От K
К Леонид
Дата 10.05.2006 12:41:07
Рубрики Прочее;

Re: Кто кого...

Выдавливали не как в Париже при помощи резни гугенотов. Имеется в виду замена курса
управляющего звена, одни советники при власти выдавили (заменили) других. Не более того.
Но отставные обиделись, они могли отныне претендовать лишь на мелкие должности. В
результате - интеллигенты (даосы) пошли в народ, понесли в него свои мифы, осуждающие
верхнюю власть. Начался такой бардак, что, во-первых, произошло крупное крестьянское
восстание, а во-вторых, из всех щелей повылазили сепаратисты, кочевники с севера
прискакали гораздо позже.

Но главный то вопрос не в этом, а в том, была ли религия в то время в Китае. На мой
взгляд, ее сдуло еще во времена зарождения конфуцианства и даосизма. Это время можно
назвать временем китайского просвещения, все стороны жизни были рационализированы, для
бога осталось место в представительских целях (император помазанник неба) и праздничных
(драконы), да в виде народных суеверий (у нас - домовые). Никакой особой роли тема бога в
политической жизни страны не имела, поэтому китайцам и были всегда по барабану пришлые
верования, вера - личное дело каждого. Сравните это с накалом страстей у брахманов,
зараострийцев, христиан, мусульман, и даже у греков (репресированы Сократ, Аристотель, да
и не только они).







От Леонид
К K (10.05.2006 12:41:07)
Дата 11.05.2006 00:48:18

Re: Кто кого...

>Выдавливали не как в Париже при помощи резни гугенотов. Имеется в виду замена курса
>управляющего звена, одни советники при власти выдавили (заменили) других. Не более того.

Естественно, так оно и было. Ваны китайских царств прислушивались то к одним мудрецам, то к другим. Да и развивалось само конфуцианство именно в абсорбации идей других течений мысли.

>Но отставные обиделись, они могли отныне претендовать лишь на мелкие должности. В
>результате - интеллигенты (даосы) пошли в народ, понесли в него свои мифы, осуждающие
>верхнюю власть. Начался такой бардак, что, во-первых, произошло крупное крестьянское
>восстание, а во-вторых, из всех щелей повылазили сепаратисты, кочевники с севера
>прискакали гораздо позже.

Народные восстания, по сути гражданские войны случались в Китае не раз. Тамже имели место во всю историю некие тайные общества, называвшиеся по разному в разные времена, но они были. Последнее востание такое - восстание боксеров.
Восстание же Желтых повязок произошло на фоне общего недовольства влиянием евнухов на двух императоров. Этим же и были недовольны и множество служилого люда из военного сословия. Они поднялись на борьбу с Желтыми повязками, но после стали рвать страну на уделы и бороться за контроль над бессильным ханьским императором. Аналогичная картина была в Японии в конце Хэйанской эпохи. Разумеется, Желтые Повязки вели свою агитацию, но что первично, а что вторично - проследить невозможно. Идея изъятия небесного мандата у недостойного и передача его достойному - это еще в достаточно удаленном по времени от этих событий "Го юй" зафиксирована наряду с основными конфуцианскими принципами управления. Чем конфуцианцы династии Хань обосновывали ее право на власть, и чем пытался Ван Ман обосновать свой переворот.

>Но главный то вопрос не в этом, а в том, была ли религия в то время в Китае.

А это зависит от того, что считать религией. Естественно, в новоевропейском понимании ее там не было и быть не могло. Но если понимать религию как связку, как это в Древнем Риме и было, была. Культ предков, например. Глиняные таблички с именами предков. Духи-покровители определенных мест.

На мой
>взгляд, ее сдуло еще во времена зарождения конфуцианства и даосизма. Это время можно
>назвать временем китайского просвещения, все стороны жизни были рационализированы, для
>бога осталось место в представительских целях (император помазанник неба) и праздничных
>(драконы), да в виде народных суеверий (у нас - домовые).

Помазанник - это и есть христианский термин, заимствованный из Библии. А в Китае император - это Сын Неба, как бы усыновленный Небом, которому он приносил жертвы по древним обрядам, аналогично тому, как приносили китайцы жертвы своим усопшим отцам, предкам. Имя императора вообще нельзя было писать и упоминать, его называли по девизу его царствования, который он мог изменить из-за плохих предзнаменований или смены политического курса, потом ему присваивали посмертное имя. Плюс многочисленные духи и демоны Китая, имя которым - легион.
Драконы - владыки водной стихии, они обеспечивали дожди, воды и плодородие. И стали как бы императорским гербом наряду с фениксами.
Да и рациональность в Китае немного иная. И что самое главное - в Китае не было аналога христианской церкви, имеющей власть вязать и решить. Были пагоды, молельни разные, привычно нам переводят - монастыри, хотя они совершенно отличались от христианских монастырей.

Никакой особой роли тема бога в
>политической жизни страны не имела, поэтому китайцам и были всегда по барабану пришлые
>верования, вера - личное дело каждого.

Была тема Неба и его веления, которое должен осуществить император. И если это не оспаривалось, в остальном китайцам было действительно по барабану, кто как совершает обряды. Другое дело, что северные варвары быстро перенимали эту идею смены династий. Воспринимали китайскую культуру и в ней растворялись довольно быстро. И именно поэтому цинские императоры попытались закрыть свою страну от рыжеволосых варваров Южных морей. Потому что их идеи отрицали их право на власть.

Сравните это с накалом страстей у брахманов,

Вот честно, про Индию мало знаю, здесь воздержусь от суждения.

>зараострийцев, христиан, мусульман, и даже у греков (репресированы Сократ, Аристотель, да
>и не только они).

Относительно Сократа можно с уверенностью сказать, что он пал жертвой острой внутриполитической борьбы в Афинах того времени. Это даже из комедии Аристофана на Сократа "Облака" видно. Аристотель - скорее уже за контакты с македонцами, пифагорейцы достаточно напоминали тайное общество.