От IGA
К Администрация (И.Т.)
Дата 31.01.2005 17:16:33
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Монетизация льгот и приватизация образования

http://www.1917.com/Actions/DoNotPay/1106854827.html

Монетизация льгот и приватизация образования

Казалось бы парадокс. При чем тут студенты? На самом деле, правительство специально, использует термин льготы, как более мягкий, удобный для него. Гораздо честней было бы говорить о монетизации системы социальных гарантий государства. То, что они называют «льготным проездом на городском транспорте» для пенсионеров, это ведь тоже не льгота, как «...отступление от общих правил и законов в пользу тех или иных субъектов деловой, экономической, социальной и политической жизни...». а просто мера социальной защиты малоимущих. Для этого она была введена и так ее все воспринимают.

Конечно, здравоохранение и образование имеют большую экономическую значимость для государства чем социальное обеспечение, так как они являются необходимым условием воспроизводства рабочий силы. Без них, в конечном счете, невозможно функционирования промышленности, транспорта, торговли и т. д. Но одновременно они несут и социальные функции. Какие? Грубо говоря, государству, или, если хотите, капиталу, необходимо некоторое количество топ-менеджеров и некоторое количество токарей.

Формально государство до сих пор признает право гражданина России на получение бесплатного высшего образования в соответствии с его способностями. Это именно социальное право. Понятно, что ни один вуз не хочет учить на МБА или другие востребованные специальности бесплатно. Даже государственный, поэтому существовала система законов обеспечивающих это право. Была введена система квот для «коммерческих» студентов в государственных вузах. Разумеется, что она систематически нарушалась, вокруг нее была коррупция огромная, но так или иначе выходец из бедной семьи при определенных способностях и упертости мог реализовать свое право. С другой стороны, статус государственного образовательного учреждения прямо запрещал приватизацию. То же самое происходило в системе здравоохранения.

Вплоть до принятия пресловутого закона No.122 об отмене льгот. По сути дела, этот закон был набором более чем из тысячи поправок к различным законам социальной направленности, включая законы о среднем и высшем образовании. Во-первых, отменены квоты определяющие соотношение льготников/бюджетников в государственных вузах. Вообще, цель правительства стереть грань между этими двумя категориями учащихся, использую систему ЕГЭ и образовательных сертификатов. То есть государственный или частный вуз одинаково действуют на рынке образовательных услуг. При этом государственные социальные гарантии будут монетизированы через систему именных сертификатов, которые вузы будут предъявлять к оплате в казначейство. Абсолютно то же самое происходит в здравоохранении через механизм обязательного медицинского страхования (ОМС).

Но как только государственные и частные вузы начинают конкурировать на свободном рынке, начнутся процедуры банкротств. Средних учебных заведений, в той или иной форме, это тоже касается, именно поэтому начался процесс их перевода из статуса учреждений в статус организаций, то есть хозяйствующих субъектов. То есть начнется процесс приватизации, причем именно в той форме как это происходило в середине 90-х годов в промышленности. Банкротства, фиктивные банкротства, перепрофилирования и так далее. Практически все юридические зацепки, которые могли помешать этому, как раз и устранены были законом No.122

Иван Лох