От C.КАРА-МУРЗА
К Дм. Ниткин
Дата 30.01.2006 13:05:31
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего;

Re: Индия не отказалась

Вот кусочки из старого текста:
Уравнительный компонент очень силен в быстро развивающихся странах Юго-Восточной Азии. Например, в одном обзоре писалось, что японского работника предприятия, - как управленца, так и рабочего - "устраивает уравниловка в оплате труда, представляющаяся ему весьма важной для морального климата на предприятии. Разрыв в заработной плате рабочего и администратора высшего уровня незначителен (чистый доход директоров японских компаний в 1985 г. в среднем был в 5,7 раз выше, чем у рабочих, а высший администратор в США зарабатывал в 33,5 раза больше рабочего). В Японии... если компания сокращает расходы на оплату труда, то в первую очередь уменьшается жалованье администрации... Таким образом, у японских трудящихся нет причин думать, что они должны много работать только для того, чтобы обогатить администрацию предприятия, его владельцев и акционеров" (ПОЛИС, 1991, № 5, с. 188).
Понятно, что важную роль играют программы уравнительного распределения в развивающихся странах с массовой острой бедностью. Так, в Индии государство заготовляет зерно (в 90-е годы на уровне около 10% потребления, 44,5 г на человека в день) и продает его бедным по ценам ниже рыночных в "магазинах справедливости" (в 1991 г. таких магазинов было 360 тыс.). В начале 90-х годов в среднем по продовольствию распределительные цены были вдвое ниже рыночных. Доля субсидий на поддержание этих цен составляла в 1991/92 г. 0,55% ВВП.
До 1993 г. производителям сахара в Индии разрешалось продавать на свободном рынке не более 40% сахара, остальное закупало государство для распределения по низким ценам. В целом, продовольствия, реализуемого через государственную сеть, было бы достаточно для удовлетворения потребностей всех тех, кто находится за чертой бедности - если бы распределение вполне подчинялось принципам социальной справедливости. Однако вследствие коррупции беднякам попадает лишь 65% этих ресурсов (по более скептическим оценкам - около 40%). Но и это - важная поддержка.
Экономист из Вашингтонского института экономического развития при МББР П.Стритен, который исследовал этот опыт, считает, что за счет государственной поддержки высоких закупочных и низких распределительных цен можно эффективно поддерживать приемлемый уровень потребления до 30% населения. Однако более реалистичной системой он считает комбинацию субсидирования цен с рационированием основных продуктов питания (В.Р.Миньяр-Белоручев. государственное регулирование внутреннего рынка сельскохозяйственных товаров в Индии. - Восток, 1996, № 2).
Даже в странах классического протестантского капитализма, где в общественном сознании огромное влияние имеет социал-дарвинизм, уравнительный идеал является важным противовесом. Американский либеральный политолог Дж.Сартори пишет: "Мы стремимся к равенству, поскольку считаем его справедливой целью, однако не потому, что люди в действительности одинаковы, но вследствие того, что мы чувствуем - с ними должно обращаться, как если бы они были такими (пусть даже фактически это не так)".
Попытка неолиберальных философов исключить понятие социальной справедливости из словаря современного западного среднего класса в целом не удалась. Американский философ Дж.Роулс дает довольно категоричную формулировку: "Справедливость есть первое достоинство социальных институтов, как истинность - достоинство систем мышления. Как бы ни была стройна и экономна теория, она должна быть отвергнута, если она не истинна; точно так же должны быть уничтожены или изменены самые эффективные социальные институты, если они не справедливы".
Данные большого исследования представлений о справедливости (1991 г.) показали, что идею уравнительного распределения как справедливого поддерживают 21% опрошенных в Англии, 19% в США и 29% в Западной Германии. Это очень существенная часть населения.

В 1991 г. был начат большой исследовательский проект международного коллектива ученых из 12 стран, посвященный изучению представлений о социальной справедливости в разных культурах. Сравнительное исследование в России и Эстонии, двух частей СССР с весьма разными культурными установками, показало поразительную схожесть в отношении к уравнительному принципу. В этом смысле русские и эстонцы стали именно частями советского народа. Вот что пишут авторы исследования: "Известно, что характерной чертой социализма являлась патерналистская политика государства в обеспечении материальными благами, в сглаживании социальной дифференциации. Общественное мнение в обеих странах поддерживает государственный патернализм, но в России эта ориентация выражена несколько сильнее, чем в Эстонии: 93% опрошенных в России и 77% в Эстонии считают, что государство должно обеспечивать всех желающих работой, 91% - в России и 86% - в Эстонии – что оно должно гарантировать доход на уровне прожиточного минимума" (Л.А.Хахулина, А.Саар, С.А.Стивенсон. Представление о социальной справедливости в России и Эстонии: сравнительный анализ. – "Информационный бюллетень ВЦИОМ", 1996, № 6).
Кстати, уравнительные представления как в России, так и в Эстонии весьма радикальны. 46% в России и 49% в Эстонии считают: "Все люди должны иметь то, в чем нуждаются, даже если для этого придется урезать доходы тех, кто зарабатывает больше необходимого". Иными словами, половина граждан принимают идею насильственного перераспределения доходов. Различия между Россией и Эстонией существенны лишь в отношении к крайнему, утопическому уравнительству. 29% в России и лишь 9% в Эстонии поддержали такое мнение: "Самый справедливый способ распределения собственности и доходов – это дать каждому равную долю". 29% - огромная часть общества, если учесть радикализм этой формулы.



От Дм. Ниткин
К C.КАРА-МУРЗА (30.01.2006 13:05:31)
Дата 30.01.2006 13:48:37

Устаревшие сведения

>Понятно, что важную роль играют программы уравнительного распределения в развивающихся странах с массовой острой бедностью. Так, в Индии государство заготовляет зерно (в 90-е годы на уровне около 10% потребления, 44,5 г на человека в день) и продает его бедным по ценам ниже рыночных в "магазинах справедливости" (в 1991 г. таких магазинов было 360 тыс.). В начале 90-х годов в среднем по продовольствию распределительные цены были вдвое ниже рыночных. Доля субсидий на поддержание этих цен составляла в 1991/92 г. 0,55% ВВП.
>До 1993 г. производителям сахара в Индии разрешалось продавать на свободном рынке не более 40% сахара, остальное закупало государство для распределения по низким ценам. В целом, продовольствия, реализуемого через государственную сеть, было бы достаточно для удовлетворения потребностей всех тех, кто находится за чертой бедности - если бы распределение вполне подчинялось принципам социальной справедливости. Однако вследствие коррупции беднякам попадает лишь 65% этих ресурсов (по более скептическим оценкам - около 40%). Но и это - важная поддержка.

А вот альтернатива, выбранная Индией:

http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/Pp/2002/2002-06gill/2002-06gill000.htm

Проводимая в Индии с июля 1991 г. новая экономическая политика характеризуется либерализацией, приватизацией и глобализацией экономики. Система лицензий в частном секторе отменена (за исключением 15-ти отраслей). Одновременно предоставлена свобода для расширения существующих и закрытия старых предприятий. Политика правительства ориентирована на приватизацию существующих и отказ от создания новых государственных предприятий. Под давлением налогового кризиса отменены субсидии предприятиям. Усилилась конкуренция со стороны иностранных предприятий; ослаблены меры протекционизма. Таким образом, под влиянием новой экономической политики и конкуренции иностранных предприятий размещение производства в Индии все больше определяется экономическими, а не социальными факторами, например такими, как развитие отсталых штатов.

И вот результаты (статья 2000 г., свежее не нашел):

http://subscribe.ru/archive/business.globalec/200008/28162547.html

"Экономика Индии вступает во вторую стадию реформ, призванных вывести страну в число крупнейших промышленно развитых стран мира. Предполагается, что на достижение этой цели будут направлены главные усилия правительства республики, планирующего добиться в предстоящий период сокращения бюджетного дефицита, обеспечить окончательную либерализацию торговли и привести в соответствие с ней торговую стратегию государства, осуществить реструктуризацию государственного сектора экономики.
Последние оценки состояния индийской экономики внушают лидерам государства оптимизм и надежду в успех новой фазы реформ. Подобное мнение о нынешнем положении в экономике Индии и о ближайших перспективах ее развития высказывают и иностранные эксперты. Следующее десятилетие, по их прогнозам, будет "принадлежать" Индии, которая, возможно, сможет обогнать по темпам развития Южную Корею, Китай, Сингапур и Малайзию.
Уже сейчас Индия вошла в число трех государств Азии, развивших наибольшую скорость роста экономики. В 2001 году, в частности, прогнозирует Азиатский банк развития, индийская республика должна окончательно захватить лидерство. Темпы роста ВВП в Индии составят 7 проц. уже в текущем году и сохранятся в будущем...

Что будет означать для Индии достижение столь высокого уровня экономического развития? Удвоение дохода на душу населения в предстоящие 10-12 лет с 11 до 22 тыс. рупий (соответственно с 244 до 488 долларов США); снижение уровня бедности в стране, который может снизиться до 15-20 проц. в предстоящее десятилетие, если ежегодные темпы развития индийской экономики возрастут еще больше и достигнут 8-10 процентов. Достижение такого уровня - главная цель экономической стратегии правительства Индии, где не сомневаются в возможности решения такой задачи.
...
Политика либерализации, начатая с середины 80-х годов правительством Индийского национального конгресса (ИНК) во главе с Радживом Ганди, позволила добиться устойчивых темпов развития, повысить роль частного сектора в индустриальном развитии, обеспечить приток в страну иностранного капитала, технологий и сырья. Экономическая либерализация привела к насыщению рынка ходовыми товарами, вызвала настоящий потребительский бум и рост численности среднего класса, к которому ныне причисляют себя проживающие преимущественно в городах более 300 млн. индийцев.
В 1991 году конгрессистское правительство Индии, которое возглавлял уже П.В.Нарасимха Рао, ввело в действие "Новую экономическую политику", включавшую три ключевых направления: либерализацию торговли и инвестиций, финансовую стабилизацию и реформу предприятий госсектора. Прошедшие с тех пор 9 лет показали в целом правильный курс экономических реформ, направленных в долгосрочном плане на создание базы для развития сельского хозяйства и сопутствующих ему производств, развитие предпринимательства, наращивание наукоемких отраслей экономики, развитие информационных и биологических технологий, укрепление сектора малых предприятий, развитие промышленной и транспортной инфраструктуры, а также энергетики. Важнейшим направлением курса реформ в Индии также считали осуществление программ по развитию образования, здравоохранения и других социальных услуг, адресованных прежде всего беднейшим слоям населения. Приоритетной задачей при этом являлось укрепление роли Индии в мировой экономике путем стабильного увеличения роста объемов экспорта, широкого привлечения иностранных инвестиций и разумного управления внешними долгами.
С приходом к власти в Индии коалиционного правительства Национального демократического альянса наблюдатели внутри республики и за ее рубежами связывали надежды на продолжение экономической стратегии своих предшественников, осуществление новой фазы экономических реформ, направленных в том числе на дальнейшую либерализацию экономики и ее адаптацию к нормам и требованиям Всемирной торговой организации (ВТО). В своей практической деятельности правительство, которое возглавил А.Б.Ваджпаи, подтвердило обоснованность этих надежд и твердо проводило политику реализации экономических реформ, в первую очередь путем сокращения фискального дефицита, расширения налоговой базы, ускорения процесса разгосударствления промышленных предприятий. Одним из ключевых направлений дальнейших реформ индийские лидеры определили на перспективу реформы в банковской сфере, изменение законодательства и процедуры проведения банкротств, обновление трудового законодательства. Их осуществление в дальнейшем, считают эксперты, придаст мощный импульс развитию реального сектора индийской экономики."

Не кажется ли, что такой вариант решения социальных проблем - через форсированное развитие - куда более перспективен, чем раздача беднякам воробьиных порций зерна по "справедливым ценам"?

От Игорь
К Дм. Ниткин (30.01.2006 13:48:37)
Дата 30.01.2006 14:23:11

У Индии на миллиард населения внешнеторговый оборот - едва 80 млрд. долларов.

Так что либерализации есть куда разгуляться

От C.КАРА-МУРЗА
К Дм. Ниткин (30.01.2006 13:48:37)
Дата 30.01.2006 14:01:17

Re: Развитие начала 2000 г. - следствие политики 90-х годов (-)


От Miguel
К Дм. Ниткин (30.01.2006 13:48:37)
Дата 30.01.2006 13:58:22

Цифра интересная

>Что будет означать для Индии достижение столь высокого уровня экономического развития? Удвоение дохода на душу населения в предстоящие 10-12 лет с 11 до 22 тыс. рупий (соответственно с 244 до 488 долларов США);

Ну и спрашивается, какая аналогия нищей Индии с нынешней Россией, которая страдает анемией не из-за того, что денег мало, а из-за того, что деньги на подвенечное платье спустила, замуж за Запад хотелось?

От Дм. Ниткин
К Miguel (30.01.2006 13:58:22)
Дата 30.01.2006 14:29:16

Re: Цифра интересная

>Ну и спрашивается, какая аналогия нищей Индии с нынешней Россией, которая страдает анемией не из-за того, что денег мало, а из-за того, что деньги на подвенечное платье спустила, замуж за Запад хотелось?

Аналогия в проблеме выбора приоритетов. Что является приоритетом - интересы общего ускоренного развития или интересы уравнительного обеспечения белком по норме?