От Владимир К.
К Александр
Дата 27.04.2001 21:19:42
Рубрики Либерализм; Модернизация; Школа; Культура;

Вот, помашу кулаками после драки... :-)

На очень важной для меня теме был загружен текущими делами так, что не было времени на осмысление своих возможных реплик. Хорошо, хоть, читать успевал.

Как обычно, поделюсь своими наблюдениями. Может, тоже пригодятся.

Вот, Наталье отвечает Александр:

>Проблема высосана из пальца. У нас все умеют читать не к концу года, а через два месяца после начала занятий.

А вот уже реальность: мы с женой сейчас озабочены тем, как наш ребенок (ему шестой год) пройдет тестирование (это самое, пресловутое) при поступлении в 1-й класс. Дело в том, что требования таковы: поступающий в 1-й класс должен УЖЕ уметь читать! Образование перекладывается на родителей! Если не пройдем - нам уготована школа "второго коридора". Так, что зря Наталья так беспокоится. Дело "реформирования" единой школы живёт и побеждает. Мы-то, может, и справимся. Будем заниматься с сыном (не исключено, что и через принуждение). А как быть тем, кто не имеет денег на репетитора или личного свободного времени на занятия?

Ещё один интересный факт.
Где-то Александр запостил заметку о том, как в США предложили в негритянских гетто преподавать на их уличном арго (так бедным перегруженным негритянским детям, якобы, понятнее). Только номер не прошел. Возмутились сами негры. Кстати, эта ветка форума целиком "улетела" с сервера.
Так вот, в негритянском гетто не прошло, а в Росии, видимо, пройдет. Знакомая моей жены, учитель химии из Эвенкии, защитила в Москве кандидатскую диссертацию на тему (приблизительно) "Методика преподавания ХИМИИ на эвенкийском языке"! Я могу предположить, много ли публикуется в мире научных работ по химии на эвенкийском языке и, соответственно, как это впоследствии отразится на будущих эвенкийских "платонах" и "невтонах".
Кстати, это не теория, а практика. Без соответсвующего поощрения и разрешения местной администрации - учителя даже не отпустили бы в Москву на зациту. Т.е. "процесс идёт".

От Xapи
К Владимир К. (27.04.2001 21:19:42)
Дата 27.04.2001 21:53:35

Вопрос

А как Вы сами-то представляете себе обучение детей-евенков (плохо говорящих по-русски) химии?

Или плохо говорящих по-английски негритят математике?

От Дмитрий Лебедев
К Xapи (27.04.2001 21:53:35)
Дата 28.04.2001 13:51:28

Re: Вопрос

Если они плохо говорят на языке титульной нации, то непонятно, как они могут успешно проживать в этой стране. Собственный же вклад эвенков в культуру и инфраструктуру нашей страны слишком мал, чтобы на него опираться.
Мой папа, молдованин, лет до 12 вообще не говорил по-русски, что не помешало ему получить на русском два с половиной высших образования.

От Xapи
К Дмитрий Лебедев (28.04.2001 13:51:28)
Дата 28.04.2001 17:27:29

Снобизм.

Что за манера, ссылаться на частности. А почему не на Ломоносова? Тогда сразу бы отпали все вопросы о необходимости государственного образования - захочет человек, сам выучится.

=Если они плохо говорят на языке титульной нации, то непонятно, как они могут успешно проживать в этой стране.=

Что значит "успешно"? Наверняка процент лиц получивших высшее образование среди национальностей Крайнего Севера ниже, чем титульной.

=Собственный же вклад эвенков в культуру и инфраструктуру нашей страны слишком мал, чтобы на него опираться.=

А это тут при чём? Речь же не идёт о создании эвенкской химии или математики, речь идёт о том, что дети плохо знающие русский (разговорный), испытывают дополнительные трудности при обучении. Можно, конечно, сначала выделить им год-ва (сколько нужно) на изучение русского (так именно обучаются иностранные студенты в университетах), а уже потом вводить прочие предметы. Какой именно подход хуже/лучше и чем - это вопрос технический. Но то, что таким детям нужна некая дополнительная помощь при изучении специальных предметов - очевидно. Специальная терминология при таком преподавании естественно русская и, когда дети будут лучше знать русский язык, они будут знать химию на русском. Аналогично с негритятами - они просто не понимают объяснений учительницы математики, потому что привыкли общаться на эбоникс. По-хорошему, они нуждаются в дополнительных занятиях английским (аналогично детям иммигрантов) и дополнительных занятиях спец. предметами - на привычном диалекте с постепенным переходом к стандартному или на стандартном с применением специальных приёмов объяснения - это, опять же, вопрос технический.

И вообще, когда речь идёт о государственном здравоохранении, никто ж не спорит, что люди, имеющие проблемы (врожденные ли, приобретенные) со здоровьем, имеют право на большую помощь. Так же и с образованием.

От Владимир К.
К Xapи (27.04.2001 21:53:35)
Дата 28.04.2001 10:21:12

Вдогонку...

Одно дело - знать арго и пользоваться, когда нужно, наряду с нормальным языком. Другое дело - не знать ничего, кроме арго.

Когда я служил в армии, наблюдал интересные вещи: приходил человек из горного аула (а иногда и из Прибалтики (!)), почти не зная русского языка и, через 3-5 месяцев, приемлемо общающегося и понимающего. Что языковая среда и необходимость с людьми делают! Это не откровение. Кто служил - знает.

От Владимир К.
К Xapи (27.04.2001 21:53:35)
Дата 28.04.2001 10:09:31

Но, негры-то возмутились! Увидели, "неразвитые", что-то нехорошее, в перспективе

>А как Вы сами-то представляете себе обучение детей-евенков (плохо говорящих по-русски) химии?

Раньше, вроде, вопрос так остро не стоял. Эвенки (и другие народности) усваивали химию (в большем или меньшем объеме) и на русском языке. Смотрю - сами-то руководители республики (эвенки) прекрасно по русски говорят и дети их, видимо, тоже.

>Или плохо говорящих по-английски негритят математике?

Если правильную языковую среду не создавать - так и будут "плохо говорить".