От
|
Георгий
|
К
|
Георгий
|
Дата
|
18.01.2005 22:08:50
|
Рубрики
|
Тексты;
|
Протесты в России. Запас терпения на исходе? (*+)
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg012005/Polosy/art2_1.htm
Запас терпения на исходе?
Законы об отмене льгот, вступившие в силу в новом году, вызвали по всей стране мощный протест <униженных и оскорблённых>. Митинги,
пикеты, акции гражданского неповиновения в самых разных городах и регионах Российской Федерации - этого ли волей-неволей добивались
федеральные власти? Комментируют эксперты <ЛГ>.
Люди готовы действовать
Олег ШЕИН, депутат Госдумы
- Теперешняя ситуация с <монетизацией> - цветочки. Лишение миллионов наших сограждан льгот по проезду городским и пригородным
транспортом - лишь частный эпизод, отражённый в <знаменитом> 122-м федеральном законе. Региональные руководители постарались
обеспечить соответствующие финансовые расходы исходя из имеющихся в регионах средств. Народ, естественно, поняв, что такое 122-й
федеральный закон, вышел на улицы, но пока лишь по одному вопросу - <транспортному>.
Однако летом прошлого года был принят целый ряд законодательных инициатив, в частности касающихся и коренной ломки ситуации в
жилищно-коммунальном хозяйстве. Рассказы вице-премьера Жукова о том, что льготы по предоставлению услуг ЖКХ сохранены, не
соответствуют действительности, и мы это скоро увидим. Формально региональные власти многие из этих льгот сохранили. Но фактически
надо ожидать повсеместного уменьшения <социального норматива площади жилья> и соответственно законодательного увеличения для граждан
так называемых <излишков> жилплощади.
С нового года у нас для населения - стопроцентные жилищно-коммунальные платежи. К тому же действует правительственное постановление,
запрещающее <перекрёстное субсидирование>. Что это означает? Например, до 1 января 2005 года ресторан за кубометр воды платил
больше, чем пенсионер, а теперь их платежи должны быть выравнены: для ресторана в сторону понижения, для пенсионера - наоборот.
Поскольку льготы по оплате услуг ЖКХ для ветеранов труда утверждают теперь территориальные органы власти, то они, да, 50-процентные
скидки сохранят, но на существенно меньшую площадь жилья.
К примеру, в Астраханской области в бюджете предусмотрены льготы каждому ветерану лишь на 15 квадратных метров, хотя на сегодня
социальный норматив площади жилья в зависимости от состава семьи составляет от 18 до 33 <квадратов>. Как видим, этот норматив
сокращается даже по сравнению с его нижним пределом. Что неизбежно повлияет и на платежи за отопление (самые дорогостоящие), и на
квартплату. Для пенсионеров тема коммунальных тарифов может оказаться крайне болезненной. И не только для пенсионеров...
Власти регионов теперь платят зарплаты бюджетникам, а у членов федерального правительства появляются <основания> говорить, что оно
за выплаты работникам бюджетной сферы не отвечает. С него, дескать, взятки гладки, спрашивайте с <территорий>. Здесь надо иметь в
виду изменения в налоговом и бюджетном законодательстве, в соответствии с которыми регионы потеряли в 2005 году 102 миллиарда рублей
только по налогам. В этих условиях говорить о том, что нищие территории (из 89 регионов у нас около 70 дотационных) сумеют без дыр в
бюджетах выполнять обязательства, навязанные им новыми федеральными законами, просто не приходится. Отсюда вывод: кризис в стране
будет нарастать. И дело не только в том, что нужно срочно подкинуть краям, областям и республикам дополнительно миллиардов десять
(хотя и об этом до сегодняшнего дня речи не идёт), накапливаются проблемы, до сих пор даже непонятые, неосознанные нашими
министрами. И эти проблемы взорвутся неизбежно, буквально через считаное количество недель.
В качестве примера приведу ситуацию в здравоохранении. В два раза сокращены отчисления в территориальные фонды обязательного
медицинского страхования (по налогу на страховую медицину). Учитывая, что с текущего года учреждения здравоохранения могут быть
приватизированы, нетрудно предположить скорое закрытие лечебно-профилактических организаций. Что опять-таки <врежет> и по персоналу
больниц и поликлиник, и по пенсионерам, повлечёт за собой забастовки, акции протеста и всё такое прочее.
Нужны оргвыводы
Мы стоим на пороге глубочайшего кризиса. То, как на эпизод, связанный с льготами по общественному транспорту, отреагировало
население, демонстрирует только одно. Люди, видимо, по всей стране будут действовать решительно и жёстко. Власть, не слушая
возражений, сама себя загнала в ситуацию очень тяжёлую:
Валерий ХОМЯКОВ, политолог
- Виноваты, конечно, правительство и Госдума. Наверное, не совсем совершенен закон (пакет законов) о монетизации льгот, особенно в
части механизма его исполнения. Правительство и региональные начальники повинны в том, что не смогли своевременно организовать
получение гражданами денежной компенсации. Фактически никто не был готов к выдаче денег в срок. Либо шла некая <прокрутка>
финансовых потоков, и кто-то из коррумпированных чиновников, которых у нас немало, на этом зарабатывает.
Когда обсуждался вышеупомянутый пакет законов, в парламент поступали предложения о том, чтобы <запустить> монетизацию не по всей
стране одновременно, а апробировать эту реформу в одном или двух субъектах Федерации, допустим, в одном крупном городе, той же
Москве и каком-нибудь <среднестатистическом> регионе - например, Нижегородской области или Красноярском крае. Посмотрев, как
механизм реформы работает, можно было устранить его недостатки и только потом тиражировать на всю Россию.
Очевиден рост протестных настроений, поскольку монетизация затронула наиболее политически активные части населения (как известно,
пенсионеры на выборы у нас ходят исправно). Думаю, это может привести в конце концов к падению рейтингов и <Единой России>, и
президента. Ведь наша экономическая политика и политическая стабильность в стране строятся на популярности президента, а такое
<проведение реформ> может привести к тому, что и сами реформы остановятся.
Надеюсь, президент сделает оргвыводы. Думаю, надо разбираться и с правительственными чиновниками, ответственными за своевременную
выплату компенсации бывшим льготникам, и с некоторыми региональными начальниками.
Способен ли президент должные выводы сделать и как он это всем нам продемонстрирует, сказать трудно.
Очевидно и то, что <Единая Россия> оказалась в двусмысленном положении. С одной стороны, среди правительственных чиновников немало
членов этой партии. С другой - членам <Единой России>, доминирующим в Думе и несущим ответственность за принятие законов, свалить
свою вину с одной части партии (<законодательной>) на другую (<исполнительную>) будет весьма непросто: