От Дмитрий Кобзев
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 25.04.2001 17:58:10
Рубрики Россия-СССР; Крах СССР; Школа; Глобализация; Война и мир; ...

Именно так!

Привет!

>Очень много говорилось о том, что часть учеников советской школы не успевала освоить программу. Между тем, важно не только (и, думаю, не столько) освоение программы в смысле навыков и умений, сколько в получении образа мира - структуры значимых тем, категорий и понятий.

Т.е. для общеобразовательной школы смысл ее деятельности - не в результате (умеет человек sin(2x) считать) - а в процессе!
Школа реализует свою функцию - воспитания человечесского в человеке (внедрение базовой системы этических ценностей общества, формирование основ мировоззрения, принятого в обществе) через инструментальные средства - процесс _обучения_, сливающийся в идеале с процессом _познания_, т.е. творчества.
> Как тут быть?
Уважаемый Сергей Георгиевич, вы могли бы указывать субьективную степень важности ваших реплик (и желательность отзывов), например пропорциональным числом плюсов в конце заголовка или еще как-то.
Ведь мы тоже не знаем, какая ваша реплика должна быть услышана в первую очередь.
С уважением, Дмитрий Кобзев

От А.Б.
К Дмитрий Кобзев (25.04.2001 17:58:10)
Дата 25.04.2001 18:19:33

Re: Так ли я понял?

Что "фундаментальные знания" - вешь второстепенная?
а "опыт общежития" - это главное?

От Дмитрий Кобзев
К А.Б. (25.04.2001 18:19:33)
Дата 26.04.2001 07:26:38

Re: Так ли...

Привет!
>Что "фундаментальные знания" - вешь второстепенная?
Я таких терминов не употреблял, поэтому может возникнуть непонимание.
Что понимать под фундаментальными знаниями?

Передача ученику суммы знаний, навыков и умений, пусть даже и в системном виде - не главная задача школы.

Главная задача - воспитание человеческого в человеке (в соответствии с базовыми этическими ценностями социума), эту роль кроме школы выполняет также семья и окружение.

В этом смысле школа - организатор "генетического воспроизводства общества".

Просто лучший метод (и, наверное, единственный - это важно!) такого "воспроизводства" в школе _традиционного_ государства - через организацию и направление _процесса_ системного познания мира, который своим результатом имеет, в том числе, накопление систематических знаний в голове ученика.

Лучший метод "генетического воспроизводства" современного общества в школе - организация и направление процесса максимальной атомизации личности через всемерное потакание "животному началу" в человеке и организацию искусственных "разрывов непрерывности" - мозаичное представление о мире, истории, обществе.
Т.е. и наша и "та" школа справляются со своими _главными_ функциями - но разными методами.

И самое больное, что попытки реформировать _нашу_ школу прикрываются "лозунгами" о лучшем достижении именно тех целей, на которые ориентирована наша школа.


>а "опыт общежития" - это главное?
С уважением, Дмитрий Кобзев

От А.Б.
К Дмитрий Кобзев (26.04.2001 07:26:38)
Дата 26.04.2001 10:19:32

Re: Значит не "ослышался".

Значит не "ослышался". Это не здОрово.


>Что понимать под фундаментальными знаниями?

Дык, как же, логика, арифметика с алгеброй, физика, химия... все то, на чем модель мироздания основана (оттого - фундаментальные :) и что позволяет дальше мыслить связно.

>Передача ученику суммы знаний, навыков и умений, пусть даже и в системном виде - не главная задача школы.
>Главная задача - воспитание человеческого в человеке (в соответствии с базовыми этическими ценностями социума), эту роль кроме школы выполняет также семья и окружение.

Вот тут проблема. Школа не должна быть "гавным определяющим" фактором в воспитании личности. По 2 причинам - 1. это весьма узкий и специфический срез общества - многое еще (по возрасту) непонятно. Потом - учителя, тоже бывают разными во взглядах на то какое общество - "правильное". К слову - до сих пор нет связной теории на этот счет, по крайней мере - не встречал ее :). К тому же - если указанное в школе "правильное" поведение не встречается в жизни ученику - а как раз с "неправильным" - он сталкивается на каждом шагу, то... в таком противоречии ученик (по возрасту) разовбраться сам не может... что для воспитания - фигово (объяснить внятно отчего взрослые ведут себя "наперекор" - ему никто не возьмется).
2.- в результате, если не дать вовремя "фундамента" - человек останется без связного мышления очень надолго, если не навсегда - станет тем самым "винтиком", для общества малополезным (каждому винтику треба "отвертка" его вкручивающая куда надо) и небезопасным (если втемяшится ему какая идея "социальной справедливости").

Так что - воспитание дело тонкое, и не след путать последовательность действий и возрастные рамки "работоспособности" этих действий.

От Дмитрий Кобзев
К А.Б. (26.04.2001 10:19:32)
Дата 26.04.2001 12:38:51

Так в чем возражения?.

Привет!
>Значит не "ослышался". Это не здОрово.
>>Что понимать под фундаментальными знаниями?
>Дык, как же, логика, арифметика с алгеброй, физика, химия... все то, на чем модель мироздания основана (оттого - фундаментальные :) и что позволяет дальше мыслить связно.
Совершенно верно. Но, знание фундаментальных предметов (процесс познания) - это не _цель_, а _способ_ сформировать модель мироздания в голове ребенка.

>>Передача ученику суммы знаний, навыков и умений, пусть даже и в системном виде - не главная задача школы.
>>Главная задача - воспитание человеческого в человеке (в соответствии с базовыми этическими ценностями социума), эту роль кроме школы выполняет также семья и окружение.
>
> Вот тут проблема. Школа не должна быть "гавным определяющим" фактором в воспитании личности.
А я как бы и не говорил, что она главный определяющий фактор в формировании личности.
Она главный фактор в процессе "генетического воспроизводства общества". Можно даже сказать, что семья и школа - равновеликие факторы.
В формировании личности главные факторы - семья, школа, окружение (улица).

По 2 причинам - 1. это весьма узкий и специфический срез общества - многое еще (по возрасту) непонятно. Потом - учителя, тоже бывают разными во взглядах на то какое общество - "правильное". К слову - до сих пор нет связной теории на этот счет, по крайней мере - не встречал ее :). К тому же - если указанное в школе "правильное" поведение не встречается в жизни ученику - а как раз с "неправильным" - он сталкивается на каждом шагу, то... в таком противоречии ученик (по возрасту) разовбраться сам не может... что для воспитания - фигово (объяснить внятно отчего взрослые ведут себя "наперекор" - ему никто не возьмется).
>2.- в результате, если не дать вовремя "фундамента" - человек останется без связного мышления очень надолго, если не навсегда - станет тем самым "винтиком", для общества малополезным (каждому винтику треба "отвертка" его вкручивающая куда надо) и небезопасным (если втемяшится ему какая идея "социальной справедливости").

Согласен.

>Так что - воспитание дело тонкое, и не след путать последовательность действий и возрастные рамки "работоспособности" этих действий.
Так в чем возражения?
Что главной задачей школы - воспитание человека, а не передача ему суммы знаний - вы согласны?
В этом деле - школа - не главная действующая сила - но важная.

С уважением, Дмитрий Кобзев

От А.Б.
К Дмитрий Кобзев (26.04.2001 12:38:51)
Дата 26.04.2001 16:00:00

Re: Так в...

>Совершенно верно. Но, знание фундаментальных предметов (процесс познания) - это не _цель_, а _способ_ сформировать модель мироздания в голове ребенка.

Единственно известный рабочий способ :)


>Что главной задачей школы - воспитание человека, а не передача ему суммы знаний - вы согласны?
>В этом деле - школа - не главная действующая сила - но важная.

Нет. передача суммы знаний (и логики, логики! :) перевешивает возможности "воспитания". На мой взгляд.
Ибо без первого - не будет достигнуто другое.


От Дмитрий Кобзев
К А.Б. (26.04.2001 16:00:00)
Дата 26.04.2001 16:23:47

Главный способ...

Привет!
>>Совершенно верно. Но, знание фундаментальных предметов (процесс познания) - это не _цель_, а _способ_ сформировать модель мироздания в голове ребенка.
>
>Единственно известный рабочий способ :)
Главный, так скажем :).
Есть еще дружба, любовь, чувство товарищества и т.д.


>>Что главной задачей школы - воспитание человека, а не передача ему суммы знаний - вы согласны?
>>В этом деле - школа - не главная действующая сила - но важная.
>
>Нет. передача суммы знаний (и логики, логики! :) перевешивает возможности "воспитания". На мой взгляд.
>Ибо без первого - не будет достигнуто другое.
Согласен, но цель - именно достижение второго.
Т.е. цель школы - не передача суммы знаний.


С уважением, Дмитрий Кобзев