От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
05.07.2006 20:18:24
|
Рубрики
|
Прочее;
|
"Лит. газета": Без комплексов Жизнь легка: Или убога?.. (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg252006/Polosy/5_2.htm
КОММЕНТАРИЙ ФИЛОСОФА
Без комплексов Жизнь легка: Или убога?..
Павел ГУРЕВИЧ, доктор философских наук, профессор
Известную актрису спрашивают:
- Что значит, по-вашему, быть сексуальной?
Она разъясняет:
- Сексуальная - значит красивая, вызывающая восхищение. Чтобы быть
сексуальной, нужно любить секс, не бояться его, быть открытым,
общительным, естественным. Раскрепощённым. Для меня прежде всего
сексуальны люди без комплексов. Когда человек уверен в себе, когда его
ничего не пугает, он сексуален.
Здесь всё на месте, всё логично, всё в духе времени. Печатно и экранно
нам без конца внушают: освободись от внутренней скованности, от
предрассудков и комплексов, от ограничений и запретов. Лолита Милявская
резюмирует с экрана:
- Не надо сдерживать чувства, это не мочевой пузырь.
Именно так наставлял Ф. Ницше <белокурую бестию>, обустраивая её
пространство по ту сторону добра и зла.
Между тем в трактовке К. Юнга под комплексом понимается эмоционально
заряженная группа идей или образов. Фрейд весьма настороженно относился
к расхожему употреблению этого слова. Он утверждал, что неврозы не имеют
какого-либо только им свойственного содержания.
Иначе говоря, комплексы есть и у психически здорового человека. Андрей
Битов справедливо замечает:
- Поэзия всегда для меня была областью восторга и комплекса.
Но в нашем массовом сознании произошла некая инверсия. Комплексом стали
называть всё архаическое, болезненное, навязчивое, всё, что якобы мешает
человеку проявлять свои здоровые инстинкты. Идеалом прочного
психологического благоденствия оказался человек, который отказался от
условностей, склонился к простоте душевных переживаний. Они только
усложняют жизнь и мешают наслаждаться ею.
Вместо длительной работы по корректировке личности предлагается
предумышленный отказ от затейливой и сложной психики. В этой
безоглядности таится грозная опасность.
В своё время по рекомендациям Вильгельма Райха в СССР был открыт
экспериментальный детский садик Веры Шмидт. Он был призван освободить
детей от ранних сексуальных комплексов. Ребята могли играть хоть в
<доктора>, хоть в <дочки-матери>, хоть в причуды взрослых. Девочке
следовало с младых ногтей понимать, что она не станет частной
собственностью лишь одного сексуального партнёра. Уже маячила
соблазнительная <коллективистская психология>. Щупать юное тельце не
только не запрещалось, но даже и рекомендовалось. Готовили поколение
<без комплексов>, а получили запуганных, невротичных и насильственно
развращённых.
Начинается с простого устранения застенчивости, а завершается распадом
души?
Ещё несколько десятилетий назад скромный рабочий паренёк из
<Карнавальной ночи>, пытаясь объясниться девушке, которая и сама ему
симпатизирует, мучается, страдает: <Я не знаю, как начать, в общем,
значит, так сказать, нет, не получается опять:> Куда исчезли эти муки,
тревожность, скромное обаяние признательности, трепетная
недосказанность? Отчего обозначился мощный импульс к примитивизации
душевного мира?
Фрейд, описывая истерический характер, обратил внимание на сложный замес
романтического обожания и сексуального вожделения, свойственный этому
психологическому типу. Раскрывая тайны детской сексуальности,
австрийский психиатр показал, что девочка, будущая носительница
истерического поведения, испытывает к отцу и поклонение, и влечение.
Отсюда и её взрослая драма: она обольщает мужчин, но не отдаётся им. Она
женщина-вамп, и ей трудно предать отца и предпочесть другого человека.
Однако сексуальная революция многое изменила. Парадоксально, но сегодня,
когда секс стал доступным, истерическая женщина больше всего боится
трепетного поклонения. Своего взволнованного рыцаря, который намекнул на
её божественность, она горестно наставляет:
- Слушай, только давай без этого: Без цветов и признаний. Нам так хорошо
было в постели, а ты взял и всё испортил:
Сексуальная революция, прогремевшая на Западе и докатившаяся до нас,
сделала своё благое дело: она растормошила деловых людей, увлечённых
накоплением денег, холодных красавиц, воспитанных викторианским
аскетизмом, юношей бледных со взором горящим. Европа отряхнулась от
банальных предрассудков, от вымороченных комплиментов: <Как бы я хотел
быть нежным шарфиком, обнимающим вашу лилейную шейку!>. Революция
показала, какую огромную роль играет сексуальность в жизни людей.
Но, пожалуй, сегодня сексуальная революция переступила за свои пределы.
Американская исследовательница Джейн Рейнуотер справедливо отмечает: в
наши дни невротиком можно назвать не ту женщину, которая стыдится секса,
а ту, которая в отчаянии, что не является рекордсменкой по числу
испытанных оргазмов. И теперь психотерапевтам приходится внушать: <Не
бойтесь переживать стыд, волнение, трепет и даже страх: Это нормально:
Когда человек ничего не боится, он далеко не всегда сексуален>.
На телевидении обсуждают проблему: должен ли муж присутствовать при
родах своего ребенка. Толкуют по-разному. Кто-то даже встревожен:
говорят, у таких отцов потом снижается сексуальная потенция. Однако одна
из бывших рожениц успокаивает публично: мой муж был рядом, когда я
рожала, но как мужчина он и сейчас о-го-го. Чего не хватает этим
признаниям? Конечно, прилюдной демонстрации постельного героя. И ведущая
просит его в студию:
Другая женщина рассказывает: <Сейчас я никого не люблю, но с сексом у
меня всё в порядке>. Вы ощущаете несуразность этого признания? Нет?
Поздравляю: вы без комплексов:
Итак, я безумно очарователен, вы чертовски милы. Какого чёрта мы медлим?
Встретимся, как чуть стемнеет: Отдадимся животной страсти. Отвернёмся от
слезы ребёнка. На корню задавим ростки печали и раскаяния. Мы
великолепны. Мы без комплексов.