Цитировать не буду, т.к. огромные сообщения получаются.
Выскажу сразу замечания.
1. Михайлов пишет о том, что разделение труда при коммунизме останется. И останется, соответственно, управляющая прослойка. Тем не менее, она будет выражать интересы всего общества, учитывая "мнение коллектива трудящихся". И каждый человек, занятый творческим трудом, будет при этом управлять обществом. Против этого возражений действительно нет, за исключением того, что в таком случае и сейчас в _любом_ обществе _любой_ человек управляет этим обществом - каждый на своем месте, даже рабочий у столь любимого Михайловым конвейера, т.к. каждый на своем месте принимает необходимые решения. Поэтому особой разницы между тем, что было, например, при СССР и при коммунизме в управлении фактически не будет. Это, конечно, насколько я поняла марксистские объяснения Михайлова. Если это не так, пусть поправит.
2.Что касается формирования и воспитания человека. Михайлов и здешние марксисты вообще _отрицают_ не только разные способности каждого человека, передаваемые ему _генетически_ - это вслед за Ильенковым (хотя в этом утверждении Ильенков вообще просто отрицает реальность; Выготский, например, никогда ничего подобного не утверждал). Но и отрицают _необходимость_ существования такого разнообразия. Т.о., вводя своих генетически модифицированных людей, они собственно стремятся уничтожить необходимое разнообразие. Они именно игнорируют общесистемные законы - в частности, правило необходимого разнообразия. Отсюда вся риторика о том, что люди _одинаково_ талантливы и обучаемы _во_всем_. Это просто идеологические высказывания, повторяемые вслед за Ильенковым.
Далее, воспитание ребенка начинается в утробе матери. И ребенок активно реагирует на звуки, на интонации, на свет и темноту - спросите об этом у любой женщины, выносившей ребенка! Ему уже в утробе нравится или не нравится какая-то музыка, он возбуждается от детских визгов или звуков стрельбы и т.п. Ребенок на все активно реагирует своими движениями. Однако это все тоже отрицается вслед за утверждениями Ильенкова (видимо, он с беременными женщинами никогда не разговаривал на эту тему). Почему? В угоду идеологическому постулату о том, что ребенок воспитывается только через взаимодействие с предметами. Это действительно так в случае со слепоглухонемыми детьми, но вовсе не так со всеми остальными! У слепоглухонемых детей просто заблокированы все остальные каналы восприятия, им ничего не остается, как познавать реальность _только_ через предметы и ощущения этих предметов. Но это вовсе не так в случае с обычными детьми.
Да, каждый ребенок проходит через этап так называемого "инструментального мышления", но это вовсе не означает, что этот этап в его развитии является более основным, чем этап общения, например, со своей матерью, когда он видит ее мимику и начинает ей в ответ улыбаться или гулить. И уж тем более, этот этап не является основным по сравнению с этапом овладения символическим мышлением и человеческой речью. Но - так сказано у Ильенкова, поэтому идеологический постулат берется за истину.
3. О поглощении субъекта обществом (отсутствии личного времени и т.п.) - считаю, что Вы полностью правы. И вижу в этом полном и абсолютном поглощении опять-таки попытку устранения необходимого разнообразия. Как определить, какой труд полезен, а какой бесполезен обществу? Полезно ли искусство и какое? Значит, какие-то занятия человека будут отметаться как бесполезные, а человек - лечиться от бесполезной работы. Но эти занятия могут быть полезными на другом этапе - когда придет их время. Например, сочиняет автор стишки в стол - а завтра вдруг люди эти стихи прочитают, и почему-либо эти стихи станут обществу необходимы. Аналогичные примеры приведены у Назаретяна.
В общем, пока никакого отхода от утопии я лично не вижу. Это именно утопия, хотя у Михайлова она гораздо ближе, конечно, к нашему представлению об обществе, нежели у Альмара.