Китайцы всерьез опасаются роста американского влияния в СНГ. России, похоже, придется в итоге делать выбор между КНР и США
Китай должен «серьезно рассмотреть вопрос» о направлении своих войск в Киргизию. С таким заявлением вчера выступил на страницах китайской газеты «Хуася шибао» официальный представитель МИД КНР Лю Цзяньчао. Позже заявление г-на Лю было опровергнуто другим представителем китайского внешнеполитического ведомства Кун Цюанем. Между тем опрошенные RBC daily эксперты не сомневаются, что Китай начал зондировать почву на предмет размещения войск в Киргизии. Официальный Пекин провел целую серию консультаций, в том числе и на уровне военных, с представителями Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Среднеазиатские лидеры заинтересованы в том, чтобы не допустить развития революций в регионе и сохранить власть. Китай в свою очередь осознает угрозу со стороны исламских фундаменталистов и стоящих за ними американцев и вынужден «играть на опережение». По мнению экспертов, присутствие китайских военных в Средней Азии будет выгодно России при двух условиях: если они будут размещены в рамках международных миротворческих сил Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и если Москва удовлетворит просьбу киргизских властей и создаст свою военную базу в Оше в Южной Киргизии.
Заявление китайского дипломата о том, что его страна всерьез рассматривает возможность размещения воинского контингента в Киргизии, несмотря на последовавшее опровержение другого представителя МИД, нельзя назвать случайным. Во-первых, «случайных» заявлений в китайской дипломатии нет и быть по определению не может. Во-вторых, этот вопрос китайцы, судя по всему, уже согласовали со своими среднеазиатскими партнерами. «В основе китайского предложения лежит инициатива президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, президента Узбекистана Ислама Каримова и исполняющего обязанности президента Киргизии Курманбека Бакиева», – сказал RBC daily руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин. Уже после киргизских и узбекских событий президент Назарбаев встречался с министром общественной безопасности КНР Чжоу Юнканом, узбекский лидер Каримов летал в Пекин, где провел переговоры с председателем КНР Ху Цзинтао и тем же господином Чжоу. Кроме того, по данным RBC daily, делегация китайских военных провела переговоры со своими киргизскими коллегами в Бишкеке.
Столь резкая активизация контактов среднеазиатских государств с Китаем связана с позицией МИД России, который сразу же после киргизской революции заявил о том, что Москва не собирается размещать войска в Оше. Дурную службу сослужили и метания российского внешнеполитического ведомства во время мятежа в узбекском Андижане. Смоленская площадь сначала выступила в унисон с Вашингтоном, а через несколько часов переориентировалась на безоговорочную поддержку режима Ислама Каримова. Понятно, что такая непоследовательность и невнятность позиции не устраивает среднеазиатских лидеров. «В Киргизии, Казахстане и Узбекистане не хотят повторения грузинского и украинского сценария. В Казахстане и Узбекистане боятся потерять власть. Руководители киргизской революции не заинтересованы в том, чтобы в Бишкеке, как в Тбилиси и Киеве, прошла череда загадочных смертей, связанных с переделом собственности и сфер влияния», – считает г-н Собянин. В среднеазиатских государствах понимают, что за событиями в регионе стоят США, которые, по словам Александра Собянина, готовят «массированное присутствие войск в Оше и в узбекской части Ферганской долины. Схожего мнения придерживается и эксперт Института стратегического и военного анализа Александр Храмчихин. «В Пекине опасаются размещения американцев в Средней Азии и могут воспользоваться возможностью мирно и без войны войти в Среднюю Азию. В Узбекистане же боятся назревающей исламской революции, которую сдержать могут только китайцы», – сказал RBC daily г-н Храмчихин.
Укрепление США в регионе напрямую угрожает Китаю. Американцы уже создали авиабазы в аэропорту Бишкека (Манас) и в узбекском Ханабаде. Присутствие в Ошской области и Фергане позволят им «безнаказанно» работать в Синцзяне. «Как и в Узбекистане, США будут работать там через исламистов», – говорит г-н Собянин. В Китае это прекрасно осознают. «Размещение вооруженных сил в южных районах Киргизии может оказаться полезным для борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», – цитирует газета слова Лю Цзяньчао. Причем, по его словам, если соответствующее решение будет принято, это «будет первый опыт размещения китайских войск за рубежом» (на самом деле китайские военные уже присутствуют в Судане, где охраняют китайский же нефтепровод).
По мнению Александра Собянина, военное присутствие Китая в Средней Азии может быть выгодно России, но при некоторых условиях. «Это пойдет на пользу, если Москва все-таки решится открыть свою собственную базу в Оше. Стратегически важный центр должен быть только российским. В других районах Киргизии и Узбекистана могут быть размещены китайские войска в рамках ШОС. Китайцы, кстати, не будут вводить армию без согласования с Москвой. Американцам на такой международный тандем будет крайне сложно давить. Бессмысленно давить на одного из союзников, когда коалиция государств разместила в регионе миротворческие войска. На Китай же давить Вашингтон сейчас и вовсе не в состоянии», – считает Александр Собянин.