От Роман Ш.
К Pout
Дата 15.05.2001 22:13:24
Рубрики Прочее; Ссылки;

Спасибо

Вы привели кучу интересных ссылок, но так и не ответили на самый главный вопрос: что является движущей силой эволюции живых организмов с термодинамической точки зрения. Дело в том, что данные работы в основном посвящены объяснению термодинамической устойчивости жизни, а с этими объяснениями я никогда не спорил...

От Pout
К Роман Ш. (15.05.2001 22:13:24)
Дата 16.05.2001 18:31:25

получился ответ вам Натальей вместе. Аршавский

темы соприкасаются, и замкнуло на одном авторе

>Вы привели кучу интересных ссылок, но так и не ответили на самый главный вопрос: что является движущей силой эволюции живых организмов с термодинамической точки зрения. Дело в том, что данные работы в основном посвящены объяснению термодинамической устойчивости жизни, а с этими объяснениями я никогда не спорил...

Мне просто надо набраться терпения , собрать кусочки и сделать четкую выжимку из двух-трех авторов, прежде всего Побиска Кузнецова. У него просто формулировка соответствующего положения мне наиболее предсталяется проработанной, историю ее выработки я тоже представляю по работам. Одна голая формулировка без комментария мало стоит .
Способность системы к произведению внешней работы по мере эволюции возрастает, как-то так(прошу прощения если неточно).
Рассматривается ряд параметров размерности энергии -работы,потока энергии-мощности. Величины других типов(энтропия, температура)отвергаются из принцпиальных соображений.

Если отвлечься от одной термодинамики(кстати, название дисциплины в применении к предмету - системам типа жизнь -
неточное).

Основным фактором эволюции является активность организмов , прежде всего- двигательная. Тут есть один фундаментальный исследователь - известный физиолог Илья Аршавский.
В его книге в невполне правда корректных терминах расписана лучшая имхо теория, с т.з.физиологии. Работ и приложений унего много. а теория изложена несколько коряво.
Небольшую подблоку про него
=====================
Книга
АРШАВСКИЙ И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 270 с.
еще АРШАВСКИЙ И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов //Вопросы философии. - 1986. - № 11. - С. 95-104.
=======================
определение ключевого понятия адаптации из книги(стр.81)
"адаптация есть реакция физико-морфологического преобразования
организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е. свободная энергия и работчие возможности, а тоакже общая неспецифическая резистентность. Реакция эта осуществляется на такие стрессовые раздражители среды, которые могут быть названы физиологическими, хотя
они и требуют напряжения и обязательных энергетических трат. Эти стрессовые раздражения называем физиологическими потому, что вызываемые ими энергетические затраты окупаются приобретениями...осуществляется переход развивающегося организма на новый болеен высокий пуровень потенциальных рабочих возможностей...реакция, в результате которой повышаются"негэнтропийные возможности"организма...

Если же происходит обратный процесс(ди-стресса, патологического стресса),то организм в результате процесса адаптации теряет свою"свобожную энергию" и приближается к состоянию равновсеия, а не удаляется от него
==================================

краткий пересказ положений книги
...

3.2 Энергетическое правило скелетных мышц.Дальнейшее развитие представления о закономерностях регуляции двигательной активности получили в работах И.А. Аршавского, обобщенных в его монографии (И.А. Аршавский, 1982). Им сформулировано энергетическое правило скелетных мышц, согласно которому состояние и развитие организма в каждом возрастном периоде детермируется функционированием мышечной системы; каждое движение является фактором индукции избыточного анаболизма, обеспечивающего избыточное востановление структур и энергии после движения в результате чего, становится возможным рост и развитие организмов (И.А. Аршавский, 1967, 1971, 1982; Archavsky, 1974, 1979).
///

в фетальный период причина двигательной активности организма по - прежнему эндогенная - обеднение внутренней среды питательными веществами и кислородом и связанное с этим изменение гомеостаза.В постнатальном периоде все большую роль в инициации двигательной активности приобретают экзогенные факторы. В ранний период после рождения до реализации антигравитационных реакций эту роль в основном выполняет температура среды ниже термоиндифферентной зоны (И.А. Аршавский, 1982). Периодически осуществляющаяся двигательная активность в раннем постнатальном возрасте является формой адаптации к температуре среды ниже термоиндифферентной зоны. Эта адаптация в раннем возрасте осуществляется не за счет “мышечной дрожи”, как в последующие возрастные периоды, а за счет увеличения мышечного тонуса, частоты и амплитуды двигательной активности. В свою очередь двигательная активность обеспечивает адаптацию к температуре среды, а так же стимуляцию роста и развития организма за счет индукции избыточного анаболизма. Следовательно, после рождения регуляция двигательной активности организма усложняется. Наряду с гомеостатическими факторами важную роль приобретают факторы внешней среды. В ранний период после рождения основным экзогенным стимулятором двигательной активности является температура среды.Период онтогенеза после реализации позы стояния характеризуется дальнейшим возрастанием удельного веса экзогенных факторов в регуляции двигательной активности. Гравитационное поле, температура среды ниже индифферентной, ограниченный калораж пищи, гипоксия стимулируют двигательную активность организмов. Это в свою очередь обеспечивает приспособление к среде и индукцию избыточного анаболизма, которая сопровождается приобретением эврибионтных черт: холинергическое и алкалитическое состояние гомеостаза, снижение частоты дыхания и напряжения в крови кислорода, увелечение тонуса вагуса и брадикардия, снижение потребления кислорода и интенсивности тканевого дыхания в покое, увелечение адаптивных возможностей, неспецифической иммуннологической резистентности, увелечение продолжительности жизни (И.А. Аршавский, 1982) .Двигательная активность тормозится при увеличении температуры среды, избыточном питании, гипероксии. При этом гомеостаз приобретает ацидотичные черты, приводящие к повреждению (диссипации) физиологических систем, снижению адаптивных возможностей и продолжительности жизни (И.А. Аршавский, 1982).Факторы среды, воздействующие на двигательную активность не ограничиваются перечисленными выше. После рождения важную роль в этом процессе приобретают социальные факторы (А.Д. Слоним, 1986; А.Г. Сухарев и др., 1988).Таким образом, исследование закономерностей регуляции двигательной активности в онтогенезе подтверждает базисную роль в инициации двигательной деятельности процессов метоболизма и состояния внутренней среды. В процессе индивидуального развития регуляция двигательной активности усложняется. Наряду с эндогенными факторами все большую роль приобретают экзогенные. Однако, исполнительный механизм, опосредующий их воздействие на объем активности, базируется на сформировавшихся в ранние периоды онтогенеза метоболических процессах, инициирующих или тормозящих двигательную активность через изменение сосотояния регуляторных систем.


http://www.ctmed.ru/medicine/asmu/patophis/need/need3.html
...
=======================
Учение о стрессе И.А.Аршавского
Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздейсткии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый-физиолог И.А.Аршавский определяет как "физиологический стресс" в отличие от повреждающего "патологического стресса". Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 20- 22 градуса.
По мнению И.А. Аршавского [2], жизнью организма, его ростом и развитием управляет двигательная активность.
...
==================

приложения на практике- прямо к спору с Натальей. Из книг Никитиных, которые опирались на Арщавского
=============
http://www.bibl.ru/rezervi_zdorov-10.htm



КОВАРСТВО КОМФОРТА

Интервью с профессором И.А.Аршавским

Свое мнение о принципиально новых методах воспитания детей высказывает в
беседе с журналистом О.Франценом заведующий лабораторией возрастной
физиологии и патологии Научно-исследовательского института общей патологии и
патофизиологии Академии медицинских наук СССР, доктор медицинских наук,
профессор Илья Аркадьевич Аршавский, который на протяжении многих лет
наблюдал семью Никитиных.

- Илья Аркадьевич, многих читателей смущает двойственное отношение прессы к
системе Никитиных. Действительно, с одной стороны, журналисты вроде бы
пропагандируют, а с другой - при каждом удобном случае предостерегают от
того, чтобы родители немедленно использовали полученную информацию как
руководство к действию. Что вы об этом думаете?

- Пресса, безусловно, поступает правильно. Система прогрессивная, у нее
большое будущее, поэтому она заслуживает всяческого внимания, как научного,
так и общественного. И в то же время нельзя ни на минуту забывать, что это
поиск не только увлекательный, но и опасный.

В истории науки было немало случаев, когда исследователи ставили рискованные
опыты на себе. Это требовало готовности к самопожертвованию, большого
мужества. Очевидно, эксперимент на своих детях требует гораздо большего
мужества. Тем более что в начале эксперимента педагоги Никитины не имели
прямого отношения к науке.

К чести супругов Никитиных, надо сказать, что им присущи чрезвычайная
ответственность, удивительная наблюдательность и поразительная интуиция. Эти
качества позволяли и позволяют им находить верные решения даже там, где
ученые-специалисты беспомощно разводят руками (или досадливо отмахиваются,
что еще хуже). Но это же обстоятельство означает, что владение системой в
нынешнем ее виде можно уподобить искусству, где успех зависит прежде всего от
таланта исполнителя. Нужно еще немало поработать, чтобы систему можно было
применять широко, чтобы устранить сомнения, которых немало.

Но главное уже ясно - основа здесь правильная, научная.

- Многие считают, что не только сама система Никитиных особенная, но и дети,
к которым можно ее применять, тоже должны быть особенными. Если это
действительно так, то ценность ее значительно снижается.

- Это не так. Особую ценность она имеет не для исключительных детей и даже не
для нормальных, а для неблагополучных.

- Но ведь система Никитиных отличается прежде всего повышенными нагрузками.
Как же выдержит их ослабленный организм?

- А вы вспомните, из-за чего все началось у Никитиных. Их подтолкнула к
экспериментированию суровая необходимость. Сын-первенец страдал жестоким
диатезом. Чего только не предпринимали родители, к каким только врачам не
обращались! И вот Лена Алексеевна в поисках спасительного средства стала
выходить с младенцем в холодный тамбур у входной двери. И - о чудо! - ребенок
перестал плакать, ему стало заметно лучше.

Этот эпизод, положивший начало многолетним экспериментам в семье-лаборатории,
может быть воспринят как случайность. Но и у следующих детей Никитиных были
подобные предрасположенности, которые удалось устранить.

- И все-таки это не очень-то понятно...

- Дело в том, что система Никитиных - только часть более общей и сложной
проблемы. Чтобы понять ее, нужно окунуться в физиологию, а это уведет нас на
время от самой системы Никитиных. Причем придется познакомиться не только с
уже очевидным, но и со спорным, пока еще не устоявшимся. Согласны?

- Думаю, читатели будут "за". Ведь очень интересно узнать о научной подоплеке
системы Никитиных.

- Сейчас все больше говорят о наследственных заболеваниях. На одной из
последних сессий Академии медицинских наук СССР была названа цифра: 1500
таких недугов! Единственное кардинальное решение этой проблемы - генная
инженерия, к которой даже подступы пока неясны.

Но, думается, значение наследственных заболеваний, безусловно, имеющих место,
сильно преувеличивается. Создается впечатление, что после периода непризнания
генетики маятник качнулся в другую сторону. К ней относят многое из того, что
непонятно. Вот и получается, что решение ряда проблем откладывается на
завтрашний день, тогда как сделать это можно еще сегодня. К болезням это
имеет самое непосредственное отношение. Берусь утверждать, что многие так
называемые наследственные заболевания имеют совсем другую причину.

Возникают они не из-за поломки генов, а из-за неправильно протекающей
беременности, мешающей реализовать наследственную программу. В результате
благополучные в наследственном отношении родители дают неблагополучных детей.
При этом возникают не истинные мутации - изменения в генах, передающиеся
потомству, а фотокопии их - изменения, существующие лишь в одном поколении
(хотя в дальнейшем они также могут стать наследственными, если
неблагоприятные воздействия будут повторяться).

- Это подтверждается результатами исследований?

- Да, более чем 40-летним опытом работы нашей лаборатории. Причем я имею в
виду не только длительные наблюдения за беременными женщинами, но и
экспериментально вызванные нарушения у животных, разумеется.

Вот вам пример. Пара кроликов генетически хорошо изучена и дает хорошее
потомство. У крольчихи вызывается так называемый экспериментальный невроз
шумом, током под металлическим полом и т.п. Если это происходит в начале
беременности, возникают различные уродства: заячья губа, волчья пасть,
дефекты конечностей, отсутствие части или всего мозга... Неблагоприятные
воздействия в более поздний период, когда формирование органов в основном
завершено, дают физиологически незрелые, ослабленные организмы.

Физиологически зрелый не только не погибнет, но и не заболеет! А
физиологически ослабленного поджидают всякие напасти. Если они и минуют его в
детстве, что случается редко, то обязательно дадут знать о себе позже.
Результаты наших исследований говорят, что проблема #1 не рак и
сердечно-сосудистые заболевания сами по себе, а физиологическая незрелость,
являющаяся основным поставщиком как этих, так и других недугов.

- Это может быть справедливым лишь в одном случае: если ослабленных рождается
много.

- К сожалению, так оно и есть. Их рождается все больше и больше.

- Но отчего же, ведь условия жизни и медицинское обслуживание становятся все
лучше?

- Причина все в том же стрессе, о котором так много сейчас говорят. Только
обычно имеют в виду вред, причиняемый взрослым людям, тогда как гораздо
большая опасность грозит наиболее слабому звену жизни - зарождающемуся
существу.

Стрессовых факторов, способных навредить будущему ребенку, много. К тому же
физиологически незрелый организм, достигнув половой зрелости, сам становится
своеобразным стрессовым фактором и может оставить после себя только
физиологически незрелый организм. Порочный круг, каждый виток которого
увеличивает неблагоприятные изменения!

Природа в таких случаях пускает в ход жестокое, но действенное оружие -
естественный отбор. Современная медицина отвела от человечества это страшное
оружие. Некоторые западные ученые считают, что как раз здесь и кроется корень
зла, и предлагают все вернуть на круги своя. Конечно же, это от непонимания и
бессилия. Но и не видеть здесь никакой проблемы тоже неверно.

Да, мы добились огромных успехов в охране материнства и снижении детской
смертности, и это прекрасно. Но почивать на лаврах ни в коем случае нельзя.
Раз уж мы взяли у природы "бразды правления", то должны пользоваться ими
чрезвычайно ответственно, встречать возникающие трудности во всеоружии. Надо
признать честно: наука не была в полной мере готова к решению проблемы, о
которой идет речь.

Во многом это объясняется тем, что недостаточно развита физиология
беременности как наука и даже возрастная физиология в целом. Возникший вакуум
стараются заполнить энтузиасты из числа акушеров и педиатров, но никто не
может заменить здесь именно физиолога. К сожалению, этой проблемой занимается
только наша небольшая лаборатория. Настало время резко расширить фронт работ.

- Но не могут ли ваши исследования уже сейчас подсказать какой-то выход из
порочного круга?

- Лет тридцать назад физиологически незрелых организмов рождалось не более
15-20 процентов. Это означает, что их сравнительно немного среди тех молодых
людей, которые сейчас сами становятся родителями. Они способны уменьшить
процент ослабленных новорожденных. С этого и надо начинать. Решать эту задачу
предстоит не только ученым и врачам, но и самим молодым людям.

Главное - необходимо гораздо ответственнее относиться к гигиене материнского
организма. Заботиться о будущей матери после того, как беременность стала
заметной, поздно. Начинать надо гораздо раньше. Как я говорил, особенно
уязвимы начальные стадии беременности, когда плод только формируется.
Вообще-то отпуск был бы нужен в это время - другое дело, что физически
женщине труднее работать во вторую половину беременности. Во всяком случае,
женщину в этот период нужно оградить от конфликтных ситуаций, нервотрепки,
обеспечить максимально спокойные и здоровые условия для работы. Это,
думается, вполне выполнимо, достаточно лишь желания членов коллектива.
Разумеется, такое же отношение должно быть и в семье.

Сильнейший стрессовый фактор - половая жизнь. Природа создала надежный
механизм, защищающий плод: после зачатия влечение тормозится. У людей он, к
сожалению, расшатан. Поэтому приходится полагаться на сознание. Я считаю, что
половая жизнь во время беременности недопустима.

Очень вредно и избыточное питание. Представление о том, что будущая мать
должна есть за двоих, оправдывало себя лишь тогда, когда пищи действительно
не хватало.

Зародившийся организм будто знает о том, что "необходимость - двигатель
прогресса". Природа так распорядилась, что он получает от матери питательные
вещества и кислород строго в обрез, поэтому должен самостоятельно добывать
"хлеб насущный". Рефлекторно активизируются скелетные мышцы, кровь бежит
быстрее, а вместе с ней пища и кислород. Наконец плод удовлетворенно
замирает. Но получил он гораздо больше, чем ему требовалось просто для
поддержания жизни! За счет своего труда он быстро растет. Повторяющиеся циклы
- это движение не по кругу, а по спирали: с каждым витком образуются новые
энергетические уровни.

А если питательные вещества поступают от матери в избытке? Тогда нет стимула
к развитию. Вместо спирали получается круг. Развитие либо прекращается, что
означает смерть, либо задерживается, что приводит к физиологической
незрелости. Запомнился мне случай, происшедший во время войны. В одной палате
лежали две роженицы. Одна питалась, как и все в то тяжелое время. Другой
заботливый муж разве что не птичье молоко в дом приносил. И как же убивалась
последняя женщина, сетуя на несправедливость судьбы, когда у нее родился
ослабленный ребенок, а у соседки по палате - крепыш! Мы-то с вами уже знаем,
что это закономерно.

Добавлю, что подобное явление мы вызывали и специально, в опытах с животными.
Причем использовали как пищу, так и кислород. Излишек его тормозит развитие,
недостаток стимулирует. Да еще какой недостаток! Естественное для плода
поступление кислорода соответствует условиям на высоте Эвереста - величайшей
горной вершины на Земле. А ведь это почти девять километров! Для взрослого
организма эти условия пагубны. Альпинисты, покоряющие Эверест, пользуются
кислородными аппаратами, а мы превышали в своих опытах этот уровень, то есть
делали содержание кислорода еще меньше. И что же? Плод адаптируется и к этим
условиям!

Разумеется, всему есть предел. Если перейти определенную границу, плоду
просто нечего будет добывать, как бы активен он ни был...

Из множества неблагоприятных факторов хочу назвать еще один. Часто считают,
что токсикозы говорят о неблагополучном течении беременности. И вот уже в ход
идут без ведома врача различные лекарства, приносящие облегчение. А ведь
хорошо известно, что лекарства - это палка о двух концах. Матери оно
действительно может помочь, а для ребенка окажется сильным стрессовым
фактором.

Между тем ранние токсикозы - это истинное спасение для нормальной
беременности, и тревогу должно выбывать скорее их отсутствие. Ведь с их
помощью из материнского организма удаляются губительные для плода вещества и
устанавливается благоприятная среда. Если же защитные силы женщины ослаблены,
нарастают неблагоприятные изменения. А вот поздние токсикозы, хотя это тоже
приспособительные реакции, уже ненормальны, особенно тяжелые формы. Значит,
организм матери до сих пор не справился со своей задачей.

Еще раз приходится напоминать о том, как важны знания о собственном
организме. И как важно воспитывать еще со школы уважительнейшее отношение к
женщине, основываясь не на чем-то абстрактном, а на физиологической ее роли.

- Итак, если представители "физиологически зрелого" поколения будут соблюдать
требования, это позвонит разорвать порочный круг. Но ведь среди них все-таки
есть ослабленные, у которых будет такое же потомство.

- В детстве можно в значительной степени компенсировать то, что упущено в
материнском организме. Если, конечно, действовать умело. Вот здесь и способен
оказать неоценимую помощь опыт Никитиных. Разумеется, взятый не "один к
одному", а с коррективами - над ними еще предстоит поработать.

Вот поэтому я и говорил, что система Никитиных имеет особое значение именно
для ослабленных детей. Когда они наверстывают упущенное, догоняют своих
сверстников, эффект особенно заметен. Но важно вовремя начать действовать,
иначе может быть поздно. Основная заслуга Никитиных в том, что они нашли
приемы, которые можно использовать с самого рождения.

- А как, собственно, узнать, физиологически зрелый родился ребенок или нет?

- Вы правы, это важный момент. Ведь физиологически незрелый организм внешне
может и не отличаться от нормального. Это объясняет, кстати, почему до нас
никто не обнаружил явление физиологической незрелости и почему оно сейчас с
таким трудом получает признание. Отличия здесь внутренние. Они вызваны
несоответствием физиологических особенностей ребенка его возрасту.
Исследование дыхательной и сердечно-сосудистой систем, мочи и крови,
рефлексов вполне определенно указывает на эти отличия.

Конечно же, подвергать каждого новорожденного всесторонним исследованиям было
бы сложно. Поэтому наша лаборатория создала доступные практикам методы. Они
читывают частоту и периодичность дыхания, частоту сердечных сокращений,
мышечный тонус и двигательные рефлексы.

Особенно показательны, наглядны рефлексы. Это характерные внешние проявления
физиологических особенностей новорожденного. Ими вполне могут пользоваться и
родители. Большинство рефлексов связано с тем, что до полутора месяцев у
малыша как бы сгибательная поза, в которой он преимущественно находился в
материнском организме.

Например, рефлекс Робинзона. Если вложить в ладони младенцу по пальцу, он с
такой силой их сожмет, что можно даже поднять его. Этот рефлекс ошибочно
считают хватательным. Нет, хватание в данный период еще ложное! Характерно и
рефлекторное сгибание ножек при раздражении подошвы. Очень важен открытый
нами пяточный рефлекс. Достаточно слегка надавить на пяточную кость, как
младенец напрягается, вскидывает руки, на личике появляется гримаса плача -
ничего общего, кстати, не имеющая с настоящим плачем. Все это происходит
только с физиологически зрелым, у ослабленного рефлексы плохо выражены или
вовсе отсутствуют.

- Итак, мы выяснили, что такой-то новорожденный физиологически незрелый. Что
дальше?

- Я думал, что обойдусь без объяснения энергетического правила скелетных
мышц, чтобы не вдаваться в подробности. Теперь вижу, что не удастся. Это
правило мы выдвинули в противовес энергетическому правилу поверхности,
сформулированному известным немецким физиологом Максом Рубнером и
господствующему в науке с прошлого столетия по сей день.

Согласно Рубнеру природа выдала всем млекопитающим одинаковую энергию на
единицу веса: 180-190 тысяч килокалорий на килограмм. Использовал свой запас
- умирай. А поскольку животные малых размеров неэкономно расходуют энергию (у
них гораздо больше приходится поверхности на единицу массы, а значит, и
теплоотдача больше), то исчерпывают они свой энергетический фонд быстрее.
Действительно, мышь живет два с половиной года, а слон 80 лет.

Мы тоже, начиная свои исследования, находались в плену у этого правила,
которому подчиняются "все, от слона до мыши". А потом обратили внимание на
несоответствия. Например, кролик и заяц одинаковы по величине и весу. Значит,
энергетические запасы и продолжительность жизни также должны совпасть. Но
нет! Заяц гораздо активнее и тратит знергии больше. Еще бы, ведь он мчится со
скоростью поезда, спасаясь от хищника! Получается, что заяц быстрее должен
"съесть" свой жизненный лимит. Однако живет он в два-три раза дольше своего
"расчетливого" собрата! Еще пара: крыса и белка. Поверхность тела у них
одинаковая. Первая живет два с половиной года, вторая - двенадцать-пятнать
лет. И таких примеров у нас набиралось все больше.

В конце концов мы вывели другую закономерность: жизнь организма, его рост и
развитие зависят от двигательной активности, позволяющей реализовать
наследственную программу. Прямо противоположное тому, что утверждал Рубнер!
Ведь из его правила вытекает, что каждое движение - неизбежное зло, так как
истощает "жизненную копилку". Нет, оно эту "копилку" пополняет! Именно
благодаря движению организм восполняет не только потраченное, но и создает
запас, задел для дальнейшего развития. Пассивность снижает приспособительные
возможности организма и делает его беззащитным перед неблагоприятными
условиями среды, перед заболеваниями. Активность же выступает как посредник,
увязывающий генетическую программу с информацией извне. Без этого эволюция
была бы невозможна. Природа очень дорожит законом активности и жестоко
наказывает за его нарушения.

Энергетическое правило скелетных мышц начинает действовать, как мы уже знаем,
еще до рождения ребенка.

- С плодом вроде бы все ясно. Но вот новорожденный... Он дышит, сосет
молоко... Значит, активен! Разве этого недостаточно, разве принцип активности
не соблюден уже? Или все-таки необходимо что-то еще?

- Опять же сошлюсь на наши опыты. Четырех-пятидневные щенки в достаточном
количестве получали от матери молоко. Некоторым из них вводили вещества,
блокирующие двигательную активность. И если вес остальных щенков превысил
через месяц килограмм, то у этих остался прежним, на уровне четырех-пяти
дней! Результаты таких опытов трудно укладываются в голове, они
переворачивают существующие представления. Но беспристрастный язык фактов
свидетельствует: пища не сама по себе определяет рост и развитие, а только в
сочетании с мышечной активностью. Младенцу нужна работа всех мышц.

- Вы убедили меня в том, что энергетическое правило скелетных мышц - общая
закономерность, благодаря которой и достигается максимальная активность,
столь необходимая для оптимального развития организма. Но что "включает" ее
после рождения? Возможно, сильный холод, который должно ощутить крохотное
существо, появившееся на свет?

- Да, новая среда встречает температурой вдвое меньшей, чем была у матери!
Представляете, какая сложная задача у новорожденного: самостоятельно
восстановить утраченные восемнадцать градусов? Ведь потери тепла у него во
много раз больше, чем у нас с вами. Тут Рубнер, безусловно, прав.
Новорожденный согревается, почти беспрерывно двигая ручками и ножками. Это
ему явно на пользу: он быстро прибавляет в весе, растет и крепнет.

Увы, как часто, превратно понимая уязвимость, хрупкость новорожденного,
стремятся обеспечить ему максимальный комфорт - держат в жаркой комнате да
еще стягивают пеленками! И действие механизма, созданного природой,
нарушается тем больше, чем сильнее "забота". Примерно при 32-34 градусах
мускулатура полностью расслабляется...

....