От Георгий
К Георгий
Дата 20.04.2006 23:07:28
Рубрики Тексты;

В. Новиков. Обзор моделей социальной помощи в России от 11 века до наших дней (*+)

http://www.intelligent.ru/articles/text299.htm


Гражданское общество и философия солидарности
Социальным государством нам ещё только предстоит стать.
Вадим Арсеньевич Новиков

Социально ориентированное государство - вот главное направление
общественного развития России. <В сфере предоставления социальных услуг
особенно нужна эффективность, прозрачность и чёткость>, - подчёркивает
Президент Российской Федерации В.В.Путин. Обращаясь к различным этапам
нашей истории, её социальным аспектам мы глубже осознаём настоящее в
нашей попытке преодолеть социально-экономическую неустроенность, низкий
уровень жизни большинства населения, поляризацию общества по уровню
достатка.
Как не удивительно, становление социальной помощи в России имеет
тысячелетнюю историю, и, наверное, ни в какой другой сфере человеческой
деятельности, при столкновении властей с проблемами помощи и поддержки
не проявлялись вопросы социальной справедливости, социальной правды,
законности с такой особой силой, остротой и напряжённостью как в нашей
стране.
В российской модели помощи и поддержки наименее обеспеченных и
благополучных можно наблюдать, как закон распределения и
перераспределения, являющийся основополагающим в этой области, проходит
определённые стадии.

В родовой общине это было связано с нравственным законом почитания отцов
и дедов. Первоначально эти традиции перенимает и княжеская власть.
Родовая община формировала принципы и методы поддержки выживания
стариков в ситуации общественного, экономического и политического
кризиса. Именно там вырабатывались нормы поведения и отношения к людям,
которые в силу разных причин не могли участвовать в общественно-трудовой
деятельности.

И всё же после принятия христианства в Древней Руси начинают
осуществляться новые подходы к проблемам нуждающихся, которые
выстраиваются на основе греческого номоканона, но при этом традиции
предков ещё много веков служат для разрешения различных споров и тяжб.
Архаичный традиционализм в деле помощи и поддержки стал основой
средневекового общества, когда дела милосердия начали рассматривать как
неотъемлемую часть обыденной жизни и для простого крестьянина, и для
царского вельможи. Уже в те времена появляются такие институты, как
больницы и странноприимницы. Церковно-монастырская система защиты
начинает распространяться не только на людей церкви, но и на свободных
землепашцев, бобылей, бельцов. На определённом этапе государство берётся
ограничить влияние церковных институтов, а затем использовать их для
своих нужд (Петровские реформы).

С образованием российской государственности появляются царские указы,
регламентирующие отношения церкви и государства, отдельных категорий
нуждающихся и власти. В 1551 году в Стоглаве появляется не только статья
о нищепитательстве, но и ряд статей, регулирующих жизнедеятельность
различных слоёв общества: людей церкви, странников, вдов, нищих.
Появляются законы, направленные на упорядочение связей и отношений
различных групп населения в период массового голода и эпидемий. В
традициях нищепитательства и рационального использования средств
нуждающимся начинает формироваться гражданское общество.

С XVIII века окончательно оформляется законодательная практика помощи и
поддержки на государственном уровне. Благотворительность, как
общественный феномен, отражает качественное состояние общества, когда
закон <я - тебе, а ты - мне> реализован частично, только как принцип
<я - тебе>. Внутренняя мотивация поступка оказывающего помощь связана не
с идеей справедливого распределения и перераспределения, а с идеей
солидарности, с осознанием, что бедность и нищенство - объективные
факторы общества.

Философия солидарности сформировала не только принципы альтруистического
поведения в отношении к бедным и обездоленным, но позволила увидеть
дальние и ближние перспективы применительно к проблемам нищенства и
бедности. Так, в начале XIX века появляется Устав общественного
призрения, который с теми или иными изменениями просуществует до
советского периода.

Однако, традиционно в России разрушается предшествующая система помощи и
поддержки, и уже потом на её останках формируется новая. Так, в
советский период не существовало отдельного законодательства,
регулирующего помощь и поддержку в обществе: оно входило в состав
различных областей права. Зрелость гражданского общества определяется не
только развитым законодательством, защищающим права отдельного
гражданина, но и наличием благотворительных организаций, чья
деятельность направлена на те болезни, которые не может, в силу разных
причин, локализовать государство.

Однако в советский период, когда происходит слияние государства и
общества, благотворительность как форма помощи и поддержки отмирает.
Государство, исповедуя классовый подход, сворачивает многие виды
общественной помощи: частную, конфессиальную, сословную,
благотворительную. Именно в этот период законодательно оформляется
принцип приоритетов, помощь и защита в зависимости от заслуг, выслуги,
статуса и т.д. В конце 80-90 годов происходит расширение парадигмы
помощи, появляются тенденции благотворительности. Но её отличие от
тенденций XIX века в том, что она выступает как один из путей
негосударственной деятельности в социальной сфере, а не как потребность
гражданского общества. Тем не менее, возвращение к видам деятельности,
не связанным с государственными институтами, позволяет говорить о
формировании самостоятельных общественных тенденций в конце XX.

В постсоветский период в России стала нарастать тенденция формирования
отдельного законодательства, удачного или неудачного, в области
социальной поддержки, направленного на защиту прав различных групп
населения, таких как инвалиды, семья, дети, безработные, пенсионеры и
т.п. Система социального обеспечения заменяется системой социальной
защиты. Так или иначе, здесь видна попытка возродить традиции
благотворения и государственного контроля над данным видом общественной
помощи.

И, всё же, церковно-монастырская в начале XXI века возвращается к своим
исконным традициям в деле милосердия, когда призрение оказывается не
только через монастыри, но и через приходы, где предоставляется комплекс
услуг: обучение, лечение, воспитание, вспомоществование, предоставление
приюта.

Исходя из вышесказанного, можно определить основные модели социальной
помощи в России с глубокой древности до наших дней.

1. Модель княжеского и церковно-монастырского попечения (XI-XIII вв.)

Для данной модели характерна опека определённых слоёв населения, которое
законодательно берётся под княжеский и церковный патронаж: люди церкви,
изгои, не связанные кровнородственными отношениями, вдовы и старики.
Основной задачей попечения являлось <питание>, то есть сохранение образа
жизни подопечного. Помощь на уровне власти носила временный и
непостоянный характер. Церкви и монастыри предпринимают первые шаги в
организации больниц, богаделен, а также закладывают основы медицинской
помощи и просветительской деятельности.

2. Модель государственно-законодательного регламентирования (XIII-XVI
вв.)

В связи с формированием государственности важнейшим атрибутом
общественных отношений становится принцип <мира и спокойствия> и принцип
<благочиния>. Власти ведут политику, регламентирующую деятельность
монастырей, ограничивающую распространение профессионального нищенства,
направленную на борьбу с голодом и эпидемиями. На церковь возлагается
распределение социальной помощи нуждающимся. Государство берёт под
контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих,
предпринимает меры по борьбе с голодом. Так, например, Житный приказ
ведал житными дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Также,
в случае голода, предусматривается введение государственной монополии на
цены, раздача хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли.
Делаются первые шаги по поддержке вдов и детей, чьи мужья и отцы погибли
на государственной службе.

3. Модель общественного призрения (1700-1860 годы)

Эта модель содержит в себе механизмы государственных законодательных
регламентаций, частных и общественных инициатив. Для него характерно
осуществление территориальных подходов к помощи и поддержке нуждающихся
(финансирование и распределение средств на основе представительского
участия различных слоёв населения). Большая роль в данной модели
принадлежит благотворительным обществам и организациям, которые, как и
приказы, находятся под законодательным контролем государства.
Общественно призрение не ограничивается только социальной помощью
различным категориям нуждающимся, но включает в себя меры по воспитанию
и профессиональной подготовке, сословному обучению, интеграции женщин в
различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению
инвалидов.

4. Модель общественно-территориального распределения (1860-1917 годы)

Эта модель возникает в пореформенный период в связи с миграцией
населения, урбанизацией и развитием капиталистического производства,
обнищанием различных слоёв населения. В этот период сочетаются
архаические формы поддержки, такие как общинная и приходская система
вспомосуществования, и наличие приказной системы.
В то же время наблюдаются новые виды поддержки (земская, городская),
оформляются тенденции социального страхования и пенсионного обеспечения.
Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают
не только сословную поддержку, но и решают достаточно большой спектр
проблем: от поисков механизмов борьбы с безработицей до воспитания
малолетних преступников, от борьбы с социальными болезнями до создания
системы искусственного вскармливания младенцев. Неразвитая налоговая
система, отсутствие государственного финансирования, децентрализация
социальных акций в проведении мероприятий в области социальной
политики - характерные черты данной модели.

5. Модель социального обеспечения (1917-1991 годы)

Модель социального обеспечения - это модель, когда приоритеты в системе
социальной поддержки отдаются трудящемуся населению. В основе -
социалистическое перераспределение, на первых порах осуществлён
классовый подход в системе социальной помощи, страховании и пенсионном
обеспечении. Борьба с частной собственностью на средства производства
приводит к тому, что основным субъектом поддержки при всех случаях
социального риска становится государство. Однако переход к всеобщей
пенсионной реформе в 60-е годы, оформление всеобщего социального
обслуживания, с развитием различных типов пособий для инвалидов и
малообеспеченных семей, вынуждает государство подключать к данной
деятельности предприятия, которые брали на себя проблемы обеспечения
жильём, охраны здоровья, содержания социальной инфраструктуры.

6. Модель переходного периода (с 1991 года по настоящее время)

Особенностью концепции государственной социальной поддержки в 90-е годы
является её направленность на <стабилизацию уровня жизни граждан>, тогда
как в предшествующие годы она строилась на распределительной и
перераспределительной стратегии общественных фондов потребления.
Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

усиление адресности социальной поддержки слабозащищённых групп
населения;
обеспечение основных социальных гарантий;
сдерживание массовой безработицы;
адаптация и социальная поддержка вынужденных мигрантов.

В силу сложности самого процесса, а также в результате многочисленных
ошибок и неудач проводимой политики многие явления в общественной жизни
со временем начинают приобретать застойный характер. В этой связи в
системе социального обслуживания населения осуществляется отход от
принципов всеобщего гарантированного государством уровня социальной
защиты. В зависимости от трудоспособности граждан и их материальной
обеспеченности предполагается дифференцированная поддержка.
Приоритетными учреждениями социального обслуживания становятся
нестандартные учреждения (специализированные отделения социальной помощи
на дому, учреждения социального обслуживания семей и детей и т.д.).
Бесплатное социальное обслуживание сохраняется только для отдельных
групп населения, в соответствии с утверждённым перечнем, а основной
акцент делается на привлечение средств граждан.
Обращаясь к различным этапам нашей истории, её социальным аспектам мы
глубже осознаём настоящее в нашей попытке преодолеть
социально-экономическую неустроенность, низкий уровень жизни большинства
населения, поляризацию общества по доходам.

© 2006 СМИ <ИНТЕЛЛИГЕНТ>.
Свидетельство о регистрации в МПТР России:
Эл ? 77-4347 от 5 февраля 2001 года.
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на INTELLIGENT.ru обязательна.