течениям, продолжал твердо стоять на своих научных позициях, предлагая свою концепцию трансформаций сложившейся хозяйственной структуры страны. Ее ключевым положением, на наш взгляд, является тезис о том, что в критические моменты социально-экономического развития, роль и функции государства в экономике должны не только не ослабнуть, но даже усилиться. При этом он опирался не только на свое понимание особенностей отечественной экономики, но и апеллировал к опыту стран, осуществивших действительно конструктивную программу реструктуризации хозяйства - Япония, Китай, Южная Корея и др.

Он последовательно выступал против политики "ускорения", доказывая, что она, в принципе, несовместима с "перестройкой", поскольку в условиях существующего хронического дефицита основных видов экономических ресурсов давление плановых показателей по наращиванию объемов выпуска продукции и услуг во всех сферах деятельности ("ускорение") не оставляло возможностей для модернизации и обновления отраслевой и производственно-технологической структуры хозяйства ("перестройка"). Именно в связи с этим обстоятельством под руководством Ю.В.Яременко была разработана и предложена концепция целенаправленного регулирования замедления динамики общеэкономических показателей развития, с целью создания условий для структурно-технологической перестройки хозяйства в существующей системе управления. Наиболее продуктивной формой организационно-хозяйственного устройства экономики этого периода он считал "двухсекторную" систему, когда одна часть экономики (в соответствии с наличием Необходимых условий и предпосылок - прежде всего структурно-технологических) функционировала бы на "рыночных" принципах, а другая - регулировалась государством. По мере структурно-технологических преобразований, инициируемых и поддерживаемых государством, предполагалось постепенное расширение первой и свертывание масштабов другой части экономики.

Он категорически возражал против экономической политики, ведущей к разрушению значительной части существующего производственного потенциала, "технологического ядра" национальной экономики, мотивированно показывая бесперспективность сырьевой ориентации отечественного хозяйства, неумолимо вытекающей из характера и содержания структурных и технологических сдвигов 90-х годов в производстве, науке, социальной сфере.

Вместе с тем академик Яременко отнюдь не был идеологическим, принципиальным противником организации национального хозяйства на рыночной основе. Просто, будучи профессионалом, он глубоко понимал его специфику и рассматривал, народное хозяйство России прежде всего как реально существующую, весьма специфическую социально-экономическую и, одновременно, производственно-технологическую систему, несомненно нуждающуюся в реструктуризации, но отнюдь, не на заведомо разрушительных принципах одномоментной всеобъемлющей либерализации условий деятельности всех экономических субъектов, достижения формальной денежно-финансовой сбалансированности развития хозяйства. Внимательный читатель найдет на страницах его ранних работ конструктивные размышления по поводу самоорганизации экономики, а более поздних -искреннюю озабоченность тем, что фактический характер развития социально-экономической ситуации в стране, по своим предвидимым результатам, угрожает процессам реальной демократизации общества и экономики.

С конца 80-х годов и до последних дней своей жизни, опираясь на собственное понимание особенностей и проблем отечественной экономики, Ю.В.Яременко выступал как конструктивный оппонент официальных проектов трансформации национального хозяйства, будь то программы "перестройки и ускорения", "500 дней" и, тем более, реализуемой с начала 90-х годов политики тотальной либерализации экономических отношений, предлагая собственные, глубоко и профессионально мотивированные, пути выхода из очередного кризиса с учетом не только текущих, конъюнктурных проблем, но и долговременных последствий принимаемых решений. Естественно, что столь содержательные, масштабные и многогранные работы не могли быть выполнены одним, даже столь выдающимся ученым, каким был академик Ю.В.Яременко. Его поддерживал целый коллектив исследователей-единомышленников, которые с гордостью ( и по праву) причисляют себя к созданной им научной школе прикладного социально-экономического прогнозирования. Костяк этой школы составляют выпускники экономического факультета Московского Государственного университета им. М.В.Ломоносова, где с 1973 г. он вел педагогическую работу. Под его научным руководством защищено большое количество содержательных кандидатских и докторских диссертаций по проблемам методологии и методики социально-экономического анализа и прогнозирования."

От Miguel
К Дм. Ниткин (01.08.2006 15:22:09)
Дата 01.08.2006 16:01:35

Большое спасибо. Очень актуальный текст (-)


От Miguel
К Miguel (31.07.2006 15:12:13)
Дата 31.07.2006 18:27:36

Ещё одна поправка

>Это известный казус, присутствующий и в советских, и в западных учебниках. Составители программы "500 дней" всё это знали, но тем не менее запланировали как закупку государством финтифлюшек по сценарию 2), так и субсидирование их производства по сценарию 1).

Следует читать: "НЕ запланировали", точнее, запланировали НЕзакупку и НЕсубсидирование.

От Iva
К Miguel (31.07.2006 15:12:13)
Дата 31.07.2006 18:05:41

Никто программу 500 дней не составлял

Привет

это всего лишь перевод стандартной программы МВФ с английского на русский.
Явлинский в личной беседе с одним моим знакомым был вынужден это признать.

Владимир

От Miguel
К Iva (31.07.2006 18:05:41)
Дата 31.07.2006 18:24:45

А это не важно. Подписи чьи? К прокурору! (-)


От Alexandre Putt
К Miguel (31.07.2006 18:24:45)
Дата 31.07.2006 18:59:46

Там вся госплановская команда вместе с Шаталиным и др. (-)


От Miguel
К Alexandre Putt (31.07.2006 18:59:46)
Дата 31.07.2006 19:54:22

Прекрасно! Тем больше новых прокурорских званий! (-)


От Miguel
К Miguel (31.07.2006 15:12:13)
Дата 31.07.2006 16:15:14

Пардон, обсчитался

>Во всех таких ситуациях есть два пути:

>1) Доплачивать предприятию 10 копеек за каждую финтифлшку (на что тратится 10 рублей) и продавать на рынке по 1 рублю.

>2) Выкупать у предприятия 100 финтифлюшек по 1 рублю и пускать их на военные нужды (а остальные 900 выкпят гражданские потребители, тоже по рублю). (Общие затраты бюджета тоже 10 рублей.)

>Если бюджет отказался от того, чтобы потратить жалкие 10 рублей,

Конечно же, затраты бюджета в обоих случаях составят не 10, а 100 рублей.