От Сергей Вадов
К И.Л.П.
Дата 09.02.2005 19:48:56
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Важная роль исторических мифов

> при чем здесь тиражирование исторических мифов, тем более оскорбительных? Какую они могут сыграть воспитательную роль? По-моему, только негативную.

состоит в том, что во взрослой жизни подросшему ребенку не раз придется столкнуться с правдоподобной ложью из выглядящего авторитетным источника. И если ребенок будет с детства приучен сравнивать данные разных источников, ему это только поможет.

Конкретно: ясно, что если уроки истории по очереди ведут 2 человека с противопложными взглядами, то каждому дети будут задавать вопросы о расхождениях. И если один воспользуется недостоверными данными в важном вопросе, то другой притащит документ из архива, и положит первого на лопатки. Опыт проживания такой ситуации - чрезвычайно важен для воспитания личности ребенка. В моей системе ценностей - заметно важнее, чем точное знание даты Куликовской битвы.

Кроме того, основная проблема - не в заведомой лжи (ее опровергнуть относительно легко), а в том, что правда бывает разная. И рассказывая какую-то историю (показывая фотографию, включая песню), учитель или автор учебника отвечает не только за то, что рассказанное - правда, но и за то, что рассказанная история была типичной для данного времени, а это - гораздо более трудно проверяемое утверждение. Даже сообщая только правдивые факты, искусственным их подбором можно нарисовать совершенно неверную картину действительности. Это непросто осознать, и лучший способ (во всяком случае, для ребенка) - на практике.

С уважением,
Сергей Вадов

От И.Л.П.
К Сергей Вадов (09.02.2005 19:48:56)
Дата 10.02.2005 13:58:45

Re: Вы смешиваете разницу во взглядах и искажение фактов (ложь)

Факты не зависят от разницы во взглядах. К ним можно по разному относиться (как ни дико, но есть люди, которые одобряют, например, действия Гитлера и т.д.), но сами факты искажать нельзя. Какие-либо адекватные оценки можно делать только на основе реальных фактов. Если человеку сообщают недостоверные факты, он превращается в пешку в руках манипуляторов.

От Сергей Вадов
К И.Л.П. (10.02.2005 13:58:45)
Дата 12.02.2005 17:16:44

Но как отличить достоверный факт от недостоверного

иначе чем заведя привычку по каждому вопросу выслушать 2 конкурирующих источника?

Я рассказал об этой дискуссии на форуме коллегам, один рассказал про юридическую ситуацию с экспертизой - в СССР, если суду нужна специальная информация, назначался эксперт, который проводил исследование и докладывал ответы на поставленные вопросы. В США принято по-другому: каждая из сторон привлекает своего эксперта, ибо считается, что эксперт в принципе не может быть независимым, и чтобы суд получил полную картину, нужно, чтобы выступили граждане, замотивированность которых противоположна.

Есть еще одна история подобного рода - когда у СССР ухудшились отношения с Китаем, в СССР резко сократили количество школ с преподаванием китайского, изъяли изучение трудов Мао Цзедуна и других китайских товарищей из программы ВУЗов, изъяли сами труды из общедоступных библиотек, газету Жэньминь Жибао стали давать только по разрешению и т.д.

Когда у США ухудшились отношения с Китаем, в США срочно допечатали труды китайских товарищей, включили их в программу (некоторых) высших учебных заведений, развели какие-то негосударственные фонды, способствовавшие интеграции этнических китайцев в общество США, увеличению числа знающих китайский (и отчасти уйгурский) граждан США некитайского происхождения и т.д.

Это отличие мне кажется важным.

Сергей Вадов

От И.Л.П.
К Сергей Вадов (12.02.2005 17:16:44)
Дата 14.02.2005 11:48:18

Re: Не верить наслово

Лгать могут иногда и оба "альтернативных источника", создавая "информационный шум".

Соответственно, надо обращать внимания на то, чем доказываются факты. Если ничем (или доказательства крайне сомнительны), такой источник для себя лучше "отключить". Формально, он может сообщить и какой-то правдивый факт, но он будет утоплен в море фальшивых "фактов". Такая смесь правды и лжи - самое худшее. А, скажем, для детей в школе - просто кошмар.