Начнем с начала. Есть люди (крестьяне, рабочие, предприниматели) ведущие экономическую деятельность и получающие от нее какие-то блага материальной или денежной форме. Есть люди, не ведущие экономичской деятельности, но также получающие от общества (от родственников, от соседей, от государства) блага в материальной или денежной форме. Денежный эвивалент того, что все эти люди получают, мы назовем доходами. Понятно, что часть этих доходов считается дважды, но сейчас суть не в этом. Понятно также, что доходы могут быть в денежной и неденежной форме.
Далее. Есть государство. Сначала, для простоты, предположим, что оно не ведет экономической деятельности, а осуществляет только функции управления, защиты от врагов, борьбы с преступниками и социального обеспечения. Понятно, что осуществление всех этих функций требует средств. Есть два основных пути решения вопроса: либо государственным служащим государство предоставляет возможности кормиться самим, для чего предоставляет им средства производства (землю), либо платит им жалование. Возможно сочетание того и другого. Для выплаты жалования гос служащим, а также для оплаты гос. заказа государствоу нужны деньги. Оно их собирает в виде налогов и торговых пошлин. План сбора и расходования денег на какой-либо период (чаще всего на год), или отчет о том же, называется бюджетом.
Отсюда понятно, что государственный бюджет - это часть (только часть!)денежных доходов населения страны, перераспределенная в пользу государства. В такой системе "алкогольные" доходы - это всевозможные питейные сборы, которое государство собирает с торговцев спиртным.
Теперь усложняем ситуацию. Пусть государство также осуществляет экономическую деятельность, т.е. ему принадлежат производственные предприятия. Чаще всего денежная выручка этих предприятий не попадает в государственную казну, а используется для обеспечения хозяйственной деятельности (выплата зарплаты, приобретение сырья и материалов и т.п.). Так было и в СССР. Выручка предприятия попадала на его счет, который не был частью госбюджета. В казну попадала только какая-то часть прибыли предприятия, а также налог с оборота.
Очень высоким налогом с оборота облагалось производство табачных и винно-водочных изделий. Таким образом, в СССР "алкогольные доходы бюджета" - это налог с оборота, уплаченный ликеро-водочными и винными заводами.
Сейчас вместо налога с оборота уплачиваются НДС и акцизы.
Отсюда следует, что Вас могут интересовать две цифры:
1. Расходы на приобретение спиртного в общем составе денежных расходов советских граждан;
2. Доля налога с оборота, уплаченного ликеро-водочными и винными заводами, в общей доходной части бюджета СССР.
>2. Доля налога с оборота, уплаченного ликеро-водочными и винными заводами, в общей доходной части бюджета СССР.
"Налог с оборота был предусмотрен в цене продукции ограниченного числа отраслей, преимущественно с высоким уровнем накоплений. Так, налог с оборота не взимался с большей части продукции тяжелой промышленности, а также по таким товарам народного потребления, как хлеб, мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, консервы, овощи и др. Более того, на возмещение затрат по производству многих из названных товаров выделялась дотация из государственного бюджета.
Как часть цены налог с оборота поступал в бюджет по мере реализации продукции. На размер налога с оборота влияли главным образом количественные результаты деятельности предприятий (организаций) - объем производства и реализации продукции, количественное изменение ее ассортимента. В 1982 г. сумма налога с оборота составила 100,6 млрд. руб., или 28,5% всех доходов государственного бюджета."
Понятно, что это не только налог с алкоголя. Это, кроме того, табачные изделия, изделия легкой промышленности, налог с производства бытовых товаров длительного пользования. Точная доля налога с производства алкоголя, похоже, военная тайна :). Но есть косвенные данные.
"По сравнению с 1984 годом продажа водки и ликероводочных изделий в СССР в натуральном выражении сократилась в 1985 году на 14%, в 1986 году на 45%, в 1987 году на 57%, вина на 20%, 60%, 67%, соответственно.
...
Снижение государственных доходов от продажи алкоголя по минимальным оценкам составило около 10 млрд. руб. (немного больше 1% ВВП) в год в течение 1985-1988 годов. "
Итак, сокращение продажи акоголя в 2 раза вызвало сокращение доходов на 10 млрд. Значит, первоначальные доходы составляли около 20 млрд.руб, или
около 6% доходов бюджета.