От Георгий
К Георгий
Дата 05.07.2006 20:18:36
Рубрики Прочее;

Россия вновь собралась строить империю? ("The International Herald Tribune", США) (*+)

Версия для печати. Опубликовано на сайте ИноСМИ.Ru
http://www.inosmi.ru/translation/228551.html



Россия вновь собралась строить империю? ("The International Herald
Tribune", США)
Серж Шмеманн (Serge Schmemann), 04 июля 2006
Рецензия на книгу Джеффри Хоскинга (Geoffrey Hosking) 'Народ-правитель и
народ-жертва: русские в СССР' (Rulers and Victims: The Russians in the
Soviet Union)

___________________________________________________________

Похоже, история России постоянно движется по заколдованному кругу. Ее
правители затрачивают невероятные усилия и ресурсы на то, чтобы добиться
могущества и уважения на мировой арене, но неизменно выясняется, что в
процессе они теряют доверие собственного народа. После этого наступает
хаос, затем приходят новые правители, и начинается следующий цикл.

С 16 века русские цари расширяли свои владения, достигнув самых
отделенных уголков Евразии, но их смела революция. В 1917 г. большевики
пришли к власти под лозунгом нового миропорядка, однако вскоре они
подхватили у царей имперскую эстафету, по сути поработив весь народ,
чтобы создать могучую армию, покорить новые территории и добиться
большего уважения в мире. Затем и этот режим рухнул.

Сегодня возникает вопрос: двинулась ли путинская Россия по тому же
замкнутому кругу, опираясь теперь на свои гигантские запасы нефти и
газа? Именно этого, несомненно, опасаются страны, которым за их
многовековую историю суждено было то оказываться в составе российской
империи, то 'выпадать' из нее, особенно те, что Россия объединяет под
общим странноватым названием 'ближнее зарубежье' - бывшие советские
республики. Известия, приходящие в последнее время из России, вряд ли
развеивают эти опасения. Своей значительной популярностью Путин во
многом обязан тому, что ему удалось возродить у россиян чувство
национальной гордости и собственного исторического предназначения,
которое, в свою очередь, в немалой степени связано с возобновившимися
притязаниями России на прежнюю сферу влияния - будь то на Украине,
Кавказе или в Центральной Азии.

Так что, мы наблюдаем начало все того же цикла? Русские вновь поддаются
мессианским мечтаниям и великодержавным стремлениям? Именно этот главный
вопрос ставится в книге Джеффри Хоскинга 'Народ-правитель и
народ-жертва: русские в СССР'. Автор, профессор Лондонского
университета, с явным сочувствием рисует образ весьма одаренной нации со
сложной структурой, глубоко убежденной в своей особой миссии - идет ли
речь о духовном предназначении 'Третьего Рима', противостоящего
потребительству и пустоте западного образа жизни, или о роли владыки
огромной и сказочно богатой державы.

Именно это мессианство, по мнению Хоскинга, подпитывало превращение
грандиозной утопической иллюзии в реальное советское государство.
Однако, настаивает он, в этом государстве, как и в царской империи,
именно русским доставалось больше всего. Добиваясь своих целей -
тотального контроля над страной и статуса мировой державы - Сталин и его
сотоварищи надругались над религией русского народа, его историей,
идентичностью, культурой и сельским укладом, истребив бессчетные
миллионы людей и повергнув страну в жесточайший демографический кризис.
'Советский проект был экспериментом, который проводился не только
русскими, но и над русскими: это была борьба правителей против
подданных, социалистов против христиан, горожан против крестьян', -
пишет Хоскинг.

Вряд ли все полностью согласятся с таким сценарием о 'главной жертве' -
уж точно не украинцы, эстонцы, чеченцы и представители множества других
этнических групп, чья национальная идентичность строилась, в том числе и
на сопротивлении России и русским. Однако, основываясь на собственных
глубоких исследованиях и привлечении множества первоисточников, Хоскинг
всесторонне и убедительно обосновывает тезис о том, что Советский Союз
'был одновременно русским и антирусским' государством. Он объясняет
фундаментальное различие между этническим понятием 'русский' и термином
'российский', который относился ко всему, сто связано с имперским
государством. В английском языке оба обозначаются одним и тем же словом
"Russian", однако в новой и новейшей российской истории эти понятия то
сливались, то входили в противоречие.

Именно эта неоднозначность побудила Сталина, грузина по происхождению,
одновременно предоставить русским в СССР статус 'первых среди равных' и
вести беспощадную борьбу против русской интеллигенции, духовенства,
крестьян, поэтов. Эта борьба была настолько жестокой, что после распада
СССР - одной из главных его причин стало 'отделение' РСФСР - многие
россияне с ошеломлением обнаружили, что другие национальности не
разделяют их представления о том, что все народы СССР стали жертвами
коммунистического режима, и считают Россию и русских своими
угнетателями. В своей книге Хоскинг приводит огромный фактический
материал. Но это достоинство превращается в ее недостаток - временами
читатель в нем просто тонет. Многие из разделов книги представляют собой
по сути исторические экскурсы в сторону от темы - длинные пассажи о
спорте, урбанизации или диссидентском движении. Естественно, все, что
происходило в СССР, имело какое-то отношение к русскому народу, но
зачастую подобные отклонения от главного лишь размывают ту черту,
которую Хоскинг пытается провести между русским и советским.

Что же касается основного вопроса - о том, обречены ли русские на новую
попытку имперского строительства - Хоскинг, по сути, 'воздерживается при
голосовании'. 'Сегодня российская идентичность еще не определилась, и
она может принять несколько различных форм, - отмечает он. - Впрочем, их
можно свести к двум главным альтернативам: либо Россия превратится в
обычное суверенное государство, либо она останется империей в
модифицированном виде. : Пока что Россия колеблется между двумя этими
концепциями'. Конечно, Хоскинг не занимается проблемами современной
России, а пророчества - дело неблагодарное, особенно когда речь идет о
стране, где лишь 15 лет назад рухнул коммунистический режим и до сих пор
происходят гигантские изменения.

Однако от автора, проводящего читателя через такое количество
исторических перипетий, можно было бы ожидать более конкретных выводов.
В конце концов, советское государство было не просто империей или
катастрофически неудачным экспериментом: его деятельность стала
чудовищным преступлением против людей и целых народов. Установить, что и
русские страдали от него - еще не значит доказать их невиновность в
соучастии при его создании: все, кто помогает утверждению диктатуры, в
конечном итоге становятся ее жертвами.

Так что если сегодня, пожалуй, еще нельзя с уверенностью сказать, что
именно выберут россияне, - нынешнее государство, утратившее часть
территорий, или новую империю - вопрос о том, подвергаются ли в стране
серьезному сомнению имперские и мессианские устремления, породившие
СССР, выглядит вполне уместным. И в этом смысле последняя цитата,
которую приводит Хоскинг в своей книге (слова принадлежат Путину) - 'Кто
не жалеет о распаде Советского Союза, у того нет сердца, кто хочет
воссоздать его в прежнем виде, у того нет головы' - не дает особых
поводов для оптимизма.


Серж Шмеманн - редактор отдела передовиц International Herald Tribune,
автор книги 'Эхо родной земли: два столетия из истории русской деревни'
("Echoes of a Native Land: Two Centuries of a Russian Village").