От Георгий
К C.КАРА-МУРЗА
Дата 24.04.2001 15:28:48
Рубрики Россия-СССР; Либерализм; Школа; Культура; Война и мир; ...

Ссылка по образованию. "СПб Ведомости"

http://www.spbvedomosti.ru/2001/04/24/school.shtml

Государственное образование по прейскуранту

Памятка для современного школьника: отправляясь на урок, не забудь про кошелек

В течение нескольких лет государство поэтапно отрекается от своего детища — средней школы. В середине 90-х федеральное правительство разрешило оказывать платные услуги и привлекать спонсорские средства в сфере общего образования. Таким образом было официально признано: школе не хватает бюджетных денег. А детям — знаний, предоставленных на эти деньги.Полтора года назад президентский указ о создании попечительских советов поставил точку в этом процессе. Государство заявило, что практически не способно обеспечить средней школе сколько-нибудь сносное существование. И даже не в состоянии сдерживать рыночный разгул в данной области. Эти функции возложены на новый орган общественного финансового контроля — попечительский совет.

Хорошие оценки за хорошие деньги

Сколько стоит современное компьютерное оборудование для занятий десяти учеников? Ровно столько, чтобы обучить одну нерадивую бездарь в старших классах и выдать ей приличный аттестат. Такую мзду в виде благотворительного подарка внесла мама двоечника, которого педагоги не хотели брать в десятый класс. Они, конечно, не имели права официально отказать в переводе. Однако реальные способности подростка таковы, что о благополучном окончании старших классов не могло быть и речи. Поэтому мама пошла ва-банк.

Еще пример. После двух лет учебы в «элитной» гимназии юноша был вынужден перейти в простую школу. Как хронически неуспевающий даже по программе, не говоря уже о дополнительных предметах. В школе способности парня оценили с точностью до наоборот, тройки для него стали редкостью. «Феномен» объясняется так. В гимназию мальчика приняли «по прописке». Материальный уровень семьи резко не соответствовал финансовым запросам учреждения. Но отчислять «злостного неплательщика» по этой причине закон не разрешает. Так что пришлось искать другой способ.

— Негативная система привлечения родительских денег, вынужденно созданная в середине девяностых, сегодня оборачивается бедой, — считает директор одной из школ Центрального района Вячеслав Морозов. — Не редкость, когда действует даже такая, на мой взгляд, уродливая, но официально оформленная схема: «родитель Иванов оказывает учителю Николаевой спонсорскую помощь». Впоследствии спонсоры зачастую приходят в кабинеты к учителю, завучу, директору и требуют отдачи от вложенных денег. В виде завышенных отметок, изменения расписания, решения конфликтных ситуаций в пользу своего ребенка, отчисления одноклассника, дурно на него влияющего, увольнения неугодного учителя...

С другой стороны, без материальной помощи родителей школе не обойтись. Ведь государственного финансирования хватает лишь на скудную бюджетную заработную плату педагогическому составу. А спонсоры со стороны нынче большая редкость. Давно не секрет и то, что уровень бесплатных знаний не дотягивает до современных требований.

— Фактически во всех школах, где есть дополнительные услуги, классы компьютеров, иностранный язык, углубленная подготовка в старших классах, родители охотно идут на дополнительные расходы. Да, это система поборов. Однако именно в такие школы стоит очередь желающих, — утверждает заместитель министра образования России Виктор Болотов.

Действительно, среди петербуржцев много тех, кто согласен вкладывать в образование детей как можно больше средств. Однако немало и таких, кто из-за бедности не может выделить ни копейки.

— Материальное неравенство учеников одна из самых болезненных язв современной школы, — продолжает Вячеслав Морозов. — В основном, естественно, страдают малоимущие дети и родители. В так называемых элитных гимназиях их нередко делают изгоями.

Хотя, по закону, пользование дополнительными услугами — дело добровольное, но попробуй примени этот принцип на практике. Труд гардеробщицы, охранника или уборщицы не разделишь на части. Если, допустим, родители решили, что для лучшего усвоения школьной программы детям нужны компьютеры и спортивные тренажеры, заниматься на них будет весь класс. Те же, кто не «скидывается» наравне с остальными, становятся объектами общего недовольства и даже презрения.

Впрочем, деньги, как известно, имеют свойство портить любые отношения, в которые они проникают. Не только между одноклассниками или их родителями. Но между семьями и педагогами — тоже.

Инспектор, помогите...

В 1999 — 2000 году в инспекцию при комитете по образованию городской администрации поступило 466 жалоб, из которых 104 — по вопросам финансово-хозяйственной деятельности школьной администрации. 54 жалобы подтвердились. Учитывая, что помимо городской инспекции люди обращаются в двадцать районных отделов образования, эта цифра весьма впечатляет. Но и многократно умноженная, она не отражает реальной картины.

По словам начальника ревизионно-контрольного отдела инспекции Людмилы Киселевой, жалуются в основном на принудительный сбор денег, угрозы в адрес неплательщиков, обязательные «вступительные» взносы при зачислении в школу.

— Чаще всего доказать подобные факты невозможно, — говорит Людмила Павловна. — Школьная администрация показывает нам стопку однотипных заявлений, предположим, такого содержания: «Прошу принять в фонд школы благотворительный взнос в размере 12 тысяч рублей». Получается, никто никого не принуждал.

Проверить расходование средств, собранных таким образом, родители не могут. Ведь они даже не знают, какова сумма общих взносов, их количество. Уличить кого-либо из администрации в присвоении денег тоже вряд ли возможно. Для этого абсолютно все школьные «благотворители» должны принести квитанции об уплате взносов. Едва ли такое возможно. Да и не идут родители на открытую конфронтацию с дирекцией. Поскольку вслед за этой «крайней мерой» чаще всего следует вынужденный переход ребенка в другую школу.

Тем не менее кое-что инспекторам все же удается. Вот лишь некоторые факты финансовых нарушений. В одном из престижных лицеев обнаружены необоснованные выплаты сотрудникам в размере 85.479 рублей, в том числе директору — 7537 рублей. И «по мелочи» — переплата компенсации на приобретение книгоиздательской продукции в сумме 2111 рублей.

Директор другого учебного заведения уволен за то, что выплатил из внебюджетных средств 117.517 рублей за несуществующие ремонтные работы (то есть положил эти деньги в карман), купил на казенные средства путевку для дочери и списал (читай — продал) бензин на сумму 11.551 рубль.

В этой рыночной кутерьме есть и комичные эпизоды. «Восьмой класс нашей школы на уроках истории и географии делят на две группы, называют это дифференцированным обучением и требуют, чтобы мы за это платили 50 рублей в месяц. Что делать?» — спрашивают родители. Вообще-то, специалисты советуют почаще заглядывать в Правила предоставления платных услуг, изданные вслед за соответствующим приказом в 1999-м году. Но при этом констатируют, что жизнь от этих правил бывает далека.

Переходящее знамя финансового благополучия

Повторим, что надежды сделать школьную коммерцию прозрачной и законной возложены теперь на попечительский совет. Вся внебюджетная бухгалтерия должна находиться в совете. Ему же подчиняется кассир — лицо, ответственное за сбор денег.

Кроме того, предполагается, что отныне папа-спонсор пойдет стучать кулаком не в учительскую или кабинет директора, а на заседание попечительского совета. И это умерит его притязания.

— Совет знает обстоятельства жизни всех учащихся, — дополняет замминистра образования Виктор Болотов. — Он садится и решает, кого мы вообще освобождаем от платы, а с кого возьмем по максимуму.

На слух идея неплохая. Но почему-то директора петербургских школ не торопятся воплощать ее в жизнь. Из десяти школ, которые мы обзвонили наугад, лишь в одной существует новая структура. Кто-то считает, что нелепо отдавать бразды правления нескольким непрофессионалам. Кому-то эта затея кажется просто бессмысленной. А кто-то не хочет терять финансовую вседозволенность.

Впрочем, состоящий из трех человек, собирающийся на заседания раз или два в квартал — может ли такой общественный орган справиться со школьной коррупцией, действительно вникнуть в семейные обстоятельства всех учеников? Думается, едва ли. Тем более что государство провозгласило: внебюджетных, то есть родительских, спонсорских денег в школе должно быть как можно больше! И даже соответствующее соревнование учредило.

В городском комитете по экономике и промышленной политике пояснили: оказывается, районы Петербурга состязаются по социально-экономическим критериям. В перечне этих критериев — размер внебюджетных средств, привлеченных на образование, по отношению к бюджетным. Иными словами: чем больше родительских и чем меньше государственных денег в школах, тем лучше общие показатели района.

Так как же поступать отдельным родителям, чтобы отношение к их ребенку не зависело от толщины семейного кошелька? Наверняка — искать школу, где администрация к подобным проблемам относится с пониманием и новый «государственный почин» не поддерживает. Такие школы и такие директора пока существуют.

А вообще-то жизнь показывает, что в петербургской школе полным ходом идет процесс дифференциации по материальному признаку. Бедные — к бедным, богатые — к богатым. Так же, как и во всем обществе.

Наталья Анисимова