>... гимн лени и безделью? Или, напротив, как призыв "не прятаться от необходимого и неизбежного"?
смотрите, какой накал страстей родился из казалось бы прозрачных пословиц, приведенных Владимиром К. А мы все о "лаптях" каких-то. В отношении собственного фольклора (!) нету единого мнения.
>В отношении собственного фольклора (!) нету единого мнения.
------------------------------------------------------------
...Афанасий да Кирило забирают за рыло. Береги щеки и нос в афанасьевский мороз.
На Афанасия знахари изгоняют ведьм. Предание гласит, что в афанасьевские морозы ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья. Ведьма влетает в дом через трубу, но как только колдун заговорит печные трубы, посыпет на них золу из семи печей, так сразу весь дом и двор освободятся от ее проказ.
Кто до Афанасия не успел посвататься – до масленицы свадьбу не сыграет.
------------------------------------------------------------
Каким образом праведница Маремьяна (Мариамна) церковного календаря превратилась в народном месяцеслове а Меремьяну-Кикимору, сказать трудно. Уже в XIX веке кикимора представлялась в народе крайне своеобразно: как хозяйка избы, как жена домового или лешего, в виде уродливой старухи маленького роста или девки с длинными черными волосами, белым лицом и черными глазами; в одной из вологодских деревень рассказывали, что она "так мала и суха, что не выходит на улицу, боясь быть унесенной ветром".
"Кикиморой одноглазым" на Вологодчине называли камень с отверстием ("куриный бог"), который здесь подвешивали в курятнике для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора может жить не только в доме, но также в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике, в пустых строениях и даже в кабаке.
Чаще всего кикимора по мелочам вредит обитателям дома, иногда помогает хозяевам, предупреждает о надвигающейся беде - выходит из подполья или плачет.
"На святках рождает детей. Новорожденные вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, - это шулыканы"
-----------------------------------------------------