От Георгий
К И.Т.
Дата 21.03.2006 11:03:20
Рубрики Тексты;

Наука и образование (-)


От Георгий
К Георгий (21.03.2006 11:03:20)
Дата 26.03.2006 20:52:48

"Школе нужны власть и свобода" (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/14_3.htm

ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МОСКВЫ

Школе нужны власть и свобода

Учитель - по правилам орфографии это слово не пишется с большой буквы. И
всё-таки рискну сделать исключение. Ведь если ученики этого уникального
педагога, всю свою жизнь посвятившего школе, возьмутся за руки, то
первый в этой живой цепочке будет стоять в Москве, а последний - далеко
за Уральским хребтом.
Когда перечисляют все его звания и награды, трудно поверить, что речь
идёт об одном человеке. Талантливый организатор, чья 40-летняя
деятельность на посту директора школы < 45 отмечена орденом Почёта,
Учитель Леонид Исидорович МИЛЬГРАМ.
Жизненный путь его не был усыпан розами, и удача сама не плыла ему в
руки - до признания и наград было много испытаний и потерь. Но он
выстоял, выдержал, выстрадал, заслужив своё трудное счастье!

ОТ КОЛОМНЫ ДО БРЕСЛАУ

В 1939 году Леонид окончил школу. Поступил в МГУ на исторический
факультет. Но тут же был призван в армию.
22 июня 1941 года его часть находилась в Коломне, сам же Леонид был в
Москве, в увольнении. Как только услышал по радио выступление Молотова,
бросился на вокзал, чтобы быстрее добраться до своей части.
С отдельным 40-м артиллерийским дивизионом Мильграм прошёл все четыре
года войны, закончив её в Бреслау. Леонид Исидорович вспоминает: <День
Победы - это для меня праздник номер один. Очень точно сказано в песне:
<праздник со слезами на глазах>. Со временем память о тех, кто погиб, не
становится слабее. 5 мая 1945 года мы потеряли Мишу Ерхова, москвича с
Красной Пресни. Его мы похоронили в Бреслау. Это была последняя потеря
нашей части в Великой Отечественной. После войны мы, однополчане,
встречались каждый год, пока этому не стали мешать границы и денежные
трудности:> О боевых друзьях, об их героизме и мужестве Мильграм может
говорить часами, о себе же - ни слова, хотя грудь его украшает такое
количество орденов и медалей, что перечисление их займёт добрую часть
его биографии.

АРХАНГЕЛЬСК

Демобилизовавшись в 1946-м, Мильграм вернулся на исторический факультет,
который успешно окончил в 1951 году.
Выпускник МГУ Мильграм был распределён в Архангельск. Учитель истории в
далёком северном городе: Но - его первый урок. Любопытные глаза, в
которых с каждым твоим словом всё больше разгорается интерес к
сказанному тобой. Обступившие после урока ученики - с вопросами,
благодарностью, улыбками: И он понял, что никогда из школы не уйдёт, что
это его: навсегда! Леонид Исидорович не оставил школу, даже когда через
годы как из рога изобилия на уже прославленного педагога сыпались
заманчивые предложения из министерств и различных НИИ.
Слухи о появлении молодого талантливого учителя быстро облетели
провинциальный Архангельск. Вскоре Леониду Исидоровичу предложили вести
курс истории в техникуме и университете марксизма-ленинизма - для
старших офицеров флота. На его лекции собирались помимо студентов и
<вольные слушатели>.

ШКОЛА ? 45 - ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ!

Долгих восемь лет, даже уже после возвращения в Москву, Леонид
Исидорович ещё, что называется, искал себя - работал преподавателем
истории в различных учебных заведениях, в том числе в родной
альма-матер. А в это время школа < 45 искала его. Они встретились
наконец-то в 1959 году, чтобы идти рука об руку 42 года и принести друг
другу славу. Сначала Мильграм перешагнул заветный порог, став завучем, а
через год был назначен директором этой школы, сменив на посту
замечательного человека Льва Мартыновича Степаняна, которого всегда
вспоминает с особой теплотой как образец высшей степени порядочности и
профессионализма. Но эстафета была передана не менее достойному! За
четыре с лишним десятилетия, неутомимый в поисках лучшего, Мильграм
сумел создать коллектив, работа которого принесла известность школе не
только в России, но и далеко за её пределами. Она стала пилотной в
разработке государственных образовательных программ и культурных
проектов.
<Учителя в нашей школе практически все штучного производства, - любит
говорить Мильграм. - У меня были к ним строгие требования: педагог
должен быть не только сильным профессионалом, но и интересной личностью.
Только тогда он имеет моральное право вести за собой. Ведь ремесло
учителя таково, что оно выходит за рамки ремесла. Воспитать творческую
личность могут лишь люди одарённые. Учитель должен быть интересен, чтобы
на его уроки ребята бежали! И в школе необходимо особое настроение:
радости, любви и, конечно, иронии>. Наверное, поэтому во времена
Мильграма на каждого входящего в школу взирали со стен шаржи на всех
учителей, директор, естественно, исключения не составлял. Не каждый
руководитель любит критику, а Леонид Исидорович всегда её даже
провоцировал. Вольности, которые позволяла в обсуждениях политики
директора школьная газета <Поверх барьеров>, выпускаемая учениками,
повергала в ужас многих. А Мильграму всё нипочём. Он предпочитает
острить сам и ценит, когда над ним удачно подшучивают другие.
<Есть авторитет от власти, а есть власть от авторитета>, - считает
Мильграм. Второе - про него. В шесть (!) утра он всегда был на рабочем
месте, продумывал предстоящий день и обязательно вызывал к половине
седьмого нерадивых учеников и их родителей - это производило
впечатление!
Невозможно в одном очерке рассказать о всех добрых делах Леонида
Исидоровича, свершённых им за эти годы для школы. Это материал для
солидной монографии. Под цифрой <45> сегодня значится уже не просто
школа, а целый учебный комплекс: детский сад, прогимназия, гимназия,
лицей. Нужен был бассейн - Мильграм ходил по кабинетам, пока не добился
своего, тренажёрный зал - пожалуйста. А заодно было получено разрешение
на введение в школе пяти уроков физкультуры в неделю, чтобы дети могли
постоянно заниматься плаванием. Мечтал о школьном автобусе - удалось
осуществить и это!
Подопечных Мильграму школьников видно было издалека по красивой
вишнёвого цвета форме с эмблемой <45>, причём покрой и цветовую гамму
выбирали сами ученики.
А ещё Мильграм отдал детям подвал. И напрасно вам представились <дети
подземелья>. Нет, это настоящий <Остров сокровищ> - именно такое
название получила детская организация, созданная в 45-й школе. Здесь
сочиняют песни, ставят спектакли, ведут радиопередачи. Сюда заглядывают
звёзды! Так что взять автограф у Андрея Макаревича - нет проблем!

КНУТ И ПРЯНИК

Этот давний педагогический принцип материализовался на стене
директорского кабинета в виде герба. Завуч Галина Алексеевна Русакова
рассказала, что однажды Леониду Исидоровичу привезли в подарок настоящий
кнут бедуина. Он тут же затребовал из столовой пряник! <Да, - говорит
Мильграм, - с одной стороны, школе нужна свобода, а с другой - как это
ни парадоксально - жёсткая власть. Всегда нужно быть готовым действовать
неординарно. Однажды приходит ко мне ученик, ревёт: <Меня избили>.
Позвал я его <оппонентов> (а их было трое) в кабинет, спрашиваю: <В чём
дело?> Оказывается, он в их присутствии хвастался победой над одной
девчонкой. Девочка очень хорошая, очень чистая, но есть такие мальчишки,
которые любят придумывать и смаковать всякие интимные подробности в
большой компании, и ребята не вытерпели. Они не избивали его скопом, а
каждый вызвал на дуэль и по разу стукнул слегка. <А что нам было
делать?> - спрашивают они. Я отпустил их на урок и за это время написал
четыре приказа со строгим выговором за драку. А троим после уроков
вручил приказы и сказал: <Носите это гордо. Вы были правы>.
Для нерадивых учеников у Мильграма был очень простой, но универсальный
приём: не говоря ничего осуждающего, он просто просил <двоечника>,
посадив его перед собой в кабинете, написать сочинение на тему <Как я
дошёл до жизни такой>. Повторения не требовалось!

НЫНЕ:

Уже четыре года, как Леонид Исидорович Мильграм, которому недавно
исполнилось 85, <на заслуженном отдыхе>. Но тихие будни в его жизни так
и не наступили! По-прежнему не умолкает телефон. Каждый день (без
преувеличения!) навещают бывшие ученики. К нему идут с радостью и болью,
с просьбой о помощи и в поисках мудрого совета: заезжают поделиться
своим счастьем прямо из загсов разряженные невесты, приносят показать
малышей молодые мамы, на его плече рыдают, потеряв близких людей, к нему
приезжают, чтобы уладить семейные драмы. <Значит, я им всё-таки
нужен!> - разводит руками Леонид Исидорович, как будто в этом можно
сомневаться.

Елена ЛОБАЧЁВА



От Георгий
К Георгий (21.03.2006 11:03:20)
Дата 26.03.2006 20:21:03

Борьба ногами кверху. Д. Львов о "борьбе с инфляцией" (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/2_4.htm

Борьба ногами кверху
Притчей во языцех с подачи российского правительства стала в последнее
время необходимость решительного обуздания инфляции. На вопрос <Каковы
её причины и так ли страшен этот чёрт, как его малюют?> отвечают
эксперты <ЛГ>.

Дмитрий ЛЬВОВ, академик РАН: - Удивительные вещи происходят. Вместо того
чтобы работать над экономическим развитием, правительство отвлекается и
создаёт проблемы на ровном месте. Оказывается, для него самый важный
вопрос: какая будет инфляция - 9 или 11%? Но ведь он заведомо
второстепенный. Никто в правительстве не отвечает по существу за
экономическую политику, которой просто-напросто нет. Нет долгосрочной
стратегии. И как Россия без неё будет развиваться? Ведь идём по
порочному пути сырьевой специализации. Если и дальше будем по нему
двигаться, то и инфляция будет расти, и положительный платёжный баланс
сойдёт на нет, и безработица увеличится, и множество социальных проблем
возникнет. Когда министр Кудрин и глава Центробанка беспокоятся об
инфляции, они должны иметь в виду, что у нас прежде всего немонетарные
факторы её разгоняют. Это значит, что они обусловлены непониманием
реальных процессов в экономике и как следствие совершенно
неудовлетворительной системой управления - особенно в ЖКХ, в
ценообразовании, связанном с энергоресурсами и транспортными тарифами.
Там, где государство обязано осуществлять контроль, в первостепенных
вопросах, касающихся всего нашего народа, оно проходит мимо. А вот в
стерилизации излишней денежной массы Минфин преуспевает. Наоборот надо
делать - как в своё время Кейнс с Рузвельтом! Великие люди оказались в
нужное время в нужном месте и спасли Америку от колоссального кризиса.
Но действовали они методами прямо противоположными тем, которые
используют сейчас Министерство финансов и Центральный банк. Вспомним,
что делал Сергей Юльевич Витте, величайший предшественник Кудрина. В
конце XIX века за два лишь года 146 новых предприятий было создано,
золотой червонец получил хождение, рубль как международная валюта
завоевал уважение во всём мире. Но никогда ни один великий или даже
более или менее значимый для истории министр финансов не помышлял о
стерилизации денег. Заладили: инфляция, инфляция: Можно и даже нужно в
отдельных случаях допустить её прирост, компенсировав это дополнительным
увеличением объёмов производства, чтобы встали на ноги машиностроение,
перерабатывающая промышленность, наукоёмкий сектор и прочие важнейшие
отрасли России. У нас же инфляция разгоняется искусственно. С ней
необходимо бороться, но для этого надо хотя бы послушать мнения учёных,
и не только российских. Не помешало бы открыть книжку бывшего
вице-президента мирового банка лауреата Нобелевской премии Стиглица,
внимательно прочитать раздел, касающийся инфляции. Может, ознакомившись
с азами экономики, с тем, чему учат студентов во всём мире, наши
министры-экономисты задумались бы и перестали бы делать всё вверх
ногами:

Михаил ДЕЛЯГИН, научный руководитель Института проблем глобализации: -
Самая распространённая ложь о причинах инфляции - утверждения о том, что
у наших граждан якобы много денег. В действительности же у нас у всех,
за исключением нефтяных компаний, федерального бюджета и некоторых
силовых олигархов, денег немного. Наблюдения за тем, где виден
наибольший рост цен за последние 5 лет, свидетельствуют: главный фактор
инфляции носит немонетарный характер и характеризуется произволом
монополий на всех уровнях - от естественных, федеральных до отдельных
рынков в городах. Государство же не хочет с этим бороться по двум
основным причинам. Во-первых, пресекать злоупотребления монопольным
положением очень сложно - нужно <ловить за руку> монополию и доказывать
её вину. Во-вторых, монополисты завышают цены не только из-за
собственной алчности, но и по необходимости. С 2001 по 2004 год, как
показали социологические исследования, масштабы взяток, вымогаемых у
бизнеса, увеличились в валютном выражении в 8 с половиной раз, а мировые
цены на нефть выросли за то же время менее чем на 30%. <Разницу>
бизнесмены правящей бюрократии выплачивали не из своего кармана, а из
кармана потребителя. То есть если сегодня чиновники начнут реально
бороться с инфляцией, то им придётся дать бой и коррупции, то есть
начать <грабить> самих себя. Понятно, что ни один из них не желает
облегчать собственную мошну ради борьбы за какие-то государственные или
общественные интересы. Официальный индекс инфляции очень сильно
занижается. К примеру, по данным Госкомстата, за два первых месяца она
составила 4,1%. Это больше, чем за тот же период двух предыдущих лет (на
уровне 2003 года). Но если брать во внимание товары повседневного спроса
(<потребительскую корзину граждан с низким уровнем доходов>), то здесь
инфляция за январь и февраль достигла 10%, то есть превысила ту, которая
планировалась на весь год. Ясно, что последний показатель ближе к
реальности. Не желая и не имея политических возможностей противостоять
произволу монополий, либеральные фундаменталисты сражаются с фикцией. Им
легче думать, что у нас много денег, и ужесточать финансовую политику,
замораживая деньги в федеральном бюджете. На 1 марта там заморожено 2,1
триллиона рублей, часть из которых числится в Стабилизационном фонде. То
есть государство, прикрываясь необходимостью борьбы с инфляцией, просто
отказывается от какого-либо исполнения своих <служебных обязанностей>
внутри страны. Причина - не только бюрократическая лень, но ещё и
привычка. Люди, которые управляют бюджетом, рулили страной в середине
90-х годов и уже доводили её до дефолта. В финансовой сфере это министр
Кудрин, нынешний председатель Центрального банка Игнатьев и большое
число их подчинённых. Вот ещё одно доказательство немонетарных причин
инфляции. Поскольку товарищ Кудрин не может управлять ничем, в том числе
и бюджетом, у нас в конце каждого года (в последние две-три недели
декабря) дополнительно выбрасываются в экономику деньги, сопоставимые с
месячным бюджетом. В прошлом году - 259 миллиардов рублей, в
позапрошлом - 262 миллиарда. Специальные исследования, сделанные
официальными экономистами, очень точно показали: НИКАКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА
ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ЭТИ КОЛОССАЛЬНЫЕ ВЫБРОСЫ ДЕНЕГ НЕ ОКАЗАЛИ. 260
миллиардов - почти та сумма, которую нужно потратить не за две-три
недели, а в течение всего года, чтобы в Российской Федерации не было
проблем с нищетой, чтобы всем гражданам страны был обеспечен доход на
уровне прожиточного минимума или выше него. Необходимые меры борьбы с
инфляцией элементарны. Если её главная причина - произвол монополистов,
соответственно необходимо обеспечить финансовую прозрачность
естественных монополий - это раз. Пересмотр реформы естественных
монополий, стимулирующей завышение тарифов, - это два. Ужесточение
наказания за злоупотребления монопольным положением, начало реальных
расследований в этой сфере - три. Начало борьбы с коррупцией не на
словах, а на деле (было бы желание, а методики вполне стандартные,
показавшие себя хорошо и в Штатах, и в Италии, и в менее развитых
странах) - четыре. И, наконец, последнее. Нужно сделать, как в Германии:
чтобы органы монопольного контроля получили право не просто возбуждать
дела и проводить расследования в отношении монополистов,
злоупотребляющих своим положением, но и возможность быстро,
<волюнтаристски> снижать необоснованно повышенные цены. Расследования
порой тянутся годами, в течение которых экономике может быть нанесён
невосполнимый ущерб, а тут - сначала оперативная реакция, а потом уже
разбор полётов. В Германии такой принцип действует, и никто от этого
особо не страдает.




От Георгий
К Георгий (21.03.2006 11:03:20)
Дата 26.03.2006 20:13:19

... дневник учителя (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/4_2.htm

ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ

Бой без правил
Инна КАБЫШ

Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
Так и было... когда-то.
Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
вопросы, попросила родителей испечь блины...
В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!), но дело
обернулось иначе: команда, получившая за какой-нибудь вопрос меньше
очков, злилась на команду-соперницу (<Они знали заранее!>), на меня (<Вы
подсуживаете!>), на вопрос (<Слишком сложный>).
В итоге капитан проигравшей команды истерично завопил: <А кто вообще
придумал такое правило, что побеждает получивший больше очков?!>
- Действительно, - ответила я. - Давайте с сегодняшнего дня считать
двойку самой лучшей отметкой, а всех двоечников - отличниками!
(Как ещё я могла ответить? Абсурдом на абсурд!) Но рук решила не
опускать (и не покладать) и на следующий год, думая, что дети подросли,
а стало быть, поумнели, предложила своим теперь уже семиклассникам
сыграть в КВН...
Проблемы начались сразу: на две
команды делились четыре (!) раза. Ларчик открывался просто: дети, зная,
кто из них <сильное>, а кто <слабое> звено, попросту жулили (например,
делали бумажки, которые нужно было тянуть из шапки, разного размера),
стараясь переманить в свою команду <сильных>, чтобы победа была
обеспечена наверняка. <Да-а... - подумала я, - они с прошлого года
действительно <поумнели>...
Не знаю, сколько раз нам бы ещё пришлось делиться, не возьми я
инициативу в свои руки: я сделала абсолютно одинаковые бумажки и
положила их в собственную шапку, боясь, что детская окажется с двойным
дном.
В полном смысле слова с грехом пополам разбились на две команды. Я
назвала предстоящие конкурсы: разминка, домашнее задание и т.д.,
объяснив, что и как нужно делать. Стали готовиться. А в последний день
второй четверти, перед Новым годом, собрались в классе, что называется,
у ёлочки. Я (проклинаю ту минуту, когда эта мысль пришла мне в голову!)
пригласила на КВН и родителей: хотелось вместе с ними порадоваться,
какие у нас <весёлые и находчивые> дети. Но славная игра превратилась в
стычку двух стенок, усугубляемую вмешательством родителей.
Те грубо лезли в игру: подсказывали <своим любимым>, грозились - на
полном серьёзе! - привести на подмогу старших сыновей и пап, когда им
казалось, что <их> команду обыгрывают, а одна мама, увидев, что сын
расстроился из-за малого количества очков, набранных его командой,
схватила его за руку и закричала мне в лицо, что лично она уводит своего
ребёнка; нечего, дескать, ему тратить здесь свои нервы...
Я переводила глаза с детей на взрослых, пытаясь понять, что происходит:
никто (ни игроки, ни болельщики) не допускал даже мысли, что может
проиграть!
Но ведь на ошибках учатся, гласит народная мудрость! Ни в коем случае:
все хотели быть победителями. Но ведь <пораженье от победы ты сам не
должен отличать>, сказал поэт.
Нет и ещё раз нет: все хотели победы любой ценой. Даже ценой разрушения
самой игры. Ведь оспаривание критериев её оценки, пререкания с жюри,
желание отменить правила сводят игру на нет. Без правил нет игры. Как в
мрачной повести, притче У. Голдинга <Повелитель мух>, мои ученики (и, к
моему величайшему изумлению, их родители) готовы были сжечь остров, на
который попали, лишь бы победить.
<Кто же у кого учится?> - подумала я.
Дети ли впитывают законы нашего безумного взрослого мира с его двойными
стандартами и культом силы или взрослые впадают в детство (но не то,
которое имел в виду Христос, призывая: <Будьте как дети...>, а то, о
котором при виде недомыслия и жестокости предостерегал Голдинг: <Ну
чисто дети малые!..>).
Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
симптом, свидетельствующий, на мой взгляд, о том, что мир вокруг нас изо
всех сил стремится стать детским (в плохом смысле этого слова): никто не
хочет быть <взрослым> (спокойным, мудрым, готовым перенести поражение) -
все хотят быть победителями.
Но мир, состоящий из одних победителей, этот однополярный мир, по
меньшей мере скучен (как заметил отечественный классик в своей повести о
том, как два взрослых человека стремились во что бы то ни стало победить
друг друга: <Скучно на этом свете, господа!..>), а по большей -
самоубийствен: вышеупомянутая повесть оставляет твёрдое убеждение, что
Иван Иванович и Иван Никифорович умрут-таки в один день. День победы.




От Руслан
К Георгий (26.03.2006 20:13:19)
Дата 27.03.2006 13:47:37

детским языком

А у нас училка разбила детей на 3 группы. Один мальчик который стал главой группы покупал учеников за 10 рублей штука (за вступление в свою группу).

Училка - "заслуженный учитель россии".

Она выбрала зачем-то гнусные учебники питерсон и пр. Пишем рефераты "детским языком" (по совету самой же училки, как она сказала на род.собрании).

щас во 2 классе детки изучают теорию множеств. Почему-то "все очень плохо написали конрольную". И вообще "этот класс у меня самый слабый за все время".

Д/з на 70% делают родители. Жена сидит и занимается с сыном заданиями целый день. Все так. Знания учеников это не её труд, а труд родителей, которые несмотря на маразматическую программу заставляют деток долбить задания.

Зачем с таких малых лет детей приучают ко лжи? Зачем я послал сына в эту идиотскую "престижную" школу?

От Александр
К Георгий (26.03.2006 20:13:19)
Дата 26.03.2006 21:44:37

Последние остатки западного выветриваются :-)

>ДНЕВНИК УЧИТЕЛЯ
>Бой без правил
>Инна КАБЫШ

>Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
>полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
>как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
>Так и было... когда-то.

На самом деле, конечно, Запад и игра две вещи нераздельные. У всех остальных ритуал.

"Вот выдержки из описа ний Леви-Стросса и цитируемых им работ других ученых:
«Насколько глубоко могут быть укоренены в сознании установки, совершенно отличные от установок западного мира, безусловным образом показывают недавние наблюдения в Новой Гвинее, в племени Гауку-Кама. Эти аборигены научились у миссионеров играть в футбол, но вместо того чтобы добиваться победы одной из команд, они продолжают играть до того момента, когда число побед и поражений сравняется. Игра не кончается, как у нас, когда определяется победитель, а кончается, когда с полной уверенностью показано, что нет проигравшего."

В игре начинают как равные, а кончают победителями и побежденными. В ритуале начинают как разделенные, а кончают в единстве.

>Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
>установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
>замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
>решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
>вопросы, попросила родителей испечь блины...
>В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
>стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
>были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
>Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!),

Не ну действительно! Дети притащили родителей, устроили совместную трапезу - в любой традиционной культуре ритуал единства. А тут учитель устраивает "выживание сильнейших" и "победитель забирает все". И учитель не видит в чем проблема. Дочего же темные люди у нас этими делами занимались.

>Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
>симптом,

Да. В мое время это называлось сыграть "в дочки-матери на деньги". Чисто чтобы поджчеркнуть что детская игра-ритуал, и Западная игра-"выживает сильнейший" не одно и то же. Вомнится "в войнушку" никто не хотел играть за немцев, а если играли то "с пониманием", что слишком хорошо воевать нельзя. Только чтобы интересно играть было.

Тут кстати у дочки в школе, возможно по мотивам нового Орлеана, команда психологов устраивала исследования способности к самоорганизации. Семикласникам завязали глаза, выстроили в хоровод и попросили сделать круг, треугольник, квадрат. Потом поставили строем, между детишками проложили большие такие мячи, зажатые между спиной переднего и грудью заднего и попросили пройти таким паровозиком метров двадцать чтобы мячи не упали. Ну и т.п. Прошло без проблем.

От self
К Александр (26.03.2006 21:44:37)
Дата 29.03.2006 18:20:12

думаю, что ошибаетесь (беспричинно радуетесь)


"Александр" сообщил/сообщила в новостях следующее:
news:177910@kmf...
>
>>Когда-то, в прошлом веке, я работала пионервожатой. Пионервожатым
>>полагалось знать множество детских игр (нас специально этому учили): а
>>как же, ведь дети и игра - две вещи нераздельные.
>>Так и было... когда-то.
>
> На самом деле, конечно, Запад и игра две вещи нераздельные. У всех остальных
> ритуал.

не стоит утрировать и делать вид, что непонятна высказанная мысль. Мысль
проста - дети через игру осваивают мир и взаимоотношения, учатся культуре
взаимоотношений на практике, моделируя её (практику).

> "Вот выдержки из описа ний Леви-Стросса и цитируемых им работ других ученых:
> <Насколько глубоко могут быть укоренены в сознании установки, совершенно
> отличные от установок западного мира, безусловным образом показывают недавние
> наблюдения в Новой Гвинее, в племени Гауку-Кама. Эти аборигены научились у
> миссионеров играть в футбол, но вместо того чтобы добиваться победы одной из
> команд, они продолжают играть до того момента, когда число побед и поражений
> сравняется. Игра не кончается, как у нас, когда определяется победитель, а
> кончается, когда с полной уверенностью показано, что нет проигравшего."
>
> В игре начинают как равные, а кончают победителями и побежденными. В ритуале
> начинают как разделенные, а кончают в единстве.

ничто в высказывании бывшей пионервожатой не указывает на необходимость
утвердить победителей над побеждёнными. Да и не в этом суть и интерес её
рассказа.

>>Нет, нынешние дети тоже играют: в компьютерные игры, в электронные,
>>установленные на их мобильниках игры. А вот друг с другом? С удивлением
>>замечаю, что это им даётся всё труднее. В прошлом году на Масленицу
>>решила провести с шестиклассниками праздничную викторину: придумала
>>вопросы, попросила родителей испечь блины...
>>В конце недели, на <тёщины вечёрки>, разделившись на две команды, дети
>>стали играть, то есть отвечать на мои вопросы. Условия игры, понятно,
>>были самые простые: побеждает та команда, которая наберёт больше очков.
>>Мне казалось, что всё пойдёт как по маслу (в такой-то день!),
>
> Не ну действительно! Дети притащили родителей, устроили совместную трапезу - в
> любой традиционной культуре ритуал единства. А тут учитель устраивает
> "выживание сильнейших" и "победитель забирает все". И учитель не видит в чем
> проблема. Дочего же темные люди у нас этими делами занимались.

разве на кон поставлен торт и выпечка вечеринки? Нет. Не стоит усугублять.
(помните расхожую фразу проигрывающих "ерунда, не корову проигрываем"?)

>>Во всяком случае, превращение детских игр в бои без правил - тревожный
>>симптом,
>
> Да. В мое время это называлось сыграть "в дочки-матери на деньги". Чисто чтобы
> поджчеркнуть что детская игра-ритуал, и Западная игра-"выживает сильнейший" не
> одно и то же. Вомнится "в войнушку" никто не хотел играть за немцев, а если
> играли то "с пониманием", что слишком хорошо воевать нельзя. Только чтобы
> интересно играть было.

вот тут собака-то и порылась. И пионервожатая права: "нынешние дети тоже
играют... друг с другом... им даётся всё труднее"
Если раньше играть за немцев никто не хотел, но играл, если играли в футбол, то
делились на равные по силам команды (иначе не интересно), то такое поведение
обуславливалось именно культурой (где терпимость и равенство-уравниловка, цель -
получить удовольствие от совместных усилий - искренне радовались за красиво
забитый "противником" гол в свои ворота). Нынче именно подрыв основ культуры
приводит к трудностям в практике игры-модели. Дети похо умеют договариваться,
уступать ради общего результата (удовольствия от игры, а не от
результата-победы). Вы правы в том, что эта дура не понимает причин
"недомогания", а потому и не видит как можно исправить ситуацию.



От Владимир К.
К Александр (26.03.2006 21:44:37)
Дата 27.03.2006 00:41:34

Что-то на слишком низком уровне самоорганизацию изучают.

Низком не в смысле качества, а в смысле уровня психики и вытекающих из этого
уровня задач.

Натурализм рулит?



От Александр
К Владимир К. (27.03.2006 00:41:34)
Дата 27.03.2006 01:02:40

Психологи. У них все на индивидуализм, а значит натурализм, завязано.

>Низком не в смысле качества, а в смысле уровня психики и вытекающих из этого
>уровня задач.
>Натурализм рулит?

Но по-моему уровень задач вполне приемлимый, если учесть что дети на пару часов оторваны от занятий, не имеют опыта, не знакомы с геометрией. Что еще можно сделать с 12-13-тилетними за это время? Вы прикиньте как бы Вы стали хоровод в квадрат с завязанными глазами выстраивать. Нужен лидер, который сообразит устроить перекличку, разделить на 4 и отдаст команду четверым держать руки под прямым углом, а остальным под развернутым. И нужно чтобы команда поняла и послушалась.

Там еще были практические задачки типа переправить волка козу и капусту через реку. Кто-то кого-то может перенести, кого-то с кем-то нельзя оставлять, что-то переходить можно только в сапогах, а их только одна пара и т.п. То есть комбинация довольно сложных абстрактных задач, которые у нас были распространены в чисто теоретическом виде, с практической организацией, лидерством, управлением и подчинением в условиях отсутствия формальной иерархии.

Кстати это хорошее лекарство от марксизма с его подлой аксиомой эгоизма людей-атомов, корыстности всякой власти, "тирании" верхов и "неразвитости" низов - словом априорной абсурдности "веры в доброго царя". Лидер, обеспечивший успех команде, ничего за это не получает, кроме своего лидерского авторитета.

От Владимир К.
К Александр (27.03.2006 01:02:40)
Дата 27.03.2006 01:50:21

Я тоже думаю, что для применённого инструментария - задачи более чем адекватные. Но...

.. непроизвольно всплыло такое соображение:
Если эти упражнения по мотивам последствий Катрин - как там будет дело с
архетипами, которые как раз активизируются в экстремальной ситуации и
действуют из подсознания?

Это тем способом не проверить (хотя обнаружение способностей к
самоорганизации в ситуации, когда не затрагиваются критические ценностные
установки - тоже хорошее дело).

Впрочем, посмотрим. Возможно, это был только первый этап исследования.



От Дионис
К Александр (26.03.2006 21:44:37)
Дата 26.03.2006 23:02:54

Переходящее красное знамя наверно из той же оперы? (-)


От Георгий
К Георгий (21.03.2006 11:03:20)
Дата 26.03.2006 20:13:16

(!!!!!) Академический отпуск (*+)

http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg112006/Polosy/3_1.htm


Академический отпуск
Сумрачной осенью 1991 года к нам в доживающую последние дни своей
истории Академию наук СССР прилетел известный американский учёный Лорен
Грехем. Крупнейший историк науки, он всю долгую жизнь занимался
изучением русской и советской науки - историей трудных проблем её
мощного развития, драм и трагедий её творцов, её великого вклада в
мировую цивилизацию. Перед отъездом на прощальном банкете он поднял
бокал: <За советскую науку!..>, хотел ещё что-то сказать, но голос его
пресёкся, он поставил бокал и молча сел. На глазах его блестели слёзы:

Прошло почти 15 лет. На прошлогоднем июньском заседании в нашем Белом
доме министры решили наконец обсудить, как <реформировать> то, что
осталось от науки в России. Самый продвинутый (в ВТО) министр выказал
такое понимание роли науки в судьбе страны, каким вполне мог бы
блеснуть - если бы его вдруг об этом спросили - любой <конкретный
пацан>. Со снисходительной усмешкой <как бы> государственного деятеля,
которого отвлекают по пустякам от серьёзных проблем удвоения ВВП, он
задал совсем конкретный вопрос: <Зачем нам нужна Академия наук?>.
Никто, включая глубокомысленного, как всегда, председателя, не удивился
такому вопросу. В некоторое замешательство пришёл только президент
Российской академии наук, который начал было что-то объяснять: дескать,
создана была наша Академия наук Петром Великим, больше двух с половиной
веков на ней держится развитие всей науки и технологического прогресса в
России, без неё у нас не было бы ни ракетно-ядерной мощи, ни атомной
энергетики, ни спутников и космических станций: Подал голос и министр от
науки: <Как же без РАН проводить фундаментальные исследования?!>
Министры во главе с председателем слушали всё это с кислой скукой.
В начале 90-х наука в России оказалась на последнем месте среди
интересов пришедших к власти <либерал-реформаторов>. Ей тут же был
перекрыт кислород: к 1995 году годовые затраты на науку сократились
примерно в 6,2 раза по сравнению с уровнем 90-го, а расходы на оборонные
НИОКР за тот же период снизились не менее чем в 10 раз! Финансирование
же самой Академии наук в целом сократилось в 20 раз.
Особенно гибельным для науки в России стал уход молодых. Многие
перспективные учёные в самом творческом возрасте уехали на Запад,
главным образом в США. И хотя им платят там вдвое, а то и в 4-5 раз
меньше, чем <своим>, это несравнимо с нищенской зарплатой учёного в
России. Но самая серьёзная причина <учёной эмиграции> - отсутствие
приборной базы и современного оборудования в наших лабораториях.
Урезание бюджета науки, перекрытие финансового <кислорода> учёным не
могло привести ни к чему иному. Один из наших физиков, уехавших работать
в США, в конце 90-х годов прилетел в Москву и навестил хорошо знакомые
ему институты. Он был потрясён: <Как будто прошёл Мамай!>
Речь идёт прежде всего о судьбе фундаментальной науки, о вызывающем
крайнюю тревогу будущем той её основной части, что сосредоточена в
Российской академии наук. Фундаментальная наука в России всегда служила
источником не одних лишь знаний как новой информации, фиксированной в
книгах, а теперь в памяти компьютера. Живая связь между учителем и
учениками в науке становится спасительно важной в эпоху национального
кризиса. Передача особого интереса к поиску, интеллектуального
возбуждения и порыва, высокого напряжения духовной энергии - это и есть
сохранение того <неугасимого факела науки>, о котором так вдохновенно
говорил знаменитый физик XX века, один из создателей квантовой механики
Луи де Бройль.
Но утвердившаяся у нас примитивная торгашеская идеология (на самом деле
не имеющая ничего общего с рыночными концепциями инновационной экономики
начала XXI века) бесконечно далека от замечательных идеалов Луи де
Бройля и печальных предвидений историка науки из МТИ.
В США приоритетное развитие фундаментальных исследований считается
решающим условием <роста обороноспособности страны на современном этапе
хода мировой истории>. Это утверждает правительственный документ
<Стратегия национальной безопасности США>, где предлагалось значительно
увеличить ассигнования на фундаментальную науку. Так и было сделано.
У нас тоже принимались некие основополагающие документы, где даже
записаны слова о первостепенной роли фундаментальной науки в повышении
обороноспособности и безопасности России. Но это всего лишь словесные
формулировки, провозглашаемые из соображений пиар-эффекта. Показуха.
Никакой реальной политики из них не вытекает. Крупных, ощутимых
государственных инвестиций из бюджета хотя бы для чрезвычайно срочной
замены пришедшей в негодность или полностью устаревшей приборной базы
как не было, так и нет. И, похоже, не будет, как с раздражением дал
понять в декабре министр финансов.
Но о <бюджетных ассигнованиях на науку> чуть позже. Прежде всего -
господствующий в обществе дух, о котором самые великие умы человечества
в один голос утверждали, что именно он всё и определяет. Результаты
опросов населения в России и в США с целью выявить отношение к профессии
учёного просто потрясают. В России, где ещё недавно большинство
мальчишек мечтали стать космонавтами, а девизом целого поколения была
поэтическая строка <то-то физики в почёте!>, только 1% (один!) жителей
считает престижной профессию учёного. В США, стране расчётливых
прагматиков и хватких деляг, не любящих размышлять над отвлечёнными
материями, 96% называют эту профессию несомненно престижной а 51% - как
престижную в высшей степени.
Это всё означает, что главный несомненный реальный результат <реформ>,
принёсших России кроме тотального разрушения ещё и иго тупого
невежества, - падение среднего уровня интеллекта и небывалое оскудение
умов. Причём процесс этот захватил все слои, включая высшую
государственную <элиту>.
До чего же мы докатились! Даже типичный средний американец Джон Шесть
Банок, как его условно именуют тамошние социологи, понимает, зачем нужна
наука его стране, лучше, чем высшие правительственные деятели у нас в
России. Когда министр финансов перед началом нового 2006 бюджетного года
на декабрьском заседании правительства <давал отлуп> учёным вообще, а
Академии наук в первую очередь, чтобы они не надеялись на ощутимое
увеличение расходов на науку, у членов кабинета это не встретило ничего,
кроме безразличного <понимания>.
Антиинновационным духом неприязни к отечественной науке на самом деле
пропитан весь верхний слой Российского государства. Этот его настрой
чутко улавливается аппаратом. Несколько лет назад в Белом доме
существовал Департамент науки и образования. Ныне из названий
департаментов аппарата правительства РФ слово <наука> исчезло. Аппарат
всегда безошибочно определяет действительную значимость каждого
направления в своей деятельности для стоящей над ним власти.
Именно враждебный развитию науки настрой нынешнего госаппарата формирует
реальную политику этого государства по отношению к науке. Ещё с прошлого
года из федерального бюджета убрали единый целевой раздел
<Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу>. Как выяснили дотошные академики из РАН, эту спецоперацию
Министерство финансов провело по предложениям: <голландских
специалистов>. В чём тут интерес спецэкспертов одной из стран НАТО,
можно только догадываться. А чего же добился Минфин (благодаря тому, что
единая сумма раздроблена и размещена в самых разных отраслевых разделах
и подраздельчиках)?
Официально определённой общей суммы государственных расходов на науку,
за которую должно было бы отвечать Министерство финансов, теперь не
существует. Вполне вероятно, что голландские эксперты просто выполнили
заказ Минфина. Главное - стало крайне затруднительно установить, много
или мало расходуется государством средств на развитие науки в России.
Что и требовалось доказать. Наша наука хиреет и деградирует быстрее, чем
Большой театр.
Александр III, как известно, говорил: у России только два надёжных
союзника - армия и флот. Сталин понял: в XX веке нам нужен третий верный
союзник - наука. Этим и определялась политика государства по отношению к
отечественной науке - и академической, и оборонной.
Пришедшие к власти <либерал-реформаторы> за 15 лет разрушили армию,
подорвали боевую мощь авиации, способной противостоять всей авиации
НАТО, полностью уничтожили наши могучие океанские эскадры и продолжают
ликвидацию оставшихся подводных и надводных кораблей, стоящих без дела у
причалов или болтающихся в прибрежных водах. Их невнятные объяснения
сводятся к одному - <слишком дорого содержать>. Осталось добить - теперь
это называется <реформировать> - науку. С тем же самым объяснением.
На декабрьском заседании правительства задававшие тон министры гнули
одну линию, нацеливаясь на Академию наук, <сначала - реструктуризация
РАН и её институтов, только потом будем вести разговор о
финансировании>. Но ни для кого не секрет, что большинство научных
коллективов как в РАН, так и в других структурах науки находятся на
грани выживания. Времени для экспериментов уже не осталось.
Да и что понимают под <реструктуризацией> академических НИИ те, кто
больше всего на этом настаивает? Прежде всего резкое сокращение
численности коллективов институтов - об этом говорят постоянно, громко и
с нажимом. Но никаких лишних кадровых возможностей у этих институтов
давно уже нет. Уволить старых учёных и на их место взять молодых
(неизвестно откуда), на что намекают <реформаторы-реструктуризаторы>, -
это и значит сразу добить науку. Научно-исследовательский институт - не
банк и не ситценабивная фабрика, смена поколений в ней может происходить
только при долголетней совместной работе старых и молодых, учеников и
учителей.
Реформирование в Академии наук, как оно задумано (нам неизвестно - кем),
неизбежно должно привести к ликвидации немалого числа институтов и
приватизации их основных фондов. Проезжая по Ленинскому проспекту и видя
здания с колоннами в старомодном стиле, будущие участники крутых
аукционов уже представляют себе, какие солидные респектабельные офисы и
великолепные казино можно было бы основать тут на одной из центральных
магистралей столицы: Какая Академия наук?! Почему в таком месте и в
таких зданиях?! И вообще - зачем она нужна?

НЕДВИЖИМОСТЬ! Вот невысказанное ключевое слово. Трофей для победителя
<на территории свободной охоты>. Захватить то, что ещё не схвачено! Это
и есть основная необсуждаемая цель задуманной <реструктуризации> РАН.
Мы знаем: наша Академия наук отнюдь не похожа на непорочную деву. Но это
единственная структура в России, в которой всегда жила, когда-то
расцветала (и благодаря, а иногда и вопреки власти) в масштабах всего
мирового фронта исследований, а теперь выживает фундаментальная наука.
Её надо сначала спасти, а потом реформировать. Те, кто предлагает
сделать наоборот, или совсем ничего не соображают, или (что скорее
всего) валяют ваньку.
Какими бы словами это ни выражалось на официальных заседаниях, циничный
смысл подобного отношения к науке на верхних уровнях госаппарата
остаётся неизменным. Это реализуется, например, в регулярных попытках
заставить фундаментальную, академическую науку <адаптироваться к
рыночным условиям>. Но нигде в мире это никому в голову ещё не
приходило. Фундаментальная наука в основном производит то, что продать
на рынке в принципе невозможно, - чистое знание, то, что имеет ценность
для развития самой науки. В любой стране, где есть наука, расходы на
фундаментальные исследования, т.е. в основном на академическую и
университетскую науку, берёт на себя государство.
В Академию наук нельзя лезть как в калашный ряд с <рыночными реформами>,
и не потому, что она основана Петром Великим. Нет, прежде всего потому,
что она не сможет жить по законам рынка, а без неё в России науке не
бывать.
Но, может, исследовательский потенциал большинства институтов Академии
наук и эффективность работы их сотрудников уже упали настолько, что и
спасать-то нечего? Институт научной информации США отслеживает
публикации результатов фундаментальных исследований. Проведённые за
первые годы XXI века расчёты показывают: одна статья российских учёных
по затратам на проведение исследований, результаты которых в ней
опубликованы, стоила в 100 раз меньше, чем одна статья американцев.
Наши учёные получают новые результаты прежде всего за счёт своих мозгов,
почти ничего не стоящих государству, и которые оно в лице своих
министров совершенно не ценит.
Но чудес не бывает. Число статей российских учёных, заслуживающих
публикации в самых известных научных журналах, год от года снижается.
<Личный состав>, исследовательский корпус и в институтах Академии наук,
и в других научных центрах страны стареет всё быстрее. А отсталое
оборудование лабораторий физически ветшает всё сильнее и сильнее.
Фундаментальная наука в России умирает.
<Что бы вы ни говорили, но финансировать нашу науку так, как хотелось бы
учёным, практически невозможно! - хочет вбить нам в голову самый
профильный по этим вопросам министр. И правительство РФ с ним согласно.
Тут они попали в точку. <Большая наука> не может быть дешёвой. Так же,
как не могут быть дешёвыми мощная авиация и достойный России
военно-морской флот. Конечно, куда дешевле не строить новые корабли и
истребители, и тогда логично экономить и на науке. Но ещё <дешевле>
может обойтись нам та судьба, которую такое - Господи, прости! -
государство уготовит нашему отечеству, - судьба Югославии:
Нет, это не наша наука из последних сил выживает. Это её выживают те,
кто проводит такую политику <развития науки>, от которой не может быть
ни развития, ни науки. <Мамай>, пройдя по великолепным институтам, где
были признанные мировые научные школы, прошёл и по всему нашему
высокотехнологичному комплексу, подрывая обороноспособность России.
<Мамай> до сих пор гуляет по космической, атомной и по другим отраслям,
где ещё сохранился кое-какой современный конкурентный потенциал. Тот
потенциал, что способен к быстрому развитию, если не распадутся
последние (чего ждут не дождутся наши <стратегические партнёры>) из тех
мощных коллективов, что могли решать любые задачи, какие перед ними
ставили.
Нужны инвестиции. Требуется найти деньги на новую приборную и
опытно-технологическую базу. А много ли надо? Примерно 5-6 млрд.
долларов, как указывалось на Общем собрании РАН. <Да где же их найти,
когда их нет!> - долдонят одно и то же на министерском и
правительственном уровнях.
Нет денег?! Но как только понадобилось найти 13 с лишком млрд. долларов,
чтобы оказать срочную <гуманитарную помощь> хозяину чукотской футбольной
команды <Челси>, эти деньги нашлись тут же, словно фокусник вытащил их
из якобы пустой шляпы:

Огромный Стабфонд, который каждый год удваивается, сейчас весит уже под
60 млрд. долларов. Но любая попытка добиться внятных объяснений, с какой
стати эти колоссальные средства не просто заморожены, а заблокированы
так, что их нельзя никак использовать для России, но зато можно в
<национальных интересах>: США, - любая попытка это выяснить вызывает со
стороны тех, кто обязан по должности блюсти интересы России, в лучшем
случае угрюмое молчание, в худшем - нелепые дурашливые <аргументы>.
Подобного не было ещё в истории ни одной страны!
На Общем собрании РАН академик Д.С. Львов приводил такие расчёты: на
1 доллар своих золотовалютных запасов США выпускают 4,5 доллара денежной
эмиссии и эти деньги вкладывают в развитие страны в виде инвестиций
(причём 2/3 из них инвестируют именно в науку и здравоохранение).
Аналогично поступают и в Японии. Их не пугает рост инфляции, главное, из
чего они исходят, - курс на укрепление национальной экономики всегда
себя оправдает, а инвестиции в науку инфляцию вообще не увеличивают.
Эти <дураки>, американцы с японцами, действуют так, несмотря на
сегодняшние трудности в экономике, думая о будущем страны, и именно
поэтому щедро вкладывают средства в развитие науки. Их министры
экономики и финансов не гипнотизируют своего президента или главу
правительства мрачными выдуманными страхами по поводу <жуткой инфляции>,
каковая якобы воспоследует за инвестициями в развитие науки и высоких
технологий. Они не додумались до невероятной идеи такого <стабфонда>, из
которого нельзя ни монетки ни на что потратить у себя дома. И хотя они
вряд ли читали нашу замечательную сказку о Буратино и Лисе Алисе, они
как профессионалы твёрдо знают: в землю <золотые> зарывают только в
Стране дураков.
В США сейчас огромный дефицит бюджета (свыше 800 млрд. долларов), но они
продолжают наращивать мощные инвестиции в экономику, науку, новые
высокие технологии, а инфляция у них - 1,5-2% в год. В России большой
профицит федерального бюджета, почти ничего не вкладывается в экономику
и совсем ничего - в науку, инфляция же - реальная, а не та, что
предписывают ей министры, - 12-16%.
Но всё же хотелось бы знать: кто там в конце концов выступает в роли
Лисы Алисы? Не верится, что сами эти министры. Уж не очередной ли <хрен
голландский> - автор сего проекта? Или, может, опять МВФ? Это
незабываемая, по-своему выдающаяся организация, созданная Вашингтоном с
благородными - в американском духе - целями. От Аргентины до России о
ней с почтением говорят: где прошёл МВФ, там не растёт трава. Несколько
лет подряд он забрасывал в Москву наживки, которые заглатывались раз за
разом монетаристами-<реформаторами>, словно карасями. Эксперты МВФ
вполне могли сочинить и проект такого <стабфонда>, который
нефтедолларами из России будет стабилизировать экономику США. Ну а уж
если такое сумели эти придумать сами, то остаётся ещё только дать ответ
на простой вопрос: кто же у нас оказывается теперь в роли Буратино?
Вряд ли кто решится просто закрыть нашу Академию наук. Даже когда
некоторые из самых беспардонных, ни с чем не считавшихся большевиков
замахнулись было на Академию наук, крутолобый вождь, безжалостно
относившийся к интеллигенции, твёрдо остановил их со словами: <Чтобы
никто не озорничал вокруг академии!>

Сейчас реальная смертельная опасность - в постепенном удушении науки. В
том, что шаг за шагом путём <реформирования> будут ликвидированы жалкие
остатки ещё недавно крупномасштабной и развитой отраслевой науки (из
шести тысяч застигнутых перестройкой НИИ и КБ теперь влачат
существование немногим более тысячи, по намеченной же <стратегии реформ>
и они будут сокращены в 8-10 раз), а от Академии наук через несколько
лет может остаться одно историческое название.
Именно такое <реформирование> уже произошло <без шума и пыли> с наиболее
крупной прикладной отраслью отечественной науки - геологической
разведкой. Та геологоразведка, что стремительно развивалась в СССР (а на
деле - почти вся целиком в России), без всяких преувеличений уже была
самой мощной в мире. Теперь она фактически уничтожена - так, что и
названия не осталось. И это было позволено совершить, даже несмотря на
то, что государство могло бы с её помощью обслуживать перспективные
интересы нефтяных и прочих выкачивающих природные ресурсы олигархов, о
которых оно так сильно заботится.
Очевидно, сами олигархи заранее определили свою будущую роль в качестве
известных мелких хищников, крутящихся позади Шерхана, которому должна
достаться Большая Добыча, например, Западная Сибирь со всеми её
месторождениями в статусе колонии по Бжезинскому, т.е. под иным,
<приличным> названием, с как бы <суверенным государственным> оформлением
и прочими достойными Салтыкова-Щедрина <демократическими> и <правовыми>
фальшивыми прибамбасами на американский манер. А колонии своя
дорогостоящая геологоразведка не нужна.
Не нужна будет и наука, тем более фундаментальная. Самое важное здесь в
конце концов в том, что отношение государства к науке есть наиболее
точное выражение подлинных взглядов власти на будущее страны, её
действительных, а не провозглашаемых - ради осточертевшего уже всем нам
лживого пиара - целей.
Зачем же обманывать учёных и многие, многие другие когорты нашего
народа, на которых держится страна? Зачем этим деятелям, скрипящим
зубами, когда речь заходит о науке, а особенно об Академии наук, делать
вид, что их интересуют какие-то <стратегии развития науки>? Зачем так
глупо хитрить, будто нет денег даже на науку, хотя сами не знают, куда
их девать?
Деньги сразу найдутся, если только высшая власть, которая несёт
ответственность за будущее нашего Отечества, перестанет отворачиваться
от нависших над нами ни с чем не сравнимых угроз и устраняться от
реальной политики, передоверяя её целиком этим нынешним поражающим всю
страну министрам, если она честно ответит прежде всего на один из самых
главных вопросов: <Зачем России наука?>

Виталий РАССОХИН, профессор, главный научный сотрудник Института
государства и права РАН

Фото: Президент России Владимир Путин и лауреат Нобелевской премии Жорес
Алфёров
на церемонии вручения Международной премии <Глобальная энергия>