От Monk
К Scavenger
Дата 28.03.2006 10:59:51
Рубрики Школа; Культура;

Re: Хорошо. Вот...

>1. Сказки и детские рассказы (30 лучших авторов)
>2. Мировая классика (30 лучших авторов)
>3. Российская классика (30 лучших авторов).
>4. Приключения, фантастика, детективы (30 авторов)

>Итак:

>Сказки и детские рассказы (в алфавитном порядке):

>1. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
>2. Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»

Андерсон, действительно, жестокий писатель. Его русалочка при каждом шаге испытывала боль, как если бы она ходила по ножам и вилкам. Детское воображение не стоит грузить подобными картинками. А ведь он ещё автор "Красных башмачков", "Девочки, наступившей на хлеб" - брр... Кстати, сам Андерсен не считал себя детским писателем, он писал для взрослых.

>3. Бажов П.П. –«Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Дорогое имечко»,
>«Огневушка-поскакушка».
>4. Вересаев В.В. «Книжка счастья»
>5. Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», а также продолжение «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» кн. 2 и проч. книги (всего их то ли 6 то ли 7).
>6. Гайдар А. П. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны», «Пусть светит», «РВС», «Тимур и его команда», «Чук и Гек» , «Школа»

Здесь можно подсократить. Оставить "РВС", "Чук и Гек". Остальные его книги откровенно скучноваты.

>7 Гауф В. «Калиф-аист», «Маленький Мук», «Карлик Нос», «Царевич-самозванец», «Холодное сердце».
>8. Гофман Э.Т.А. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и мышиный
>король».
В общем-то вся эта гофманинана опять же для более старшего возраста. Автора "Песочного человека" надо держать до поры до времени подальше от маленьких детей. Лучше заменить сказками братьев Гримм, по крайней мере, не страшнее русских сказок.

>9. Грин А.С. «Алые паруса».
>10. Ершов П.П. «Конек-горбунок»
>11. «Королевство кривых зеркал». (автора не помню)
>12. Крылов И.А. – басни.
>13. Лагерлеф С. «Приключения Нильса с дикими гусями»
>14.Лермонтов М.Ю. «Ашик-кериб»
>15. Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
>16. Милн А. Винни-Пух и все-все-все.
>17. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».
Плюс "Фантазёры", повести и рассказы о Коле и Мишке.

>18. Петрушевская Л. «Новые русские сказки» (это современный автор, но мне понравилось. Это фактически сказки-притчи для школьников и подростков).
>19. Погорельский А. «Черная курица, или Подземные жители»
>20. Одоевский В.Ф. – «Городок в Табакерке», «Мороз Иванович».
>Олеша Ю.К. «Три толстяка» 7).
>21. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка.
>22. Пушкин А.С.-«Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».
>23. Телешов Н.Д. «Белая цапля»
>24. Родари Дж. «Приключения Чиполлино»
>25. Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»
>26.Сетон-Томпсон (рассказы о животных).
>27. Толстой А.Н. «Золотой ключик»
>28. Толстой Л.Н., рассказы для детей.
>29. Уайльд О. «Мальчик-звезда», «Соловей и роза», др. сказки.
>30. Шолохов М.А «Нахаленок».

>Мировая классика в порядке значимости-персональный список)

>0. Библия (номер ноль, вне конкурса). Эту книгу надо почитать хотя бы потому, что она породила три мировые религии.

Может быть лучше заменить "Библия" на "Евангелие"? Ведь здесь идёт речь о списке для детей и подростков. Из верующих и неверующих семей. Не начинать же им своё чтение с книги "Бытия".

>1. Шекспир У. ««Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Леди Макбет».
>2. Данте А. «Божественная комедия».
Александр, а Вы уверены в "Божественной комедии"? Осилит её подросток? Честно говоря, не встречал ни одного человека, прочитавшего это произведение. Ситуация напоминает историю с "Доктором Живаго". В чём ценность этой книги?

>3. Гете И.В. «Фауст», «Страдания молодого Вертера».
>4. Шиллер Ф. «Коварство и любовь», «Разбойники»
У Вас явный крен в сторону романтиков-немцев. Как в сказках, так и в прозе. Читать их лучше уже в старшем школьном возрасте.

>5. Толкин Дж. Р.Р. «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец».
Александр, насчёт "Сильмариллиона" Вы это серьезно? :-))) Этот зубодробительный учебник смогут оценить только фанаты-толкиенисты. Помнится, сам Толкиен возражал против его публикации. Ведь это шпора, созданная автором, чтобы не запутаться в своей мифологии и ничего больше.

>6. Гюго В. «Девяносто третий год», «Отверженные».
>7. Сервантес М. де Сааведра «Дон Кихот Ламанчский»
>8. Бальзак Оноре де «Гобсек», «Евгения Гранде», «Отец Горио».
>9. Диккенс Ч. «Оливер Твист».
>10. Флобер Г. «Саламбо», «Госпожа Бовари».
>11. Дефо Даниэль «Робинзон Крузо». (очень важная книга о протестантской этике).
>12. Драйзер Т. «Сестра Керри»
>13. Гессе Г. «Степной волк», «Сидхартха». (экзистенциальная проза).
>14. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея».
Опять же вопрос: зачем подростку "Портрет Дориана Грея"?

>15. Кронин А. «Цитадель»
>16. Золя Э. «Руггон-Маккары»
>17. Моэм У.С. «Луна и грош», «Театр».
>18. Мериме П. «Хроника времен Карла IX», «Кармен»
>19. Стендаль «Красное и черное»
>20. Свифт Джонатан «Приключения Гулливера»
>21. Камю А. «Счастливая смерть», «Чума». (экзистенциальная проза)
Можно через запятую добавить Ж.-П. Сартра, например, "Мухи".

>22. Сэлинджер Дж. «Над пропастью во ржи»
>23. Стейнбек Д. «Гроздья гнева» (о раскрестьянивании в США)
>24. Хэмингуэй Э. «Старик и море», «Праздник, который всегда с тобой».
>25. Ремарк Э.М. «Три товарища»
>26. Цвейг Стефан. Новеллы
>27. Скотт Вальтер «Айвенго», «Роб Рой».
>28. Джойс Дж. «Дублинцы».
>29. О’Генри «Рассказы».
>30. Льюис К. Степлз «Мерзейшая мощь», «Хроники Нарнии»

>Русская классика +1 современный автор (субъективно, в порядке значимости):

>1. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Борис Годунов», «Медный всадник».
>2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы», «Записки из подполья», «Кроткая», «Смешной человек».
>3. Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Мертвые души»
>4. Н.С. Тургенев «Отцы и дети», «Рудин», «Дворянское гнездо». «Записки охотника».
>5. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад» + стихотворения.
>6. А. Грибоедов «Горе от ума».
>7. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» + стихотворения.
>8. Л.Н. Толстой «Война и мир», «Казаки» и др.
>9. М.А. Шолохов «Тихий дон», «Поднятая целина» и др.
>10. А. П. Чехов – рассказы, «Вишневый сад», «Чайка».
>11. И.А Гончаров. «Обломов», «Обрыв».
>12. Н.С. Лесков «Очарованный странник», «Соборяне»
>13. Ф.И. Тютчев – разные стихи.
>14. М.Е Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы». «Пошехонская старина», «Господа Головлевы», сказки.
>15. А. Платонов. «По небу полуночи», Одухотворенные люди», «Котлован», «Джан» и др.
>16. М Горький. «Детство», «В людях», «Мои университеты», «Фома Гордеев», «Дно».
>17. С. Есенин «Страна негодяев», «Пугачев» + стихи.
>18. А. Блок «Скифы», «Двенадцать», «По вечерам над ресторанами…».
>19. Н. Гумилев – разные стихи.
>20. Вл. Маяковский «Облако в штанах», «Стихи о советском паспорте» + др.
>21. А. Куприн «Поединок», «Гранатовый браслет», «Суламифь», «Колесо судьбы» + др.
>22. М. Волошин – стихотворения, особенно «Усобица».
>23. А. Ахматова - стихотворения.
>24. М. Цветаева – стихотворения.
Их можно смело объединять через запяту. Также, например, можно сделать с другими представителями "серебряного века" - Гумилёвым и Волошиным.
>25. М. Булгаков, «Белая гвардия», «Бег».
>26. А. Толстой «Хождение по мукам».
>27. А. Островский «Как закалялась сталь».
>28. К. Симонов «Живые и мертвые».
>29. А. Твардовский «Василий Теркин», «За далью даль».
>30. Ю. Козлов «Колодец пророков», «Проситель».
Почему нет классики советской литературы? Где Шукшин, Распутин, Паустовский, "проза лейтенантов"? Неужели можно обойтись без "Уроков французского" или "Горячего снега"?

>Приключения, фантастика, детективы. (30 авторов – в алфавитном порядке).

>1. Азимов Айзек «Конец вечности», «Что если…», «Мой сын - физик», «Я - робот».
>2. Андерсен Пол «Сестра Земли».
>3. Бердник Олесь «Пути титанов».
>4. Бредбэри Рэй «450 градусов по Фаренгейту», «Бетономешалка», «Убийца», «Пешеход», «Урочный час», «Смерть и дева», «И все-таки наш», «Мессия» и др.
>5. Вайнеры «Эра милосердия».
>6. Верн Ж. «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан» и др.
>7. Диксон Гордон «Странные колонисты», «Лалангамена».
>8. Дойл А Конан. «Рассказы о Ш. Холмсе», «Собака Баскервилей», «Белый отряд», « и др.
>9. Дюма А. «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Виконт де Бражелон».
>10. Гашек Я. «Похождения бравого солдата Швейка».
>11. Желязны Роджер «Хроники Амбера», «Ключи к декабрю».
>12. Каверин В.А. «Два капитана».
>13. Казанцев А. «Внуки Марса»
>14. Кристи А. «Десять негритят», «Убийство в восточном экспрессе», «Бесконечная ночь», «Убийства по алфавиту», «И в трещинах зеркальный круг» и др.
>15. Купер Ф. «Шпион», «Следопыт».
>16. Лондон Дж. «Морской волк», «Белый клык» и др..
>17. Некрасов Ю. «Приключения капитана Врунгеля».
>18. По Э. «Убийства на улице Морг».
>19. Рид Майн «Всадник без головы»
>20. Рысс Е. «Остров Колдун».
>21. Саймак К. «Когда в доме одиноко» (Др. переводы – «Друг в доме», «Смерть в доме»).
>22. Самош Р. «Кантор идет по следу».
>23. Уэллс Дж. «Война миров», «Машина времени», «Человек-невидимка».
>24. Уэстлейк Д. «Победитель».
>25. Сапковский Анджей «Ведьмак», «Кровь эльфов».
>26. Силверберг Роберт «Увидеть невидимку».
>27. Стивенсон Л. «Похищенный», «Остров сокровищ», «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда».
>28. Шелли М. «Франкенштейн»

А почему в списке нет Марка Твена, Кира Булычёва?

>И кого-то еще. 2-х авторов не хватает.

По этому разделу у меня "общие" замечания, которые можно отнести и ко всему списку. Самое главное то, на что уже указал Александр Путт: "в списке очень мало литаратуры, кующей советскую идентичность". Кроме этого, у Вас получилась библиотечка классической литературы, ориентированной на взрослого человека, а не на ребёнка или подростка. Семиклассник, коненчно, сможет осилить "Братьев Карамазовых" - но вот что он поймёт. В списке нет мостика от сказок к Толстому и Гессе. Вот этот мостик можно создать путём включения в список лучших произведений для детей и юношества советских авторов. Даже представить себе не могу, чтобы для моих детей не были настольными такие повести, как: В. Крапивин. Мальчик со шпагой.
А. Лиханов. Мой генерал.
Л. Воронкова. Солнечный денёк.
В. Медведев. Фантазии Баранкина. В советское время была, например, отличная "Золотая библиотека" изд-ва "Детская литература".
Больше нужно включить советских детективов, того же Юлиана Семёнова с его "Противостоянием"; Адамова и Леонова с их замечательными героями Лосевым и Гуровым. Не надо бояться испортить "классичность" списка, если уж выделили 4 раздел.

Сергей.

От Scavenger
К Monk (28.03.2006 10:59:51)
Дата 30.03.2006 20:55:30

Re: Хорошо. Вот...

>Сказки и детские рассказы (в алфавитном порядке):

>1. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
>2. Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»

//Андерсон, действительно, жестокий писатель. Его русалочка при каждом шаге испытывала боль, как если бы она ходила по ножам и вилкам. Детское воображение не стоит грузить подобными картинками. А ведь он ещё автор "Красных башмачков", "Девочки, наступившей на хлеб" - брр... Кстати, сам Андерсен не считал себя детским писателем, он писал для взрослых.//

Дети тоже должны понимать что такое страдание. А их сейчас не учат СО-СТРАДАТЬ человеческому горю. Поэтому пусть лучше Андерсон их научит. Сказки «Русалочка» и «Стойкий оловянный солдатик» о том, на что способна любовь к другому человеку, сказка «Новое платье короля» – о том, что такое манипуляция сознанием, сказка «Снежная королева» – о том, что такое добро и зло. В этих сказках есть жестокость, но НЕМОТИВИРОВАННОЙ жестокости нет. Так, например в сказке «Огниво» она есть, там солдат приказывает волшебным собакам сначала УБИТЬ короля и королеву, а потом жениться на принцессе.

>3. Бажов П.П. –«Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Дорогое имечко»,
>«Огневушка-поскакушка».
>4. Вересаев В.В. «Книжка счастья»
>5. Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», а также продолжение «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» кн. 2 и проч. книги (всего их то ли 6 то ли 7).
>6. Гайдар А. П. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны», «Пусть светит», «РВС», «Тимур и его команда», «Чук и Гек» , «Школа»

//Здесь можно подсократить. Оставить "РВС", "Чук и Гек". Остальные его книги откровенно скучноваты.//

Я согласен. Правда, еще «Школу» можно оставить. Кстати, в списке есть изъян, не Вересаев, а Гарин-Михайловский написал «Книжку счастья».

>17. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».
Плюс "Фантазёры", повести и рассказы о Коле и Мишке.

Согласен.


>0. Библия (номер ноль, вне конкурса). Эту книгу надо почитать хотя бы потому, что она породила три мировые религии.

//Может быть лучше заменить "Библия" на "Евангелие"? Ведь здесь идёт речь о списке для детей и подростков. Из верующих и неверующих семей. Не начинать же им своё чтение с книги "Бытия".//

А вы предлагаете начать с Евангелия от Матфея? Там оно начинается с перечисления земных царей – прародителей приемного отца Христа. Если не читать Библии – то разве будет понятно Евангелие?

>1. Шекспир У. ««Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Леди Макбет».
>2. Данте А. «Божественная комедия».

//Александр, а Вы уверены в "Божественной комедии"? Осилит её подросток? Честно говоря, не встречал ни одного человека, прочитавшего это произведение. Ситуация напоминает историю с "Доктором Живаго". В чём ценность этой книги?//

Пусть хотя бы «Ад» осилит. Дело в том, что не зная как средневековый человек ощущал мир, нельзя понять то, как бы он

>8. Гофман Э.Т.А. «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Щелкунчик и мышиный
>король».

//В общем-то вся эта гофманинана опять же для более старшего возраста. Автора "Песочного человека" надо держать до поры до времени подальше от маленьких детей. Лучше заменить сказками братьев Гримм, по крайней мере, не страшнее русских сказок.//

Я исхожу из того, что знаю и что читал. Я «Песочного человека» не читал, и поэтому исходил из сюжетов написанных вещей. Тем более см. ниже. Этот список мировой классики не для маленьких детей.

>3. Гете И.В. «Фауст», «Страдания молодого Вертера».
>4. Шиллер Ф. «Коварство и любовь», «Разбойники»

//У Вас явный крен в сторону романтиков-немцев. Как в сказках, так и в прозе. Читать их лучше уже в старшем школьном возрасте.//

Так этот список вообще называется МИРОВАЯ КЛАССИКА. Он не составлен для какого-то возраста, это ядро. Я не предлагаю читать Гете и Шиллера в детстве и никогда из этого не исходил.

>5. Толкин Дж. Р.Р. «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец».

//Александр, насчёт "Сильмариллиона" Вы это серьезно? :-))) Этот зубодробительный учебник смогут оценить только фанаты-толкиенисты. Помнится, сам Толкиен возражал против его публикации. Ведь это шпора, созданная автором, чтобы не запутаться в своей мифологии и ничего больше. //

Местами скучновато, я согласен. Кроме того нет хороших переводов на русский, те что я видел – все неадекватны. Толкин возражал против опубликования по той причине, что хотел доделать свое произведение. Но это не просто «шпора созданная автором, чтобы не запутаться». Это целостное литературное произведение, представляющее собой миф о сотворении мира и борьбе со злом, да еще и в современной форме. Я могу по просьбам трудящихся «подвинуть» самого Толкина пониже, но не буду убирать его произведения.

>14. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея».

//Опять же вопрос: зачем подростку "Портрет Дориана Грея"?//

Как раз подростку. «Портрет Дориана Грея» рассказывает как человек постепенно деградирует и становиться жестоким и безжалостным и как мало надо усилий, чтобы совратить человека ко злу. И что совесть «не задушишь, не убьешь», если захочешь пронзить ее ножом – она с тобой покончит. Это читается как предупреждение.

>21. Камю А. «Счастливая смерть», «Чума». (экзистенциальная проза)
//Можно через запятую добавить Ж.-П. Сартра, например, "Мухи".//

Можно, но не нужно.

>23. А. Ахматова - стихотворения.
>24. М. Цветаева – стихотворения.

//Их можно смело объединять через запяту. Также, например, можно сделать с другими представителями "серебряного века" - Гумилёвым и Волошиным.//

Это разные авторы и стили литературные у них разные, сюжеты, тематика. Ну и что, что это стихи. Ахматова и Цветаева очень разные поэтессы. Гумилев с Волошиным вообще отличаются и в поэзии и в жизни как небо от Земли. Так что нет, увы. Камю легче с Сартром объединить.

>29. А. Твардовский «Василий Теркин», «За далью даль».
>30. Ю. Козлов «Колодец пророков», «Проситель».

//Почему нет классики советской литературы? Где Шукшин, Распутин, Паустовский, "проза лейтенантов"? Неужели можно обойтись без "Уроков французского" или "Горячего снега"?//

Как видите можно. Даже можно вырасти «советским» человеком, не читая ни Шукшина, ни Распутина, ни Паустовского (из последнего я правда что-то читал). Пожалуйста перечислите произведения, которые вы бы хотели включить и я подумаю. Я имею в виду то, что я не читал трех авторов и тем не менее не вырос «человеком пепси». Опять-же речь идет о классике русской литературы. Я сомневаюсь, что Шукшин, Распутин и Паустовский могут войти туда. Но могу заменить современных Козлова и Проханова на двух этих авторов. Для этого мне нужно получить от вас список их произведений.

//А почему в списке нет Марка Твена, Кира Булычёва?//

Это мое упущение. Марка Твена я обязательно включу, что же касается Кира Булычева, то т.к. я его не читал, перечислите пожалуйста наиболее значимые произведения, будьте добры.

>И кого-то еще. 2-х авторов не хватает.

//По этому разделу у меня "общие" замечания, которые можно отнести и ко всему списку. Самое главное то, на что уже указал Александр Путт: "в списке очень мало литаратуры, кующей советскую идентичность".//

//Кроме этого, у Вас получилась библиотечка классической литературы, ориентированной на взрослого человека, а не на ребёнка или подростка. Семиклассник, конечно, сможет осилить "Братьев Карамазовых" - но вот что он поймёт. В списке нет мостика от сказок к Толстому и Гессе. Вот этот мостик можно создать путём включения в список лучших произведений для детей и юношества советских авторов.//

В принципе можно. Просто я об этом не подумал. Если остальные участники согласяться.

//Даже представить себе не могу, чтобы для моих детей не были настольными такие повести, как:
В. Крапивин. Мальчик со шпагой.
А. Лиханов. Мой генерал.
Л. Воронкова. Солнечный денёк.
В. Медведев. Фантазии Баранкина. В советское время была, например, отличная "Золотая библиотека" изд-ва "Детская литература".//

А вот давайте спросим у остальных – знают они таких авторов? Лично я не знаю. Не зная сюжетов их произведений, как я могу рекомендовать их кому-либо? Давайте спросим у других людей.

//Больше нужно включить советских детективов, того же Юлиана Семёнова с его "Противостоянием"; //

Согласен.

//Адамова и Леонова с их замечательными героями Лосевым и Гуровым. Не надо бояться испортить "классичность" списка, если уж выделили 4 раздел.//

Тут я вам верю, только опять же перечислите с их именами и с названиями произведений.

С уважением, Александр

От Monk
К Scavenger (30.03.2006 20:55:30)
Дата 30.03.2006 23:45:59

Re: Хорошо. Вот...

>>Сказки и детские рассказы (в алфавитном порядке):
>
>>1. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
>>2. Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»
>
>//Андерсон, действительно, жестокий писатель. Его русалочка при каждом шаге испытывала боль, как если бы она ходила по ножам и вилкам. Детское воображение не стоит грузить подобными картинками. А ведь он ещё автор "Красных башмачков", "Девочки, наступившей на хлеб" - брр... Кстати, сам Андерсен не считал себя детским писателем, он писал для взрослых.//

>Дети тоже должны понимать что такое страдание. А их сейчас не учат СО-СТРАДАТЬ человеческому горю. Поэтому пусть лучше Андерсон их научит.

Здесь спорить можно очень долго. Сострадания в сказаках Андерсена я не вижу. По Ищущему, Андерсена нужно отправлять из детсада в начальную школу. Это как минимум...

>>0. Библия (номер ноль, вне конкурса). Эту книгу надо почитать хотя бы потому, что она породила три мировые религии.
>
>//Может быть лучше заменить "Библия" на "Евангелие"? Ведь здесь идёт речь о списке для детей и подростков. Из верующих и неверующих семей. Не начинать же им своё чтение с книги "Бытия".//

>А вы предлагаете начать с Евангелия от Матфея? Там оно начинается с перечисления земных царей – прародителей приемного отца Христа. Если не читать Библии – то разве будет понятно Евангелие?

Да, предлагаю с Евангелия от Матфея. Сочувствую тем людям, которые хотят приучить детей к чтению Ветхого Завета.

>>1. Шекспир У. ««Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Леди Макбет».
>>2. Данте А. «Божественная комедия».
>
>//Александр, а Вы уверены в "Божественной комедии"? Осилит её подросток? Честно говоря, не встречал ни одного человека, прочитавшего это произведение. Ситуация напоминает историю с "Доктором Живаго". В чём ценность этой книги?//

>Пусть хотя бы «Ад» осилит. Дело в том, что не зная как средневековый человек ощущал мир, нельзя понять то, как бы он

Честно говоря, не получил ответа на свой вопрос. В чём ценность "Божественной комедии"?

>>3. Гете И.В. «Фауст», «Страдания молодого Вертера».
>>4. Шиллер Ф. «Коварство и любовь», «Разбойники»
>
>//У Вас явный крен в сторону романтиков-немцев. Как в сказках, так и в прозе. Читать их лучше уже в старшем школьном возрасте.//

>Так этот список вообще называется МИРОВАЯ КЛАССИКА. Он не составлен для какого-то возраста, это ядро. Я не предлагаю читать Гете и Шиллера в детстве и никогда из этого не исходил.

Ну, не знаю. Как я понял, мы всё же обсуждаем список литературы для детей и юношей.

>>5. Толкин Дж. Р.Р. «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец».
>
>//Александр, насчёт "Сильмариллиона" Вы это серьезно? :-))) Этот зубодробительный учебник смогут оценить только фанаты-толкиенисты. Помнится, сам Толкиен возражал против его публикации. Ведь это шпора, созданная автором, чтобы не запутаться в своей мифологии и ничего больше. //

>Местами скучновато, я согласен. Кроме того нет хороших переводов на русский, те что я видел – все неадекватны. Толкин возражал против опубликования по той причине, что хотел доделать свое произведение. Но это не просто «шпора созданная автором, чтобы не запутаться». Это целостное литературное произведение, представляющее собой миф о сотворении мира и борьбе со злом, да еще и в современной форме. Я могу по просьбам трудящихся «подвинуть» самого Толкина пониже, но не буду убирать его произведения.

Дело не в переводах. Это, действительно, "шпора".

>>14. Уайльд О. «Портрет Дориана Грея».
>
>//Опять же вопрос: зачем подростку "Портрет Дориана Грея"?//

>Как раз подростку. «Портрет Дориана Грея» рассказывает как человек постепенно деградирует и становиться жестоким и безжалостным и как мало надо усилий, чтобы совратить человека ко злу. И что совесть «не задушишь, не убьешь», если захочешь пронзить ее ножом – она с тобой покончит. Это читается как предупреждение.

Ага, "это читатется, как предупреждение". Только не хочу я лишний раз перечитывать это произведение. И никогда своему сыну или дочке не посоветую всё это прочитать. Хватит им ужастиков в реальной жизни, без вычурного уальдовского стиля...

>>21. Камю А. «Счастливая смерть», «Чума». (экзистенциальная проза)
>//Можно через запятую добавить Ж.-П. Сартра, например, "Мухи".//

>Можно, но не нужно.

А, по-моему, Сартр "сильнее", чем Камю.

>>23. А. Ахматова - стихотворения.
>>24. М. Цветаева – стихотворения.
>
>//Их можно смело объединять через запяту. Также, например, можно сделать с другими представителями "серебряного века" - Гумилёвым и Волошиным.//

>Это разные авторы и стили литературные у них разные, сюжеты, тематика. Ну и что, что это стихи. Ахматова и Цветаева очень разные поэтессы. Гумилев с Волошиным вообще отличаются и в поэзии и в жизни как небо от Земли. Так что нет, увы. Камю легче с Сартром объединить.

"Серебряный" век - явление непростое. По моему мнению, глубоко ущербное (уж я прошу прощения). Понимаю, что не совпадают "стили" и " сюжеты", но не понимаю, почему их нельзя поставить через запятую.

>>29. А. Твардовский «Василий Теркин», «За далью даль».
>>30. Ю. Козлов «Колодец пророков», «Проситель».
>
>//Почему нет классики советской литературы? Где Шукшин, Распутин, Паустовский, "проза лейтенантов"? Неужели можно обойтись без "Уроков французского" или "Горячего снега"?//

>Как видите можно. Даже можно вырасти «советским» человеком, не читая ни Шукшина, ни Распутина, ни Паустовского (из последнего я правда что-то читал). Пожалуйста перечислите произведения, которые вы бы хотели включить и я подумаю. Я имею в виду то, что я не читал трех авторов и тем не менее не вырос «человеком пепси». Опять-же речь идет о классике русской литературы. Я сомневаюсь, что Шукшин, Распутин и Паустовский могут войти туда. Но могу заменить современных Козлова и Проханова на двух этих авторов. Для этого мне нужно получить от вас список их произведений.

В том-то и дело, что нельзя. Обидно, что Вы сомневаетесь, причём здесь "пепси". Шукшин, Паустовский - рассказы (все рассказы - не ошибётесь), Распутин - "Прощание с Матёрой", "Живи и помни", "Пожар", рассказы. Вообще, побольше "деревенщиков": Абрамов, Белов, Астафьев (только нужно брать произведения советского периода). Ну, а про "прозу лейтенантов" - неужели не читали Бондарева, Богомолова, Окуджаву?

>//А почему в списке нет Марка Твена, Кира Булычёва?//

>Это мое упущение. Марка Твена я обязательно включу, что же касается Кира Булычева, то т.к. я его не читал, перечислите пожалуйста наиболее значимые произведения, будьте добры.

По Киру Булычёву, прежде свего, повести об Алисе Селезнёве ("Заповедник сказок", "Путешествие Алисы" и т.д и т.п.).

>>И кого-то еще. 2-х авторов не хватает.
>
>//По этому разделу у меня "общие" замечания, которые можно отнести и ко всему списку. Самое главное то, на что уже указал Александр Путт: "в списке очень мало литаратуры, кующей советскую идентичность".//

>//Кроме этого, у Вас получилась библиотечка классической литературы, ориентированной на взрослого человека, а не на ребёнка или подростка. Семиклассник, конечно, сможет осилить "Братьев Карамазовых" - но вот что он поймёт. В списке нет мостика от сказок к Толстому и Гессе. Вот этот мостик можно создать путём включения в список лучших произведений для детей и юношества советских авторов.//

>В принципе можно. Просто я об этом не подумал. Если остальные участники согласяться.

>//Даже представить себе не могу, чтобы для моих детей не были настольными такие повести, как:
>В. Крапивин. Мальчик со шпагой.
>А. Лиханов. Мой генерал.
>Л. Воронкова. Солнечный денёк.
>В. Медведев. Фантазии Баранкина. В советское время была, например, отличная "Золотая библиотека" изд-ва "Детская литература".//

>А вот давайте спросим у остальных – знают они таких авторов? Лично я не знаю. Не зная сюжетов их произведений, как я могу рекомендовать их кому-либо? Давайте спросим у других людей.

Ну что ж, давайте спросим. Всё лучше, чем "Франкенштейн", детективы По или Сапковский...

>//Больше нужно включить советских детективов, того же Юлиана Семёнова с его "Противостоянием"; //

>Согласен.

>//Адамова и Леонова с их замечательными героями Лосевым и Гуровым. Не надо бояться испортить "классичность" списка, если уж выделили 4 раздел.//

>Тут я вам верю, только опять же перечислите с их именами и с названиями произведений.

А. Адамов. "Злым ветром", "Петля", "Идёт розыск" и др.
Н. Леонов. "Ипподром", "Бесплатных пирожных не бывает" и др.
Ю. Семенов. "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Лицом к лицу" и др.

Сергей.

От Karev1
К Monk (30.03.2006 23:45:59)
Дата 31.03.2006 16:25:11

Re: Хорошо. Вот...


>>>2. Данте А. «Божественная комедия».
>>
>>//Александр, а Вы уверены в "Божественной комедии"? Осилит её подросток? Честно говоря, не встречал ни одного человека, прочитавшего это произведение. Ситуация напоминает историю с "Доктором Живаго". В чём ценность этой книги?//
>
>>Пусть хотя бы «Ад» осилит. Дело в том, что не зная как средневековый человек ощущал мир, нельзя понять то, как бы он
>
>Честно говоря, не получил ответа на свой вопрос. В чём ценность "Божественной комедии"?
Тоже не читал Данте, все никак не соберусь.
>
>Ну, не знаю. Как я понял, мы всё же обсуждаем список литературы для детей и юношей.

>>>5. Толкин Дж. Р.Р. «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец».
>>
>>//Александр, насчёт "Сильмариллиона" Вы это серьезно? :-))) Этот зубодробительный учебник смогут оценить только фанаты-толкиенисты. Помнится, сам Толкиен возражал против его публикации. Ведь это шпора, созданная автором, чтобы не запутаться в своей мифологии и ничего больше. //
>
>>Местами скучновато, я согласен. Кроме того нет хороших переводов на русский, те что я видел – все неадекватны. Толкин возражал против опубликования по той причине, что хотел доделать свое произведение. Но это не просто «шпора созданная автором, чтобы не запутаться». Это целостное литературное произведение, представляющее собой миф о сотворении мира и борьбе со злом, да еще и в современной форме. Я могу по просьбам трудящихся «подвинуть» самого Толкина пониже, но не буду убирать его произведения.
>
>Дело не в переводах. Это, действительно, "шпора".
Я читал, что Толкиен написал "Силь" раньше "Хоббита". А напечатать его заставили на волне ажиотажа, после выхода "Хоббита" или "Властелина". Он изучал древние языки и эпос и в "С" сделал попытку сымитировать эпос. А действие в "Хоббите" просто поместил в уже созданный им мир.
>>//Почему нет классики советской литературы? Где Шукшин, Распутин, Паустовский, "проза лейтенантов"? Неужели можно обойтись без "Уроков французского" или "Горячего снега"?//
>
>>Как видите можно. Даже можно вырасти «советским» человеком, не читая ни Шукшина, ни Распутина, ни Паустовского (из последнего я правда что-то читал). Пожалуйста перечислите произведения, которые вы бы хотели включить и я подумаю. Я имею в виду то, что я не читал трех авторов и тем не менее не вырос «человеком пепси». Опять-же речь идет о классике русской литературы. Я сомневаюсь, что Шукшин, Распутин и Паустовский могут войти туда. Но могу заменить современных Козлова и Проханова на двух этих авторов. Для этого мне нужно получить от вас список их произведений.
>
>В том-то и дело, что нельзя. Обидно, что Вы сомневаетесь, причём здесь "пепси". Шукшин, Паустовский - рассказы (все рассказы - не ошибётесь), Распутин - "Прощание с Матёрой", "Живи и помни", "Пожар", рассказы. Вообще, побольше "деревенщиков": Абрамов, Белов, Астафьев (только нужно брать произведения советского периода). Ну, а про "прозу лейтенантов" - неужели не читали Бондарева, Богомолова, Окуджаву?
Из военной прозы обязательно "А зори здесь тихие" Васильева, он хоть и скурвился сейчас, но вещь написал очень сильную. Читать ее нужно не раньше 14 лет.
>>//А почему в списке нет Марка Твена, Кира Булычёва?//
>
>>Это мое упущение. Марка Твена я обязательно включу, что же касается Кира Булычева, то т.к. я его не читал, перечислите пожалуйста наиболее значимые произведения, будьте добры.
>
>По Киру Булычёву, прежде свего, повести об Алисе Селезнёве ("Заповедник сказок", "Путешествие Алисы" и т.д и т.п.).
Про Алису только первые книжки, в 90-х он пек из как блины.
>
>>В принципе можно. Просто я об этом не подумал. Если остальные участники согласяться.
>
>>//Даже представить себе не могу, чтобы для моих детей не были настольными такие повести, как:
>>В. Крапивин. Мальчик со шпагой.
>>А. Лиханов. Мой генерал.
>>Л. Воронкова. Солнечный денёк.
>>В. Медведев. Фантазии Баранкина. В советское время была, например, отличная "Золотая библиотека" изд-ва "Детская литература".//
>
>>А вот давайте спросим у остальных – знают они таких авторов? Лично я не знаю. Не зная сюжетов их произведений, как я могу рекомендовать их кому-либо? Давайте спросим у других людей.
Читал только "Баранкина".
>Ну что ж, давайте спросим. Всё лучше, чем "Франкенштейн", детективы По или Сапковский...

>>Тут я вам верю, только опять же перечислите с их именами и с названиями произведений.
>
>А. Адамов. "Злым ветром", "Петля", "Идёт розыск" и др.
>Н. Леонов. "Ипподром", "Бесплатных пирожных не бывает" и др.
>Ю. Семенов. "Бриллианты для диктатуры пролетариата", "Лицом к лицу" и др.

Добротные детективы, по крайней мере ранние, позних не читал.
У Семенова поздние вещи про Штирлица читать не стоит, уже не интересно.

От Ищущий
К Monk (28.03.2006 10:59:51)
Дата 29.03.2006 10:35:32

Re: Хорошо. Вот...

>>1. Сказки и детские рассказы (30 лучших авторов)

Может быть, этот пункт лучше наименовать "Сказки, детские стихи и рассказы (примерно 40 лучших авторов)"? - а то стишков для самых маленьких совсем нет...

>>2. Мировая классика (30 лучших авторов)
>>3. Российская классика (30 лучших авторов).
>>4. Приключения, фантастика, детективы (30 авторов)

>>Итак:

>>Сказки и детские рассказы (в алфавитном порядке):

>>1. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
>>2. Андерсен Г.Х. «Русалочка», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик»

>Андерсон, действительно, жестокий писатель. Его русалочка при каждом шаге испытывала боль, как если бы она ходила по ножам и вилкам. Детское воображение не стоит грузить подобными картинками. А ведь он ещё автор "Красных башмачков", "Девочки, наступившей на хлеб" - брр... Кстати, сам Андерсен не считал себя детским писателем, он писал для взрослых.

Соглашаясь с Вашими аргументами, имею обратную оценку насчет Адерсена. Его сказки учат чувствовать и сопереживать боль и при этом не провоцируют жестокость. Считаю, что этим они жестокость предупреждают. Отсюда, имхо, вытекает, что знакомство с Андерсеном должно состояться не ранее начального школьного возраста, когда психика у ребенка немного окрепнет. Поэтому, думаю, можно попросить Александра разбить свои списки также и по возрастным категориям.

>>3. Бажов П.П. –«Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Дорогое имечко»,«Огневушка-поскакушка».

До Бажова, имхо, имеет смысл вставить русские народные сказки под ред.Афанасьева.

>>4. Вересаев В.В. «Книжка счастья»
>>5. Волков А.М. «Волшебник изумрудного города», а также продолжение «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» кн. 2 и проч. книги (всего их то ли 6 то ли 7).
>>6. Гайдар А. П. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны», «Пусть светит», «РВС», «Тимур и его команда», «Чук и Гек» , «Школа»

>Здесь можно подсократить. Оставить "РВС", "Чук и Гек". Остальные его книги откровенно скучноваты.

Может быть, имеет смысл попросить Александра раскрыть свою позицию насчет Гайдара, - что он в нем видит ценного?

>...Лучше заменить сказками братьев Гримм, по крайней мере, не страшнее русских сказок.

Согласен с добавлением.

>>17. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка на Луне».
>Плюс "Фантазёры", повести и рассказы о Коле и Мишке.

Согласен с добавлением.

>>18. Петрушевская Л. «Новые русские сказки» (это современный автор, но мне понравилось. Это фактически сказки-притчи для школьников и подростков).

Все-таки Александр настаивает на Петрушевской... Почему?

>>Мировая классика в порядке значимости-персональный список)

>>1. Шекспир У. ««Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Леди Макбет».
>>2. Данте А. «Божественная комедия».
>Александр, а Вы уверены в "Божественной комедии"? Осилит её подросток? Честно говоря, не встречал ни одного человека, прочитавшего это произведение. Ситуация напоминает историю с "Доктором Живаго". В чём ценность этой книги?

Точно, - я не читал. Присоединяюсь к просьбе раскрыть ценность "Комедии".

>>5. Толкин Дж. Р.Р. «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец».
>Александр, насчёт "Сильмариллиона" Вы это серьезно? :-))) Этот зубодробительный учебник смогут оценить только фанаты-толкиенисты. Помнится, сам Толкиен возражал против его публикации. Ведь это шпора, созданная автором, чтобы не запутаться в своей мифологии и ничего больше.

Хотел бы добавить к Вашему пафосу, - считаю, что "Властелин колец", что "Гарри Поттер" - есть мифологизация "нового мирового порядка", что должно относить прочтение этих произведений к юношескому возрасту.

>>Русская классика +1 современный автор (субъективно, в порядке значимости):
>>22. М. Волошин – стихотворения, особенно «Усобица».
>>23. А. Ахматова - стихотворения.
>>24. М. Цветаева – стихотворения.
>Их можно смело объединять через запяту. Также, например, можно сделать с другими представителями "серебряного века" - Гумилёвым и Волошиным.

Согласен с замечанием.

>Почему нет классики советской литературы? Где Шукшин, Распутин, Паустовский, "проза лейтенантов"? Неужели можно обойтись без "Уроков французского" или "Горячего снега"?

Согласен с замечанием.

>>Приключения, фантастика, детективы. (30 авторов – в алфавитном порядке).

>А почему в списке нет Марка Твена, Кира Булычёва?

Согласен с добавлением.

>...В советское время была, например, отличная "Золотая библиотека" изд-ва "Детская литература".

Я о такой "библиотеке" не слышал. Можете ли навсидку что-либо указать из нее?

От Scavenger
К Ищущий (29.03.2006 10:35:32)
Дата 31.03.2006 19:05:40

Re: Ответ на критику

>>1. Сказки и детские рассказы (30 лучших авторов)

//Может быть, этот пункт лучше наименовать "Сказки, детские стихи и рассказы (примерно 40 лучших авторов)"? - а то стишков для самых маленьких совсем нет...//

Предложите то, что вы хотите добавить и рассмотрим.

>>3. Бажов П.П. –«Хозяйка медной горы», «Каменный цветок», «Дорогое имечко»,«Огневушка-поскакушка».

//До Бажова, имхо, имеет смысл вставить русские народные сказки под ред.Афанасьева.//

Бажов лучше. А русские сказки надо читать, я согласен. Только это не пойдет в список авторских произведений.

>>6. Гайдар А. П. «Военная тайна», «Голубая чашка», «Горячий камень», «Дальние страны», «Пусть светит», «РВС», «Тимур и его команда», «Чук и Гек» , «Школа»

>Здесь можно подсократить. Оставить "РВС", "Чук и Гек". Остальные его книги откровенно скучноваты.

//Может быть, имеет смысл попросить Александра раскрыть свою позицию насчет Гайдара, - что он в нем видит ценного?//

То, что Гайдар – это детский советский писатель. То есть, что он будет формировать «советскую идентичность», объяснять то, как чувствовали себя дети во время революционных событий и после.

>...Лучше заменить сказками братьев Гримм, по крайней мере, не страшнее русских сказок.

//Согласен с добавлением.//

Там у братьев Гримм есть некоторые неприятные вещи. Например та же сказка про лягушонка и царицу. Но я согласен.

>>18. Петрушевская Л. «Новые русские сказки» (это современный автор, но мне понравилось. Это фактически сказки-притчи для школьников и подростков).

//Все-таки Александр настаивает на Петрушевской... Почему?//

Все. Убираю Петрушевскую, заменяю сказками под ред. Афанасьева. Я оставил по недосмотру.

>>1. Шекспир У. ««Гамлет», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», «Леди Макбет».
>>2. Данте А. «Божественная комедия».
>Александр, а Вы уверены в "Божественной комедии"? Осилит её подросток? Честно говоря, не встречал ни одного человека, прочитавшего это произведение. Ситуация напоминает историю с "Доктором Живаго". В чём ценность этой книги?

//Точно, - я не читал. Присоединяюсь к просьбе раскрыть ценность "Комедии".//

Смысл и ценность комедии в том, что она раскрывает мироощущение средневекового человека. И вообще – эта книга о том, что любовь побеждает любое зло. Начинается она со строк «Земную жизнь пройдя до половины // Я очутился в сумрачном лесу//Утратив правый путь во тьме долины.», а кончается так «Любовь, что движет солнце и светила». Конечно эту книгу лучше читать лет в 14-15.

>>5. Толкин Дж. Р.Р. «Сильмариллион», «Хоббит», «Властелин колец».
>Александр, насчёт "Сильмариллиона" Вы это серьезно? :-))) Этот зубодробительный учебник смогут оценить только фанаты-толкиенисты. Помнится, сам Толкиен возражал против его публикации. Ведь это шпора, созданная автором, чтобы не запутаться в своей мифологии и ничего больше.

//Хотел бы добавить к Вашему пафосу, - считаю, что "Властелин колец", что "Гарри Поттер" - есть мифологизация "нового мирового порядка", что должно относить прочтение этих произведений к юношескому возрасту.//

Фильмы вы имеете в виду? Книга «Властелин колец» очень сильно отличается от фильма. Фильм мрачнее книги и в него вставлены «политкорректные намеки». Так что нет в оригинале у Толкина никакого преклонения перед «Новым мировым порядком», да и в жизни тоже. Он считал этот порядок мерзким. «Если современные мне СМИ продолжат в угоду своим хозяевам коверкать английский язык, я принципиально откажусь говорить и писать на английском и перейду для общения на мерсийский диалект старофранцузского языка» (Дж. Р.Р. Толкин). А вот суждение близкого друга Толкина, К.С. Льюиса о новом мировом порядке, выраженное в книге «Мерзейшая мощь»:

«Яд варили здесь, у нас, но теперь он повсюду. Куда бы ты не пошел, ты увидишь машины, многолюдные города, пустые троны, бесплодные ложа, обманные писанья, людей, обольщаемых ложной надеждой и мучимых истинной скорбью, поклоняющихся творенью рук своих, но отрезанных от матери своей Земли, и отца своего Неба. (то есть от природы и от Бога –прим. мое). Можешь идти на Восток пока он не станет Западом и ты не вернешься сюда через океан. Повсюду ты увидишь лишь тень крыла, покрывающего Землю».

Что касается остального – жду списка произведений. Пока не получу, ничего не поменяю.

Спасибо.

С уважением, Александр

От Владимир К.
К Monk (28.03.2006 10:59:51)
Дата 28.03.2006 12:39:54

Интересно понять, когда и почему прошла такая трансформация Андерсена в "детского писателя". (-)