От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
23.03.2005 21:25:10
|
Рубрики
|
Тексты;
|
"О том, что у Сталина был только один друг - Гитлер, я узнала еще в рижской школе от практиканта-историка" (*+)
http://main.izvestia.ru/comment/21-03-05/article1417767
КОММЕНТАРИИ
версия для печати
ПАРАД В РИГЕ
21:01 21.03.05
Наблюдая за реакцией на последние рижские события, понимаешь, что время не лечит. Особенно если за лечение берутся политиканствующие
эскулапы.
О том, что у Сталина был только один друг - Гитлер, я узнала еще в рижской школе от рискового практиканта-историка. А в конце 80-х
мы увидели плакаты, где между свастикой и серпом с молотом стоял знак равенства. Тогда люди узнали о договоре 1920 года, когда
Россия "навсегда" отказалась от претензий на территорию Латвии, о пакте Молотова-Риббентропа, который позволил Германии войти в
Польшу, а СССР - в Прибалтику. Журналы начали публиковать дневники из сталинских лагерей. Это было откровение. И ради новой свободы
русские и латыши вместе шли на баррикады, охраняли телецентр, где всю ночь пели у костров и делились друг с другом пирожками. Во
время омоновского штурма несколько человек погибло, и, когда на референдуме 1991 года 74% населения поддержало независимость Латвии,
никто не удивился.
Сегодня в Риге все иначе. И шествие стариков из легиона СС - всего лишь один эпизод "холодной войны", которая сменила былое
антикоммунистическое единение. Конечно, преступления нацистов останутся преступлениями, но надо признать и то, что для многих в
Латвии 1940-й и 1945-й - это даты потери независимости, за которой последовали расстрелы и ссылки. И у каждой семьи есть личная
история Режима. Мой латышский дедушка не был ни красным стрелком, ни легионером. Отучившись в Сорбонне и Стокгольме, в 30-х
преподавал в университете. Советской властью его "буржуазную" диссертацию аннулировали, и ему пришлось уйти с кафедры. Семья долгие
годы жила со страхом: в войну бабушка боялась, что горбоносого деда немцы примут за еврея, а после войны все боялись КГБ. Сибири они
избежали только потому, что деду вовремя посоветовали исчезнуть из Риги. Другим повезло меньше.
Я вспоминаю эти семейные предания потому, что за ту войну есть в чем покаяться не только легионерам. За них до сих пор кается
Германия - как и за русских легионеров-эмигрантов, за власовцев. Россия же так и не признала оккупации Латвии, официально не осудила
пакт Молотова-Риббентропа. И я уверена, во многом героизация легионеров питается этим непокаянием.
9 Мая наши ветераны начистят медали и выйдут на Парад Победы. Моего второго, русского, деда среди них не будет. Он никогда не ходил
на парады, потому что с зимы 41-го охраняет покой Синявинских болот. Его едва ли не безоружным бросили защищать подступы к
Ленинграду. Кого в том винить? Чьих легионеров? Да и сколько можно обвинять! Простые люди в знак примирения восстанавливают немецкие
кладбища. Немцы приезжают помянуть товарищей и вспоминают былое с русскими ветеранами. Латышские солдаты тоже имеют право помянуть
погибших друзей. Не с помпой, не как герои, а как участники той далекой трагедии, старые и больные. Все они - жертвы. Как были
жертвами политических игр 60 лет назад, так и сейчас их используют - и на том берегу, и на этом. За их счет так легко прослыть
патриотом. Новым легионером. А чтобы наконец закончить ту войну, нужен не только Парад Победы - нужно провести в сентябре Марш
Рядовых Второй мировой. В честь ее полного окончания. Вот только не знаю, где его нужно проводить. Может быть, как раз в Риге?