От Pout
К AlexK
Дата 28.04.2001 16:44:49
Рубрики Прочее;

еще о насилии."Стадия дрессуры"

>>Ваши методы - заставлять, подвергать насилию :"Не умеешь - научим, не хочешь- заставим"
>
>Не пробовали приучить четырёхлетнего ребёнка чистить зубы два раза в день и мыть руки, придя с прогулки?

Наталия всуе помянула Выготского (знак приеадлежности к модной. тьфу на них , теории), успев превратно подать самые первые ходы его идей. А у него развита в частности концепция, по которой ребенка в опр.возрасте нужно провести через очень жесткий сабж.
Так и назвали, не щадя - дрессура. Особенно четко и грубо это видно для отсталых, не обязательно дефективных. Это величайшим благом может быть, а отсутствие - величайшим злом. Не заставишь пользоваться унитазом, ложкой, дверью - погибнет или будет щенком всю жизнь. Вот один из загорской четверки(студенты психфака), Сироткин пишет . Он знает на своей шкуре эту философию, которую потом ясно изложид Ильенков. Самое Теорию Мышления и его отношения к речи, как оно возникает, как идет(раньше и помимо речи. Из сенсомотрных схем действий с предметами "по контуру вещи")
====цит Сироткин===============
"Навыки самообслуживания - элементарные формы _человеческого поведения_, первоначально формирующиеся у слепоглухонемого ребенка, становятся и исходной формой проявления и развития мышления. Ведь, действуя ложкой, ребенок своей рукой осваивает движения формы, которые не свойственны ему самому, его организму и которые не нужны ему как таковому, то есть не имеют непосредственного биологического значения. Действуя ложкой, ребенок уподобляет движения своей руки"форме" -"логике"общественно выработанного способа употребления ложки. Который в свою очередь продиктован приданной ей геометрической формой социального происхождения, а с другой стороны - назначением использования этой ложки, также являющейся продуктом истории человечества....тогда ребенок в процессе удовлетворения своих нужд совершает дейтсвия, по форме воспроизводящие"логику"используемого предмета(его физические свойства и общественную сущность).Короче говоря, он как бы движет свою руку по двум"логикам" - двум "формам" - другого тела(используемого предмета): естественно-природной и общественно-исторической.
Здесь мы имеем дело с "непосредственной"формой мышления, то есть с тем случаем, когда ребенок мыслит предметами, действиями сними. А мыслит он потому. что действует не как попало мс предметами, а по жестко определенной логике, не присутствующей в организации его тела.
Появляются первые формы общения - жесты...они возникают в резулдьтате превращения навыков саообслуживания из непосредственно практических актов в акты, не дающие непосредственного результата..."
===========кон===========
Дети под упорным воздействием "навязанных" воспитателем
предметов и действий начинают мыслить и общаться - руками. А первые навыки им буквально вдавливают(водя зажатой в кулаке ложкой по губам и тарелке и т.д.). Картина очень неэстетичная для слабонервных дам.
Так и рождается человечек


От Pout
К Pout (28.04.2001 16:44:49)
Дата 03.05.2001 15:22:11

диалектика активности и пассивности в обучении

Конечно, в предыдущем постинге - только начало темы о соотношении активности и пассивности в воспитании. Но наверняка оно производит впечатление черсчур прямого огрубления, поэтому нужно сказать хотя бы пару слов в развитие.
Первые шаги по очеловечиванию в случае тяжкой дисфункции - самые трудные и критичные. Может произойти непоправимое - замыкание развития в "порочный круг2, срыв на одной из стадий. По началу,еще до загорских результатов, у таких детей действительно пытались сформировать первые навыки одной чистой дрессировкой(создание рефлексов типа условного), в лоб. Для создания одной-единственной устойчивой связи (закрепления знакового обозначения предмета)требовалась адова настойчивость - до 8 тысяч "ПРЕДЪЯВЛЕНИЙ" такой связи. Достижения Мещерякова связаны с новыми подходами, основанными на передовых психологических и педагогических концепциях. Постараюсь показать это , используя отрывок текста Ильенкова. Мещеряков, среди прочего, уловил критичную важность момента, когда (в описанном случае)рука ребенка обращается в активную из пассивной безвольной плети или сопротивляющегося педагогу
упорного контр-дейтвия.
==========цит===============
"Понимая эту коварную диалектику превращения активности взрослого в собственность ребенка, Мещеряков всегда неукоснительно требовал от воспитателей и педагогов загорского интерната величайшей внимательности и серьезнейшего уважения к малейшему проявлению самостоятельной активности маленького человека на любом этапе его приобщения к человеческой культуре. Иначе нельзя! иначе вам так и придется всю жизнь опекать воспитанника, буквально водить его за руку. И вовсе не только в таком простом деле, как еда с помощью ложки и вилки. Он так и останется безвольным и послушным орудием чужой воли и разума, а своих собственных не обретет.
Могут сказать(и говорят) - это у слепогухонемых так, а в"норме" - все иначе. Да, все иначе - но только по видимости, на поверхности явлений. Например, известно, что психика зрячеслышащего ребенка оформляется гораздо раньше, чем он научаетися осваивать мир своими руками. Отсюда и возникает иллюзия, будто они развиваются независимо от работы рук и до нее- вот вам и "фактическое" основание для идеалистических теорий"пробуждения души". На самом же деле, что превосходно обнаруживают опыты Дж.Брунера, и в этом случае базой развития психических функций младенца остается работа рук, только не его собственных, а рук матери, которыми он очень рано научается управлять, командовать, заставляя их делать именно то, что ему нужно... Но они прежде делают то, что ему нужно, и управляет он ими в пределах того, что они и без его команд делали и до актов "управления"с его стороны осуществляли.
Вот эту-то иллюзию,получающуюся в результате "переворачивания"последовательности
явлений на поверхности процесса.(смотрят на младенца и не смотрят на то, что делает его мать), и рассеивает наблюдение над развитием слепоглухонемого, где это"переворачивание"исключено. Тем самым развитие слепоглухонемого открывает и тайну подлинной последовательности явлений этих двух рядов - предметно-практической деятельности рук и "чисто психической"деятельности мозга, якобы от них независящей"(Э.В.Ильенков "Откуда берется ум" - очерк про опыт загорской школы)
==================