От Vano
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 28.02.2006 15:02:32
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Семинар;

В 31-м томе Собраний сочинений от 1963г текст несколько иной...


МАРКС — ЭНГЕЛЬСУ, 24 ИЮНЯ 1865 г.
МАРКС — ЭНГЕЛЬСУ
В МАНЧЕСТЕР
[Лондон], 24 июня 1865 г.
...
Ad vocem*** Польши я с большим интересом прочитал сочинение Элиаса Реньо (того са-
мого, который издал «Историю Дунайских княжеств») «Европейский вопрос, ошибочно на-
зываемый польским вопросом». Из этой книги видно, что догма Лапинского, будто велико-
россы не славяне, отстаивается г-ном Духинским (из Киева, профессор в Париже) самым
серьезным образом с лингвистической, исторической, этнографической и т. д. точек зрения;
он утверждает, что настоящие московиты, то есть жители бывшего Великого княжества Мо-
сковского, большей частью монголы или финны и т. д., как и расположенные дальше к вос-
току части России и ее юго-восточные части. Из этой книги видно, во всяком случае, что де-
ло очень беспокоило петербургский кабинет (ибо оно решительно положило бы конец панс-
лавизму). Всех русских ученых призвали писать ответы и возражения, но последние оказа-
лись на деле бесконечно слабыми. Аргумент о чистоте великорус-
*
— фон Вестфален. Ред.
**
— Также. Ред.
***
— По поводу. Ред.

ЭНГЕЛЬС — МАРКСУ, 15 ИЮЛЯ 1865 г.
ского диалекта и его близости к церковнославянскому в этих дебатах свидетельствовал
больше как будто в пользу польской концепции, чем московитской. Во время последнего
польского восстания18 Духинский получил от Национального правительства премию за свои
«открытия». Было также доказано с геологической и гидрографической точек зрения, что к
востоку от Днепра начинаются большие «азиатские» отличия, по сравнению с местами, ле-
жащими к западу от него, и что Урал (это утверждал еще Мёрчисон*) никоим образом не
представляет границу. Выводы, к которым приходит Духинский: название Русь узурпирова-
но московитами. Они не славяне и вообще не принадлежат к индогерманской расе, они in**
trus , которых требуется опять прогнать за Днепр и т. д. Панславизм в русском смысле, этo
— измышление кабинета и т. д.
Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал
господствовать среди славян. С другой стороны, он объявляет неславянами и некоторые дру-
гие народы Турции, которые до сих пор считались славянскими, как, например, болгар.
Привет.
Твой К. М.
...
Впервые опубликовано с сокращениями Печатается по рукописи
в книге: «Der Briefwechsel zwischen
F. Engels und K. Marx». Bd. III, Stuttgart, Перевод с немецкого
1913; полностью опубликовано в Marx—
Engels Gesamtausgabe. Dritte Abteilung,
Bd. 3, 1930 и в Сочинениях К. Маркса
и Ф. Энгельса, 1 изд., т. XXIII, 1930 г.

Что тут видно:
а) большая часть цитаты представляет собой пересказ "открытий" Духинского

б) «открытия» Духинского идут в кавычках и с соответствующим комментарием

в) название Русь(а не Россия) узурпировано московитами (о происхождении названия Рус, до сих пор ведуться серьезные научные споры и большинство ученых склоняется к неславянской версии) [и это кстати вывод Духинского, а не Маркса]
то же касается и "азиатских" отличий к востоку от Днепра

г) слова "Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал
господствовать среди славян." относятся прежде всего к "Панславизм в русском смысле, этo
— измышление кабинета и т. д."

Так что Баумгартен конечно не (совсем ,) соврал, но поработал ножницами весьма конкретно. Обычный полит пиар ;)

От Ищущий
К Vano (28.02.2006 15:02:32)
Дата 01.03.2006 19:27:15

Re: Что тут видно... - Боюсь, Вы не все видите

>Что тут видно:
>а) большая часть цитаты представляет собой пересказ "открытий" Духинского
>б) «открытия» Духинского идут в кавычках и с соответствующим комментарием
>в) название Русь(а не Россия) узурпировано московитами (о происхождении названия Рус, до сих пор ведуться серьезные научные споры и большинство ученых склоняется к неславянской версии) [и это кстати вывод Духинского, а не Маркса] то же касается и "азиатских" отличий к востоку от Днепра
>г) слова "Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян." относятся прежде всего к "Панславизм в русском смысле, этo — измышление кабинета и т. д."

Суть приведенного Вами канонического текста, как это понимаю я, выражена в следующих тезисах:

А) В то время, когда Маркс прочитал сочинение некоего Элиаса Реньо, в Западном обществе существовала целевая установка, - некий штамп, называемый «догмой Лапинского», - о том, что «будто великороссы не славяне».
В) В сочинении Элиаса Реньо отмечается, что некто Духинский, по мнению Маркса, «самым серьезным образом» применил научные методы к исследованию данной догмы, что позволило этому Духинскому развить «догму Лапинского» и сделать определенные утверждения без «будто».
Г) Маркс из сочинения видит, что рассуждения и утверждения Духинского беспокоят русский кабинет, так как направлены против политики России по объединению славянских народов Европы. Поэтому «всех русских ученых» (!) призвали вступить в полемику с утверждениями Духинского, но их ответы оказались по оценке Маркса «бесконечно слабы», хотя сам аргумент русских ученых «о чистоте великорусского диалекта и его близости к церковнославянскому» лишь по субъективной оценке Маркса больше (!) перевешивал «как будто в пользу польской концепции, чем московитской». Поэтому в глазах Маркса дебатное «больше как будто перевешивание» возводит утверждения Духинского в статус доказанных выводов – «Русь узурпировано московитами. Они не славяне и вообще не принадлежат к индогерманской расе, они in** trus , которых требуется опять прогнать за Днепр и т. д. Панславизм в русском смысле, этo — измышление кабинета».
Д) На основании смены статуса утверждений, Маркс уже не может упрекнуть выводы Духинского в необоснованности – стремления славянских народов к объединению в природе не существует, это лишь «измышления кабинета». Поэтому Маркс желает, чтобы взгляд Духинского теперь уже как научный вывод приобрел бы статус права, - "Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав", - тогда этот взгляд можно будет навязывать людям силой(!) - "чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян".
Е)Одно лишь останавливает Маркса в продолжении оценки творчества Духинского – если русские не славяне, то это еще не значит, что «польская концепция» должна доказывать, что «некоторые другие народы Турции», - например, болгары, - тоже неславяне.

Мое резюме письма: Маркс интересуется предлогом, чтобы оправдать политику, направленную против объединения славянских народов, и при этом не возражает против использования средств, нечистоплотность которых формально не вылезает наружу.

С учетом того, что Маркс у нас считается великим мыслителем, - и по праву, имхо, считается, - я хочу отметить, что фраза «Панславизм в русском смысле, этo — измышление кабинета и т. д.» в контексте письма не воспринимается как недодуманная мысль, этакая непредумышленная размытость. Предполагаю, что за недосказанностью скрывается четкое отношение Маркса к проблеме, его, так сказать, заретушированное наследие – все славянские народы, имеющие свою государственность, заметно малы по отношению к русскому народу. Поэтому, наряду с их действительным стремлением к объединению под угрозой агрессии Запада, славянские народы также испытывают реальное стремление к сохранению своей идентичности, которое сразу не угаснет. Заставьте их думать, что стремление к сохранению идентичности есть реакция на угрозы со стороны правящих кругов России. Заставьте народы думать, что их самобытность интересует "кабинет" лишь как особенность угнетения славянских народов, а государственность народов якобы создает правящим кругам только помехи, мешающие угнетать. Заставьте думать славянские народы Европы, что русский народ и не думает о том, чтобы принять славянские народы Европы в свою «семью народов» - «семье народов» славянские народы безразличны, у русских своих проблем с мироустройством «выше крыши». Лишите Россию легитимности иметь статус корневого народа в славянском мире, а также лишите прав руководство России иметь и защищать точку зрения русского народа в международных делах, и малые славянские народы можно будет покорять поодиночке. Они еще долго не смогут между собой создать союзов, и к тому же при этом воля славянских народов Европы к самобытности и сопротивлению заметно ослабнет, и они уже не смогут противостоять прогрессу.

От Руслан
К Vano (28.02.2006 15:02:32)
Дата 28.02.2006 16:15:13

Re: В 31-м

>г) слова "Я бы хотел, чтобы Духинский оказался прав и чтобы по крайней мере этот взгляд стал господствовать среди славян." относятся прежде всего к "Панславизм в русском смысле, этo измышление кабинета и т. д."

>Так что Баумгартен конечно не (совсем ,) соврал, но поработал ножницами весьма конкретно. Обычный полит пиар ;)

Это ВАМ очень хочется, что слова "Я бы хотел,..." относились только к последнему предложению :) А, на самом деле, видно что это относится ко всем Выводам.

От C.КАРА-МУРЗА
К Руслан (28.02.2006 16:15:13)
Дата 28.02.2006 16:51:32

Re: Читаете в сердцах? Мне достаточно, что относится ко всем выводам. (-)


От C.КАРА-МУРЗА
К Vano (28.02.2006 15:02:32)
Дата 28.02.2006 15:21:24

Re: Спасибо. А где берете в Инете? (-)


От Vano
К C.КАРА-МУРЗА (28.02.2006 15:21:24)
Дата 28.02.2006 16:54:38

http://www.libelli.ru

Жаль, что большая часть материалов не вычитана...