>А здесь, похоже, вступает "солидарный" принцип №2: "Кто не работает - тот не ест" (за исключением нетрудоспособных).
Так это гарантированно условиями солидарного общества.
>Любая система состоит из кнута и пряника.
Ну и дальше? Кнутом вы меня заставите работать чуть лучше чем, худший работник. А как вы меня побудите стремится работать лучше?
>Есть стимулы и есть принуждение (экономическое или административное, или и то и другое). Вопрос только в их сбалансированности. Баланс зависит от условий (в т.ч. колическтва "пряников"), но есть и критерий разумности - "голое" принуждение явно не подходит для инновационной деятельности. Соответственно, для "инноваторов" надо больше "пряников", а остальным, получается, достанется больше "кнута" (пока "инноваторы" не пидумают, как всех "пряниками" обеспечить). Вот это и есть самое неприятное - как ни крути, а кому-то "вершки" и кому-то "корешки" на обозримую перспективу. И трудно предсказать, в какой группе окажешься сам. Для многих легче переносится "переходный период" - муторно и неясно, но сохраняются какие-то надежды (или иллюзии).
Уже лучше. Значит думайте, как увеличить долю реальных инноваторов, по сравнению с СССРовской.
>Ну и дальше? Кнутом вы меня заставите работать чуть лучше чем, худший работник. А как вы меня побудите стремится работать лучше?
Если Вы, скажем, канаву копаете - этого достаточно. А если программу пишете - недостаточно. Значит, для деятельности, требующей инноваций, в любом случае нужны пряники. Если пряников много, то можно и "рытье канавы" стимулировать пряниками. А если мало, то их полностью слопают "программисты", а "землекопам" - "голое" принуждение. Когда "программисты" (или "ученые") придумают, как пряников больше сделать, "землекопы" тоже переводятся на пряники, а кнут отправляется в музей (или остается только для злостных правонарушителей).
Сейчас - переходный период. За счет "проедания" инфраструктуры "пряники" достаются разным категориям (хотя и в разном количестве), а окончательно закрепиться в роли "землекопа" (которых вначале будет большинство), потеряв в обозримом будущем надежду на пряник, никому неохота. Тем более в стране, где у большинства есть полное среднее, а то и высшее образование. Потому люди и "прячут глаза", по выражению С. Кара-Мурзы.