От mmm
К All
Дата 05.05.2005 01:22:39
Рубрики Россия-СССР; Идеология; Глобализация;

Информационный колониализм

Статья из журнала "Беларусская думка"

"Сегодня активно пишется обновленная картина мира, но впечатление двояко. С одной стороны, человечество переживает очередную в своей истории драму передела планеты, а с другой находится в преддверии кардинального миро-воззренческого слома, результатом которого должна утвердиться новая систе-ма межгосударственных отношений. Или возобладает объединяющая мир
сис-тема ценностей и общих целей, или планета Земля будет агонизировать вплоть да постепенного ее разрушения вместе с либеральной парадигмой. Нет, далеко не напрасно созидает Беларусь свою идеологическую базу мы ищем крае-угольные камни, необходимые не только нам самим. Известный
философ-публицист С. Кара-Мурза увидел именно в белорусском опыте, который еще как следует не осознан, контуры нового общества."

-
Информационный колониализм
Михаил КУЗЬМИЧ
Кандидат философских наук
Витебск
Сегодня активно пишется обновленная картина мира, но впечатление двояко. С одной стороны, человечество переживает очередную в своей истории драму передела планеты, а с другой — находится в преддверии кардинального миро-воззренческого слома, результатом которого должна утвердиться новая систе-ма межгосударственных отношений. Или возобладает объединяющая мир сис-тема ценностей и общих целей, или планета Земля будет агонизировать вплоть да постепенного ее разрушения вместе с либеральной парадигмой. Нет, далеко не напрасно созидает Беларусь свою идеологическую базу — мы ищем крае-угольные камни, необходимые не только нам самим. Известный философ-публицист С. Кара-Мурза увидел именно в белорусском опыте, который еще как следует не осознан, контуры нового общества.

Американские стрелочники
Глобализация духовной жизни стала сегодня военным термином. «Изобретатели» и "творцы" масс-медиа хорошо знают, что делают: изменить духовно-нравственные ориентиры — это значит смоделировать действия и поступки политиков, управленцев, людей науки и культуры, которые выгодны, отвечают интересам финансовой закулисы Запада. Поэтому в глобальном информационном обществе важнейши-ми объектами его управления становятся главным образом знаковые личности, сим-волы, идеи и интеллект.
Теоретики и политики Запада разрабатывают модель единой квазипланетар-ной ду-ховно-нравственной культуры: минуя естественные границы стран планеты она раз-рушает их вековые ценности и самобытность, нивелирует наии натьный колорит. Смысл понятен: перемешать народы, сбить в одну кучу. обезличить, стандартизиро-вать их потребности и интересы, унифицировать и ассимилировать человеческий материал, чтобы беспрепятственно управлять им из одного центра.
Глобализация как процесс с ее жесткой прагматической направленностью чрезвы-чайно опасна для культурного многообразия планеты. Забыт «диалог культур». В не-насытном чреве масскультуры царит разнузданный диктат-монолог фундамент кото-рого составляют сексуально-триллерские жанры, поп-культура обряженная в ядови-тую и броскую обертку. Такая глобализация рассчитана на варваризацию общест-венной жизни, раскол социума, возбуждение низменных чувств, индивидуализацию и социализацию человека в формате наносных убогих стандартов.
Известный российский кинодраматург Виктор Мережко справедливо отмечает: «Уже два поколения выросло на американском кино. Молодежь не знает, что такое русское кино, русские актеры, русские проблемы. Они знают американскую музыку, американских президентов, американских звезд. Но нельзя жить чужими героями и чужими идеями... Государство должно активно работать на идеологическом рынке. Государство без идеологии, духовности и культуры погибнет».
Западная пропаганда потребления жестко предписывает старую идеологему: смысл жизни в обладании вещами. Только потребляя, человек имеет возможность реализовать свой потенциал; быть человеком — это значит потреблять. Последняя фраза замыкает заколдованный круг. Действительно, американские брэнды, транс-лируемые практически повсеместно, с одной стороны, стали характерным признаком наступающей эпохи, с другой — формами пропаганды американского стиля жизни. Образ США подается в рекламных сюжетах только как комбинация потребительско-го рая и политической (не духовной) свободы. Их стратегический посыл — связать глобализацию и характер потребления. Пропагандисты работают изощренно, доказы-вая, что прорыв в новую цивилизацию теоретически не лишает шанса и другие госу-дарства приблизиться к североатлантическим странам если не по доходам, то хотя бы по видам и маркам товаров на прилавках. Но вспомним о «золотом миллиарде»!
Каковы смысловые координаты этого «рая»? Укрупненно они выглядят следующим образом: «ложь, неосознанность, контроль и цинизм», «настойчивость аг-рессивность, устранение конкурентов» (Э. Шостром, американский психолог) Неко-торые американцы откровенно пишут, какова роль в этом их страны Сошлюсь на авторитетное мнение крупнейшего политолога Пола Кеннеди который в книге «Всту-пая в двадцать первый век», на мой взгляд, справедливо замечает: «Соединенные Штаты являются главным производителем и распространителем массовой культуры, откровенно эксплуатирующей первичные инстинкты человека и разрушающей гу-манистическую традицию. Страна преисполнена расовых и национальных антаго-низмов, до поры до времени дремлющих под сенью экономического благополу-чия».
Так называемая культурная составляющая глобализации направлена на обработку сознания и самосознания людей. Если предыдущий исторический путь человечества был главным образом связан с изменением окружающей среды и естественных усло-вий проживания, то ныне этот процесс подошел к другой острой критической отметке (М. Делягин): делается глобальная попытка изменить самого человека
Какие же стратегические цели и интересы здесь преследуются? А.Зиновьев отме-чает, что. во-первых, это связано с палением старых систем управления иих неспо-собностью оказывать противодействие; во-вторых, с предельным обос-трением кон-куренции, которая сначала «из инструмента воспитания слабых превратилась в инструмент их уничтожения». Общий итог: бедные страны по лучившие ярлыки «конченых стран» и стран-изгоев, становятся еще беднее' лишившись важнейших ресурсов, прежде всего интеллектуальных и духовных
Происходит изощренная сортировка информации, ее своеобразная дозировка. Приведу некоторые весьма показательные примеры. Только 30% жителей Чехии вы-сказывались за вступление страны в НАТО - информации об этом нет нигде. Тем более практически не упоминается о позиции 70% чехов - противников Североатлантиче-ского альянса. Разгромлена Югославия. О том, какие сейчас лишения испытывает страна, западная пресса молчит Нечто похожее происходит с Афганистаном, кото-рый основательно разрушен и вброшен в очередной виток хаоса и нищеты: мир о нем забыл. Как ни слова не услышишь об Индии, Африке, Латинской Америке.
Семимильными шагами на основе смешанного типа экономики развивается Китай. Информация о нем фактически закрыта для массового читателя. Главным образом держат в неведении народы тех стран, где голод, нищета, бедность определяют жизнь людей. Цель: не будоражить успехами преобразований, которые технологически и по содержанию отличаются от западных. Особенно это касается тех политических деятелей и стран, для которых достижения КНР – кость в горле. Свыше десяти лет в СМИ не публикуется почти ничего и о соседке Китая – Монго-лии.
Создается впечатление, как будто бы страны нет и она исчезла с карты Земли. Не она одна — десятки стран.

Если предыдущий исторический путь человечества был главным образом свя-зан с изменением окружающей среды
и естественных условий проживания, то ныне этот процесс подошел к другой
острой критической отметке (М. Делягин): делается глобальная попытка изме-нить самого человека.

Почему же существуют «фигуры умолчания»? Ответ прост: невыгодно для вла-дельцев СМИ по политическим, идеологическим соображениям. Существует так на-зываемая мировая медиакратия. Есть и стрелочники-регулировщики, которые формируют мощные медиапотокл, держа в руках ключи от информационных шлюзов. И они, как в театре марионеток, дергают за те рычажки, которые им нуж-ны и выгодны.
Как свидетельствует Мировой доклад ЮНЕСКО в отрасли информации и комму-никации в 1999—2000 гг., исключительно активны здесь США, обладающие, как ут-верждают специалисты, «информационными супермагистралями», способными как подавлять информацию конкурентов, так и замалчивать ее в отдельных странах и целых регионах. В позапрошлом году в мире работало более 50 транснациональных корпораций информации, в основном в США, Великобритании, Канаде, Германии, Франции и Японии, деятельность которых по многим позициям координируется. В этих странах концентрируется 80% только ежедневных газет, 90-95% - мощностей ме-ждународного телерадиовещания и около 93% мировых Интернет-ресурсов.
Нетрудно заметить, что информационные потоки легко преодолевают национальные границы благодаря рынку и транснациональным корпорациям и, как и время, если здесь использовать традиционные философские подходы, движутся од-нонаправленно, от развитых стран в страны так называемого «третьего ми-«•• Поража-ет соотношение импорта и экспорта информации - 99% к 1%. Возникает вопрос: о ка-ком равноправном культурном обмене или диалоге ИДТИ речь при таких пропорциях? Эту «равномерность» называют не иначе как « информационный колониализм». Мно-гие государства Африки вынуждены пользоваться информацией исключительно аме-риканских, французских или английских источников.
Более того, западные страны являются монополистами и в сфере производства те-лекоммуникационного оборудования. Десять транснациональных компаний-производителей («Motorola», «Lucent» - США, «Alcatel» - Япония, «Siemens», «Bosch» — Германия, «Ericsson» — Швеция, NEC, «Fujitsu» -Япония «Nortel» — Канада, «Nokia» — Финляндия) получают в среднем более 60% при были от его продажи.
Культура смерти
Теоретики и практики глобализма, пользуясь неограниченными ресурсами буквально «вколачивают» в сознание людей новые политически, правовые, нравственные, духов-ные приоритеты и ценности. Их первичный интерес связан, с одной стороны, с разруше-нием национальных символов, поведенческих доминант и стереотипов, с другой — с формированием однотипного, однополушарного мышления, не признающего альтер-натив, противоположных точек зрения и диалога. Глубинная суть их очевидна: человек, обремененный однообразными мотивациями и установками, не всегда способен к про-дуктивным мышлению и образу жизни, критическому отношению к действительности.
Мощное воздействие испытывает и массовое сознание, особенно на социально-бытовом уровне. Оно интенсивно «поглощает» привлекательные по форме идеи. Гол-ливудский мордобой с участием суперменов, праздники нечистой силы, форумы и пара-ды сексуальных меньшинств методично порабощают мировоззрение жителей планеты. Это касается аудио-, видео- и кинопродукции, включая различного рода проекты типа «За стеклом», «Окна», «Слабое звено», «Большая стирка», «МУЗ-ТВ», «Деньги не пахнут» на российских телеканалах и другие, сработанные по рецептам западных идеологических, художественных и эстетических стандартов.
Существенным элементом времени и жизни стали сатанизация мышления людей, пси-хопрограммирование их деятельности, как правило, в расчете на молодежь, обращение к черным тайникам их интимной жизни, разнузданность антидуховной силы, десакрализа-ция. По оценкам специалистов, это делается и через книги и фильмы для детей, рожденные фантазией английской писательницы Д. Роллинг, о якобы необыкновенном мальчике Гарри Поттере, колдуне, владеющем магией и имеющем связи с потусто-ронними силами. К сожалению, мистификация, увлечение молодежи виртуальной дей-ствительностью, подражание Поттеру получили возможность распространения у на-спространения и у нас, на пространстве СНГ. "Поттеризация" сознания - явление, опас-ное для молодежи
Национальное государство —это условие сохранения национальной культуры, национального языка, национального сознания и национальной памяти.
Эксперты считают, что американские телепрограммы и фильмы охватывают почти три четверти мирового рынка, американская популярная музыка лидирует на хит-парадах. Примечательны одежда, стиль поведение и манеры политиков многих стран подра-жающих все чаще американскому бомонду
Трудно представить, какими последствиями глобальный культурпроект обернется для национальных культур. Никто не спрогнозировал влияние киберкультуры на белорус-скую культуру: а ведь прокат в Беларуси забит именно американским хламом. Кто-то с умыслом пугает жителей страны, как это нередко делают одиозные политики, влиянием русской культуры, весьма близкой нам по идеалам и ценностям. Между славянскими культурами, неагрессивными толерантными, происходил и будет идти реальный диалог, продолжаться идейное и содержательное обогащение. А вот Аме-рика не лучшего пошиба, которая навязывается нам,— действительно проблема.
В итоге фактически формируется «одномерный человек» (Маркузе) и предпринимается все, чтобы локализовать и в конце концов парализовать социальную активность живого духа. В романе-эпопее «Пирамида» известный советский русский писатель Л. Леонов определяет сущность человека на Западе: «человечина», биома-териал, самоубийственно нарастающая его масса; а известный ученый-философ А. Зиновьев окрестил печальным неологизмом «человейник».
Парадоксально, что даже само западное общество, по признанию одного из его теоретиков и архитекторов Дж. Сороса, «пребывает в растерянности, ему никак не удается разобраться и понять, как соотносятся между собой рыночные и общест-венные ценности». Более того, он сетует на то, что на Западе произошла замена человеческих отношений сделками, а в обществе, основанном на сделках, общест-венные ценности размываются и моральные ограничения становятся все менее же-сткими. Сетования, впрочем, не мешают Соросу активно бороться с моралью и цен-ностями славян. Не мешали в том числе и в Беларуси, пока его отсюда не выста-вили.
Папа римский Павел Иоанн II сурово высказался по поводу того, что происходит в целом в мире и в частности на его культурных горизонтах. «Мы стоим перед лицом более объемной реальности, которую можно признать настоящей структурой греха: ее характерная черта — экспансия культуры, направленной против солидарности и в ряде случаев приобретающей вид «культуры смерти». Она распространяется под воздействием мощных культурных, экономических и политических тенденций, отра-жающих определенную концепцию общества, где важнейшим критерием является успех»,— отмечает понтифик.
Между тем сознание нельзя свести лишь к набору кирпичиков. Скорее всего, это своеобразный каркас, невидимая конструкция, которая, как правило, связывает па-мять и культуру. Но в концепции «единого мира» нет места многообразию культур, народов и стран. Это тревожит лучшие умы человечества. «Если цивилизованную память не удастся сохранить, то ожидаемый человечеством информационный сдвиг неизбежно будет очень односторонним — осуществленным по западному «проекту». Если же, напротив, цивилизационное разнообразие удастся сохранить, то и ожидае-мое постиндустриальное общество будет многовариантным, плюралистическим, а значит, более близким идеалу социальной справедливости, исключающему гегемо-нию и диктат части мира над всеми остальными. В этом и состоит высокая миссия народного консерватизма в современную эпоху: сохранить цивилизационное много-голосье мира и тем самым обеспечить сопричастность ею Божественному многооб-разию Космоса»,— подчеркивал известный российский исследователь А. Панарин.
В целом в результате масштабной обработки планеты теоретикам и практикам глобализации удалось многое сделать по зомбированию и завоеванию общественного мнения. Результаты социологического исследования (опрос проведен в начале XXI века среди 25 тысяч жителей в 25 странах мира) об отношении к глобали-зации, сделанного по заказу Всемирного экономического форума свидетельствую, что шесть из десяти опрошенных считают глобализацию позитивным процессом; в 19 странах живут надеждой, что глобализация принесет пользу им и их семьям. (В России в поддержку глобалистов выступили 32% опрошенных, против — 11%)
Следует отметить, что их идеи не везде принимаются безоговорочно. Если в Гол-ландии проглобалистские взгляды выразили 87% респондентов, в Венесуэле - 82, Ин-дии - 79. Канаде - 78. в Казахстане - 60, то в Турции против глобализации высказались 61%, в Аргентине - 48%. Исследователи обращают внимание на то, что наибольшее число сторонников проживает в богатых странах
Некогда говорили, что человеческий череп - самая надежная, самая мощная крепость, которую трудно взять даже штурмом. Хотелось бы верить, что ни интернационализация бытовой и массовой духовной культуры, ни глобализация не поколеблют в одночасье то, что составляет ядро национального сознания и национально- государственной иденти-фикации. «Нельзя рациональными мотивами объяснить, почему французу надлежит оставаться французом, немцу - немцем, поляку - поляком. Это тот чернозем мысли, о котором... больше не рассуждают»,- писал сто лет тому назад русский экономист и фи-лософ П. Струве в книге «PATRIOTIKA. Политика религия, социализм». Он понимал, что первично и что вторично: национальное государство - это условие сохранения на-циональной культуры, национального языка, национального сознания и национальной памяти.
Какие выводы можно сделать из этого? Во-первых, кто контролирует источники ин-формации, тот контролирует ситуацию и саму территорию, то есть страну. Во-вторых, у кого в руках технологии, символы и знаки культуры, у того преимущество в загрузке информационного пространства. В-третьих, не военные во многих случаях определяют исход событий, тех или иных деяний, а культурно-информационные идеологии. В-четвертых, духовное убийство — это приговор, и он равноценен, синонимичен физи-ческому уничтожению. За духовность нужно сражаться так же. как солдатам на поле битвы.
Подлинные предводительницы народов
Утверждая неолиберальные теории, их сторонники с особым усердием компрометируют традиционный уклад жизни.
Точка отсчета нигилистического отношения к нему берет свое начато с европейской философии Нового времени, примерно 400-450 лет тому назад В прошлом веке ее вы-разил известный английский философ и социолог К Поппер: "Меня не интересует тра-диция. Я хочу руководствоваться собственными суждениями о вещах. Сам, независимо от какой бы то ни было традиции, определять достоинства и недостатки вещей. Я хочу думать собственными мозгами, а не с помощью мозгов людей, которые жили очень давно». По мнению К. Поппера, традиция – рудимент, бельмо на глазу человечества, а поскольку это так, то от нее следует избавляться.
Неолибералы пишут о традиционном обществе в уничижительных тонах: ограничена социальность, несовременное, убогое образование. То есть на лицо своеразный обще-ственный квазимодо несовместимой с остальными современными миром и даже ему уг-рожающий. Некто Фрумкин, видимо, выполняя определенный социальный заказ (Тра-диционалисты :- портрет на фоне текстов. Дружба народов. 2002. №6. С. 14), срав-нивает современных сторонников традиционализма.. с фашистами. Берет, как видим, весьма круто с далеко идущими целями.
Отметим, что традиционное общество, традиционное сознание и глобализация - это в определенном смысле разные направления исторического развития человечества. Это разные типы культур со своими способами организации жизнедеятельности лю-дей и их результатами, воплощенными материальных и духовных ценностях, в сис-темах и нормах социальной жизни, отношениях к природе и самим себе.
На Западе считают, что базисом этих отношений, этой политики должна быть кон-цпция американоцентризма и евроцентризма, исходящая из того, что американский и европейский образ жизни являются образцами, непреложными эталонами для изме-рения уровня культуры других народов. Однако не все так идеально и благополучно и на Западе, как это внушается. "Современное общество потрясено собственными траге-диями и трансформациями, на фоне которых социальную ущербность западной цивили-зации разглядеть трудно. Мы заворожены ее общим благополучием, ее явной и кажу-щейся стабильностью самоуверенностью и прочностью. Между тем буржуазный дух ущербен с очевидностью демонстрирует потерю перспективы прогресса, объем ощу-щения несчастья увеличивается»,- справедливо отмечают в книге «Социодинамика идеологий» компетентные исследователи.
Видимо, прав С. Кара-Мурза, который отмечает, что мироощущения традиционного и современного общества, представляющие собой абстракции в чистом виде не встре-чаются. Кем-то установлено: развитые страны — это как правило, современные обще-ства, а неразвитые или слаборазвитые - традиционные. Но так по мысли тех, кто счи-тает традиционализм явлением реакционным несовременным. В таком случае Япония, та же Скандинавия и прочие страны должны быть самыми отсталыми в мире. Однако это не так.
Между тем общественное устройство современного мира не может основываться только на однотипных моделях западной цивилизации. Это противоречит его нынеш-нему состоянию, многоукладности, многообразию традиций и исторических условий, сложившихся в процессе развития. Западная ориентация — один из путей человече-ства, одна из культурных, идеологических альтернатив определенной его части в со-временной «общепланетарной игре на выживание» (Н. Моисеев). Какому бы выбору ни отдавали предпочтение другие государства, к нему следует относиться с уважением и воспринимать как данность.
Некоторые российские исследователи, критикуя либеральные модели жизни общест-ва, предлагают собственные концепции. Первой из них является двухзвенная модер-низация. Смысл ее состоит в связке «традиция — модернизация». Вторая модель трехзвенная, основу которой составляет триада «традиция — модернизация — архаи-ка».
По нашему мнению, в рамках теории «традиционное общество» следует выделить ряд относительно самостоятельных моделей или типов общественного устройства.
Архаичное, основанное на стереотипах и традициях, которые практически не изменя-ются десятилетиями, несмотря на новое историческое время, в государственно-правовом устройстве, взаимоотношениях граждан страны, осуществлении их прав и обязанностей, формах и способах материального производства.
Аграрное, где преобладает сельскохозяйственный уклад, на примитивном уровне, без учета современных достижений науки и практики. Здесь не обеспечиваются условия труда людей, остаются недемократические формы правления и общественного уст-ройства, низкий уровень жизни.
И, наконец, современный традиционный тип жизнеустройства, где взвешенно и осто-рожно проводится реформирование. Трансформационные процессы проходят без ра-дикальных, коренных ломок, с учетом менталитета народа в воспроизведении общест-венных отношений, при активной роли государства в налаживании жизни, устойчивом развитии демократических институтов. То есть это общество, которому присуща ра-зумная динамика, где широко используются лучшие достижения практики, передовая наука и техника, обеспечиваются необходимые жизненные стандарты.
Разумеется, традиция так или иначе присуща всем социальным системам и является важнейшим условием их жизнеспособности. Она выступает в качестве своеобразного механизма удержания тех элементов и структур, которые сохраняют устойчивость и це-лостность и являются существенным и бесспорным фактором социального развития. «Подлинные предводительницы народов — это традиции»,— верно замечает Т. Лебон в своей книге «Психология толпы».
Для нас традиционное сознание — тот инструмент, который поможет сохранить себя, передать новым поколениям исторические духовные ценности народа, славянской ци-вилизации. Традиция - иммунитет, зашита от хаоса, эта упорядоченные ценностные ориентации. Исторический опыт учит, что резкий и необоснованный разрыв с традици-ей ведет к серьезным, а нередко к необратимым последствиям. Сами понятия «тради-ционное общество», «традиционное сознание» являются положительными, как бы ни пытались их демонизировать. Они содержат в себе базовые ценности, которые скрепля-ют исторический процесс, придают ему эволюционный и гуманный характер. На уровне обыденных представлений люди здраво понимают: чтобы нормально жить и сози-дать, вовсе нет потребности разрушать то, что есть. Они видят живые образцы подоб-ного подхода.
Примером разумного, органичного сочетания национальной традиции и внедрения инноваций являются некоторые страны Юго-Восточной Азии, в частности Китай, Япония и Сингапур, где, строго следуя историческому опыту, рационально и взвешенно подходят к освоению чужого, растворяя его в собственной практике. Это касается быта, производ-ства, духовно-культурных ценностейи. естественно, воспитания.
Китайский опыт модернизации заслуживает особого внимания. Его цементирующее ядро составляет система ценностей, восходящая своими корнями в тысячелетнюю ис-торию и обобщенная великим философом Конфуцием. Известно, что ни один крупный китайский мыслитель не обосновывал капитализм как некий социальный ориентир. Из поколения в поколение здесь бережно передаются такие нормы и ценности, как трудо-любие, преданность, совесть, почтительность к старшим, интеллект, жизнь без крайно-стей и т. д. То есть, умноженная на новации в науке и технологические достиже-ния, традиция помог достигать стратегических целей, добиваться объявленных модернизаций.
Проблема сохранения традиционного сознания и упрочения традиционных ценностей в современных условиях обретает особый бытийный смысл. Процесс этот обостряется на-сильственной глобализацией экономики, мировой политики и культуры, которые «мон-тируются» по совершенно новым идеологическим схемам, что следует расценивать как вызов странам и народам. В таких условиях, несмотря на многовекторность внешней политики, для Республики Беларусь важнейшей составляющей является сотрудничество с Российской Федерацией. Для нас, идущих по пути строительства Союзного государст-ва, сохранение собственной созидательной базы для возрождения в XXI веке актуаль-но, как никогда. Сверхзадача славян — достижение гармоничных отношений человека и окружающей среды, человека и общества, человека и государства, различных типов культур и цивилизаций.
Многогранна человеческая природа. Многолик современный мир. Важно не потеряться в нем, не раствориться. Нужен берег как отправная точка пути в XXI век, как почва под ногами, как опора. Таким берегом для нас остается наша родная Беларусь, ее будущее.
ЛИТЕРАТУРА
Бжезинский 3 Великая шахматная доска М 1999.
Зиновьев А.А. Руссая трагедия. Гибель утопии. М.: Алгоритм, 2002
Кессенди Ф.и. Глобализация и культурная личность// Вопрсы философии.2003, №1
Кара-Мурза С.Г. Манипуляция со знанием. М.: ЭКСМО Пресс, 2001
Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности. М., 1999
Тузиков А.Р. Мас-медия: идеология видимая и невидимая // Полис. 2002 № 5
Тоффлер О Третья волна. М., 1999
Преодолевая барьеры:диалог между цивилизациями. М.: Логос, 2003.
Антонович И.И Социодинамика идеологий. Мн.: Навука i тэхнiка, 1995
Криштапович л. Китайский смысл истори // правда 2001. 28 сентября – 1 октября
Кефели И.Ф. Глобализм на перекрестке мнений ,, Социально-гуманитарные знания. 2003. №2
Ницше Ф Так говорил Заратустра. М., 1990
Дж Гэлберт: «Вопросы, связанные с раем, следовало бы оставить церкви, а экономисты должны занимать-ся каждодневным улучшением ситуации» // Беларуская думка. 2000 №3

От Товарищ Рю
К mmm (05.05.2005 01:22:39)
Дата 09.05.2005 16:46:08

Вот же дрянь!

>Информационный колониализм
>Михаил КУЗЬМИЧ
>Кандидат философских наук
>Витебск

>Происходит изощренная сортировка информации, ее своеобразная дозировка. Приведу некоторые весьма показательные примеры. Только 30% жителей Чехии вы-сказывались за вступление страны в НАТО - информации об этом нет нигде. Тем более практически не упоминается о позиции 70% чехов - противников Североатлантиче-ского альянса.

Ах, скот какой пролуковский!
Согласие с членском Чехии в ЕСвысказало подавляющее большинство опрошенных граждан (72%), несогласие только 22%) и 6% опрошенных не дало определенного ответа на поставленный вопрос. С членством Чехии в НАТО также согласны более половины граждан страны, хотя их доля и меньше, чем в предыдущем пенкте - такое согласие высказывают 62% респондентов, несогласие 28 % , а 10% не смогло с уверенностью ответить на данный вопрос.
http://www.cvvm.cz/index.php?lang=0&disp=zpravy&shw=100472&offset=104&s=&r=1

Разгромлена Югославия. О том, какие сейчас лишения испытывает страна, западная пресса молчит Нечто похожее происходит с Афганистаном, кото-рый основательно разрушен и вброшен в очередной виток хаоса и нищеты: мир о нем забыл. Как ни слова не услышишь об Индии, Африке, Латинской Америке.

Это белорусская пресса молчит! Ну, сколько можно бред недоучек постить?!

>Семимильными шагами на основе смешанного типа экономики развивается Китай. Информация о нем фактически закрыта для массового читателя.

Каким семимильными - ну, что за бредятина???? Адрес, адрес автора!

От Георгий
К Товарищ Рю (09.05.2005 16:46:08)
Дата 11.05.2005 17:32:31

Не зарывайтесь, "товарищ" %-) (-)


От mmm
К mmm (05.05.2005 01:22:39)
Дата 05.05.2005 01:43:38

Сюжеты с ТВ и из жизни

24 апреля 2005
А. 12.15. Рен-ТВ, "Неделя".
Сюжет о докторе Игоре Викторовиче Смирнове (ныне покойном) из Краснодара. Несколько лет тому назад по заказу военных он разработал методику психозондирования, позволяющую проникать в самые глубины памяти и подсознания, а также выявлять психологию обследуемого. Одна из сторон методики - разглядывание быстрой последовательности визуальных тестов на экране компьютера с использованием ассоциативности.
На данном этапе успешно применяется в Краснодаре криминалистами в работе с подозреваемыми, а также при определении профессиональной пригодности людей. По словам тележурналистки, прошедшей обследование психозондом, он действительно вытащил из нее все, что можно, включая даже младенческие воспоминания.
Б. 21.15. 1-й Канал, "Время"
Сюжет о Волынской резне 1943-го. Бандеровцы резали поляков (и вырезали две трети их в зоне резни), АКовцы им отвечали тем же. Число жертв - по польским сведениям 90-120 тысяч поляков, по украинским поляков вырезали втрое меньше, но много украинцев. Немцы, по словам ведущего, помогали то тем, то этим.

***
26.04.2005
Информация о пальбе и взрывах в Дагестане:
Коррупция в МВД и Прокуратуре Дагестана достигла запредельного уровня, они стали инструментом кланово-племенных разборок. Ответной реакцией является месть им, как обидчикам. Со времен Беслана в Дагестане убито около 250 офицеров МВД и Прокуратуры, не считая рядового и сержантского состава. В настоящий момент антироссийских настроений чеченского образца за этим особо не просматривается, но при желании канализировать имеющееся недовольство сложившимся положением в антироссийское русло умелые технологи могут.

***
Канал РенТВ со 2-го по 6-е мая с 20.00 до 21.00 будет давать документальный сериал "Победа с обеих сторон". Интервью с солдатами вермахта и Красной армии вперемешку.
С обеих сторон, понимаете ли, были хорошие люди, которым, увы, пришлось воевать друг с другом из-за дури высшего руководства.
И что мы тогда празднуем 9-го мая? Что победили хороших людей, с которыми сцепились из-за тупых вождей? Суть того, с ЧЕМ и ЗА ЧТО мы сражались, даже не рассматривается.
Это из той же оперы, что предложение "Известий" устроить совместный парад ветеранов Красной Армии и Ваффен-СС.

***
30 апреля - 30 лет со дня окончания войны во Вьетнаме. Большой парад в Хошимине-Сайгоне.
НТВ дало весьма своеобразный репортаж. Сказано было, что коммунистический Север воевал с антикоммунистическим Югом, который поддерживали США ("это называлось марионеточный проамериканский режим", сказал диктор) и победил его. "Поддерживавшим Юг американцам это обошлось более чем в 55.000 жизней, вьетнамцам - в 2-3 миллиона".
О том, почему, чьими стараниями страна оказалась разделенной по 17-й параллели, почему началась война, не было сказано ничего. Просто собрались на Севере одни коммуняки, а на Юге - те, кто их не любил, но комуняки их победили и присоединили. "Но, чтобы не обижать южан, их не называют побежденными". Такая вот трактовка истории.
Отмечено было, что на параде среди зрителей были и американские ветераны вьетнамской войны, двоих из них показали.
Один был артиллеристом, приехал как турист и сперва побаивался, но быстро убедился, что антиамериканизма в стране нет, успокоился и пошел смотреть парад, не скрывая, кто он есть.
С другим намного интереснее. Бывший морской пехотинец, воевавший в зоне Куангчи, 5 лет назад он переехал во Вьетнам на постоянное жительство. Очень рад, что за особняк в центре Хошимина платит всего 350 долларов в месяц. В ответ на вопрос, не изживает ли он таким манером поствьетнамский синдром, бывший морпех пожал плечами и сказал, что здесь он чувствует себя моложе - "страна ведь молодая, динамичная".
В заключение репортер сказал, что хоть вьетнамцы и остаются верны социализму, но, будучи, как и все азиаты, прагматиками, готовы сотрудничать со всеми.

Надо отметить, что есть и другие американские ветераны той войны, которые хотят переехать жить во Вьетнам - так сказал тот морпех-американец

***
Численность демонстрантов от левых сил в Москве - не более 8.000 (подсчет на месте специалистом). Задействованные силы МВД сравнимы только с 1993 годом - омоновцы через каждые 10 метров с обеих сторон по всему маршруту, включая кавалерию у Кремля, плюс перекрытие всех поперечных улиц самосвалам и поливальными машинами.
По окончании митинга на Театральной были задержаны 6 членов АКМ за то, что попортили в ходе митинга портрет ВВП - не то порвали, не то спалили. До 300 остававшихся еще демонстрантов (в основном пожилых) пытались воспрепятствовать задержанию, вплоть до небольшой рукопашной, но безуспешно - противник превосходил физически. Тогда во главе с лидером АКМ Удальцовым они двинулись к Генеральной Прокуратуре на Дмитровке и блокировали вход, требуя освобождения задержанных. При этом для защиты от подтянутого ОМОНа ими были построены эрзац-баррикады из переносных металлических барьеров.
Из Прокуратуры вышел полковник и заявил, что никого не задерживали. Однако ему тут же предоставили список из 6 фамилий - те, кто не обнаружился при перекличке. В течение часа все 6 были отпущены - попарно, причем после каждой пары из Прокуратуры вещали, что "больше никого нет".
Усталые, но довольные участники событий разобрали баррикаду и потопали на метро.
До сих пор неясность с 9 мая. Традиционный марш по Тверской сначала был разрешен, потом запрещен. Пока что есть решение собираться, как обычно, у Белорусского, и действовать в соответствии с обстановкой.

***

Делегация ЗИЛа побывала в Чанчуне, где с 50-х годов работает автозавод по лицензионному производству ЗИЛ-157. При заводе есть совместное предприятие по производству двигателей "Перкинс" фирмы "Камингс" и ЗИЛ хотел договориться о поставках этих двигателей.
При этом был отмечен следующий поразивший русских момент: в сварочном цехе, посреди раскаленного металла, люди работают в одних трусах и пляжных тапочках, т.е. охрана труда еще та. На вопрос русских, как же можно допустить работу сварщиков без комбинезонов, было сказано, что главное - выполнить годовой план 1.000.000 штук, все прочее не важно.
По данным наших специалистов высокая смертность на шахтах Китая также объясняется подобным подходом.

***


От mmm
К mmm (05.05.2005 01:22:39)
Дата 05.05.2005 01:34:36

Опросы на ТВ апрель-май

Опрос ТВЦ 22.04.05, день рождения Ленина
По вашему мнению, Ленин был
борец за народ - 12800 (65,3)
тиран-душегуб - 6220 (32)
фанатик-мечтатель - 529 (2,7)
Ведущий: Прошли времена официального празднования этой даты, все больше тех, кому Ленин вообще безразличен. Но историю надо помнить и уважать, а не переписывать.

(Изрядное количество позвонивших - 19549, втрое больше, чем по большинству предыдущих вопросов. Так что о безразличии говорить рано.
Интересно было бы провести опрос по Ельцину, Путину, Чубайсу.)

(Сегодня при опросе ТВЦ попытался позвонить на телефон того ответа, который оказался самым массовым, и столкнулся с перегрузкой линии. Поэтому есть вероятность того, что при очень большом количестве звонящих наиболее массовый ответ частично "срезается")

***

Опрос ТВЦ 21.04.05
Считаете ли вы, что правительство России является вашим должником?
да - 14979 (97,1)
нет - 229 (1,5)
мы квиты - 216 (1,4)
Ведущий: Интересно, кто это составил две последние категории? Малые дети или богатеи?

(Анекдот из какой-то рекламной газеты:
- Теплофизики опытным путем установили, что если горячую осетрину запивать холодным шампанским, то морда точно треснет. )

***

Опрос ТВЦ 25.04.05
С чем вы связываете надежды на лучшее будущее нашей страны?
с ростом доходов - 2372 (19,7)
с гарантиями безопасности - 533 (4,4)
с обузданием бюрократии - 9124 (75,9)
Ведущий: Граждане явно солидарны с основной мыслью послания президента!

(Блестящий пример ухода от "конечных вопросов". Главный вариант - радикальное изменение курса в интересах страны и народа - в число предлагаемых ответов не включается. А то не дай бог...
Любопытно, что в выпуске новостей Радио России в 15.00 к президентскому Обращению к Федеральному собранию был дан только один комментарий: Зюганов сказал, что все это пустые словеса, не подкрепленные ничем реальным; для того, чтобы достичь поставленных президентом целей, необходима коренное изменение курса и смена правящей команды.

В том же выпуске новостей ТВЦ был репортаж из одной из московских школ. Журналисты опрашивали учащихся всех классов - от начальных до выпускных - интересуясь, кого из героев Великой Отечественной войны московские школьники, "будущее нации", знают.
НИКОГО. НИ ОДНОГО ИМЕНИ. Во всех классах.
И даже слово "блокада" не говорит им НИЧЕГО.
Блестяще. К юбилею Победы усилиями СМИ в купе с министерствами "культуры" и "образования" меморандум Даллеса полностью реализован.
НАШИ МЕРТВЫЕ ПРЕДАНЫ И ПРОДАНЫ.

Под впечатлением вчерашнего опроса ТВЦ среди учеников московской школы о знании имен героев войны, выявившего полное незнание, наш друг на ЗИЛе провел опрос десятка студентов их ВТУЗа на ту же тему. Итог точно такой же. Лишь одна девушка долго тужилась, пытаясь вспомнить фамилию и подвиг Матросова, "который вроде бы спикировал на самолете на вражескую амбразуру".
Похоже, 9 мая наши верхи будут отмечать Победу Аллена Даллеса... )

***

Опрос ТВЦ 26.04.04 (годовщина Чернобыля)
"Новый Чернобыль" в России:
невозможен - 121 (3,9)
возможен - 2736 (88,5)
авось пронесет - 236 (7,6)

Горбачев на Эхе Москвы: Послание Путина - это не писания СПС, а его выстраданное и наболевшее. Он будет делать Перестройку-2. А если не будет - долго в кресле не усидит.

***

Опрос ТВЦ 27.04.05
Хотите вы купить себе оружие?
да - 7240 (80)
нет - 1277 (14,1)
уже есть - 533 (5,9)
Ведущий: Ишь, какие скромники те, кто уже имеет! Но в целом видно, что люди не чувствуют себя защищенными.

(На этом фоне прошло сообщение, что пневматическое оружие хотят приравнять к газовому - готовят закон, что и на пневматику нужно разрешение, аналогично газовым пистолетам. )

***

Опрос ТВЦ 29.04.05
Отмечаете ли вы основные религиозные праздники?
всегда - 3370 (62,7)
никогда - 1667 (30,8)
начинаю отмечать - 371 (6,9)
Ведущий: Главное, чтобы искренне, а не по очередной моде!

***

Опрос ТВЦ 3.05.05
На ваш взгляд лучшая помощь детям России - это увеличение
детских пособий - 1404 (26,2)
зарплаты родителей - 3194 (59,6)
окладов врачей и учителей - 763 (14,2)

***

Опрос ТВЦ 4.05.05
Российская армия более всего нуждается в:
новых вооружениях - 3559 (57,4)
здоровых призывниках - 1771 (28,3)
современных офицерах - 928 (14,3)

(Показательно, что краеугольные варианты ответа не предлагались)

***

От mmm
К mmm (05.05.2005 01:22:39)
Дата 05.05.2005 01:30:50

О ситуации в РФ: готовится "революция"

Как "любит Россию" Бжезинский - известно. Политковская также дама известная - своими антиармейскими статьями, густо замешанными на лжи и провокации, к которым добавляется кое-что правдивое - для большей убедительности.
Из обеих статей ясно видно, что одна из главных целей всех "оранжевых революций" вокруг РФ - создание предмостных укреплений для экспорта таких же спецмероприятий в Россию. Американцы просто похваляются, как они все здорово организовали на Украине. При этом Кремль своим кретинизмом сам создает реальные гроздья гнева, которые будут использованы отнюдь не теми, кого заботит судьба России и ее народа.
Приводимые на сайте заголовки статей заграничной прессы ясно говорят о том, что администрация Путина уже предназначена на слив в недалеком будущем - такими помоями там поливают Путина и Ко.
Глядя на ситуацию, хочется открутить головы вождям нашей оппозиции, которые за 15 лет так и не сподобились создать дееспособную силу, которая могла бы взять власть. Все время ушло на разборки.
Из разговора двух стариков, наблюдавших первомайскую демонстрацию в Москве:
- Эх, все наше войско - одни старики, ни пролетариата нет, ни настоящего вождя...
- Нет, есть! Все есть!..
- Да где ж они? Коли есть, так чего ж мы 15 лет в дерьме по уши?..
- Ну, брат, не все так просто! Предательство большое! Кто же знал, что Куваев (бывший первый секретарь МК КПРФ) партию за деньги продаст!
15 лет многие товарищи продолжают верить, что "опыты по выращиванию цветной капусты на тайных плантациях как никогда близки к завершению".
А что касается денег, то есть такой диалог в китайском фильме "Легенда о Красном Драконе"
- Ты предал меня ради денег?!
- А что, есть причина получше?
Впрочем, с Куваевым, думается, не все так просто.

Прилагаю 2 статьи с сайта Иносми.ру по ситуации в РФ.

Росбалт, 30/03/2005, Главная лента 10:10
США готовят «революцию» в России

«Демократический» пожар вокруг России разгорелся с такой силой, что США уже составляют список новых очагов возгорания. «Неблагополучные» страны, по мнению главы отделения реконструкции и стабилизации Госдепартамента США Карлоса Паскуаля, якобы сами по себе не проживут. Поэтому в их судьбу просто вынуждены будут вмешаться Соединенные Штаты.
Список, который изначально будет состоять из 25-ти «неблагополучных» государств, Национальный совет по внешней разведке США намерен обновлять каждые полгода. В него войдут страны «наибольшей нестабильности и риска», для того, чтобы определить возможные приоритеты международной деятельности США и соответствующим образом распределить ресурсы.
Исходя из последних событий, в качестве главного оружия США вновь намерены использовать «насаждение демократии» во всем мире. Что, собственно, Америка и не скрывает. Уже сейчас Штаты продвигают демократию в других странах двумя путями: с одной стороны, Вашингтон активно сотрудничает с властями конкретных государств, пытаясь подвигнуть их на новые шаги по демократизации. С другой, ведется работа с общественностью и неправительственными организациями. «В каждой стране мы пытаемся наладить контакты с представителями оппозиции, независимыми СМИ, пытаемся оказывать поддержку их усилиям по продвижению демократии», — заявил на днях исполняющий обязанности помощника госсекретаря США Майкл Козак. В начале недели глава внешнеполитического ведомства США Кондолиза Райс ознакомила широкую общественность с 300-страничным докладом Госдепартамента США «Американское содействие распространению демократии в мире в 2004-2005 годах». В нем самым большим успехом Штатов считается «низвержение жульнического правительства на Украине». Не стала скрывать Америка и своего участия в киргизских событиях. В опубликованном отчете Госдепартамента говорится, что в 2004 году Штатами были предоставлены 53 финансовых гранта неправительственным организациям в Кыргызстане для поддержки независимых СМИ, распространения информации, обучения журналистов, обеспечения прав человека, а также для получения правового образования. Как заметил содиректор гарвардского «Центра Дэвиса по изучению евроазиатских проблем» Маршал Гольдман, «потянув за конец киргизской нитки, можно размотать весь клубок бывших советских республик. И сама Россия может быть опрокинута». И этот процесс, похоже, уже начался... Известный американский политолог Збигнев Бжезинский в своей последней статье «Русская рулетка», опубликованной в The Wall Street Journal 29 марта, отметил две реалии сегодняшнего дня. Первая — геополитический плюрализм, который появился как следствие краха имперского господства Кремля, является необратимым фактом, несмотря на ностальгические попытки Владимира Путина восстановить контроль Москвы над недавно ставшими независимыми государствами. Вторая реалия состоит в том, что более молодое постсоветское поколение становится всё нетерпеливее и испытывает всё возрастающее отвращение к коррумпированному, бюрократическому авторитаризму, который воцарился на значительной части территории бывшего Советского Союза. Конечно, «демократическое» окружение само по себе не сможет «угрожать» России, так как эти постсоветские государства обладают гораздо меньшей мощью. Но! «Их пример неизбежно усилит давление внутри России за аналогично решительный разрыв с авторитарной и шовинистической традицией, которая все еще господствует в умах политической элиты Москвы. И этот разрыв наступит очень скоро. Когда свойственная Европе притягательность вызовет решительную переориентацию умов более молодых россиян и их видения того, чем должна быть Россия», — прогнозирует Бжезинский. Размышления американского аналитика наводят на мысль о том, что в авангарде «борьбы за демократию» в России окажется именно молодежь. Причем не та, которая стоит у Большого театра, выступая против постановки оперы «Дети Розенталя» на либретто Владимира Сорокина. А молодежь «хорошо образованная, нередко бывавшая за рубежом и имеющая реальные представления о международных правах человека».
Согласно докладу Госдепартамента США, озабоченность в России вызывает рост влияния исполнительной власти на фоне отмены выборности губернаторов, ограничения в работе СМИ, послушная Дума, нарушения при проведении выборов, коррупция в правоохранительных органах, давление на суд и снижение общественного контроля над властью. «Нападение боевиков на школу в Беслане и продолжающиеся исчезновения гражданских лиц, задерживаемых силами безопасности, демонстрируют, до какой степени участники продолжающегося конфликта на Северном Кавказе проявляют неуважение к основным правам человека», — отмечается в документе. За эти права Америка, по версии Вашингтона, и намерена бороться в России. Причем, по мнению Бжезинского, борьба за российскую демократию произойдет намного быстрее, чем воображают себе многие. К этим многим он относит людей, воспитанных на марксизме, тех «чье сознание отстает от действительности». Причем американский политолог уверен, что ускорят этот процесс символические и стратегические манифестации вокруг предстоящего в Москве празднования поражения Гитлера, т.е. Дня Победы 9 мая. По его мнению, мир уже другой и отношение к той победе тоже другое. Именно этим Бжезинский объясняет желание президента Буша перед посещением Москвы заехать в столицу Латвии, а затем в столицу Грузии, равно как и принять у себя «демократического президента Украины». Потому что «некоторые европейцы, в особенности те, кто недавно избавился от контроля Москвы», не хотят праздновать победу сталинизма, как якобы пытаются представить российские чиновники 9 мая 1945 года всему миру. «Чем скорее сама Россия станет демократией, тем более вероятно, что перемены в бывшем Советском Союзе консолидируют геополитический плюрализм мирным путем и одновременно придадут революционной волне более молодого поколения подлинно демократическую отчетливость», — уверен Бзежинский.
Исходя из этого, США определили список стран, по их мнению, «задыхающихся» без демократии. Среди них —
Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Узбекистан и другие. По мнению ряда наблюдателей, броситься в котел демократии уже практически готов Казахстан, граничащий с «революционной» Киргизией. «Мы гордимся вашей победой и желаем вам новых успехов! Мы с вами», — говорится в послании казахской оппозиции в адрес «революционеров» из соседней Киргизии. Всего через год в Казахстане состоятся выборы президента. Некоторые эксперты не исключают, что «вечный» Нурсултан Назарбаев (у власти, как и президент Киргизии Аскар Акаев, с 1991 года), который правит в стране «железной рукой», может пасть. Белорусская оппозиция тоже проснулась и уже увезла в Штаты свой проект демократического переворота. В Узбекистане несколько оппозиционных групп также опубликовали совместное заявление, в котором выразили восхищение событиями в Киргизии. «Они будут иметь последствия для всех частей Средней Азии», — говорится в этом заявлении.
...Как заметил другой американский эксперт по России, бывший советник Белого дома Ричард Пайпс, «нынешняя ситуация напоминает 1989 год в Восточной Европе и 1948 год в Европе. Один народ видит, как другой завоевывает свободу и демократию, и спрашивает себя: а почему мы - нет?».
Елена Панова, ИА «Росбалт»


Анна Политковская: 'Готовится революция'
(«Le Figaro», Франция)

Лор Мандевиль (Laure Mandeville), 21 апреля 2005



В последнее время Анна Политковская уже не чувствует себя так одиноко. Ее голос звучит пронзительно и резко, в отличие от остальной, гладкой и вежливой российской прессы, потому что она продолжает писать правду о войне в Чечне и о 'преступлениях' путинского режима. Эта высокая и утонченная женщина с преждевременно поседевшими волосами думала, что она обречена на долгую и одинокую борьбу.
Но вот уже и из других регионов раздаются голоса, жестко критикующие президента и его политику. Российская 'пустыня', в которой раздавался ее 'глас', похоже, в одночасье наполнилась оппозиционерами. 'В регионах возникают антипутинские движения, где вместе выступают коммунисты, пенсионеры, националисты и либералы', - говорит известная журналистка, которая приехала в Париж на презентацию своей новой книги, серии увлекательных репортажей из современной России, живо свидетельствующих о рабском положении российского народа (*).
Эта взрывная волна вызвана революциями в Украине и Киргизии. 'Наши сказали - как? Разве мы не сможем сделать то, что получилось у наших младших украинских и киргизских братьев?' Анну удивляет в этом новом движении то, что в нем не участвует Москва. 'Жирная, заевшаяся, проживающая нефтяные деньги, которые достаются только ей одной, наша столица боится перемен', - говорит журналистка, взволнованная этим гражданским безразличием, которое охватило даже ее друзей.
В сентябре прошлого года, в самый разгар кризиса с заложниками в осетинском Беслане, Политковская чуть не поплатилась за свое участие жизнью. Надеясь использовать свои контакты в чеченских кругах, она попыталась добиться от Кремля согласия на то, чтобы президент чеченских сепаратистов Аслан Масхадов срочно выступил посредником в переговорах с террористами. После долгих колебаний российские власти ответили окончательным и бесповоротным отказом, потребовав от Анны прекратить свою деятельность.
Несмотря на это, Политковская первым же рейсом вылетела в Беслан. В самолете, выпив лишь стакан чая, она впала в кому, ее спас дежурный врач ростовского аэропорта. Он дал ей используемое в армии средство для тех, у кого не выдерживает сердце.
Этот врач сказал ей позже, что он взял анализы крови, но местное управление здравоохранения потребовало их уничтожить. 'Я знаю, что меня отравили, но не знаю, каким ядом', - утверждает журналистка. Ее редакция подала жалобу в милицию. Но расследование застряло в хитросплетениях судебной бюрократии. 'Многие советуют мне покинуть страну, но это было бы нечестно', - говорит эта смелая 45-летняя женщина, которая все еще очень слаба после перенесенных злоключений.
Анна Политковская и не думает об отъезде, потому что она видит, что ситуация меняется. Похоже, 'власти охватила паника'. Надежда на развитие событий по оранжевому украинскому сценарию 'теперь не так призрачна'. 'Но эта надежда все же очень мала', - спешит добавить Анна. Сейчас на недовольстве Путиным удачнее всего выезжают националисты. Их лидер, Дмитрий Рогозин, который уже перестал быть 'кремлевским попугаем', имеет бешеный успех в бедных и обескураженных регионах. 'Позиции националистов укрепляются, а либералы все еще не нашли своего Ющенко', - обеспокоена журналистка.

(*) 'Путинская Россия', изд-во 'Бюше-Кастель'.



От mmm
К mmm (05.05.2005 01:22:39)
Дата 05.05.2005 01:27:10

Поздравление с Днем Победы из Чили

Мой старый знакомый прислал пиьмо:
>Сегодня Первое мая, тем не менее и вовсе не умаляя этого праздника (и как
>трудящийся и как заочно радующийся вашей весне из нашей осени), хочу
>поздравить вас еще и с наступающим Днем Победы и по случаю этой даты (и даже
>просто так) отправить вам прилагаемый маленький перевод нашего знакомого,
>чилийского писателя Луиса Сепульведы, написавшего это лет 10 назад в
>результате поездки в Москву и что. к сожалению, не потеряло к этому 9 мая
>актуальности. Этот рассказ - часть его книги "Маргинальные истории".
>
>Привет из Сантьяго,
>Олег Ясинский

БЕЛЫЕ РОЗЫ СТАЛИНГРАДА

Луис Сепульведа

Я так и не понял, красивый город Москва или нет: красота городов – это лишь то, что они отражают в глазах своих жителей, а москвичи постоянно смотрят вниз, будто пытаясь вновь отыскать неожиданно ушедшую у них из-под ног землю.

Нет ничего печальнее стариков, которые втянув голову в плечи и неотрывно глядя в асфальт, уже совершенно ничего не ждут, разве что того, чтобы какая-нибудь сердобольная душа купила у них одну из тысяч безделушек, разложеных на платках, полотенцах, покрывалах или остатках свадебных нарядов. У многих из них на отворотах видны награды и моя переводчица помогает мне понять значение каждого из этих остатков иконографии бесславно и безвременно павшей страны: старик, который несмотря на жару закутан в старое пальто – Герой Социалистического Труда, другой, его сосед, время от времени делащий глоток из завернутой в газетную бумагу бутылки - Герой Советского Союза. Оба старика, среди чашек из сомнительного фарфора, ложек и книг, названия которых мне не понятны, предлагают прохожим десятки символов славного коммунистического прошлого.

Мы подходим к старушке, привлеченные, наверное, красотой девушки, которая улыбается нам со старой черно-белой фотографии. Она замечает это и своими грубыми руками, в переплетении вен и морщин которых угадываются крестьянские корни, берет и протягивает нам этот портрет в деревянной рамке.

Эта красивая девушка позирует, стоя на крыле боевого самолета. Она одета в кожаную куртку, стянутую военным ремнем, и застывший на фотографии ветер играет платком на ее шее и волосами, которые были, наверное пшенично-золотистого цвета.

Возле нее видна еще одна девушка, полноватая, в комбинезоне механика. Под фотографией – множество автографов, для меня непонятных, и выцветшая от времени печать с серпом и молотом. Моя переводчица обменивается несколькими фразами со страрушкой, которая дрожащими пальцами показывает на толстушку с фотографии и улыбается.

Они продолжают разговор вдвоем, я не понимаю ни слова, предполагаю, что торгуются о цене, пока Людмила не отдает старушке все деньги, которые у нее с собой были и отходит, кусая губы.

Дома у Людмилы, пока мы пьем чай, она открывает какую-то книгу о Второй Мировой войне и рассказывет мне историю этой фотографии.

Красивую девушку на самолете звали Лилией Владимировной Литвяк и она была военным летчиком. Она родилась в Москве в один из дней августа 1921 года; в двадцать лет прошла свое крещение огнем в небе над Сталинградом и вместе с другими пятью девушками-пилотами 286 Дивизии Красной Армии она создала эскадрилью, которая называлась «Белыми Розами Сталинграда». На своих легких «Яках-1» они достойно встретили немцев и очень скоро стали для Люфтваффе настоящим кошмаром. Белая роза, нарисованная по красной звездой была знаком самолета Лилии, командира группы, которая между сентябрем 42-го и августом 43-го сбила двенадцать вражеских летательных аппаратов. В двадцать два года лейтенант Лилия Владимировна Литвяк вылетела для выполнения своей миссии номер 168 и больше не вернулась.

Имя толстушки в комбинезоне механика - Инна Паспортникова. Ее боевая миссия заключалась в содержании в исправности «Яки» «Белых Роза Сталинграда» и она из всех этих славных женщин – единственная выжившая. Да, именно выжившая, потому что эта старушка, которая принесла свой жертвенный вклад и отдала лучшие годы юности борьбе с коричневой чумой, выживает сегодня с пенсией менее чем в 500 песет, что составляет меньше четырех долларов и продает свои воспоминания на одной из московских улиц.

Стремительные автомобили проносятся по широким проспектам Москвы. За тонированными стеклами не вижны лица пассажиров. Элегантные господа выходят из банков в сопровождении свит охранников. В ресторане «Дмитрий» предлагаются «стандартные меню» за 300 долларов, включая шампанское. Инна Паспортникова неотрывно смотрит вниз.

Я хочу верить, что у нее до сих пор осталась мечта, одна-единственная – увидеть, как приземлится «Як» ее боевой подруги лейтенанта Лилии Владимировны, проверить и устранить в нем все неисправности и потом взлететь вместе с ней чтобы выполнить последнюю миссию «Белых Роз Сталинграда».

Перевод Олега Ясинского