От Yu P
К miron
Дата 28.09.2005 22:52:24
Рубрики Россия-СССР; Катастрофа;

Re: Ну что же, теперь обвинения со Сталина нужно снять. С уточнением.

Всё взаимосвязано. Свяжу главное на мой взгляд:
Марксизм (приближённый к реалиям) - Сталин (+Культ + жестокость во спасение+...) - Победа во 2-й Мировой (+восстановление Мировой Державы). На интервале жизни Сталина эту связку разделить нельзя. Шансов на другую равноценную идеологическую основу практически не было. Такая оценка устраивает?

От Pokrovsky~stanislav
К Yu P (28.09.2005 22:52:24)
Дата 29.09.2005 18:41:59

Re: Две ипостаси марксизма в СССР.

Я склонен считать, что в условиях СССР марксизм выполнял две функции.

1) Нормативный марксизм означал, что на государственном уровне был избран материалистический взгляд на окружающий мир: на явления и процессы в природе и в обществе.
И в этом его безусловная ценность. С этой своей функцией марксизм справился. В СССР сформировалась цивилизация с безраздельно господствующим материалистическим взглядом на мир.

2) Но марксизму предстояло справиться еще с одной функцией. Общество СССР представляло собой новую ступень развития человеческого общежития. И вот эта новая ступень не могла обойтись без новой словесной и понятийной оболочки, описывающей жизнь этого общества. Огромный массив советского новояза нам известен. Но кроме слов, общество нуждается еще и в определенных словах-символах и образных словесных конструкциях. "Шаром покати", "как Мамай прошел", "по Сеньке и шапка", "в трех соснах заблудился". Разумеется, эти словесные конструкции сами по себе возникают из литературных образов, из реальной жизни. Но для явлений общественной и государственной жизни такого рода образы-штампы должны специально конструироваться. И внедряться. Слова имеют свойство захватывать, вытаскивать из прежней системы ценностных ориентиров в новую. Партия-рулевой - это один из устойчивых образов. Секрет успеха "Единой России" на выборах в том, что в отличие от других партий она повела себя именно в русле этого устоявшегося представления о том, что из себя должна представлять партия. Рулевой - и все тут. А царь - батюшка. Если он не батюшка, то долой такого царя. Ельцин не был батюшкой - его ненавидели и презирали. А Путин - все-таки батюшка.

Так вот, попытка конструирования устойчивых словесных конструкций - образов советских общественных институтов и отношений - была. И не вполне безуспешной. Вспомним хотя бы "колхозы" и "совхозы", "народное достояние" и "враг народа". Институты работали над тем, чтобы в языке советского народа были идентифицирующие советский же народ слова. "Самолет" - это не народное творчество. Это работа ученых-филологов.
Понятно, как все это происходит. Масса конструкций, запускаемых в обиход, - умирает. Не приживается. Но если их не запускать, то народ сам будет выискивать словесные идентификаторы невесть откуда. Из иностранных языков, из фени. Называть предметы х..винами и п...льками. Хрен с ними, с х...винами. Но получение понятий из иностранных языков несет вместе со словесной оболочкой еще и искажение смысла. Словесная конструкция, приписываемая тому или иному явлению, при случайном, непродуманном появлении может иметь ассоциативный ряд, искажающий представление. Запущенный сдуру в обиход штамп "слуга народа" в отношении его руководителей - сыграл злую шутку с советской властью. Он парализовал возможность адекватного материального стимулирования государственного труда. И спровоцировал этих "слуг народа" на такое изменение общественного устройства, чтобы народ запомнил, кто все-таки господа, а кто слуги. Применение неадекватных социалистической системе хозяйствования понятий рентабельности, прибыли к советским предприятиям, для которых этих понятий не должно было быть вообще, - повлекло за собой подсознательную психологическую потребность в приведении самой организации хозяйствования к такому виду, в котором мозги не перегреваются от явных несоответствий, - т.е. к рынку, причем дикому.


Марксистская словесная оболочка в период построения советской государственной и общественной фразеологии имела огромное значение. Но - только идентификационное. Типа нательного креста или крестного знамения. Правильно крестится - значит свой, православный, не жид, не католик, не бусурман какой-то и даже не сектант.
Необходимость марксистского облачения мировоззренческих и общетеоретических рассуждений никоим образом не изменяла сути суждений. По одной простой причине. Марксизм сам по себе чрезвычайно беден собственными образами. Уважение Ленина к анархисту князю Кропоткину в немалой степени заключалось в том, что ленинский марксизм представлял собой марксистское руководящее правило выбора: материалистическое, диалектическое, классовое. Но образы Ленин, Сталин и пр. серьезные марксисты - черпали не в Марксе с Энгельсом. А в книгах других, немарксистких мыслителей. Среди которых тот же Кропоткин был далеко не в числе последних.

Извиняюсь за то, что залез в достаточно глубокие дебри. Но, мне показалось, что без этого представление о месте марксизма в СССР будет несколько неадектватным.

От Yu P
К Pokrovsky~stanislav (29.09.2005 18:41:59)
Дата 05.10.2005 11:58:47

Re: Две ипостаси марксизма в СССР. +ещё одна: романтична, но не практична.

Марксизм – «штурм неба»: романтично, но не практично.
>Извиняюсь за то, что залез в достаточно глубокие дебри. Но, мне показалось, что без этого представление о месте марксизма в СССР будет несколько неадектватным.
Ваши уточнения принимаю, если они не будут звучать как отрицание моего утверждения о связке марксизм-Победа. Собственно, имелось виду, что, если даже слабый конь не погубил седока на опасной переправе, то слава тому коню. Сейчас ведь идёт «разбор полётов». Мирону всё может пригодиться. Вот и из Вашего текста кое-что «выудил».

>2) Но марксизму предстояло справиться еще с одной функцией. Общество СССР представляло собой новую ступень развития человеческого общежития. И вот эта новая ступень не могла обойтись без новой словесной и понятийной оболочки, описывающей жизнь этого общества.
Словесные конструкции были нужны, но «новой ступени развития» НЕ было. Т.е., общество на «горизонтальный» (если пользоваться образом обычной ступеньки, где есть вертикальный участок, который иногда требует тяжёлой работы для своего преодолевания, и горизонтальную площадку, где можно комфортно отдохнуть) участок так и не вышло (да и не могло выйти), а «сорвалось вниз» с вертикальной стенки. Собственно, «горизонтальной площадки» при построении марксова коммунизма теорией не предусматривалось («остановка» которая «в коммуне» нужна была только для рифмы «винтовка»; песня не инструкция; ведь достижение уровня «новой ступени» должно было бы характеризоваться хотя бы временно минимальными внутренними социальными противоречими, решениями главных противоречий, а борьба классов, согласно утверждениям, только нарастала). Общество под знаменем марксизма 2-й раз после «Парижской коммуны» «штурмовало небо». Романтично, но не практично и даже трагично. Оно было как ракета на активном вертикальном участке полёта: опорой было само движение. Классовая ненависть в сочетании с важной общественной целью вызывало великую энергию движения. Победа во 2-Й придала движению огромное ускорение. Тем не менее, обессилив, ракета рухнула на место своего старта. Ракета не перешла даже на пологий участок своей траектории, который можно было бы сравнить с НЭП-ом и хоть с натяжкой оценить как достижение «новой ступени» развития (2-й НЭП не планировался). По Марксу комммунизм есть движение, что на «ракетном» языке означает движение с ускорением (ускорениее – единственная опора в таком полёте) по вертикали от Земли (т.е., прочь от ненавистного Марксу капитализма). Для такого движения ни какой энергии не хватит. После Сталина «тяга ракеты» медленно, но неотвратимо снижалась.
Так что «уровень» был, а «ступени», на мой взгляд, не было (это тоже в дополнение, а не в отрицание).

От Pokrovsky~stanislav
К Yu P (05.10.2005 11:58:47)
Дата 06.10.2005 00:20:12

Re: Место философии, в т.ч. и марксистской.

>Словесные конструкции были нужны, но «новой ступени развития» НЕ было. Т.е., общество на «горизонтальный» (если пользоваться образом обычной ступеньки, где есть вертикальный участок, который иногда требует тяжёлой работы для своего преодолевания, и горизонтальную площадку, где можно комфортно отдохнуть) участок так и не вышло (да и не могло выйти), а «сорвалось вниз» с вертикальной стенки.

По правде говоря, я не вижу у философии созидательных функций. В спокойный период философское учение просто не может сделать ничего свыше того, что способны сделать частные науки. Философия - наука революционеров. Философский бросок вперед делается ради революции.
Я вот только что на новохронологическом форуме выложил собственный пост на эту тему. Длинный, но полюбопытствуйте. По-моему, некоторые мысли вполне свежие. Но только дочитайте до конца, пожалуйста.
*********************************
Зачем нужна философия
Автор: Покровский Станислав (---.arctel.ru)
Дата: 05-окт-05

Я здесь отвечаю на текст из предыдущей темы, которая скоро уйдет в подвал.

rvv Написал:

> Вы никак не поймете природу предмета философии.
> Она не занимается ни кораблями ни числами ни текстом ни даже
> логикой (формальной).
> Она занимается только тем, что есть общего во всех науках (а не
> обывательских суждениях). А общее у них только категории
> мышления этих наук о своих предметах, понятийный аппарат, т.е.
> Логика (диалектическая), она же теория познания.

Мне представляется, что важнейшей функцией философии является ПЕРВИЧНОЕ установление существенных причинно-следственных связей между объектами материального мира, человеком и социальными группами на основании меж- и над-дисциплинарного анализа.

Т.е. на любом этапе нашего существования мы имеем определенный набор конкретных точных знаний в виде фактов, численных соотношений и т.д. Имеем ряд моделей=гипотез, по которым изменения в такой-то системе через посредство того-то и того-то влияют на изменения в другой системе или иные изменения в самой системе. Эти гипотезы ввиду их практического подтверждения и прогностических возможностей превращаются в законы. Но эти законы ВСЕГДА неполны. Т.е. имеют определенные границы применимости. Всегда существуют факты, которые не поддаются описанию через имеющееся знание. Либо описанию-то поддаются, но прогностической ценности не имеют. Т.е. прогноз результата в большинстве случаев - никудышний.

И вот в этот момент, когда фактическое знание и имеющиеся модели действительности проваливаются, утыкаются в тупик, наступает момент подключения философского мышления, которое пытается преодолеть тупик через логику, через установление связей между ранее не увязывавшимися между собой фактами и моделями, через попытки установления каких-то закономерностей, более общих, чем закономерности, известные на предыдущем этапе существования.

Законы диалектики - это тоже этап. Который будет пройден философией на очередном витке постижения пространства, времени, законов развития и пр. Законы диалектики предстанут в виде простейших внешних проявлений иных закономерностей, которые сегодня просто не поддаются прогнозированию.

И как Вы правильно заметили, тем людям, которые философствуя будут вводить новые категории, новые законы, придется писать очень сложно, очень многословно, поскольку они будут преодолевать не только наше, но и собственное непонимание, идти как в туман. А потом, по мере усвоения того нового, что они привнесут, посредством популярной находки типа объяснений Гегеля Энгельсом, - окажется, что для пользования новыми закономерностями совершенно не нужно лезть в Гегеля будущих времен, а достаточно интерпретации нью-Энгельса.

В этом Ваши оппоненты совершенно правы. Они неправы в другом. Гегель и будущий нью-Гегель нужны по иным причинам.

Философ, который нащупал сбои в выводах, следующих из методы Гегеля, просто так выход вряд ли нащупает. Он должен пройтись по всей логике предшественника и обнаружить те места, где у предшественника была нарушена логика, либо те места, предшественник не заметил или еще не мог знать границ применимости собственных построений. И все последующие построения у него проходят только для части области допустимых значений определяющих параметров. А для другой части логические построения должны иметь другой вид, из которого вытекает нечто, как раз и имеет отношение к проблемам сегодняшнего дня.

В частности, в области истории мы сейчас унаследовали логику развития цивилизации, при которой априори полагалось, что индивидуум, семья теми или иными трудами создали собственное богатство, положение, вес в обществе. Сейчас вся политическая и историческая наука строится в предположении, что личная/частная собственность - естественный результат развития от первобытного равенства через индивидуальное присвоение. Это предполагает достаточно медленное, постепенное развитие имущественного расслоения, институтов государственности, которые не имеют возможности существовать иначе, чем через потребление прибавочного продукта. Единственным средством быстрого накопления собственности фактически выступает война, приносящая добычу. Внутренние механизмы стремительного становления государственности просто не просматриваются. Тем не менее в истории мы многократно наблюдаем процессы взрывного развития цивилизаций. Их только что не было - и вот перед нами уже империя. Философы истории 17-18 веков в жутком сне не могли себе представить, что община может создавать коллективную собственность, пра-государственные структуры, которые одномоментно могут оказаться приватизированы. А народ ничего не сможет поделать, поскольку уважаемого еще вчера вождя окружает небольшая горстка хорошо вооруженных и организованных наемников(либо заранее собравшихся вокруг подлеца вождя подлецов-шестерок). Но это уже совершенно другая структура государственности. Совершенно другая логика развития и хозяйства, и технологий. Вокруг приватизировавшего коллективную собственность правителя - только нищие, которые не могут развиваться просто потому, что у них нет запасов для развития. И все развитие теперь определяется не законами процентного прироста к предыдущему уровню, а законами, в которых хозяин - медведь. Куда нацелены интересы узурпатора, туда и нацеливаются ресурсы. На создание войска, на строительство города, на строительство Китайской стены, на поддержку строительства храмов в честь полюбившегося ему божества, о котором нашептала ему прекрасная наложница из соседнего племени.... Ненавидящий узурпатора народ ничего не может поделать, но при появлении вооруженной шайки искателей приключений воспринимает ее как справедливую силу, пополняя ее собственными детьми, круша возведенные правителем храмы - и с готовностью всем народом переходя, ну, скажем, в ислам из христианства.
******************************************

В философии прежних философов ищут не положительные выводы, которые известны в гораздо более простом виде. Исследователь проверяет логику построений предшественников, чтобы найти в ней изъяны, свергнуть с постамента положения. казавшиеся незыблемыми и почти священными, - и поставить на постамент вместо них иные, лучше соответствующие запросам своего времени.

Религиозный философ, доросший до самостоятельного мышления в обществе, в котором какая-то церковь настолько обросла служителями культа, настолько насточертела дорогостоящим размножением, положим, статуй богов, что это стало невносимо, проанализировав основы собственной религии, приходит к выводу, что нет никаких оснований считать статую носителем хоть каких-то божественных качеств. Что это холодный камень, а бога каждый носит в своем сердце. И с кучкой тех, кого он в этом убедил, взрывает страну. Венерам отбивают руки и ноги, Юпитерам - головы. Многочисленную обслугу статуй(голубинный помет смыть, воском протереть, благовонными мазями умастить) - выгоняет или уничтожает. А в качестве священного знака его последователи выбирают простенький крестик, который из двух палок каждый может себе смастерить... А в стране напрочь исчезает искусство скульптуры. Каких скульпторов перебили. Какие сами сбежали... в Италию, например.
Философский поиск особо продуктивен тогда, когда назрела острая потребность в революционном сломе существующего порядка, когда устои общества уже не держатся ни на чем, кроме химер сознания, привнесенных в обиход предыдущими ораторами и ставших священными. Любой тезис предполагает антитезис. Но этот антитезис недейственен, когда обыденное сознание делают тезис естественным и самоочевидным. Философ будущего, во времена которого понятия добра и зла сместились, анализирует работу тех великанов мысли, которые построили подпорки под общественным зданием. И ищет те тезисы, которые перестали быть очевидными, соединяет антитезисы в стройную систему, проходя в основном логический путь предшественника, - и выдвигает другие основания для общества, для научного знания, для понимания природы и общества. Бывает, что иногда его не успевают распять, сжечь на костре или расстрелять. И тогда рождается революционное движение.




От Yu P
К Pokrovsky~stanislav (06.10.2005 00:20:12)
Дата 09.10.2005 01:55:52

Re: Место философии,...

Впечатление целостности, законченности, логичности, глубокой осмысленности, прочувствованности. Концовка впечатляет. Вполне может быть использовано как основа, канва литературного сюжета про философов. Признавайтесь, Вы что-то "художественное" уже писали на эту тему? Ни каких замечаний писать не хочется. Успеха.

От Pokrovsky~stanislav
К Yu P (09.10.2005 01:55:52)
Дата 09.10.2005 05:36:06

Re: Место философии,...

>Впечатление целостности, законченности, логичности, глубокой осмысленности, прочувствованности. Концовка впечатляет. Вполне может быть использовано как основа, канва литературного сюжета про философов. Признавайтесь, Вы что-то "художественное" уже писали на эту тему? Ни каких замечаний писать не хочется. Успеха.

Не в чем признаваться.
Написано на одном дыхании в ту же ночь, когда и выложено.

Спасибо за оценку. Мне показалось, что такое понимание места философии в жизни - совершенно оригинально. И очень кстати. Необходимость философского переосмысления действительности всегда предшествует выработке революционных лозунгов. Но люди, которые лезут в философию, по крайней мере на сегодняшний день, совершенно четко отдают себе отчет в том, что философствование как таковое - скучное и бездарное занятие. Философию обыденное мышление либо боготворит издали(не допуская для себя самой мысли о философском чтении, а тем более - философствовании), либо отвергает философию как дурную и бесполезную схоластику.
Мне представляется, что я выявил то, ЗАЧЕМ нужно лезть в философию революционеру. Несколько самонадеянно, но...

Обратите, кстати внимание на сегодняшний мой пост про глубинные мировоззренческие основы цивилизационного единства основных народов СССР - как следствие общего манихейского прошлого всех этих основных народов.

От Yu P
К Pokrovsky~stanislav (09.10.2005 05:36:06)
Дата 10.10.2005 21:30:42

Re: Место философии,...

>Обратите, кстати внимание на сегодняшний мой пост про глубинные мировоззренческие основы цивилизационного единства основных народов СССР - как следствие общего манихейского прошлого всех этих основных народов.
Внимательно читаю всё. Мне трудно участвовать в спорах всилу ограниченности знаний, но я априори поддержу любые аргументы в пользу обоснования "особости" восточных (относительно, примерно и условно, центра Европы) и западных цивилизаций. Лично для себя считаю (мне это понятней), что первичным здесь являются природные условия (и образ жизни) ещё тех времён, когда зарождались и духовные различия. Зап. Европа оказалась (или была выбрана) местом "стыка" противоположностей. Может потому и развитие её шло относительно быстрее. Жаль, что Ваши оппоненты спорят только в ключе отрицания, не предлагая взамен ни чего относительно главной идеи.

От Pokrovsky~stanislav
К Pokrovsky~stanislav (06.10.2005 00:20:12)
Дата 06.10.2005 01:20:11

Re: Место философии,...

Философия - томление духа
Автор: Покровский Станислав (---.arctel.ru)
Дата: 05-окт-05 17:12

И это томление принципиально мало чем отличается от томления молодого тела, достигшего половой зрелости.

Философия - состояние души, неудовлетворенной положением дел в обществе, науке, искусстве. Задающей вопросы - и упирающейся в тупик. Мы все помним тупики советского общества. Вроде бы положено быть бескорыстным, но почему-то те, на кого положено равняться, как на самых выдающихся представителей общества, - корыстны. Вроде бы общество должно развиваться на основе самых современных достижений науки, но очевидные, даже признанные достижения никто не торопится применять. Самый передовой класс, гегемон, - почему-то первый и в очередях за водкой, и в малограмотности, и в рвачестве.

Ум обывателя легко устраняет противоречие. Он просто выбрасывает лишние вопросы на помойку. И подстраивается под существующее положение вещей. И сам становится дополнительным источником вопросов для ума ищущего, непокорного.

Но для ищущего ума, как для молодого тела, компромиссов быть не может(могут быть, конечно,- гусары, молчать!,- но в качестве сугубо временного решения).

И этот ищущий ум таки находит ответы. Первым делом он обнаруживает, что ни хрена не соблюдаются положения марксизма. Первое обвинение от сторонников демократии в адрес советского строя было именно в нарушении принципов. Минимальный анализ вскрывал эти нарушения.

Далее - пошло разбирательство, а почему же нарушили столь правильные положения, благодаря которым мы должны были оказаться в золотом веке. И вот уже Ленин противопоставляется Сталину, Сталин -Хрущеву, Хрущев - Брежневу. Мало! И вот уже начинает анализироваться само марксово учение. И сплошь и рядом обнаруживается в построениях Маркса и Энгельса нарушение собственного диалектического метода. Абсолютизация тех или иных сторон противоречий.

Большего никто не успел. Тех обвинений в адрес марксизма, в адрес тех, кто реализовал марксово учение - за глаза хватило, чтобы выбить подпорки святости под основаниями социалистического строя. Новую философию строить по сути не пришлось. Руководство СССР настолько деградировало интеллектуально, что не смогло выстроить системы обороны. Те, кто пережил перестройку в сознательном возрасте, помнят поразительную беспомощность коммунистических идеологов. Бездари и бестолочи. Да еще и нечистые на руку. Но слабость коммунистических идеологов стала причиной и другого важного для нас явления. Не было серьезной идеологической борьбы. Наступающая демократическая сторона в итоге не родила сколько-нибудь серьезного учения, определяющего ориентиры будущего общества, не появилось философского знамени. И в период реформ Россия вступила без руля и без ветрил. - Без философии! - Которая не родилась и по сегодняшний день. Без осознания того, что такое "хорошо", и что такое "плохо".



От Игорь С.
К Pokrovsky~stanislav (06.10.2005 01:20:11)
Дата 09.10.2005 16:38:05

Хорошо написано (-)