>>>Он считает ликвидацию и ассимиляцию народов прогрессом и становится на сторону нации, способной уничтожать "слабые" народы.
>>Он не одинок. Русские всегда стремились к тому же.
Да уж, перехлестом на перехлест.
Но суть вот в чем: Энгельс de facto отстаивает имперскую политику - видя в качестве империи революционную Европу. Его аргументация и набор угроз достаточно традиционны.
Но Россия как империя тоже проводила аналогичную политику! С теми же аргументами и с теми же угрозами.
>Не було такого. Именно как целенаправленного действия. То есть - со всякими "дикими" и воевали (с учетом "свежести воспоминаний" об угнанных на невольнические рынки русских) - и до искоренения дикости. Так - нечего было лезть на рожон.
Ну, так и Энгельс не всякую ликвидацию и ассимиляцию народов считает прогрессом. Да и его пресловутую фразу "народы будут уничтожены, и это будет прогресс", я бы трактовал скорее не как утверждение ценности геноцида, а как свидетельство о неумолимой жестокости прогресса (в понимании Энгельса, разумеется).
Политика России в отношении присоединенных народов практически всегда включала в себя во-первых, отказ от национальной автономии (Польша и Финляндия - исключения), во-вторых, меры по христианизации, русскому окультуриванию и ассимиляции.
А если кто сопротивлялся - могла пойти речь и об уничтожении, запросто.
>Тохтамыша жалеть не предложите - что он дикий и жить по иному не умеет?
Насколько я помню, это Тохтамышу впору было жалеть русских :). Москву-то он сжег.
>Но суть вот в чем: Энгельс de facto отстаивает имперскую политику - видя в качестве империи революционную Европу. Его аргументация и набор угроз достаточно традиционны.
"Империя должна рухнуть"? Не факт. Разница в подходе - "оправдывает ли цель средства"? У Европы и России - ответы на сей вопрос разные.
>Ну, так и Энгельс не всякую ликвидацию и ассимиляцию народов считает прогрессом.
А тут уж - кто чего добивался... :)
>Политика России в отношении присоединенных народов практически всегда включала в себя во-первых, отказ от национальной автономии (Польша и Финляндия - исключения), во-вторых, меры по христианизации, русскому окультуриванию и ассимиляции.
Тем не менее - это не подразумевало унитожении местных обычаев, языка... культуры, одним словом. И автономия оставалась - на "внутригосударственном" уровне. Мало?
>А если кто сопротивлялся - могла пойти речь и об уничтожении, запросто.
Как сопротивлялись. Что было "на памяти" о прежнем "добрососедстве"...
>Насколько я помню, это Тохтамышу впору было жалеть русских :). Москву-то он сжег.