От IGA
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 01.06.2005 17:00:25
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Реставрационное уничтожение Московского метро

http://www.livejournal.com/community/ru_metro/1118253.html

Реставрационное уничтожение Московского метро - Гаевым. Статья из Московских новостей.
САМОУПРАВСТВО.



Из-за неправильного подхода к реставрации мы вскоре не узнаем ни одну станцию метро из тех, что получили признание во всем мире


Архитектура метро... Это словосочетание появилось сразу, как только в Москве начали проектироваться первые станции. Изначально они были задуманы не просто как транспортные остановки, а как подземные дворцы, поэтому наше метро даже неудобно называть подземкой. Но сегодня шедевры подземного зодчества подвергаются настоящему насилию - красятся бронзовые скульптуры, кардинально меняются цвет облицовки, витражи и светильники... Такое самоуправство руководства метрополитена в конце концов приведет к тому, что наши станции перестанут быть памятниками истории и культуры.


Уже в 1937 году, практически сразу после пуска, две станции первой линии московского метро - "Красные ворота" и "Кропоткинская" - получили престижные премии на международной выставке в Париже. Тогда же была персонально отмечена удачная архитектура "Сокольников" и "Комсомольской"-радиальной. В 1939-м на выставке в Нью-Йорке Гран-при была удостоена "Маяковская".

"Метро построено блестяще. То, что мы увидели в натуре под землей, превзошло по впечатлению все ожидания", - говорил о первой очереди знаменитый архитектор Алексей Щусев. Трижды лауреат Государственной премии Алексей Душкин признался: "Мое архитектурное кредо -станция "Кропоткинская". При создании ее проекта пришлось обратиться к анналам египетской подземной архитектуры... Облик метро - это явление, неотделимое от истории и культуры народа".

К счастью, вслед за первой очередью появились еще десятки прекрасных станций. Чего стоят "Маяковская" или двенадцать подземных дворцов на Кольцевой линии! Труд архитекторов, а это лучшие зодчие страны, специалисты института "Метрогипротранс", выпускники МАРХИ, оценен по достоинству во всем мире. Широкое международное признание спустя десятилетия получила архитектура почти 50 станций 1930 - 1950-х годов. Это, конечно, гордость России, но должна быть и большая ответственность за сохранение шедевров прошлого века. А с сохранением у нас как раз далеко не все в порядке.

Первостроители метро были уверены, что строят на века. Слова поэта-проходчика первой очереди Григория Кострова - "Наших дел глубокий след останется в земле на сотни лет..." - тому подтверждение. Им надо отдать должное: не имея опыта, особых знаний, современных технологий, механизмов, материалов, они строили качественно и надежно. Но ничего вечного не бывает. Прослужив людям полвека и больше, станции требуют реставрации. Но делать это должны специалисты, очень бережно и осторожно, чтобы не нарушить первоначальный замысел авторов. В "Толковом словаре русского языка" С. Ожегова слово "реставрация" трактуется как "восстановление обветшалых или разрушенных памятников старины, искусства в прежнем, первоначальном виде", а "реставратор" - "специалист по реставрации памятников старины, искусства".

К началу 1990-х годов службе тоннельных сооружений метрополитена удалось в несколько этапов на двенадцати станциях из тринадцати заменить асфальт и плитку на полу прочным, удобным, долговечным полированным гранитом, хотя, конечно, подлинность восприятия авторской работы при этом нарушается. "Красным воротам" и "Красносельской" с полом повезло. Здесь со вкусом уложен цветной гранитный ковер, не нарушивший прежние образы станций, а наоборот, подчеркнувший их величие. Сохранены и цвет, и рисунок.

В системе метрополитена была тогда должность главного архитектора. Ее занимал бывший сотрудник института "Метрогипротранс", автор проектов двадцати метровокзалов В. А. Черемин. За каждую станцию, куда приходили строители и отделочники, он переживал, как за собственную. Ему ли было не знать, как мучительно рождается каждый проект, как трудно воплощается в жизнь и как легко испортить созданный художником образ. Виктор Александрович, лично знавший многих архитекторов, всегда добивался безукоризненного следования авторской идее, авторским задумкам и не подписывал проект реставрации до тех пор, пока все до мельчайших деталей не было согласовано.

Начальником технического отдела службы тоннельных сооружений, занимающейся ремонтом и реставрацией, много лет работала В. Н. Буркова. Она очень трепетно относилась к творчеству архитекторов. Я помню, как Вера Николаевна рассказывала:

- Мы очень переживаем за первые станции, стараемся их поддерживать. И чтобы сохранить эти бесценные памятники нашей истории, зачастую вместо ремонтных работ выполняем реставрационные.

На заслуженном отдыхе Вера Николаевна. В конце девяностых ушел в мир иной архитектор Виктор Александрович Черемин. С тех пор в метрополитене должности главного архитектора не стало, а процесс вмешательства в шедевры подземного зодчества стал неуправляемым и бесцеремонным. Теперь к реставрации и реконструкции почему-то не привлекаются специалисты института "Метрогипротранс". Меж тем сегодня нужен специальный центр реставрации метро - подобный Центру И. Грабаря, где главную роль должны играть именно архитекторы "Метрогипротранса", знающие все тонкости специфики. Станции метро - особый тип памятников, с которыми не могут справиться реставраторы, ориентированные на другие объекты.

- Проблемы реставрации ранее сооруженных станций метро, уже входящих в реестр "памятников", остро обозначились лет двадцать тому назад, -говорит заслуженный архитектор России, автор девятнадцати станций московского метро Нина Александровна Алешина.- С начала 1980-х правительство Москвы ставило этот вопрос перед управлением метрополитена и предлагало составить план их проведения. Нужно особо подчеркнуть, что вопрос стоял не о периодическом ремонте, проводимом метрополитеном, а именно о реставрации утрат, возникающих в ряде сооружений и требующих больших финансовых затрат, планомерно, адресно и регулярно направляемых на реставрируемый объект. В 1984-м по заданию метрополитена наш институт выполнил предпроектные работы по реставрации станций "Красные ворота", "Маяковская", "Киевская" Филевской линии. По результатам обследований, которыми я лично занималась, были представлены метрополитену сведения о разрушениях и утратах на каждом объекте и приблизительная стоимость их ликвидации. Дальше об этих проблемах забыли. В 1997-м опять-таки по заданию метрополитена институт выполнил проект реставрации "Маяковской". Причем было сказано, что проводить ее в таких условиях, в каких находится сегодня станция, преступно. Сначала надо обследовать состояние грунтов, устранить поступление воды в зону пересечения центрального свода с боковыми, затем раздеть ее, обнажив конструкции, высушить, провести антикоррозийную обработку и только потом заняться непосредственно реставрацией облицовки.

Все эти проекты, которые составляли специалисты "Метрогипротранса" под руководством опытнейшего архитектора Н. А. Алешиной, пока не востребованы, а так называемая реставрация на станциях метрополитена - шедеврах архитектуры - вовсю идет! Создается видимость, что памятники спасаются от разрушения. На самом деле то, что происходит, наносит им прямой ущерб и вызывает ужас у специалистов.

В 2003 - 2004 годах совершенно неожиданно для архитекторов была проведена реставрация станции "Новослободская". Она была введена в эксплуатацию в 1952 году и находилась во вполне благополучном состоянии. В реставрации нуждались лишь витражи, в которых начала сыпаться свинцовая пайка между стеклами. В свое время их изготавливали рижские мастера по эскизам художника Павла Корина. На страницах нашей газеты я тоже писала о необходимости срочно спасти именно витражи - яркий элемент облика станции.

Кто мог подумать, что все сделают так по-варварски. К проекту реставрации не был подключен институт "Метрогипротранс", где в свое время разрабатывались все стадии проекта этой станции и где до сих пор хранятся подлинные авторские рабочие чертежи. Я уверена, что специалисты института не допустили бы такого вмешательства в авторский замысел. Но метрополитен заказал работу "Спецпроектреставрации". И произошло то, чего всегда так боятся авторы уникальных сооружений.

- Увидев станцию в процессе реставрации, я пришла в ужас, - рассказывает Нина Александровна Алешина. - Горе-реставраторы прошпаклевали какой-то моментально твердеющей шпаклевкой толщиной 5 миллиметров все обрамления арочных проходов и мраморных кокошников над ними, покрасили их в цвет золота, уничтожив тем самым авторскую руку рисунка. Эти обрамления были выполнены из алюминиевого литья, анодированного в цвет золотистой бронзы, по моделям, вылепленным самим архитектором А. Душкиным. Далее все остальные детали на станции, выполненные из алюминиевого литья и анодированные в цвет золотистой бронзы, - вентиляционные решетки, литье на декоративных кабельных шкафах путевых стен - были зашпаклеваны и окрашены в золотой цвет. Станция потеряла свою монументальность, превратилась в дешевую игрушку.

А что же витражи? Их просто сделали другими, наплевав на талантливого архитектора Алексея Душкина и знаменитого художника Павла Корина. Ну что считаться с этими мастерами, коль нет их в живых и они не могут вступиться за свое творение?! В витражах искажен характер, присущий рижским мастерам. При замене стекла на чешское изменили характер пайки. Не выполнена герметизация, и в витражи активно проникает пыль.

Одним словом, "Новослободской" приглашенные реставраторы навредили по-крупному. Здесь впервые была безжалостно нарушена система освещения, задуманная авторами, регулирование его в зале с подсветкой витражей. Замена источников света в люстрах не только изменила тональность освещения, но и уничтожила идею композиции люстр с люминесцентными трубками. Теперь через стекла бессмысленно светятся, как на елке, оранжевые шарики разных тонов.

За станцию вступилась два года назад не только Н. А. Алешина, но и внучка Душкина - историк архитектуры, специалист в области охраны наследия, профессор МАРХИ Наталья Олеговна Душкина. Мы встречались с ней на станции, когда еще что-то можно было спасти, но...

- Ремонтно-реставрационные работы, которые здесь выполнены, привели, -сказала Наталья Олеговна, - к утрате подлинности авторского замысла. Тяга реставраторов к блеску, яркости разрушила ту гармонию, что была создана на станции Душкиным, одним из основоположников отечественной подземной урбанистики. Он разработал специфический мир подземного пространства, где свет играет не только образную, но и важную конструктивную роль. Созданные им станции "Кропоткинская", "Автозаводская", "Маяковская" получили международное признание и были удостоены высоких наград. "Новослободская" - последняя его работа в метро. И именно этому памятнику в канун столетия со дня рождения архитектора был нанесен такой вред! Нас даже не поставили в известность о том, какая здесь была задумана работа. Считаю, что на защиту памятника архитектуры и монументального искусства, связанного с именами таких крупных мастеров XX века, как А. Душкин и П. Корин, должны встать и Министерство культуры, и Управление охраны памятников.

Должны, но не встали на защиту. Не обратили внимания на выступление "Московской правды", хотя статья "Шедевр пытаются позолотить" была направлена во все организации, обязанные по долгу службы реагировать на такие выступления прессы. Тревожное письмо, подписанное учениками А. Душкина, было отправлено в 2003 году мэру Москвы Ю. Лужкову, начальнику метрополитена Д. Гаеву, директору института искусствознания А. Комичу, тогдашнему министру культуры РФ М. Швыдкому, начальнику ГУОП г. Москвы В. Соколовскому.

- Никто из них не остановил процесс уничтожения авторского почерка архитектора. Не действовали ни устные, ни письменные обращения, - говорит Нина Александровна Алешина. - Я спросила тогда главного инженера ГУОП В. Гончара: "Зачем вы шпаклюете и красите элементы из анодированного литого алюминия?" Он ответил: "Какое литье? Там лепнина!" Ну что после этого можно сказать?!

Правда, после такого эпистолярного бума Нина Александровна получила адресованное лично ей на дом письмо Д. Гаева, в котором он сообщил, что реставрация согласована с охраной памятников. Вот и надейся после этого на защиту!

А безнаказанность всегда развязывает руки. И того, что происходит в метрополитене сегодня, следовало ожидать. Реставраторы размахнулись не на шутку. Уродуется одна станция за другой. Мне трудно даже представить, что было бы сегодня с архитекторами "Красносельской" Б. Виленским, В. Ершовым и Л. Шагуриной, узнай они о том, что на их любимой станции в переходе к вестибюлю сняли светло-желтую плитку и установили огромные плиты белого мрамора. Да, камень красивый, но зачем использовать его там, где нужна совсем другая гамма?! Разве не знают реставраторы о том, что всегда важно сохранять масштаб и тональность, если уж есть острая необходимость в замене облицовки. Вот где мог бы сказать свое веское слово главный архитектор метрополитена, если бы эту должность сохранили и если бы занимал ее профессионал и принципиальный человек!

Не от специалиста, а от пассажиров услышала я первые слова возмущения по поводу того, что изменился облик "Кропоткинской", той самой, которой восхищался сам Душкин, той первой станции метро, которую признали шедевром во всем мире. Вслед за "Новослободской" здесь изменили освещение как активный элемент архитектурной композиции, и теперь из колонн льется не мягкий, теплый свет, а потоки электричества, нарушившие весь замысел автора.

При этом никто из реставраторов не удосужился даже посоветоваться с архитекторами "Метрогипротранса". А зачем? Сошло ведь все с рук на "Новослободской", сойдет и здесь... Тем более что на все всегда готов ответ: "В интересах пассажиров станция стала светлее". А то, что эти пассажиры любили прежнюю "Кропоткинскую" и им не понятно, зачем надо было вмешиваться в архитектуру, для метрополитена всего лишь ненужные сантименты.

- На "Кропоткинской" изменено не только освещение. Неудачны и те проектные решения, в результате которых по ребрам колонн протянуты провода, которые накрыли еще и пластиковыми коробами. Я допускаю, - сказал Евгений Меркурьевич Пашкин, член Тоннельной ассоциации России, профессор кафедры инженерной геологии МГГРУ, член Федерального научно-методического совета по охране культурного наследия Министерства культуры РФ, - что на станции могут выполняться какие-то работы, связанные, скажем, с безопасностью. Но если это памятник архитектуры, то все проектные предложения должны быть прежде согласованы, ведь всегда есть альтернативные решения, которые приведут к меньшему вмешательству в облик станции. Здесь недопустим произвол, за который можно привлечь к ответственности в судебном порядке. Самоуправство Дмитрия Гаева недопустимо прежде всего на тех пятидесяти станциях, которые являются памятниками мировой культуры. Реставрацию и реконструкцию здесь должны вести специализированные лицензированные организации, способные сохранить шедевры подземного зодчества. Нельзя забывать, что утраты, понесенные в процессе такого самоуправства, могут привести к тому, что памятник действительно будет лишен своего статуса.

Меж тем о "Кропоткинской" архитекторов А. Душкина и Я. Лихтенберга я прочла такие строки: "Потолок подземного зала поддерживают два ряда десятигранных, слегка расширяющихся к верху колонн. Их верхнюю часть украшают капители, где спрятаны невидимые светильники, освещающие потолок. Благодаря этому создается чрезвычайно мягкое и равномерное освещение всего зала. Вся композиция поэтична, внутренне одухотворена". Сегодня вместо поэтичности и одухотворенности из верхней части капителей просто торчат яркие люминесцентные трубки.

Именно Душкину, так много сделавшему для метро, сегодня почему-то больше всего не везет. Очередная "реставрация" метрополитена коснулась объединенного вестибюля станций "Театральная" и "Площадь Революции". Ее затеяли в связи с тем, что захотели поменять пассажиропотоки на вход и выход и сделать дополнительный выход из метро сразу в построенный рядом торговый центр. Ну и поменяли бы пассажиропотоки. Ну и прорубили бы еще один выход в стене... Так нет, испортили весь вестибюль.

Сразу после завершения работ я услышала отзыв главного архитектора института "Метрогипротранс" Николая Шумакова: исчезли привычные деревянные кассы, всюду появились провода и короба, но самое безобразное - огромная дверь в торговый центр...

Нарушен действительно весь ансамбль прекрасного наземного вестибюля в центре города. Он явно перестал быть памятником архитектуры. Интересно, что проект на реконструкцию сначала поручили институту "Метрогипротранс", но потом все переиграли.

Но самая большая проблема со станцией Алексея Душкина "Маяковская", о чем надо говорить особо.

Сегодня закрыта на реконструкцию станция "Семеновская" с вестибюлем. Это тоже памятник архитектуры, истории и культуры, прекрасный метровокзал, сооруженный в годы Великой Отечественной войны. Ее авторы - архитектор С. Кравец, скульпторы В. Мухина и Н. Венцель, художник Б. Ахметьев. Строгая архитектура вестибюля, подбор облицовочного камня... Это сооружение надо оставить таким, как есть, как памятник героическому времени. Что будет с этой станцией, если те, кто призван следить за ходом работ, опять махнут на все рукой? Узнают ли москвичи через год свою "Семеновскую"?

Бюстам, барельефам, горельефам -на станциях метро особенно не везет: с ними расправляются прямо-таки безжалостно. Вместо того чтобы время от времени приводить скульптурные композиции в порядок, их красят масляной краской. Двойной или тройной слой такой краски обнаружен на бюсте Маяковского скульптора Александра Кибальникова на одноименной станции. Мне рассказывали, что многие барельефы Веры Мухиной, бюсты В. Ленина, Н. Баумана уже покрыты белой эмалью. Я бы не поверила этому, если бы сама не увидела результат такой "реставрации" бронзовых скульптур знаменитого ваятеля из бронзы Матвея Манизера на станции "Измайловский парк". Видимо, для того чтобы заострить внимание все тех же пассажиров, ради которых якобы так старается метрополитен, на переименовании станции "Измайловский парк" в "Партизанскую", решили "высветить" скульптуры Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина. Только высветили их очень своеобразно - покрыли бронзу отвратительной серой краской. Большего уродства не придумаешь.

Со скульптурами вообще в нашем метро происходит что-то непонятное. В дни перестройки прекрасный бюст Феликса Дзержинского (работа скульптора Евгения Вучетича) убрали со станции "Дзержинская". Сначала произведение искусства лежало в кладовых, потом, говорят, перекочевало в хранилище. Бесследно исчезли фигуры атлетов из вестибюля "Охотного ряда". Бюст М. Калинина на станции "Александровский сад" переставлен в самое неудобное для обозрения место. Почему-то до сих пор на станции "Бульвар Дмитрия Донского" не установлен бюст героя Куликовской битвы Дмитрия Донского, давно выполненный скульптором Игорем Бургановым и подаренный пассажирам метро. Никто из ветеранов Метростроя так и не услышал от начальника метрополитена внятного ответа, почему в вестибюле "Новослободской" не может быть установлен барельеф легенде метро Татьяне Викторовне Федоровой.

Мне кажется, что начальник метрополитена Дмитрий Гаев просто перепутал подземный город, который он возглавляет по долгу службы, с собственной дачей, где действительно что хочу, то и ворочу. Метрополитен же, внесший незаменимый вклад в памятники мировой культуры, - принадлежность города, достояние всей страны, соответственно, достояние граждан, тех самых пассажиров, которые каждый день пользуются подземным транспортом. И прежде, чем позволять себе самоуправство, надо изучить хотя бы общественное мнение. Пассажиры понимают толк в архитектуре и столько претензий высказывают в обращениях в газету в связи с проводимой метрополитеном реконструкцией и реставрацией.

- Что-то у нас неладное с защитой памятников не столь далекого прошлого, - сказал президент Союза архитекторов России Юрий Гнедовский. - Нет числа нарушениям, в результате которых исчезают качество и высокий уровень художественности. Должна быть усилена защита памятников истории, культуры, архитектуры. Сегодня это совершенно упущенная сфера. Я не знаю, как именно должна быть юридически прописана ответственность, но она должна быть непременно. Надо четко выявлять памятники и кандидаты в памятники и закрепить государственную ответственность, чтобы нельзя было самоуправствовать.

Могу предположить, как привычно отмахнется от очередной публикации господин Гаев. Но дело не столько в нем (он ведь просто чиновник на службе у государства), сколько в системе, в самой обстановке, которая должна быть нетерпимой к подобным действиям руководителей, возомнивших себя эдакими Троекуровыми. И если бы все это действительно заботило наше государство, то и руководители ведомств по-другому относились бы к культурному и историческому наследию, потому что за самоуправство они бы каждый раз отвечали перед законом.

Фото:

- Таким был свет на "Кропоткинской" по замыслу архитекторов.

- А вот так излучается свет сегодня после реконструкции специалистами метрополитена.



Берта БУХАРИНА САМОУПРАВСТВО. // Московская правда (Москва).- 01.06.2005.- 115.- C.3