От Георгий
К Георгий
Дата 20.01.2005 21:58:50
Рубрики Тексты;

Кунсткамера. Кабинет редкостей. Проект 300 (*+)

Кабинет редкостей. Проект 300

На днях завершился очередной каникулярный <штурм> петербургской Кунсткамеры школьниками всей страны, которые рвались в музей в
основном с целью <посмотреть на уродов>, на тех несчастных младенцев, от которых в середине XVIII века по каким-то своим причинам
отвернулся сам Господь. Коллекции эти, собранные по специальным указам Петра I, так же как и знаменитая коллекция амстердамского
профессора анатомии Фредерика Рюйша, пользуются неизменной популярностью у посетителей старейшего музея России.
Редко кто вспоминает при этом, что Петр I, издавая указ <О приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещей> и
покупая эту страшноватую коллекцию в Амстердаме (как и сотни других животных и растений с отклонениями), хотел превратить первый
государственный публичный музей России не в паноптикум, а в научный кабинет, заложить основу для создания российской Академии наук.
Эта цель никогда и никем не подвергалась сомнениям или реформам. Она оставалась главной и весь минувший год, когда Музей
антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН отмечал свое 290-летие. Юбилей длился весь год, поскольку одни
называют точной датой создания музея январь, а другие - осень 1714 года.
Особых торжеств в честь этой даты не было. Кроме, пожалуй, расширенного заседания Санкт-Петербургского научного центра РАН, на
котором с блестящим докладом <Кунсткамера. Проект 290> выступил ее директор, доктор исторических наук Юрий Чистов. А потом предложил
залу посмотреть видеофрагменты о проектах и проблемах музея в 2004 году, а также о перспективах его развития на следующие 10 лет,
что можно было бы назвать <Кунсткамера. Проект 300>. В интервью <Росбалту> директор Кунсткамеры раскрыл подробности того, как живет
сейчас самый удивительный российский музей.


--------------------------------------------------------------------------------

- В юбилейном докладе вы говорили о Кунсткамере, как о научном центре, который стоит в одном ряду с лучшими аналогичными музеями
Амстердама, Парижа, Вены, Копенгагена. Но народ все равно идет <на уродов>...

- Само название музея означает <Кабинет редкостей>. Но собраны эти редкости, ненормальности для того, чтобы можно было понимать
нормальное. И не только в анатомии, но и в отношении многих экзотических культур живущих ныне и давно ушедших народов. Нельзя
определить границы нормы, не изучив возможные отклонения от нее, так рассуждали ученые-энциклопедисты XVII-XVIII веков. Фредерик
Рюйш так формулировал свое кредо: <Смотри сам>. В его гостевой книге было записано: <Приходи, смотри и суди, верь только своим
собственным глазам>. Многие ученые, в частности, Лейбниц считал, что музей должен быть театром, который учит. Петр I, в духе своего
просвещенного времени, считал, что уроды - не порождение дьявола, а жестокая игра природы, которую надо изучать.

- Трудно хранить анатомические коллекции?

- Они, в общем, хорошо сохранились. Самые серьезные утраты случились во время пожара в 1747 году и во время блокады. Но реставрация
некоторых экспонатов была, конечно, необходима. Совместно со специалистами из Голландии была улучшена герметизация ряда сосудов, в
которых они хранятся, восстановлено подвешивание препаратов в сосудах на конский волос, закрепленный на деревянной спице. Мы создали
новое хранилище для всей коллекции и новую экспозицию <Ранние естественнонаучные коллекции Кунсткамеры>, расположили значительную
часть коллекции в более просторном зале, установили в выставочных шкафах оптоволоконную систему освещения, которая не разрушает
хрупкие экспонаты.

Кроме того, мы предлагаем посетителям ознакомиться на экспозиции со специальной мультимедийной программой, рассказывающей о наиболее
известных естественнонаучных коллекциях Европы эпохи Просвещения. Мы гордимся тем, что наконец-то начали печатать достойные входные
билеты в музей и выпускать прекрасные книги. В их числе, например, книги <Готторпский глобус>, <Сокровища Кунсткамеры> и другие. Всё
это - стиль работы современных музеев многих стран.

- Сколько экспонатов сегодня в Кунсткамере?

- Около двух миллионов. Но, напомню для непосвященных, что наш музей имеет не только анатомическую коллекцию, но, прежде всего,
богатейшие этнографические, антропологические и археологические коллекции. В структуре нашего учреждения находится также Музей
Ломоносова, где экспонируются личные вещи ученого и представлена история Академии наук, в том числе и российской астрономии XVIII
в., ведь в здании Кунсткамеры находилась первая российская обсерватория. У нас же можно увидеть и знаменитый Большой Готторпский
глобус-планетарий. Кстати, эти разделы Кунсткамеры тоже очень популярны.

- Как пополняются коллекции?

- Привозим из экспедиций, принимаем дары, покупаем. В числе последних приобретений - японские театральные костюмы и маски,
костерезные изделия из Чукотки, коллекция работ мастеров-камнерезов из Тувы.

- Событием стала недавно трехмерная выставка Ефима Резвана <Мы пришли...>. Такой интересный формат временных выставок будет
продолжен?

- Трехмерный показ (этнографический экспонат - фотография - видео, а также реальный звук) создает эффект присутствия на месте
события. На выставке показаны вещи, которыми еще недавно пользовались жители одного из мусульманских
кишлаков Узбекистана: Коран, молитвенный коврик, расписание молитв, фата и шапочка невесты, сундучок с приданым, ковер и материалы
для его изготовления, деньги родителям мальчика, подаренные после обряда его обрезания.
Название кишлака Джейнау местным населением, потомками арабов - переселенцев в Центральную Азию, интерпретируется как арабское
джи'на - <мы пришли>. Эта выставка открывает новую серию - <Экспедиции продолжаются...>. Мы планируем в ближайшем будущем выставку
по итогам экспедиции, повторяющей известное путешествие по Нилу Николая II, ряд выставок связанных с инициированным Музеем большим
проектом <Лица России>, рассказывающим об этнографии всех народов нашей страны.

- Один умный человек сказал, что каждое чудо должно найти свое объяснение, иначе оно невыносимо. Какие научно-популярные труды
издает Кунсткамера?

- Музей издает с 1900 года непериодический <Сборник МАЭ>, является учредителем и издателем научных альманахов <Кунсткамера:
этнографические тетради> (совместно с центром <Петербургское востоковедение>), <Курьер Петровской Кунсткамеры> и других. Но особая
наша гордость - новый журнал <Антропологический форум>. Треть материалов в нем - дискуссионны. Все статьи проходят обязательное
рецензирование. Уже вышел и отправлен в различные научные центры его первый номер. Напечатан и параллельный номер на английском
языке, поскольку соучредителями являются Центр европейских гуманитарных исследований Оксфордского университета, а также Европейский
университет в Санкт-Петербурге. Мы намерены сделать этот журнал основным периодическим изданием музея. Материалов и специалистов для
этого у нас хватит. Главный редактор журнала, профессор Альберт Байбурин, только что избран почетным доктором Сорбонны.

- В фильме, который вы показали на торжествах в честь юбилея Кунсткамеры, были страшные кадры...

- У нас, конечно же, есть проблемы. Теснота, например. Лишь 3-5% имеющихся экспонатов выставляются в самой Кунсткамере и на
передвижных выставках. Остальные - в фондах. Спасибо Маттарнови, Гербелю, Киавери, Кваренги и другим архитекторам, которые
проектировали и строили наше здание и соседнее здание Академии наук, за высокие потолки. Они позволяют нам хранить на 1 кв. метре по
336 экспонатов!

Такая теснота заставляет нас устраивать временные выставки за рубежом. Так, в Финляндия и Швеции мы показываем выставку <Самураи -
Тысяча лет культа и культуры>, в Канаде - <Поклонение духам: прибрежные культуры Аляски>. Мы планируем временные экспозиции и
передвижные выставки в городах Северо-Запада России. Например, привозили в Петрозаводск выставки, страховая стоимость которых равна
примерно 4 млн. долларов. Первая - <Шаман и Вселенная>. На ней было представлено более 150 предметов. Другая - <Арктическая
Эллада> - знакомила с искусством древнего населения Чукотки, которое создало культуру, сопоставимую по значимости с культурами
древнего Вавилона и Египта.

У нас нет условий для того, чтобы постоянно показывать такие сокровища у себя. Великолепное здание Кунсткамеры - самое старое
музейное здание Европы. Каждый год по его залам проходят 700-750 тысяч посетителей. Они видят бедность музея. Они видят, что здание
разрушается, требует реконструкции и хотя бы косметического ремонта. Но для этого нужны, как минимум, маневренные площади. А их нет.

- Где выход?

- Надо строить новое здание. В мире сегодня нет ни одного солидного музея, который бы не построил себе новое здание или не осваивал
соседние. Эрмитаж, например, перестраивает для себя левое крыло Главного штаба, построил новое Фондохранилище.
Мы же мечтаем построить новый корпус во дворе Кунсткамеры, разместить в нем часть экспозиции, кабинеты научных сотрудников,
информационный центр, большой конференц-зал с системой синхронного перевода, где мы сможем проводить международные научные встречи.
Там же мы могли бы проводить вечера этнической музыки, организовать мультимедийный этнографический театр. Наконец, в новом корпусе
мы намерены создать новую инфраструктуру для посетителей. Пока же мы имеем одно окошко кассы, тесный гардероб. И ни одного даже
маленького кафе.

- Известно, что во времена Петра I посетителям Кунсткамеры предлагались <кофе и цукерброды>, венгерское вино и даже - рюмка водки...

- Мы мечтаем открыть кафе с <этнографической едой>, как это сделано в Музее тропической этнографии в Амстердаме и ряде других
этнографических музеев мира. Там посетителям предлагают отведать японские, индонезийские, таиландские блюда...

- Проект нового здания и деньги на него уже есть?

- Есть предпроектная документация, постановления Санкт-Петербургского научного центра РАН и Отделения историко-филологических наук
РАН. Впереди - решения Президиума РАН, Правительства РФ, серьезный конкурс на разработку проекта. Что касается денег, то... как
всегда...
Например, на ремонт исторического здания Кунсткамеры, которое является логотипом Российской академии наук и которое можно увидеть на
всех ее документах, нам выделяется 5-7 млн. рублей в год. А нужно, как минимум, 30-40 млн. рублей в год на поэтапную реконструкцию
старых зданий и около 500-600 млн. на проектирование и строительство нового. На вопрос <Как же так?>, мне в Академии однажды
ответили: <А мы любуемся этим зданием снаружи>.
Музей отнесен к числу особых ценных объектов культурного достояния Российской Федерации, но эта высокая честь не подкреплена
соответствующим финансированием. А РАН <кормит> нас только как научный институт, дает деньги на зарплату, коммунальные услуги.
Потому - крутимся как можем...

В 2004 году создано международное Общество друзей Кунсткамеры. Его возглавляет директор Амстердамского исторического музея Полин
Крузерман. В Совет общества входят крупные специалисты музейного дела и весьма состоятельные люди других профессий. Но мы хотели бы
напомнить ответственным чиновникам в своей стране, что Кунсткамера на 10 лет старше Российской Академии наук, что это первый
публичный государственный музей России, что этим музеем гордился Петр I. Коллекции Кунсткамеры собирались многими поколениями
отечественных и иностранных ученых. Какие имена! Джеймс Кук, Лисянский, Коцебу, Крузенштерн, Литке, Миклухо-Маклай, Кастрен...

Сегодня Кунсткамера сотрудничает с научными центрами, университетами и музеями Японии, Германии, США, Канады, Финляндии, Швеции,
Франции, Дании и других стран. Потому дело чести нашей страны к 300-летию Кунсткамеры сделать ее одним из современных музеев. Мы
начали эту нелегкую работу. Мы готовы ее продолжать. Ради тех, кто почти 300 лет создавал Кунсткамеру, и ради тех, кому она будет
источником знаний еще сотни лет.
Да и, в конце концов, гости ведь приедут, ученые всего мира, а не только свои школьники во время каникул, как думают некоторые...

Беседовала Неонилла Ямпольская, ИА <Росбалт>. Санкт-Петербург


--------------------------------------------------------------------------------
Материалы по теме:
27.11.2004 19:48 Совет Федерации запретил магию на рабочем месте
02.11.2004 15:50 Этнографы объединят народы и противостоят исламофобии
02.11.2004 14:13 Петербуржцы смогут познакомиться с культурой арабов Узбекистана
02.11.2004 10:00 В Кунсткамере открывается выставка
09.10.2004 12:56 Выставка из серии <Мир одного предмета> открылась в Кунсткамере

Версия для печати Оставить комментарий
Постоянный адрес статьи:
http://www.rosbalt.ru/2005/01/19/192775.html