От Георгий
К All
Дата 22.04.2001 20:53:51
Рубрики Катастрофа; Школа; Культура;

История в гимазии Лурье. Вот ей-богу, не вру!

Сейчас по "Радио России" слушаю про гимназию Лурье. Про урок истории. Меня чуть кондрашка не хватила, право.
(или может, все это пародия? Да нет, вроде.)

Записывающей аппаратуры у меня нет, а тот гад говорил быстро. Ну, воспроизведу что смогу.

"...- В 1917 году граница от Петербурга (или Петрограда) проходила очень близко. С севера были финские солдаты, с запада, где Нарва, наступал Юденич, с юга наступали немцы (они заняли Псков), поэтому Ленин решил, что Советскому правительству, ну, Совету Народных Комиссаров, находиться в Петербурге опасно. И правительство переехало в Москву. Когда еще в истории столица переносилась в Москву. (Детский голос - "При Петре II"). Да, правильно...
Петербург стал городом-призраком. Знаете, есть такие горожа-призраки в Латинской Америке? Ну, скажем, золотодобытчики основывают город, а потом золото кончается, люди уходят, и вот дома разрушаются, по городу ползают анаконды, скачут зеленые обезъяны (детский смех).. Ну да, зеленые, это же в Бразилии! Только один какой-нибудь индеец живет там и грустно смотрит на разруху.
Вот таким городом-призраком стал и Петербург. Только в Бразилии хорошо, там солнышко и обезьяны, а тут холодно и только крысы. И люди несчастные. Интеллигенция переехала в Москву, потому что там, где правительство, там есть работа, хозяева уехали. В порт не заходил ни один корабль...
Ну вот. Большевики хотели установить свои порядки. Делали они это очень жестоко. В июле 1918 года царя, сосланного в Сибирь, и его жену, всех его детей, и слуг расстреляли по приговору Уральского Совета. Те русские офицеры, которые с этим не согласились, организовали Белую Армию, и в стране началась гражданская война. Гражданская война - это война, уоторая идет внутри общества, русские воевали с русскими.
С юга наступал генерал Деникин. Де-ни-кин. А в с востока - Верховный правитель Колчак. Написали? Кол-чак.
Теперь Я должен Вам сказать, что большевики умели наводить поряок железной рукой, расстреливая людей, но они абсолютно не знали, как накормить народ. Придумали карточки. Что-то продавать было запрещено. Тех, кто пытался расплачиваться старыми деньгами, могли расстрелять. Вот представьте себе, человеку что-нибудь нужно, а ему говорят - мы дадим Вам кулек пшена, штанину от брюк (детский смех) и 20 грамм масла. Того, кто хоткл больше, могли назвать буржуем и расстрелять.
Первым это надоело кронштадским матросам, как раз тем, что делали революцию в Петербурге. Они подняли восстание. Не хотим, говорят, большевиков, уходите вон. К ним присоединились жители Васильевского острова, те, что живут на западе, ближе к Кронштадту. Кто скажет, где находится Кронштадт? (Детский голос: "На острове Котлин!") Правильно.
Большевики решили подавить Кронштадт. Сделать это было трудно, потому что матросы умели воевать, а на льду окопов не сделаешь. Только с третьего раза удалось взять Кронштадт и расстрелять участников мятежа.
Итак, в Гражданской войне победили красные. Но Ленин был человек хитрый. Он подумал: Россия -деревенская страна, вдруг крестьянам что-нибудь не понравится, и они кэ-э-к пойдут на большевиков (ожиивление в классе)! Он решил ввести новую экономическую политику - НЭП. Николай, Эрнест, Петр - записали?
О ней поговорим после перерыва. А сейчас попрошу Вас как можно больше двигаться и как можно больше шуметь...

(Продолжение следует.)


От Владимир К.
К Георгий (22.04.2001 20:53:51)
Дата 23.04.2001 12:12:21

Что это была за передача (по стилю)?

"Радиоурок"? Обзор методик преподавания истории? Передача для детей?

Такое надо ещё постараться придумать (в т.ч. форму подачи материала)! Сколько там зайцев сразу убивается?!!!

Да ещё на всю страну!

От Георгий
К Владимир К. (23.04.2001 12:12:21)
Дата 23.04.2001 13:15:38

Знаете, что еще меня насторожило?

И мой дедушкак тоже обратил внимание.
Что некоторые "детки", отвечавшие на уроке, по голосу, если внимательно вслушаться, были постарше 5-го класса (мягко говоря). Я тоже пробовал вслушиваться, и у меня определенного мнения не сложилось.

Не является ли это все просто провокацией? Но в передаче никакого намека на "хохму" не было. И сейчас не 1 апреля.

И кстати - Товарищ Рю, как видите, ничего ужасного в этом не видит и считает, что нам самим в 5-м классе рассказывали не лучше. Да и Борисыч особо не обратил внимание, как я посмотрю.

От А.Б.
К Георгий (23.04.2001 13:15:38)
Дата 23.04.2001 15:26:23

Re: Ну рассказывали, в том же ключе...

но со сдвигом фаз 180...
С тех пор - немного подразобрался с тем что и как было. Хоть и не до конца. Смутное время - всегда тяжко "раскапывается". Эмоциональныеы неполные взаимопротиворечащие "воспоминания"... а нормальных свидетельств - крохи...

Но "историков" - всегда не любил.

От Георгий
К А.Б. (23.04.2001 15:26:23)
Дата 23.04.2001 15:35:23

Так и знал, что от Вас это услышу. Но откуда у Вас уверенность такая, что

... "подразобрались"?

Кстати, ВСЮ ШКОЛУ классными руководителями моего класса были историки. Так что я знаю, о чем говорю. Откровенной, НАРОЧИТОЙ вульгаризацией они не занимались.
И нечего тут - "сдвиг фаз". :-(( Это называется - "крыша поехала", во всех смыслах!!

От А.Б.
К Георгий (23.04.2001 15:35:23)
Дата 23.04.2001 16:07:43

Re: Растешь, Георгий. Уже модельку моего мировоззрения имеешь. Хвалю!

Бум теперь ее править.

Говорили именно так, без патетики особой (хотя - вру - одна особа, с патетикой, о ней - чуть позже) "в правильном ключе". Меня сразу заинтересовало то, что "правильность ключа" - данность и копания в "ключе" идут по рязряду "низзя"! А я - вредный :) копался, неувязочки-то видны уж были...
Так вот вся эта "история" и "обществоведение" - жуткий ненаучный суррогат. За что и поплатились, всем строем.

Да, дама - как-то заявила, когда Рональду (тому что Рейган) один шиз вбухал пару пуль. Ильич, помнится - послал Рональду телеграмму-соболезнование, так дама - на дыбы встала "как он смел" - мол врагу соболезнования, надо было - "жаль что не убили"!
Так-то вот...а учить должны "человечности", если не духовности....

От Георгий
К Владимир К. (23.04.2001 12:12:21)
Дата 23.04.2001 12:37:48

Владимиру. Сейчас расскажу подробнее.

>"Радиоурок"? Обзор методик преподавания истории? Передача для детей?

>Такое надо ещё постараться придумать (в т.ч. форму подачи материала)! Сколько там зайцев сразу убивается?!!!

>Да ещё на всю страну!

Видите ли, это было, как я понял, о новом образовании. Не радиоурок, а "демонстрация".
Вначале сказали - есть, мол, такая гимназия (в Питере, как я понимаю) - отец-основатель ее Лев Лурье.
Рассказывается - вот, мол, там обязательно изучается 4 языка, в т. ч. мертвые - латинский, древнегреческий и пара живых. Кто хочет, иожет брать еще. Воспитывается дух корпоративности и прочее.
С интервалом в три минуты рассказ прерывался музыкой "Гаудеамус игитур" - "классика", стало быть.
Я до поры до времени особо не вслушивался.
Но когда пошел урок истории, я просто обалдел. Старался вслушиваться внимательнее, чтобы как можно больше запомнить и рассказать здесь. Манера рассказа была "чисто-конкретно" - надеюсь, Вы понимаете, - чтобы ребятам скучно не было. И им действительно не было скучно - еще бы!
Урок истории (помимо большого в 5 мин. перерыва) с интервалом в 5 минут (на радио, конечно) прерывался революционными песнями и песнями гражданской войны ("Интернационал", "Красная Армия всех сильней", "Проводы", "Марш Буденного") в издевательской интерпретации (смена гармонии, ерническая инструментовка - тоже, думаю, понимаете).
После упоминания о безбрежной власти Сталина урок кончился. Я, чтобы не забыть, мигом к компьютеру и написал участникам Форума. И написал-то я не все - кое-что вроде помнится, но никак не "вписать", чтобы было последовательно. Впечатление было такое, как будто дед на завалинке рассказывает ребятишкам про свои подвиги (упоминалось про болезнь гражданской войны - тиф, которая разносилась "вшой", именно так, а не "вошью" - вот тебе и классическая гимназия!)

После такого "урока", услышанного мною собственными ушами, я понял, что в наше время устраняться от образования собственных (а пожалуй, что и не собственных) детей - просто преступление. У моей знакомой младший брат тоже учится в 5-м классе, так им рассказывают про меню купца, про платья барышень и про то, как плохие революционеры взорвали бомбой царя. Про Октябрьскую революцию - нет.

От Владимир К.
К Георгий (23.04.2001 12:37:48)
Дата 23.04.2001 13:00:07

Спасибо, Георгий! Если устраняться от участии в образовании детей

(своим ребенком тут никак не отделаешься!) - никакие меры по восстановлению государства и экономики не помогут! Это мое убеждение.

После возможной катастрофы, без заблаговременно принятых мер в области образования - получим общество в состоянии, как в фильме "Водный мир" (утрирую, конечно, но...).

От Георгий
К Владимир К. (23.04.2001 13:00:07)
Дата 23.04.2001 13:10:52

К сожалению, фильма не видел :-((( (-)


От Владимир К.
К Георгий (23.04.2001 13:10:52)
Дата 23.04.2001 13:46:27

От не очень давно прошел по первому каналу...

но, его с успехом заменит в качестве иллюстрации любой другой амер. фильм, где изображается общество после катастрофы (по "западным" представлениям). Если отстроиться от "изюминки" каждого фильма (определяется типом катастрофы :-)), то в основе будет изображение жизни общества в условиях, где "пейзаж" определяют конкурирующие за скудные ресурсы банды, терроризирующие нищее, деградировавшее население. Ну, и артефакты погибшей "цивилизации", разумеется.

От Георгий
К Владимир К. (23.04.2001 13:46:27)
Дата 23.04.2001 13:54:38

Ясно. В общем-то, я такие фильмы видел. Спасибо. (-)


От А.Б.
К Георгий (23.04.2001 12:37:48)
Дата 23.04.2001 12:46:05

Re: Ага. В тему :)

Тут один той "обучаемый" с удивлением для себя открыл - что он школьного курса физики не знает, хотя отметки - 4 и выше. Еще большее удивление у него вызвало то, что этот школьный курс физики с трудом умещается в 3 пухлых тома :)

Нельзя устраняться от обучения, нельзя...

От Георгий
К А.Б. (23.04.2001 12:46:05)
Дата 23.04.2001 13:02:52

Что не знает = это не удивительно.

Вряд ли вообще кто-то знает, кроме учителей :-)))

Но дело не в этом, а в том, как детей приучают относиться к тому или другому.

От А.Б.
К Георгий (23.04.2001 13:02:52)
Дата 23.04.2001 14:02:30

Re: Но - печально.

В целом - не удивлюсь, если и учителя не знают бльше, чем способ решения типовых задач того же учебника.

От Товарищ Рю
К Георгий (22.04.2001 20:53:51)
Дата 23.04.2001 00:11:45

Re: История в гимназии Лурье

Какой класс рассматривается?

От Георгий
К Товарищ Рю (23.04.2001 00:11:45)
Дата 23.04.2001 09:14:10

Класс гимназии - пятый.

А насчет нашей школы - это Вы зря.
Человек, привыкший воспринимать историю как грязный анекдот, может оказаться неизлечимым.
Упоминание о Зиновьеве и Крупской - no comments. (Мамой клянусь, это не я придумал!!) Такого ни в дореволюционной гимназии, ни в советской школе и представить невозможно было.

От Георгий
К Георгий (22.04.2001 20:53:51)
Дата 22.04.2001 21:11:26

Продолжение урока истории в гимназии Лурье

В конце перерыва я Вам сказал, что сйчас будем говорить про НЭП.
Итак, за границей оказалось много знаменитых русских людей: писателей, художников, музыкантов (перечисляются фамилии).
Удивительно, но при НЭПе страна стала потихоньку подниматься.
А Ленин стал хворать. Он помер в начале 1924 года. Много людей хотело проститься с Лениным. А тогда самолетов не было, и поезда плохо ходили. Ленин мог испориться до того времени, пока все, кто хотел, простились бы с ним. И большевики обратились к специальным врачам - патологоанатомы. Сказали им - "Патологоанатомы, сделайте так, чтобы Ленин сохранился надолого". И они сделали из его тела мумию. Сначала спросили у его вдовы - большевички Крупской. Она сказала: "Вообще-то я хотела бы, чтобы Ленина похоронили в земле". Но ее не послушали, сказали: "Глупая старуха, что ты понимаешь!" И из Ленина сделали мумию и поместили... куда? Как это по-гречески назчвается? (Дети хором: "Мавзолей!") А кто-нибудь из Вас был в Мавзолее? (Девочка: "Я была и видела Ленина. Он похож там на куклу, а не на человека. Говорят, сделали так, что у него растут ногти и волосы" - Смех в классе.)

После смерти Ленина большевики стали думать - кто из них станет во главе страны, чтобы ее удержать и народ не взбунтовался?
Троцкий - он был важный такой - говорит: "Я буду! За мной армия!" А Зиновьев - "нет, я буду! Я с Лениным в шалаше был, и Крупская подтвердит, что я к ней ночью хорошо относился!" Так ни до чего не договорились. Но такой человек нашелся. Фамилия его была Сталин. Еще в революцию 1905 года он возглавлял группу, которая грабила банки и добывала деньги для партии, так что убить человека ему ничего не стоило.
Однажды собрались они кружок, пьют, играют в карты, и стали спрашивать друг друга, что каждый из них больше всего любит. Сталин сказал (пародирует грузинский акцент, дети смеются): "Я люблю, что мэня адын человек абидит, я через много лэт этому чэлавэку атамщу, а потом спат пайду".
И в конце 20-х гг. у страны бвл один начальник - Сталин. У него было столько власти, сколько никогда не снилось ни Ленину, и даже никакому царю.
Об этом времени продолжим на следующей неделе."

_____________
Я не все запомнил, но что запомнил, передал практически дословно - слава богу, склерозом пока не страдаю.
Ну как, ясно, что это - мозаичное образование? (В ЭЛИТАРНОЙ ШКОЛЕ)
Пусть ответит тот, кто считает, что когда-либо в советское и дореволюционное время история преподавалась на таком уровне. И даже с пошлостью (помните замечание насчет Зиновьева и Крупской)?