"...под «православием» в этом контексте я понимаю, естественно, не веру, не Церковь, не совокупность догматов и даже не традиционный обиход, а наше соплежуйское церковное «общество», состоящее из паразитических и паразитирующих «членов»".
Очень верно подмечено. Особенно о нынешних "православных". Подавляющее большинство наших мп-шных "православных", а точнее православствующих мужичков, как это не обидно, самые настоящие соплежуи и трусы. Я в свое время, пока не вышел из МП сообщества, несколько лет пытался их расшевелить, объединить, то в общину, то в братство, да все без толку. Только нервы потрепал да недоброжелателей нажил. Они такие же индивидуалисты, как и неверующие, но только более безответственные, трусливые и бестолковые. Трусливые не в смысле боящиеся всего и вся, хотя и таких там немало, но боящиеся любой ответственности. Эти люди бегут от всякой ответственности, будь то за судьбу своего народа и Отечества, будь то за судьбу собственных детей. Бегут в церковь, чтобы свалить ее на священника и на Бога, и некими "религиозными" принципами оправдать свою чмошность. Сколько раз приходилось наблюдать, как иные мужички, придя в церковь с детьми, даже за поведение своих отпрысков не способны или не желают отвечать. Отпрыски носятся по храму, как по детской площадке, мешая всем, зато родитель стоит и истово "молится" не обращая ни на кого внимания и ничего не замечая. Не выдержишь, дашь такому мелкому разгильдяю затрещину, приструнишь, на что родитель, если заметит, благосклонно кивнет, мол, вот видишь, надо было хорошо вести, а самому и голову не придет, что это его непосредственная обязанность, следить за тем, чтобы его дети никому не мешали и хорошо себя вели. Наблюдаешь за такими папашами и их детишками и видишь, что пока родитель регулярно посещает храм, участвует в таинствах, из ребенка вырастает совершенно непослушное и неуправляемое существо, ничем не отличающееся от детей у неверующих родителей, а порой и хуже. Даже священников не обходит подобная участь.
Приведу один пример, характеризующий одну из сторон поведения таких вот православствующих мужичков:
До выхода из МП я относительно регулярно посещал храм, во всяком случае воскресных и праздничных служб не пропускал. Но по причине того, что не люблю толкотни, по возможности старался ездить на службы в небольшой монастырь на окраине города. Там даже на Пасху и Рождество не бывало особой давки. Одна беда, местная шпана, как по возрасту, так и по наклонностям, под предлогом "поставить свечку" собиралась туда на Пасху и Рождество потолкаться, погреться и поболтать со знакомыми.
Приехав в первый раз на ночную Пасхальную службу в монастырь я был поражен и возмущен поведением немалого количества подростков от 12 до 19 лет, неизвестно зачем, да еще и навеселе пришедшими в церковь. Вся эта публика, как мужского, так и женского пола вела себя совершенно развязано, громко разговаривала, сновала туда сюда по храму, толкалась и даже хамила возмущающимся их поведением прихожанкам. Но еще более я был поражен поведением мужской половины верующих, которая как бы ничего не замечая, упорно старалась "сохранять мир в душе" и "молиться".
Будучи человеком, не склонным к "долготерпению", я попытался мобилизовать более крепких и вообще знакомых мужиков, чтобы сообща навести порядок в храме. Однако моя инициатива не вызвала одобрения у на наших "верующих". Кто-то говорил, что нельзя этого делать без благословения. Кто-то фантазировал на тему, а вдруг на кого-то из этих молодых людей снизойдет озарение и они обратятся к Богу. Кто-то рассуждал на тему, что каждый имеет право... А кто-то, и вовсе ничего не объясняя, игнорировал мое предложение. В конечном итоге, пришлось мне попросить помощи у двух омновцев, пришедших не по службе, а перед командировкой в Чечню поставить свечки за себя и своих товарищей. Они не были глубоко "православными" и, возможно, заходили в церковь только раз в году, но им не было чуждо представление об элементарном порядке и чувство уважения к святому месту. Так втроем, примерно за полчаса мы немного разогнали распоясавшуюся шпану и храме стало на много тише и просторнее.
Уже в последующие годы, собираясь на Пасхальные и Рождественские службы в монастырь, я предварительно собирал не менее десятка наших молодых бойцов, многие из которых были еще далеки от веры и церкви, чтобы они поддерживали порядок в храме. Ребятам это занятие нравилось, некоторые, таким образом, приобрели интерес к православию, а в последствии приняли крещение. Монашки и прихожанки были довольны и благодарны нам за такую помощь и после службы всегда звали нас на трапезу. Только вот не один из мужичков-прихожан за несколько лет такого дежурства к нам не присоединился и не предложил свою помощь.
Да и чего можно ожидать от этих мужичков, когда и иные священники не особо одобряли такую нашу инициативу. Одному из таких "батюшек", помнится, дали послушать кассету с записью сербской службы. Не понравилось, "слишком воинственно", по его мнению, сербы служат. Видимо, нужно служить так, чтобы даже Пасху создавалось впечатление, что кого-то хоронят. Что ни говори, а характер священника проявляется во всем, даже в характере богослужения. А на качество паствы он влияет самым непосредственным образом. Как говорится, "каков поп, такой и приход". Поэтому не думаю, что проблема тут только в "мужичках", несмотря на всю их несостоятельность. Проблема, прежде всего в духовенстве, которое и подбирает, и формирует паству такой, какой она ему, этому духовенству, удобна. А нынешнему МП-шному, как раз и нужны такие чмошные - робкие, нерешительные, безответственные индивидуалисты.