От IGA
К IGA
Дата 26.01.2005 02:42:49
Рубрики Прочее; Россия-СССР;

Либеральная рецензия


From: Marinais
Date: Tue, 18 Jan 2005 11:19:00 +0300


· Мне захотелось прокомментировать.

· Всё рассказанное в этой статье сильно напомнило мне нашу ро-
дную проклятую советско-российскую школу, которую, проходили все,
а, вот, помнят её реалии по прошествии лет часто не все. Видимо,
Виктор Степанович Доценко в неё не ходил, и потому аналогичные
вещи во Франции вызывают у него сильное удивление. У меня они
удивления не вызывают, потому что я заканчивала её не так уж дав-
но, и память у меня на плохое хорошая.

· А дальше я разошлась и попыталась кратко объяснить причины
этого.

YS> Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти
YS> моих учеников-первокурсников (y меня две группы) восемь человек
YS> считает, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну:
YS> это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", т.е.
YS> тот, в котором приоритет отдаётся математике и физике. Все эксп-
YS> ерты, которым я это рассказывал, и которые не имеют опыта препо-
YS> давания в парижских университетах, сразу же становятся в тупик.
YS> Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают стандартную
YS> ошибку, свойственную всем экспертам: они пытаются найти в этом
YS> логику, они ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое
YS> может привести к подобному ошибочному результату. На самом деле
YS> всё намного проще: им это сообщили в школе, а они, как прилежные
YS> ученики (а в университет попадают только прилежные ученики!) за-
YS> помнили, вот и всё. Я их переучил: на очередном занятии (темой
YS> которого вообще-то была производная функции) я сделал небольшое
YS> отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3 как счи-
YS> тают некоторые из присутствующих. Реакция была такая: "Да? Хоро-
YS> шо...". Если бы я им сообщил, что это равно одной десятой, реак-
YS> ция была бы точно такой же.

· Формальное запоминальчество ─ яркая черта и нашей школы, а
равно и учебных заведений других стран. Неслучайно с лучшими оце-
нками их из поколения в поколение заканчивают девчонки-зубрилки,
которые ничего не понимают, но зато имеют хорошую память и стара-
тельно повторяют за учительницей всё, что надо.

· Несколько лет назад я читала аналогичную статью про учебную
систему американскую. Могу, кстати, запостить для сравнения. Нес-
мотря на ряд принципиальных отличий от нашей и французской, зубр-
ёж и тупизм также являются в ней яркими чертами. По-видимому, это
вообще общая болезнь любого учебного заведения в любой стране ми-
ра. Для преподавателя обучение всегда проще свести к формальному
запоминанию, и искушение сделать это ─ непреодолимо.

· Автор статьи приводит многочисленные примеры глупостей, ко-
торым учат или которые совершают ученики. У него это вызывает
удивление. У меня это удивление не вызывает, поскольку я помню их
из своей жизни в нашей учебной системе не меньше. Часто они очень
похожие. Чтобы не быть голословной, ниже я приведу некоторые при-
меры:

· 1. Как-то раз удивительно похожую историю я слышала от одно-
го знакомого преподавателя ─ у нас в Москве. (Знакомого не по
учёбе, а в силу того, что у меня вообще много преподавателей и
"околоучебных" людей среди родни и знакомых.) Один первокурсник
поразил его до глубины души. Речь шла о многоэтажной дроби под
каким-то интегралом. По ходу дела выяснилось, что студента поста-
вило в тупик то, что одна из дробей была изображена не горизонта-
льной чертой, как обычно, а наклонной ─ "/". :-) Студент не знал,
что дробь можно изображать и так. На вопрос преподавателя, как же
он учился в школе, тот ответил: "Меня в школе таким дробям не уч-
или...". И ведь действительно, в школе дроби обычно рисуют только
горизонтальные...

· 2. В институте, который окончила я, за несколько лет до ме-
ня, был студент из Узбекистана, который не мог даже правильно от-
ветить на вопрос "сколько будет 100x100"... Он отвечал "сто ты-
сяч"... Это не байка, потому что в одной группе с этим студентом
был мой родственник, который всё это видел. При этом он успешно
закончил институт и дипломированным инженером уехал на родину.
Молва об этом студенте ходила много лет.

· 3. Практически в любой случайно взятой группе технического
вуза половина студентов не подозревает о существовании греческих
букв, дальше "альфа", "бета", "гамма". И когда на каком-либо пре-
дмете по ходу дела преподаватель вдруг начинает употреблять зага-
дочные имена: "кси", "омега", "омикрон", "сигма", половина студе-
нтов начинает удивлённо хихикать и переспрашивать друг-друга "а
как это пишется?". Написать же весь греческий алфавит смогут еди-
ницы.

· 4. Я обычно прогуливала все лекции, а если и сидела на них,
то никогда не писала. Поэтому я много читала чужие конспекты. И
всегда помирала со смеху над количеством грамматических ошибок,
которые в самых элементарных словах совершают студенты, вроде бы
все получившие аттестат о среднем образовании, и над их незнанием
правописания самых общеизвестных фамилии и названий. Напр., одна
девочка писала "алгебрологика". Видимо, преподаватель произносил
невнятно, а сама она не понимала, чем занимается эта наука и что
означает название.

· 5. Ещё припоминается случай в медицинском вузе, когда сту-
дент, учивший когда-то английский, а потом столкнувшийся с компь-
ютером и необходимостью разбирать англоязычный интерфейс на экра-
не, безуспешно потужившись, позвонил домой приятелю, чтобы спро-
сить, как переводится слово "нев" (это было "new").

· 6. В первом классе учительница объяснила нам, что слово
"столица" происходит от "сто лиц", т.е. много людей, поскольку
столица ─ это всегда большой город, в котором много жителей. В
действительности неверно ни первое, ни второе.

· 7. Яркий пример маразма в отечественном образовании ─ это
проблема "I shall"/"I will" в английском языке.

· В школе на уроке английского всем наверняка рассказывали,
что глаголы будущего времени с местоимениями первого лица образу-
ются с помощью слова "shall", а в остальных случаях с помощью
слова "will", и ставили двойку, если вы писали "I will" и "we
will". По крайней мере, в моей школе на уроках английского было
именно так.

· В институте продолжалось то же самое, за исключением того,
что преподавательница ворчливо признавала, что существует употре-
бление "I will" и "we will", но если кто-то пытался так говорить,
просила не выпендриваться и говорить правильно, а не "новомодным"
стилем.

· Вместе с тем, вы вряд ли встретите где-либо конструкцию "I
shall"/"we shall" в значении будущего времени от современного ан-
глоговорящего. Дело в том, что даже в известном консервативностью
британском варианте эта конструкция уже полвека считается устаре-
вшей и высокопарной, что отмечено в профессиональном справочнике,
написанном ещё в сталинские времена (!) [Е.Е.Израилевич, К.Н.Ка-
чалова. Практическая грамматика английского языка. ─ М.: Внештор-
гиздат, 1952]. А все нормальные люди говорят и пишут везде и все-
гда только "I will"/"we will". В американском же и вовсе сущест-
вует только такая форма уже давно, а слово "shall" изменило своё
значение.

· Тем не менее, в России до сих пор учат другому английскому ─
"советскому".

YS> В предыдущие два учебных года процентов десять-пятнадцать моих
YS> студентов систематически обнаруживали другое, не менее "нестанда-
YS> ртное" математическое знание: они полагали, что любое число в
YS> степени (-1) равно нулю. Причём это была не случайная фантазия, а
YS> хорошо усвоенное знание, потому что проявлялось неоднократно (да-
YS> же после моих возражений) и срабатывало в обе стороны: если
YS> обнаруживалось что-либо в степени (-1), то оно тут же занулялось,
YS> и наоборот, если что-либо требовалось занулить, то для этого под-
YS> гонялась степень (-1). Резюме то же самое: их так научили.

· Плохое знание математики вследствие преподавания её в школе
как набора бессмысленных правил широко распространено и у нас. Не
думаю, что среди наших студентов число тех, кто совершит подобные
же ошибки будет меньше.

YS> Вот чему несчастных французских детей никак не могут по-настоя-
YS> щему научить, так это обращаться с дробями. Вообще дроби (их сло-
YS> жение, умножение, а особенно деление) ─ это постоянная головная
YS> боль моих студентов. Из своего пятилетнего опыта преподавания мо-
YS> гу сообщить, что сколько-нибудь уверенно обращаться с дробями мо-
YS> гло не больше десятой части моих первокурсников. Надо сказать,
YS> что арифметическая операция деления ─ это пожалуй самая трудная
YS> тема современного французского среднего образования. Подумайте
YS> сами, как можно объяснить ребёнку, что такое деление: небось ста-
YS> нете распределять поровну шесть яблочек среди троих мальчиков?
YS> Как бы не так. Чтобы объяснить как учат делению во французской
YS> школе я опять вынужден обращаться к экспертам. Пусть не все, но
YS> кое-кто из вас ещё помнит правило деления в столбик! Так вот, во
YS> французской школе операция деления вводится в виде формального
YS> алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (де-
YS> лимого и делителя) путём строго определённых математических ма-
YS> нипуляций получать третье число (результат деления). Разумеется,
YS> усвоить этот ужас можно только проделав массу упражнений.

· Я тоже в школе плохо понимала дроби. Это вообще была одна из
наиболее трудных тем для всех. По той же самой причине. Нас точно
так же учили этому как формальной последовательности правил, де-
лению в столбик и заставляли делать бесчисленные примеры.

· Вообще, всё рассказанное автором навело меня на мысль, что
отечественная традиция преподавания поразительно похожа на франц-
узскую и многое из неё скопировала, видимо, ещё в царские време-
на.

YS> Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем зна-
YS> ний все эти молодые люди сумели сдать свой БАК, задачи в котором
YS> как правило составлены на вполне приличном уровне, и решить ко-
YS> торые (как мне казалось) можно лишь обладая вполне приличными
YS> знаниями. Теперь я знаю ответ на этот вопрос. Дело в том, что
YS> практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с по-
YS> мощью хорошего калькулятора ─ они сейчас очень умные, эти соврем-
YS> енные калькуляторы и тебе любое алгебраическое преобразование
YS> сделают, и производную функции найдут, и график её нарисуют. При
YS> этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа совершенно офици-
YS> ально разрешено. А уж что-что, а быстро и в правильном порядке
YS> нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо.

YS> Только не подумайте, что проблему можно решить, запретив кальку-
YS> ляторы ─ в этом случае БАК просто никто не сдаст, детишки после
YS> школы вынуждены будут вместо учёбы в университетах искать рабо-
YS> ту, и одновременно без работы останется целая армия университет-
YS> ских профессоров ─ в общем получится страшный социальный взрыв.

· Всё описанное вточности совпадает с тем, что и у нас. Учащи-
еся делают вид, что знают; преподаватели делают вид, что учат;
государство делает вид, что платит.

· В наших школах преподаватель вынужден укладываться в некие
неформально (а может, и формально?) существующие пропорции пятё-
рок, четвёрок и троек, чтобы не вызывать лишних вопросов аномаль-
ной статистикой и не беспокоить вековой уклад. Если преподаватель
попытается стать объективным и справедливым, от плана отойдёт, и
наставит слишком много двоек, его заподозрят в "неумении вести
педагогический процесс", ведь, у остальных рядом ничего подобного
не наблюдается, и понизят оклад; а если наставит слишком много
пятёрок, начальство обвинит его в недостаточной строгости, и тоже
понизит оклад. Поэтому он ставит основной массе тройки и несколь-
ко пятёрок и четвёрок ─ любимчикам, ─ и все плывут по течению да-
льше, пока не доплывут до выдачи корочки.

· Я точно помню, что в моём школьном классе, человек на 25,
было по крайней мере две или три девочки, которые так и не научи-
лись как следует читать вслух. Их мучили класса до 5-го, а потом
просто оставили в покое ─ потому что кончился предмет, ─ поставив
за "устное чтение" по тройке.

· В старших классах был один ученик, который так и не смог с
двух попыток сдать на приемлемый балл выпускное сочинение. Препо-
даватели в конце концов, посовещавшись, персонально устроили ему
упрощённое изложение, чтобы поставить оценку в аттестат и замять,
наконец, неприглядную историю.

· Существует равновесие: если учащиеся будут слишком умными и
прилежными, они поставят в тупик преподавателя, который является,
по большей части, бездарью. Если учителя будут слишком требовате-
льными и добросовестными, они отчислят всех учеников и останутся
без работы.

· Как сказал кто-то, "основная функция школы заключается в
предотвращении актов вандализма в первую половину светлого време-
ни суток". Благодаря учебным заведениям разного рода, армия де-
тей, подростков и молодёжи, обладающая кипучей энергией, нулевыми
мозгами [!] и отсутствием пока жизненных забот, оказывается занятой и
нейтрализованной [!], вместо того, чтобы шататься по улицам, бить фо-
нари, трахаться в подвалах и курить траву [!]. А не меньшая армия ра-
зличной посредственности [!], которой не достаёт способностей[!] проя-
вить себя в науке, творчестве, бизнесе и чём-либо ещё, оказывает-
ся при деле перед классной доской и удовлетворена терпимой для
пропитания зарплатой.

YS> Теперь о том, как собственно учат математике и физике в универси-
YS> тете. Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем се-
YS> местре изучается три темы: тригонометрия (синусы, косинусы и т.
YS> д.), производные функций и несколько интегралов от стандартных
YS> функций ─ в общем, всё то, что и так нужно было знать, чтобы
YS> сдать БАК.

· Примерно то же самое и у нас. Я училась в техническом вузе.

· Математика 1-го семестра у нас заключалась в основном в про-
изводных и интегралах ─ т.е. повторении курса последних классов
школы.

· Вся физика 1-го курса у нас была, также, по существу, повто-
рением школьной физики за несколько классов.

YS> Но в университете, как это часто бывает, учат всё сначала, чтобы
YS> научить, наконец, "по-настоящему".

· Векторы я, напр., проходила 4 раза. 2 раза в школе ─ отдель-
но в курсе математике и отдельно в курсе физики. Потом ещё 2 раза
то же самое в институте ─ опять на математике и на физике.

· С 1-го класса ребёнку сначала объясняют, что меньше 0 чисел
нет, и вычитать 3 из 2 нельзя. Потом в 5-м объясняют, что всё не
так, и есть числа отрицательные.

· Что такое прямая, отрезок, луч, окружность изучают по край-
ней мере два раза ─ сначала в младших классах, потом опять на ге-
ометрии в классах постарше.

· Правила русского языка также изучают по нескольку раз ─ сна-
чала в упрощённом виде в младших классах, потом опять в классах
постарше.

YS> Теперь, производная функции. Милые эксперты, не пугайтесь: ника-
YS> кой теоремы Коши, никакого "пусть задано эпсилон больше нуля..."
YS> тут не будет. Когда я только начинал работать в университете,
YS> чтобы понять что к чему, некоторое время я ходил на занятия моих
YS> коллег ─ других преподавателей. И таким образом я обнаружил, что
YS> на самом деле всё намного-намного проще, чем нас когда-то учили.
YS> Спешу поделиться своим открытием: производная функции ─ это
YS> штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции.
YS> Ей-богу, я не шучу ─ прямо так вот и учат. Нет, разумеется, это
YS> далеко не всё: требуется заучить свод правил, что произойдёт, ес-
YS> ли штрих поставить y произведения функций и т.п.; выучить таб-
YS> личку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со
YS> стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что ес-
YS> ли результат этих магических операций оказался положительным, то
YS> значит функция растёт, а если отрицательным, то убывает. Только и
YS> делов. С интегрированием точно такая же история: интеграл ─ это
YS> такая вот вертикальная карлючка, которая ставится перед функцией,
YS> затем даются правила обращения с этой самой карлючкой и отдельное
YS> сообщение: результат интегрирования ─ это площадь под кривой (и
YS> на кой им нужна эта площадь?...).

· И в этом случае у нас всё то же самое: спросите любого наше-
го старшеклассника, и он вам скорее всего скажет то же самое ─
производная ─ это такой штрих, а интеграл ─ это такая закорючка.
Прилежный ученик может выпалить наизусть какое-нибудь мудрёное
навороченное определение и добавит про площадь под графиком.

· Ей богу, автор явно не учился в школе. :-))

YS> Но вообще, конечно, из этих аспирантов получаться прекрасные ис-
YS> полнители. Как те "роботы-исполнители", из давнего фильма "Моск-
YS> ва-Кассиопея"...

· И у нас аспирант по большей части робот-исполнитель, который
обычно делает докторскую своему руководителю.

YS> Мне их так жалко, этих детишек! Вы только представьте: из года в
YS> год, с раннего детства, зубрить, зубрить и зубрить весь этот
YS> бред...

· Чего нам представлять, мы все через это прошли. `:-) Вся на-
ша школа и институт ─ это зубрение и зубрение разнообразного бре-
да...

YS> Но ведь понятно, что вызубрить всё невозможно. Даже y самых при-
YS> лежных учеников всё равно хоть в чём-то, но будут пробелы. На
YS> практике это иногда выглядит совершенно дико (для меня по крайней
YS> мере). Представьте себе: прилежный студент, умеет находить произ-
YS> водные, умеет интегрировать (ну т.е. он вызубрил все правила, про
YS> "штрих" и "вертикальную карлючку"), но вот дроби складывать не
YS> умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать ─ никак ─ ну
YS> не выучил вовремя! При этом он может знать всю-всю таблицу умно-
YS> жения, но вот чему равно 6 умножить на 7 ─ нет (может он просто
YS> проболел в тот день, когда учитель в школе это сообщал). Теперь
YS> вы, надеюсь, поняли, что на самом деле, 3/6 может равняться не
YS> только 1/3, а вообще чему угодно. Если хотите, это можно назвать
YS> "пятым правилом арифметики": 'сколько скажем, столько и будет!'

· Всё то же самое и у нас. Школа ─ конвеер. Если ты пропустил
урок, тему для тебя отдельно, рассказывать, естественно никто не
будет. Если не сдашь контрольную с первого раза, "сдашь" на трой-
ку со второго. И пойдёшь дальше по конвееру с брачком. У каждого
ученика-"продукта" есть некоторое количество таких брачков и это
считается нормальным.

· Ведь настоящая цель школы, как я уже говорила не в этом, а в
предотвращении актов вандализма.

· Автор статьи, наверно, учился экстерном или у каких-нибудь
элитных частных учителей и просто не ведает, что такое обычная
советская школа и что она ничем существенно не отличается от обы-
чной французской.

YS> Мне неизвестно, сколько времени здесь продолжается весь этот обр-
YS> азовательный "апокалипсис",

· Зато известно мне.

· Чтобы понять, когда и как это началось, нужно отмотать ленту
человеческой истории далеко назад и вспомнить историю самого про-
исхождения института массового образования ─ историю в наше время
большинством забытую.

· Большую часть истории человечества массового образования в
нём не было. Родители или старейшина села учили ребёнка только
минимальному набору сведений, необходимых для существования в со-
временном ему обществе. Дальнейшее образование он, если хотел и
имел к тому средства, осуществлял по большей части сам, через
чтение книг и занятия у индивидуальных учителей.

· Считается, что история массового образования начинает свой
отсчёт с чешского философа-богослова Яна Амоса Коменского в XVII
в., который заложил в процесс обучения идею того, что теперь мы
называем конвеером, и таким образом перевёл обучение из занятия
индивидуального и редкого в массовый процесс, как того требовали
реалии всё более усложнявшейся европейской цивилизации. Поэтому
иногда говорят о "машине Коменского", называя так привычную нам
сейчас массово-конвеерную систему обучения.

· Принцип "машины Коменского" довольно прост. На вход поступа-
ет укомплектованная и подвергнутая первичному отсеву партия уче-
ников. Она рассаживается в классе лицом к учителю, учитель задик-
товывает ей знания по заранее составленному плану и заставляет
делать упражнения. Затем все ученики проходят контрольные тесты.
В зависимости от результата контроля, ученика либо передают на
следующий этап конвеера, либо оставляют на повтор.

· В то время задачи, которые ставились перед этой "машиной"
были, по нынешним меркам, чрезвычайно скромным ─ обучение грамо-
те, арифметике, правилам поведения и религиозным нормам. Никаких
интегралов и ядерной физики. Требовалось лишь немного пообтесать
нового человечка, чтобы он мог приемлемо существовать в государс-
тве, занимаясь по большей части низковалифицированным физическим
трудом. С этой задачей "машина Коменского" справлялась отлично.

· Но по мере того, как цивилизация всё более и быстрее усложн-
ялась, её члену требовалось знать всё больше, и на "машину Комен-
ского" неизбежно наваливали всё более сложные задачи. Однако, её
возможности довольно ограничены. Прежде всего "машина Коменского"
принципиально не в состоянии научить творческому мышлению и спо-
собности самообучаться ─ такая задача при её разработке никогда и
не ставилась. И довольно скоро "машина Коменского" начала буксо-
вать, а затем и вовсе сдала. Это произошло очень давно, не десять
лет назад, как наивно думает, видимо, выросший в "парниковых ус-
ловиях" автор статьи. Это произошло ещё в XVIII в. Уже тогда кон-
веерная схема образования перестала справляться с усложнившимися
знаниями человечества. Её пытались надстраивать и видоизменять -
появилась многоступенчатая система образования ─ всякие высшие,
специальные и т.п. ─ но всё это мало что меняло по существу. С
тех пор реформы образования всё человечество проводит постоянно.
И всегда безуспешно. Несть числа проектам и попыткам усовершенст-
вовать конвеер образования, предпринятым за последние 300 лет.
Каждый раз, когда меняется строй, экономика или идеология госуда-
рства, образование пытаются переструктурировать, но конечный ре-
зультат получается тот же самый. Каждый раз, когда появляется ка-
кое-нибудь техническое изобретение, на него возлагают радужные
надежды, ожидая от его внедрения в учебный процесс кардинального
улучшения результата, и каждый раз эти надежды развеиваются как
туман. (В разное время в человечестве много носились с применени-
ем в учебных целях диапроекторов, кинофильмов, аудиозаписей, ко-
миксов, психологического тестирования, обучающих игр, калькулято-
ров, тренажёров, компьютеров, Интернета... нынешнее тестирование
─ не более чем очередная наивная игра в этом ряду.)

· Причина в том, что "машина Коменского" имеет принципиально
ограниченные возможности и не предназначена для тех задач, кото-
рые ставит перед ней современный мир. А эта "машина" ─ ни капли
не изменившись за столетия ─ по-прежнему продолжает составлять
фундамент и суть современной системы образования, хотя имя её ос-
нователя уже практически забыто. Весь принцип учебного процесса,
как это ни удивительно, возникнув в позднем средневековье, остал-
ся практически без изменений, хотя материалом преподавания явля-
ется теперь не закон божий, а генетика и компьютеры. Из церковных
времён школа унаследовала и много атрибутики, происхождение кото-
рой тоже ныне забыто большинством [!]. Наставник-учитель перед класс-
ом, классная доска, парты (в т.ч. амфитеатром), оценки, контроль-
ные, сессии, экзамены, семестры, факультеты, деканы, профессора,
бакалавры, магистры, аспирантура, докторантура, дипломы, сами
слова "школа", "университет", "академия" ─ вся эта терминология и
атрибутика сохранилась ещё из церковного средневековья и недвусм-
ысленно напоминает о своём происхождении этимологией слов.

· Тот кто старше, помнит, что с реформой школы носились ещё в
брежневские времена. Тот, кто ещё старше, может быть ещё помнит,
что было это и ещё раньше. На самом деле с реформой образования
человечество носится уже несколько с т о л е т и й , но как её
осуществить ─ не знает. :-)

· С течением времени и в процессе бесплодных и мучительных по-
туг, сложилось некое равновесие вещей, уже описанное мною выше, в
котором школьные заведения заметно сместили свою реальную функ-
цию, превратившись лишь в буферную [!] систему, занятую нейтрализаци-
ей избыточной [!] энергии молодёжи с одной стороны и обеспечением
пристанища для взрослой серости ─ с другой. Функции передачи зна-
ний и тем более развития интеллекта учебные заведения не выполня-
ют уже очень давно. Эти функции обыватели лишь приписывают им по
привычке. Историки науки хорошо знают, что большинство людей, со-
вершивших выдающиеся [?] достижения в развитии человечества, учились
сами, в систему учебных же заведений вписывались плохо, а немалый
их процент и вовсе имел недостаточное формальное образование или
не имел его вовсе.

YS> Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на проис-
YS> ходящее. Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-
YS> то растолковал мне один мой коллега по университету (огромный па-
YS> триот Франции, по происхождению поляк, несколько лет проучившийся
YS> в Москве, прекрасно говорящий по-русски, большой знаток русской
YS> литературы). Это очень умный человек, он тоже преподаёт и прекра-
YS> сно видит, что происходит. Но при этом он считает, что никакой
YS> катастрофы нет, а наоборот, всё правильно, и всё развивается так
YS> как надо. Дело в том, что современному развитому обществу нужны
YS> только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно,
YS> тоже требуются, но их нужно буквально единицы. Поэтому вся систе-
YS> ма образования должна быть настроена на отбор, выращивание и
YS> дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых
YS> людей совершенно не нужно ─ в современном обществе это будет то-
YS> лько вредить их будущей профессиональной деятельности, какой бы
YS> она ни была. Что же касается творческих личностей, то о них осо-
YS> бенно беспокоиться не следует ─ тот, кто действительно талантлив,
YS> так или иначе всё равно пробьётся. В этом смысле, по большому
YS> счету совершенно не важно каким предметам мы их тут в университе-
YS> те учим (по крайней мере на первых курсах). Вместо физики с мате-
YS> матикой, вполне можно было бы заставлять зубрить, например, ла-
YS> тынь (вот только специалистов таких сейчас не сыщешь). Всё равно
YS> в своей будущей профессиональной деятельности никакое понимание
YS> физики с математикой им не понадобится. На уровне школы и универ-
YS> ситета важно просто производить отбор и дрессировку самых послуш-
YS> ных, трудолюбивых и исполнительных, вот и всё. А для тех, кто вы-
YS> летает из этой системы, т.е. для тех, кто идёт в "отходы", сущес-
YS> твуют мётлы для подметания улиц, кассовые аппараты в супермаке-
YS> тах, заводские конвейеры и т.д.

· Описанная точка зрения, конечно, глубоко неверна. Современн-
ому человечеству исполнители как раз нужны не особо ─ для этого
уже давно придумано много машин, в т.ч. электронно-вычислительн-
ых, "думающих" и очень эффективных и исполнительных, "ordinateur"
(распорядитель, упорядочиватель) как называют компьютер французы.
Современному человечеству безусловно очень нужны именно творчес-
кие мыслящие личности и как можно больше [!!]. Со временем, по мере
прогресса, это вообще останется единственным ценным качеством че-
ловека: всё остальное у него отберут машины. Но увы ─ никто не
знает, как эти умственные способности создать, когда их нет, а их
как правило и нет. Никто не изобрёл такого средства и даже не
представляет как можно к этому подступиться.

YS> Вы вон в Советском Союзе в своё время напроизводили миллионы
YS> образованных "думающих" инженеров, и что?

· Кстати, в Советском-то Союзе как раз и было то же самое, что
и во Франции ─ выпускались миллионы послушных исполнителей [!], заду-
ренных идеологией, замученных зубрением и обвешанных бумажками, с
заурядным умственным развитием.

YS> Теперь, надеюсь, понятно, при чём тут "Единый Государственный Эк-
YS> замен"? Когда люди, вместо того, чтобы думать самим и учить ду-
YS> мать своих детей, пытаются всё на свете сводить к алгоритмам и
YS> тупым тестам, наступает всеобщее отупение. Впрочем, что тут перв-
YS> ично, а что вторично, не знаю: вполне возможно, что все эти БАКи,
YS> ЕГЭ и прочие тесты не более чем следствие (а вовсе не причина),
YS> всеобщего, скажем так "радикального упрощения мышления" в разви-
YS> том обществе. В моей молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились
YS> только на военной кафедре, что как раз было вполне оправдано и
YS> понятно: "приказ начальника ─ закон для подчинённого" и всё тут,
YS> а думать при этом было противопоказано. Теперь подобный стиль об-
YS> учения, похоже, становится всеобщим. По мне так уж лучше пусть
YS> будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных
YS> роботов-идиотов. Хотя, впрочем, y меня есть сильные подозрения,
YS> что в этом смысле России ничего особенно серьёзного не грозит. К
YS> счастью, y нас сплошь и рядом вязнут и дохнут не только благие
YS> начинания, но и идиотские. Но если подобная "алгоритмизация" жиз-
YS> ни и в самом деле есть магистральная дорога дальнейшего развития
YS> человечества (в конце-концов, если это эффективно, то почему
YS> нет?), что ж, тогда мне просто останется пожелать ему счастливо-
YS> го пути. Удачи вам, ребята, дальше продолжайте без меня, я оста-
YS> юсь...

· Так что успокойтесь, вся шумиха вокруг ЕГЭ не стоит и пшика.
Нет никакой разницы в том, как будут проводиться школьные экзаме-
ны и будут ли они проводиться вообще, коль сама система массового
образования ─ "машина Коменского" ─ перестала справляться с при-
писываемыми ей до сих пор по инерции задачами. И произошло это
ещё 300 лет назад.

http://groups-beta.google.com/group/fido7.su.pol/msg/c8352f1e0129109d