>Нельзя действие законов развития общества отождествлять с действием законов природы.
А кто отождествлял-то?
Общее у законов развития общества и законов природы только то, что они существуют независимо от воли людей.
Разумеется, есть и различия - например, во времени действия, объекте действия и т.д.
> По очень постой причине: объективные экономические законы действуют не независимо от воли людей, а только благодаря воле людей, и только через их волю.
Если бы это было так, как вы говорите, люди вольны были бы прекратить действие этих законов в любой момент. Но это невозможно.
И вот здесь вы путаете два момента. Объективный закон может проявляться в волевых действиях людей, что никак не сказывается на его объективности. И, более того, только так он и может проявляться - если есть законы развития общества они только и могут проявляться в действиях людей, это общество составляющих.
Точно также, закон всемирного тяготения только и может проявляться в закономерностях взаимного притяжения тел.
Например, на рынке действует закон соответствия спроса и предложения. ДЕйствует он через действия людей - продавцов и покупателей. Но действует независимо от их воли и сознания, т.е. объективно.
> Люди наделены разумом и целеполаганием – чего совсем лишены предметы неживой природы, и растительного мира, и чем только в небольшой (по сравнению с людьми) степенью обладают животные. И это их отличие придает объективным общественным законам совсем иной характер, чем характер законов естествознания.
Особенности общественных законов вовсе не в этом.
А, например, в ограниченном времени действия.
>Далее, обладая способностью к познанию законов мира, люди могут создавать прогнозы развития общества. Которые обладают свойствами самооправдания и самоопровержения, т.е. познание законов общественного развития оказывает обратное воздействие на общество – и тем видоизменяет сами эти законы.
А это с чего бы? Что вам в этом случае помешает сказать, что люди, в общем-то, сами творят законы общества? Ведь вы это же самое говорите, только робко как-то.
>С диалектикой у Сталина всегда было слабовато…
Хорошо обстояло дело у Ленина, а остальные за ним тянулись в меру сил.
>>Люди могут открыть эти законы, познать их и, опираясь на них, использовать их в интересах общества, дать другое направление разрушительным действиям некоторых законов, ограничить сферу их действия, дать простор другим законам, пробивающим себе дорогу, но они не могут уничтожить их или создать новые экономические законы.
>
>Экономические законы, на самом деле – не более чем укрупненное описание механизмов действия человеческих интересов.
Ну, а как ответите на вопрос - а чем определяются человеческие интересы? Почему в одно время интерес - побольше денег заработать, а в другое время - угодить богу? А в третье - завоевать почет в племени?
В общем, неглубоко копаете.
> Если можно ограничить сферу действия интереса – то можно ограничить и сферу действия экономического закона. Если уничтожить интерес – пропадет и закон. Если создать интерес – возникнут новые законы.
Но ничего конкретного про интересы вы сказать не можете. Укажите, отчего зависят интересы - придется сказать - от экономических законов - и попадете в замкнутый круг.
>Поэтом люди и могут все – и бессильны одновременно.
Раз это уж так печально - почему же все-таки прогресс имеет место быть?
>Общее у законов развития общества и законов природы только то, что они существуют независимо от воли людей.
Про то и речь, что законы развития общества - зависят от воли людей.
>Если бы это было так, как вы говорите, люди вольны были бы прекратить действие этих законов в любой момент. Но это невозможно.
Так они и вольны. Они в другом не вольны: над своей волей :)
>Объективный закон может проявляться в волевых действиях людей, что никак не сказывается на его объективности.
Волевые действия людей - никак не влияют на общество, в котором они живут? И это говорит непреклонный боец АВН?
>Например, на рынке действует закон соответствия спроса и предложения.
А что это за закон?
>ДЕйствует он через действия людей - продавцов и покупателей. Но действует независимо от их воли и сознания, т.е. объективно.
Сначала на рынке появляется мафия. Которая выдавливает с рынка тех, кто готов торговать по цене спроса.
А потом на рынок приходит милиционер и вешает замок. И конец рынку :)
Это все независимо от воли?
>>Далее, обладая способностью к познанию законов мира, люди могут создавать прогнозы развития общества. Которые обладают свойствами самооправдания и самоопровержения, т.е. познание законов общественного развития оказывает обратное воздействие на общество – и тем видоизменяет сами эти законы.
>А это с чего бы?
Как это с чего? Социум - динамическая саморегулирующаяся система, перестраивающаяся в процессе функционирования - вот почему.
>Что вам в этом случае помешает сказать, что люди, в общем-то, сами творят законы общества? Ведь вы это же самое говорите, только робко как-то.
Ограниченные возможности по выбору типа поведения и изменению системы индивидуальных предпочтений - вот что мешает людям произвольно конструировать социумы с заранее заданными законами.
Например, сколько коммунизм в России ни строй - в результате ве равно капитализм получается, да еще чуть ли не хуже прежнего :)
>>Экономические законы, на самом деле – не более чем укрупненное описание механизмов действия человеческих интересов.
>Ну, а как ответите на вопрос - а чем определяются человеческие интересы? Почему в одно время интерес - побольше денег заработать, а в другое время - угодить богу? А в третье - завоевать почет в племени?
Интересы определяются потребностями человеческого тела, души и духа. Причем первые определяются как физиологией, так и культурой - окружающей и предшествующей. А с душой и духом все сложнее, ибо они могут действовать и вопреки потребностям тела.
>В общем, неглубоко копаете.
Напротив. Это Вы видите лишь то, что на поверхности (жевательно-хватательные рефлексы). А я их не отрицаю, но говорю, что не все из них вытекает.
>Но ничего конкретного про интересы вы сказать не можете. Укажите, отчего зависят интересы - придется сказать - от экономических законов - и попадете в замкнутый круг.
Не попаду. Я выведу интересы из потребностей не только телесных, но и духовных. А последним придам автономию, или даже буду выводить их из начала, лежащего вне человека и условий его бытия. Я же идеалист, не забывайте :)
>>Поэтом люди и могут все – и бессильны одновременно.
>Раз это уж так печально - почему же все-таки прогресс имеет место быть?
И много хорошего Вы можете сказать за прогресс? :)