Азербайджан: Запад запрещает разгонять оранжевых, но их пока разгоняют
ОЧЕРЕДНОЕ ПОБОИЩЕ В БАКУ
Запад предостерегает Ильхама Алиева от чрезмерного применения силы в отношении политических оппонентов
Сохбет Мамедов
Более 60 раненых, около 200 задержанных - таков итог спецоперации азербайджанских силовиков по разгону субботнего митинга оппозиции в центре Баку, организованного предвыборным блоком <Азадлыг> (<Свобода>). Несмотря на отсутствие официального разрешения столичных властей, активисты объединившихся перед ноябрьскими парламентскими выборами ведущих оппозиционных сил - Демократической партии, партии <Мусават> и реформаторского крыла партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА), как и в предыдущие выходные, предприняли очередную попытку прорваться в центр города.
Попытка шедших под оранжевой символикой колонн демонстрантов прорвать оцепление, выставленное на подступах к привокзальной площади, вылилась в побоище. Полицейские дубинки крушили всех без разбору. Очевидцы отмечают, что особую беспощадность при разгоне демонстрантов проявляли некие люди в штатском.
Как утверждает местная оппозиционная печать, чтобы раз и навсегда усмирить своих оппонентов, правоохранительным структурам был отдан приказ <не церемониться> с митингующими. Основную ставку власть сделала на сотрудников патрульно-постовой службы и бойцов отряда быстрого реагирования. Отрабатывая недавнее повышение в 5-6 раз должностных окладов, те проявили в субботу при разгоне оппозиционного митинга ничем не оправданную жестокость.
Комментируя итоги субботнего противостояния, лидер Народного фронта Али Керимли заявил в тот же день на пресс-конференции, что своими карательными действиями нынешний режим <вновь подтвердил нежелание следовать демократическому пути развития и проводить в республике свободные парламентские выборы>. <Прибегая к жестокости и карательным мерам, власти пытаются запугать азербайджанский народ и таким образом навязать людям свою волю>, - считает Керимли. Он не исключает, что дело может в итоге дойти и до физического устранения лидеров оппозиционного блока <Азадлыг>.
Между тем нарастающее противостояние между властью и оппозицией вызывает обеспокоенность Запада и США. В частности, глава Бакинского офиса ОБСЕ Маурисио Павеси довольно резко высказался по поводу демонстративного отказа властей обсуждать проблемы с оппозицией за столом переговоров. Свои претензии к действиям властей предъявила и наблюдательная миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в Азербайджане. В обнародованном отчете, в частности, отмечается, что в преддверии парламентских выборов в азербайджанском обществе усиливается политическая поляризация. Несмотря на распоряжение президента от 11 мая <Об усовершенствовании избирательной практики в Азербайджане>, говорится в документе, остаются серьезные проблемы в области прав и политических свобод. Это касается в первую очередь обеспечения права на свободу собраний, считают в ОБСЕ.
Не остался в стороне от последних событий в Баку и Сенат США. В воскресенье стало известно, что американские сенаторы приняли специальную резолюцию по обеспечению проведения в Азербайджане свободных и демократических выборов. В документе содержится призыв к конфликтующим сторонам воздержаться от силового противостояния накануне и после парламентских выборов, которые пройдут в Азербайджане 6 ноября. Члены Сената потребовали от азербайджанского руководства в оставшееся до дня голосования время гарантировать и на практике обеспечить право граждан республики на свободу слова и собраний.
Прислушается ли команда Ильхама Алиева к этим советам и требованиям, трудно сказать. Пока же ясно одно: основную ставку власть сделала на силовую составляющую, которая лишь увеличивает недовольство населения неоправданной жестокостью полиции.
Власти Азербайджана принимают беспрецедентные меры по подготовке ареста лидера Демократической партии Азербайджана (ДПА), бывшего спикера парламента и вероятного предводителя проамериканской “оранжевой революции” Расула Гулиева. Он находится в розыске за финансовые махинации и хищение государственных средств в особо крупных размерах с 2000 года.
МЕРЫ ВЛАСТЕЙ вызваны тем, что “оранжевый” экс-спикер, все эти годы безбедно живший в США, заявил о решении прибыть в Баку, “чтобы продолжить борьбу за демократию” на месте (он баллотируется в парламент от прозападного блока “Азадлыг” (“Свобода”), включающего ДПА, “Народный фронт” и “Мусават”). Органы правопорядка оцепляют международный аэропорт им. Гейдара Алиева. В Баку вводятся повышенные меры безопасности. Оппозиция пытается организовать массовые акции и прорваться в аэропорт “встречать народного героя”, но власти все это жестко пресекают. В аэропорт пытаются проследовать представители посольств США и Украины, но власти им в этом отказывают. Выявляются места незаконно хранимого оружия. Арестованы несколько десятков функционеров прозападной оппозиции, а также подозреваемый в организации финансирования беспорядков бывший министр финансов Фикрет Юсифов. У него при обыске изъяты пистолет Макарова, 100 тысяч евро и 60 тысяч долларов США, конфисковано большое количество расписок получателей денег. Генеральный прокурор Закир Гаралов заявил, что указанная сумма была получена Ф. Юсифовым от Р. Гулиева для организации беспорядков. По словам прокурора, “следствие проанализирует эти расписки и выявит указанных в них лиц”.
Тем временем чартерный самолет с экс-спикером, который должен прилететь из Лондона в Баку через Симферополь, задерживается в столице Крыма. Причина банальна: Р. Гулиев узнает о жестких мерах в Баку, о том, что встреча будет вовсе не с букетами роз, а с ордером на арест, и командует лететь обратно в Лондон.
Но тут его задерживает крымское отделение Интерпола по ориентировке (“красной карточке”) из Баку.
Азербайджан официально требует экстрадиции Гулиева. Однако официальный Киев отмежевывается от действий крымской полиции. В столице Украины заявляют о необходимости тщательного рассмотрения этого вопроса, “чтобы не пострадал международный престиж страны” (читай: ее отношения с Вашингтоном, являющимся главным покровителем Р. Гулиева и “оранжевой” оппозиции в Азербайджане). В Киеве и Симферополе начинаются пикеты протеста “против подавления демократии в Азербайджане”, организованные небезызвестной организацией “Пора!” вкупе со специально приехавшими туда бакинскими “оранжевыми”.
Суд в Симферополе отпускает Р. Гулиева на свободу “ввиду недостаточности документов, представленных азербайджанской стороной, для обвинения и экстрадиции, наличия политических мотивов в его деле, а также имеющегося у него статуса политического беженца в США”. Р. Гулиев едет в Киев, встречается там с депутатами Верховной Рады от ющенковского движения “Наша Украина” и председателем “Мусавата” Исой Гамбаром, а затем возвращается в Лондон. Но обещает “приехать в Азербайджан перед выборами”.
Тем временем ситуация в Баку обостряется. Власти объявляют о раскрытии плана государственного переворота, руководимого Р. Гулиевым, в котором участвовали не только явные “оранжевые” оппозиционеры, но и некоторые виднейшие и влиятельнейшие деятели правящей элиты. Они тайно спонсировали заговор и поддерживали тесные связи с “оранжевыми”. Сняты со своих постов и арестованы министры экономического развития и здравоохранения Фархад Алиев и Али Инсанов. Уволен управляющий делами администрации президента Акиф Мурадвердиев. Арестован и президент крупнейшей азербайджанской нефтяной компании “АзПетрол”, контролирующей около 70 процентов розничного рынка нефтепродуктов страны, Рафик Алиев — брат Ф. Алиева, известного как “азербайджанский Чубайс”. Власти берут под усиленный режим охраны все стратегические объекты страны. Симптоматично, что все уволенные и арестованные известны как люди прозападных взглядов и как прямые агенты влияния Запада. Обыски в домах и на дачах бывших министров и их подельников выявляют огромные суммы денег и документы, свидетельствующие об их связях с “оранжевыми”, об их спонсорской роли в подготовке государственного переворота. Телевидение показывает десятки килограммов сотенных долларовых купюр, золота и бриллиантов, изъятых у арестованных. Судя по всему, маховик подавления попытки “оранжевой революции” будет набирать обороты в ближайшем будущем. На сегодняшний день под его колесо попало наиболее прозападное (и антигосударственное) крыло правящей элиты. Налицо также усиление позиции “государственников” во власти. Эти люди, составляющие сегодня опору президента Ильхама Алиева, являются сторонниками сильной, традиционной для Азербайджана власти и независимого политического курса республики, предполагающего определенное дистанцирование от Запада.
Коммунисты Азербайджана внимательно отслеживают последние события в республике. Здесь оценка однозначна. Говоря с чисто классовой точки зрения, идет борьба между бюрократией постсоветского образца и типичной компрадорской буржуазией. Правящая постсоветская (и, безусловно, в той или иной степени обуржуазившаяся) бюрократия подвергается массированной атаке Запада и внутренних компрадоров — “оранжевых”, их тайных или явных союзников в правящей элите (либералов-“реформаторов”). В стране возникает угроза “оранжевого” прозападного переворота.
Наиболее решительные представители постсоветской государственной бюрократии в этих условиях решают не сдаваться, как поступили до них в Грузии, на Украине и в Киргизии, а решительно бороться против “либерального” переворота с использованием всех доступных средств, даже если это и не понравится назойливым западным “опекунам”. Возникают два возможных пути: либо вместе с “оранжевыми” — в удушающие объятия Запада с превращением Азербайджана в плацдарм США и НАТО, нацеленный против России и Ирана, и с перспективой участия в американских военных авантюрах в регионе. Либо с “государственниками” — по пути более независимого курса, предусматривающего дистанцирование от назойливого диктата Запада, в том числе с возможным выходом из марионеточного американо-ющенковского блока ГУАМ.
Второй путь означает выбор в пользу государственного суверенитета Азербайджана и против его окончательного компрадорского перерождения в угоду империализму янки. Этот путь труден и тяжел — уж слишком сильно давление империализма на Азербайджан и южнокавказский регион сегодня, слишком много подводных камней, агентов влияния Запада, встроенных и в правящую элиту, и (практически повсеместно) в оппозицию. Да и берущие сейчас верх в борьбе “государственники” во главе с президентом Ильхамом Алиевым, безусловно, являются силой обуржуазившейся и отнюдь не левой, в традиционном понимании этого слова. Однако коммунисты убеждены, что в ситуации жесткого выбора между антигосударственниками-компрадорами и государственниками — сторонниками более суверенного курса и большей независимости от западного диктата следует предпочесть второй путь. В этом — своеобразие текущего момента для Азербайджана. В этом залог победы на данном этапе антиимпериалистической и национально-освободительной борьбы, предусматривающей отбрасывание империализма от Азербайджана и всего кавказского региона. Именно такая позиция коммунистов является последовательно диалектической и марксистско-ленинской.