От Георгий
К Георгий
Дата 25.06.2006 20:12:48
Рубрики Прочее;

А, вот... "Слёзы на глазах... Пятно в анкете" (*+)

http://www.pnp.ru/archive/19190153.html

Слёзы на глазах... Пятно в анкете
Сергей ВЕРЁВКИН политический обозреватель


День Победы... Праздник со слезами на глазах. Причём у половины тогдашнего населения Советского Союза - у 80 миллионов советских людей - слёзы эти были слезами не только радости, но и обиды. Все они во время войны оказались "под немцем" - "на оккупированных территориях". Не по своей воле.

И на них на всех одним махом властью было навешено позорное клеймо: пала какая-то тень предательства на десятилетия. Только недавно из анкет исчез зловещий вопрос: "Находились ли вы или ваши родственники на временно оккупированных территориях?", ответ "да" на который ставил невидимую печать на человеке. Печать, закрывавшую доступ во многие светлые сферы жизни, доступные лишь счастливчикам, писавшим в анкетах - нет, не был, не состоял, не участвовал, не имею, не был
А ведь люди уже один раз приняли скорбь, испив до дна чашу страданий, когда жили - кто год, кто два - под этим самым треклятым "немцем". И теперь были обвинены именно в этом - что жили "под немцем". Совершенно прав известный российский военный историк, доктор исторических наук, профессор, академик Академии военных наук М.И. Семиряга: "...не любое сотрудничество с врагом можно квалифицировать как коллаборационизм. Если бы это было так, то коллаборационистами могли бы считаться все народы оккупированных стран, в том числе и 80 млн. советских людей".
...А как они вообще жили "под этим немцем"? Плохо - это ясно, что плохо. Но все-таки как именно жила в течение нескольких лет половина населения нашей страны?
До сих пор ответов на эти вопросы у подавляющего большинства населения страны нет. А если есть, то неверные.
Попробуем, ни на миг не забывая наших героев-солдат, сначала отстоявших Москву, Ленинград и Сталинград, а затем дошедших до Берлина, Вены и Праги, и скромных тружениц тыла, на чьих усталых, тонких от голода плечах выстрадала страна свою великую Победу, отдать дань памяти скорбной участи другой половины населения страны, ставшей сначала "под оккупацией", затем под клеймом "житель оккупированных территорий". Попробуем вспомнить
...Не везде оккупанты создали единую систему управления. Львовщина, Тернопольщина, Станиславщина вошли как "дистрикт Галиция" в "генерал-губернаторство". Северная Буковина, Бессарабия, а также Транснистрия - земля между Днестром и Южным Бугом - были отданы Румынии. Белостокский выступ был выведен из состава Белоруссии и как Белостокский округ присоединен к Восточной Пруссии, но в состав ее не вошел, а управлялся как отдельная единица. Украина на восток до линии Полтавы и юг Белоруссии стали рейхскомиссариатом "Украина" со столицей в Ровно. Земли восточнее были в ведении военной администрации группы армий "Юг". Прибалтика и Белоруссия до линии Борисов стали рейхскомиссариатом "Остланд" со столицей в Риге. Земли восточнее линии Борисова - так же, как и вся территория между городами Орел на юге и Великие Луки на севере, - были в ведении военной администрации группы армий "Центр", а севернее - в ведении военной администрации группы армий "Север".
Наиболее жестким оккупационный режим был в рейхскомиссариатах. В "военных" зонах режимы отличались друг от друга, завися от личности военачальника, "правившего" на данном участке. Кстати, личностью командующего 2-й танковой армией генерал-полковника Шмидта и объяснялся эксперимент, на который он пошел под свою ответственность. Эксперимент этот настолько серьезен и поразителен по результатам, что стоит отдельного подробного рассказа. Германия выпускала для Востока так называемые "оккупационные" марки, которые вводила в обращение по курсу 1:10 к советскому рублю. Цены постоянно колебались в зависимости от успехов Красной армии. Однако цены на продукты питания для людей, не имевших источников дохода, живших только на карточки, были запредельно высоки почти везде. Карточки - хлебные и прочие, в общем, продуктовые - были и на оккупированных территориях. Они выдавались населению местными органами власти. Учет населения велся через комендатуры, волостные, уездные, районные, городские управы. Также кое-где через городские управы раздавались земельные участки гражданам для организации огородов и семена овощей и зелени. Тем, кто работал, помимо зарплаты выдавались также и пайки, что являлось существенным подспорьем. Гораздо легче все же приходилось сельчанам. Не случайно во многих воспоминаниях горожан упоминаются регулярные "рейды" на село для обмена одежды, ниток, обуви, иголок, спичек на десятки килограммов муки, зерна, картошки, масла, сала. Свободная торговля поощрялась, так же как и свободное предпринимательство.
На местах открывались школы, режим преподавания знаний в которых в различных районах резко отличался. Так, в присоединенных к Румынии областях преподавание велось на румынском языке и шла откровенная "румынизация" населения. Во всех без исключения оккупированных районах были изъяты из учебного курса такие предметы, как обществоведение, история СССР, но введен в курс Закон Божий. Учеба в школах была обязательной, и в обязанности местного самоуправления входил также и жесткий контроль за этим. Больницы и медпункты работали, но их число, а также наличие медперсонала и лекарств в них были крайне недостаточными.
В каждом крупном городе, не говоря уже о райцентрах, работали небольшие гостиницы, постоялые дворы, столовые, кафе, магазины. Что интересно. Их открывали как раз те, кто и при советской власти работал в них. И "первоначальный капитал" этих новоявленных "бизнесменов" составляли товары, находившиеся в их ведении при советской власти, присвоенные ими, похищенные при отступлении Красной армии. Многие владельцы были раньше коммунистами и комсомольцами, а теперь составляли первый эшелон эвакуируемых немцами.
Отношение германских властей к религии радикально отличалось от отношения советской власти. Немцы в Бога верили, коммунисты с Богом боролись. Да, нацистская верхушка была поражена разными протогерманскими ересями и язычеством типа бога Одина, валькирий и битв нибелунгов. Но в подавляющем большинстве своем немец был или протестантом, или католиком. И немцы позволяли местному населению открывать церкви и создавать церковные приходы. Они не насаждали религию, в немецких обозах русские попы не шли. Но и препятствий в отправлении религиозных обрядов не чинили. Кстати, до сих пор толком не исследована пастырская деятельность митрополита Сергия - экзарха Прибалтики, взявшего на себя обязанность окормлять население всех оккупированных территорий бывшей Российской империи. Что это, предательство? Или же возложение на себя Креста каменного ради сохранения на оккупированных территориях православия? До сих пор толком не выяснена причина его трагической и загадочной гибели.
Судебная система состояла из трех уровней. Низший уровень - волостные суды - был обеспечен институтом мировых судей при каждой волостной управе. На среднем уровне - в уездах - функционировали уездные суды. Вся система замыкалась на суды округов, генеральных комиссариатов, рейхскомиссариатов. Бытовые и уголовные преступления рассматривались на уровне волостных и уездных судов. Подпольная и партизанская деятельность рассматривалась исключительно на окружном и комиссариатском уровнях.
Процесс вывоза советских граждан на работу в Германию только сначала был добровольным. В городах вывешивались и публиковались объявления о наборе на работу в Германию. Расписывались условия труда, зарплаты, содержания, на которые многие откликнулись. Да еще в газетах, издававшихся на оккупированных территориях, пошли восторженные статьи-отзывы уже выехавших. Приходили фотографии, где девушки щеголяли в красивых платьях, юноши - в добротных костюмах. Но стали приходить и другие сведения - о тяжелой, изнурительной работе, скудном питании, голоде, нищенской зарплате, издевательствах и побоях. Причем имели место как первое, так и второе. Негатив быстро перевесил. Добровольчество сошло на нет. Тогда оккупанты перешли к откровенно принудительному набору "рабской" рабочей силы. Со времени образования в ноябре 1944 года в Праге Комитета освобождения народов России были отменены унижающие нашивки "ОСТ" на верхней одежде, стало улучшаться питание на местах. Но делалось все это крайне медленно и недостаточными темпами. Дальнейшая судьба большинства остовцев - лагеря, ссылки, клеймо позора. Люди, жившие в Европе, имевшие возможность сравнить уровень жизни там и тут, были лишними в Советском Союзе.
Отступая, немцы пытались проводить полную эвакуацию, преследуя две цели: главную - военную и побочную - гуманитарную. Иногда вторая перевешивала первую. Когда они готовились к генеральному сражению в районе Курского выступа, то выселили большинство населения из этих районов. Это объяснимо с военной точки зрения - население могло стать источником информации для противника. Но была, пусть и случайно, человеческая составляющая - оставлять население там, где предстоит жуткое сражение, жестоко и бесчеловечно. Население выселялось в горные районы Крыма. Даже целое село на месте старой болгарской деревни Кышлав образовали, назвав его Курское.
Когда немцы отступали в начале сорок третьего года с Кубани, то вывезли с собой десятки тысяч местных жителей - казаков, калмыков, горцев. Тех, кто не захотел встречать своих освободителей с Востока. Когда немцы отступали из Крыма, из Севастополя, они старались вывезти своих русских добровольцев, которых набралось до семнадцати тысяч. Знаменита эвакуация, по сути исход части населения с Брянщины осенью 1943 года, после Курской битвы. Десятки тысяч человек со всем скарбом, гоня с собою тысячи коров, прочую живность, на многие десятки километров растянулись по дорогам.
...Подытоживая сказанное, в заключение нужно отметить: и безропотный солдат-фронтовик в нескладной гимнастерке и прожженных сапогах, по-пластунски "пропахавший пол-Европы", и женщина-работница тыла вместе с сыном-подростком, из последних сил тянувшие лямку на военном заводе, выпуская продукцию "для фронта, для победы", и учительница на оккупированной территории, учившая детей математике или физике, и крестьянин там же, сеявший хлеб ради того, чтобы не умерли с голоду дети его малые, - все это наш народ, наше общество, наше всё. Пора перестать разделять наш великий народ-мученик, народ-страдалец, народ-герой на "чистеньких" и "замаранных". Он един, и только в единстве своем он непобедим.

==================================
ПРЕДСТАВЛЯЕМ
К работе в редакции "ПГ" приступил полит. обозреватель Сергей ВерЁвкин.
Сергей Иванович Верёвкин родился в 1953 году в Москве. Его отец, Иван Иванович Веревкин, долгое время работал следователем в знаменитом МУРе. Сергей Веревкин начал писать в начале 80-х годов, готовя вместе со своим отцом его воспоминания о работе следователем. В середине февраля этого года вышла в свет и была распродана за считанные недели его книга "Вторая мировая война: вырванные страницы". Сейчас готовится к печати вторая книга из этого цикла, посвящённая началу Второй мировой войны и в целом комплексу советско-польских отношений в середине ХХ века. Читателей также ждёт увлекательный детективный роман, основанный на реальном уголовном деле, расследованном Веревкиным-старшим в 1951 году.


==========Десакрализаторам - бой!=======