От Георгий
К Администрация (Дмитрий Кропотов)
Дата 27.12.2004 22:50:48
Рубрики Тексты;

Недвижимость, ЖКХ и т. п. (-)




От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 15.01.2005 19:00:10

Бюджет требует жертв, но почему-то только от бедных (*+)

http://195.182.150.206/Vedomosti/?id=1964&folder=164

Бюджет требует жертв, но почему-то только от бедных
Владимир НОВИКОВ

Объяснение, что депутаты и чиновники организовали январские каникулы для самих себя, слишком поверхностно. Кто имеет финансовые
возможности и непыльную работу, те и прежде каждый год уезжали отдыхать в те же самые сроки - на лыжах в Альпах покататься, текилы в
Мексике попить. Но в этом году нужен был официальный предлог, чтобы оказаться подальше от первой реакции граждан на монетизацию.
Слуги народа - этого у них не отнять - не так уж плохо знают <свой народ> и уверены, что запала стихийного возмущения у людей хватит
на пару недель, максимум месяц. Затем сработает старый принцип: стерпится - слюбится. Летом городские власти в полтора раза
увеличили квартплату - недовольство утихло уже к сентябрю, перебитое свежими неприятностями - подорожанием электроэнергии, тепла,
воды, телефона. <Хитом> декабря было повышение на 25 - 35 процентов цен на общественный транспорт - публика негодовала только до
нового года, до начала периода монетизации. Если не через неделю, то через месяц стерпятся и слюбятся и с ней. А месяц дискомфорта
депутаты и министры могут и потерпеть.
В шуточной рекламе мопеда говорится: <Полчаса позора - и вы на работе!>. То же и монетизация - месяц неудобств, извинений: мол,
немного поторопились, не все учли, немного угроз (Б. Грызлов потребовал выявить и наказать тех, <кто стоит за спинами> митингующих
льготников), зато дивиденды (экономия бюджетных средств) будут капать все обозримое будущее.
Говорят, что у нас в стране нет объединяющей национальной идеи. Неправда, есть, во всяком случае в Петербурге. Горожан давно и не
без успеха сплачивают вокруг идеи <Лишь бы бюджету было хорошо!>. Квартплату повысили - чтобы снизить нагрузку на бюджет. Отменили
коэффициенты, понижающие арендную плату социально значимым предприятиям, - чтобы увеличить наполнение бюджета. Дороги со временем
будут платными - чтобы бюджет не тратился на их строительство. Со строителей (точнее, с покупателей квартир) собирают деньги на
развитие инфраструктуры - чтобы не обременять бюджет прокладкой канализации и прочих сетей. Монетизацию устроили тоже в пользу
бюджета - чтобы он, любимый, смог уменьшить дотации метрополитену, <Пассажиравтотрансу> и прочим городским фирмам. (Конечно, закон о
монетизации принимали в Москве, но решали - оставлять ли льготы - на местах.) Чего ж возмущаться - ведь не для себя, а для бюджета
старается власть.
Если федеральный, то есть всей страны, бюджет богатеет ценами на нефть, то наш, петербургский, растет чуть ли не исключительно
народной копейкой. И неплохо богатеет. В минувшем году его доходы, по плану, составили 87 миллиардов рублей. В нынешнем их будет уже
112 миллиардов рублей - вот вам эффект от повышения тарифов и отмены льгот. Расходы превысят 120 миллиардов рублей (за счет
дефицита).
И какая же нам от этого радость? А вот какая. В городе 1,2 миллиона пенсионеров, есть и другие льготники, и на все про все в бюджете
по статье <Социальное обеспечение> выделено 4,8 миллиарда рублей. Таким образом, сэкономив, по некоторым подсчетам, на отмене льгот
более 10 миллиардов рублей, бюджет отдает <монетами> меньше пяти миллиардов. Примерно в таких же пропорциях выглядит и соотношение
между экономией и расходами на компенсации по федеральным льготникам.
Один чиновник <открыл секрет>, как именно рассчитывался размер компенсаций. Никто на самом деле не считал, сколько реальный
пенсионер пользуется транспортом, сколько он тратит на лекарства. Якобы подход был другой: прикинули, сколько можно из бюджета
выкроить - так, чтобы ни себя, ни, главное, многочисленных исполнителей городского заказа не обидеть, - и полученную сумму поделили
на число льготников. Сколько пришлось - столько пришлось. Мол, привыкнут.
Даже в кризисные девяностые годы, когда бушевала инфляция, падала промышленность и как назло очень дешевой была нефть, бюджет
находил возможность оплачивать льготы. В минувшем году только невиданный скачок цен на нефть принес стране больше 30 миллиардов
долларов. А льготы стали вдруг непосильны.
Правда, федеральные чиновники и депутаты их себе оставили именно в натуральном виде помимо того, что они получают оклады в несколько
тысяч долларов. Да и петербургские власти, выделив на соцобслуживание миллиона с лишним человек 4,8 миллиарда рублей, по такой
статье, как <Нужды госуправления>, потратят больше 10 миллиардов рублей на персональные автомобили для депутатов и чиновников,
оклады и доплаты, ковровые дорожки...
На самом деле никакой бюджет никогда не требует жертв, тем более в период экономического роста. А если и нужны - не бюджету, а
стране, городу - какие-то жертвы, давайте приносить их все вместе, нести тяготы поровну. И если пенсионер не может больше ездить
бесплатно на троллейбусе, почему бесплатно на дорогой иномарке ездит чиновник? Только потому, что умеет призывать к жертве других?




От IGA
К Георгий (15.01.2005 19:00:10)
Дата 16.01.2005 16:51:53

Re: Бюджет требует...

> Со строителей (точнее, с покупателей квартир) собирают деньги на
развитие инфраструктуры - чтобы не обременять бюджет прокладкой канализации и прочих сетей.

Строители и покупатели жилья - вовсе не бедные. И вполне естественно требовать с них денег на обустройство инфраструктуры. К сожалению, в Москве, насколько я знаю, так не делается, новые дома подключаются к старым сетям (электро-, газо-, тепло-, водо- и даже авто-). Рано или поздно их емкость будет исчерпана. А сам "бизнес" не очень-то охотно идет на такие вложения.

От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 12.01.2005 22:42:25

"Коммунисты Санкт-Петербурга" призывают граждан не оплачивать проезд (*+)

http://www.regnum.ru/news/387495.html

"Коммунисты Санкт-Петербурга" призывают граждан не оплачивать проезд

"Откажитесь оплачивать проезд!", - под таким заголовком петербургская организация "Коммунисты Санкт-Петербурга" распространила
сегодня обращение к жителям, лишившимся права на пользование социальными льготами с января 2005 года. Как сообщает корреспондент ИА
REGNUM, в обращении, в частности, говорится: "У миллионов российских граждан отняты их заслуженные права на широкий спектр
социальных льгот, обеспечивавшихся весь период существования Советского государства". По словам организаторов обращения, "коммунисты
и все патриотические силы боролись против принятия этих чудовищных инициатив органами законодательной власти, где доминирует "Единая
Россия", но численный перевес изначально был стороне этой преступной партии, а значительная часть пенсионеров поверила лживым
посулам Кремля и Смольного". По мнению членов этой организации, законы об отмене льгот толкают жителей Санкт-Петербурга в "бездну
нищеты и бесправия".

Кроме того, в обращении говорится, что "данная реформа - только часть системы наступления на социальные и демократические права
граждан, выстраиваемой правящим бонапартистским режимом". По словам членов организации "Коммунисты Санкт-Петербурга", "митинги и
акции протеста, состоявшиеся в первых числах января, жестоко подавляются силовыми структурами".

Исходя из этого, "Коммунисты Санкт-Петербурга" призывают "начать в городе бессрочную акцию гражданского неповиновения, продолжающую
лучшие традиции ненасильственного сопротивления в духе Ганди и Мартина-Лютера Кинга". Предлагается не оплачивать проезд, требовать
бесплатного проезда по пенсионным и ветеранским удостоверениям. В случае, если кондукторы попытаются высадить протестующего из
транспорта, организаторы акции рекомендуют "препятствовать их действиям, не выходя за рамки Конституции РФ и Всеобщей декларации
прав человека".

Также льготникам предлагается требовать "в аптеках и поликлиниках дореформенных норм медицинского обслуживания". "Постарайтесь не
уходить от прилавков и не давайте отпускать лекарства состоятельным покупателям, чтобы привлечь их внимание к нашей общей беде", -
говорится в обращении. В обращении также подчеркивается, что "в случае судебных разбирательств городская организация КП окажет Вам
всю необходимую помощь". Отметим также, что обращение принято на Пленуме городского Комитета КП 11 января 2005 г.




От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 12.01.2005 03:00:42

В бой идут одни старики или Демонстрации пенсионеров (*+)

В бой идут одни старики

Долгожданная для власти и ненавистная для населения социальная реформа под кодовым названием <монетизация льгот> быстро набирает
обороты. Разъяренные пенсионеры выходят на улицы с требованием сохранить льготы.
Так, 10 января около 300 пенсионеров, проживающих в подмосковных Химках (вероятно те, кто не попал в эфир телеканала <Россия> в
прошлом году с дифирамбами в адрес реформы) перекрыли движение по Ленинградскому шоссе. С лозунгами <Позор! Долой монетизацию!> им
удалось парализовать движение на два с половиной часа. Не обошлось и без происшествий - автомобиль BMW, пытаясь объехать пробку,
сбил двух пенсионерок. Мало того, 12 участникам митинга, оказывается, придется отстегнуть энную сумму из своего скромного бюджета (к
которому правительство щедрой рукой добавило от 200 до 300 рублей на проезд) - на них составлены протоколы об административных
нарушениях.
Однако, несмотря ни на какие трудности (в конце концов, многие из них войну прошли), 15 января пенсионеры снова намерены перекрыть
трассу, поскольку из-за монетизации льгот они оказались фактически отрезанными от Москвы. Дело в том, что по Химкам пенсионеры могут
ездить бесплатно, но за пределами города льгота не работает. Если и это не поможет, пенсионеры намерены достать козырную карту -
открыть счет на имя президента и перечислять ему свою компенсацию. Об этом завила одна из участниц митинга журналистам. Заметим, что
полтора года назад пенсионеры уже <помогали президенту материально>, перечисляя ему тридцатирублевую надбавку к пенсии. После этого
надбавки увеличили.
Несмотря на все заверения власти, что жить будет лучшее, веселее и богаче, льготники почему-то в это верить упорно не хотят. По
данным социологов, 58% россиян уверены, что после вступления в силу закона о монетизации льгот материальное положение бывших
льготников заметно ухудшится. Как назло, с 1 января выросли цены на проезд, что послужило очередным стимулом для взрыва общественных
настроений.
Жители Подмосковья оказались не единственными, кто вышел на улицы отстаивать свои льготы. Вместе с ними 10 января митинговали жители
Самары. По некоторым данным, более 1,5 тыс. человек отказывались от денежной компенсации, настаивая на сохранении льгот. В
Альметьевске (нефтяная столица Татарстана) на улицы вышли около 5 тысяч жителей, также требуя восстановить бесплатный проезд для
пенсионеров на городском транспорте и отменить стопроцентную плату за квартиры и коммунальные услуги.
Уфимские коммунисты вывели на улицы около 4 тыс. местных жителей. Участники акции потребовали повысить суммы компенсации льготникам,
вернуть им право бесплатного проезда на транспорте. В случае, если законы не будут пересмотрены, коммунисты пообещали требовать
отставки президентов РФ и Башкирии и роспуска Госдумы и Госсобрания Башкирии. Кстати, неплохой повод, чтобы отправить главу субъекта
федерации в отставку, мотивируя это недоверием населения.
Но всевидящая и ратующая за благо народа <Единая Россия>, которая и протолкнула этот закон, не собирается сидеть сложа руки. Как
заявил председатель думского комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев, <Единая Россия> намерена в каждом конкретном
случае разбираться с нарушениями закона о льготных выплатах. Благо за нарушениями далеко ходить не надо: скоро середина месяца, а
некоторые пенсионеры не получили ни пенсий, ни компенсаций. Что ж поделать - просто традиции больших праздников у нас в стране
возрождают. Ради этого бабульки подождут несколько деньков.
Кроме того, оказывается, что федеральный центр здесь вообще не при чем, а халтурят региональные власти. Как заметил Исаев,
<региональные власти, используя статьи закона, отменяют ранее установленные льготы, хотя законодательный акт их этого делать не
обязывает>. А то, что у регионов нет денег, - это как?
Те, кто мог сохранить льготы, - сохранили. Но раскошелились на это только 18 наиболее благополучных субъектов Федерации. Интересно,
а те, кому повезло руководить относительно неблагополучными субъектами, почему не сохранили? Для кого деньги экономят? А может,
деньги еще из центра не получили, - ведь обещал помочь.
Как заметил депутат Госдумы Отари Аршба, <монетизация льгот - это революция похлеще чубайсовской приватизации>. Не готово у нас
население к таким переменам, поэтому и высыпало на улицы как горох. Впрочем, эксперты предостерегали власть, что война со льготами -
дело не простое. Главное, чтобы это не вылилось в какую-нибудь <оранжевую> революцию. Но это уже совсем другая история.

Елена Панова, ИА <Росбалт>. Санкт-Петербург



Для справки

Федеральный закон N122, предусматривающий замену натуральных льгот денежными компенсациями, принят 22 августа 2004 года.
Федеральный центр взял на себя заботу о ветеранах войны, инвалидах, Героях Советского Союза и России, <чернобыльцах> - всего 12 млн.
человек. Каждой из этих категорий вместо натуральных льгот (кроме льгот по оплате коммунальных услуг) будет выплачиваться
ежемесячная денежная компенсация. Героям - 3050 рублей, инвалидам войны - 1550 рублей; участникам Великой Отечественной войны - 1050
рублей; блокадникам - 650 рублей; инвалидам первой группы - 950 рублей; второй группы - 550 рублей; третьей группы - 350 рублей,
детям-инвалидам - 550 рублей. На эти цели в федеральном бюджете предусмотрен 171 млрд. рублей.
Одновременно федеральные льготники получат социальный пакет на сумму 450 рублей в месяц. В соцпакет входит проездной на пригородный
железнодорожный транспорт, бесплатные лекарства, санаторно-курортное лечение 1 раз в 4 года и бесплатный проезд до места лечения. В
2005 году соцпакет будет обязательным, но с 2006 года каждый льготник сможет выбирать, что ему выгоднее: соцпакет или 450 рублей
вместо него.
На региональном уровне остается 20 млн. льготников - труженики тыла и ветераны труда. В какой форме - деньгами или льготами -
помогать льготникам, региональные власти должны были решить сами и найти на это средства в своем бюджете. Минфин рекомендовал
регионам установить следующие суммы компенсаций: 200 рублей - ветеранам труда, 300 рублей - труженикам тыла. Чтобы помочь
дотационным регионам финансировать своих льготников, в федеральном бюджете был создан так называемый резервный фонд в 38 млрд.
рублей. Объем софинансирования, который готов взять на себя федеральный центр, составляет от 5 до 40% от рекомендованной суммы.

Постоянный адрес статьи:
http://www.rosbalt.ru/2005/01/11/191764.html



От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 05.01.2005 22:15:18

2005-й: деньги вместо льгот (*+)

2005-Й: ДЕНЬГИ ВМЕСТО ЛЬГОТ
Закон года[ 15:21 30.12.04 ]



http://www.izvestia.ru/politic/article953424

Пока заводные школьники плескались в водоемах (под присмотром взрослых, смакующих каждую минуту быстротечного отпуска), а пенсионеры
радовались летнему солнцу (моя кости соседям и власти в городских парках и на дачных скамейках), депутаты Госдумы не расслаблялись
ни на минуту - они работали над главным законом-2004: о замене социальных льгот денежными компенсациями.

С июня по август, скрыв жажду отдыха под светлыми костюмами и дыша только кондиционированным воздухом, думцы меняли своим
избирателям льготы на деньги. Все их помыслы были о счастье избирателя. Правда, с Краснопресненской набережной и Охотного Ряда
(адреса правительства и Думы) оно видится по-иному.

Правительство, убедившись за полгода в лояльности думского большинства, взялось исполнить заветную мечту либерал-реформаторов:
отменить в масштабе страны всю систему социальных льгот. Не сосчитать, сколько сил положили глава Минсоцздрава Михаил Зурабов,
замминистра финансов Татьяна Голикова, руководители других министерств и ведомств, наконец, лидеры "Единой России", чтобы убедить
депутатов в необходимости отмены льгот. Но после трех месяцев бурных дебатов, километров стенограмм, тысяч поправок, десятков
демонстраций кабинет одержал победу. Две трети населения с 1 января 2005 года лишилось льгот, получив взамен туманный "социальный
пакет" (о котором и чиновники еще не имеют четкого представления). Более-менее ясно только с бесплатным проездом. В городском
транспорте (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых других городов, где льготников поддерживает и местный бюджет) и пригородных
электричках льготник предъявит некий "льготный проездной", за который с него власть удержит определенную сумму из индивидуальной
компенсации. По схожей схеме будет проходить замена льготного обеспечения лекарствами. На это в бюджете-2005 заложены отдельные
суммы. Более того, предусмотрен и "провал" реформы стараниями дотационных регионов: они могут в этом случае залезть в межбюджетную
"копилку".

Правительство радо: из бюджета исчезли невыполнимые льготные статьи, идея воплощена в жизнь. Дума относительно рада: ей удалось
протащить самые важные поправки, сохранить понятие "МРОТ", а затем принять закон о его поэтапном повышении. Рады верхи ЕР:
региональным организациям будет чем заняться кроме выборов - "проводить разъяснительную работу". Нет радости только у адресатов
закона - у экс-льготников: статистика и социальная обстановка в регионах показывают, что граждане пока видят в реформе не облегчение
жизни, а новые проблемы.



 Михаил ВИНОГРАДОВ



От Дионис
К Георгий (05.01.2005 22:15:18)
Дата 11.01.2005 00:16:14

2005-й: усиление хаоса в управлении

Кроме отмены льгот указанный закон породил хаос в органах управления субъектов и муницпалитетов, сравнимый с катастрофой в масштабах всей страны. Ведь кроме льгот там столько всего с ног на голову переворачивается - жуть. На это почти никто внимания не обращает (кроме реформы образования).

Органы всласти субъектов могут себе позволить не перенапрягать все силы своего аппарата, а только соответствующую его часть (органы отвественные за финансы, социальную политику и т.п.). А вот в муниципалитетах просто стихиное бедствие. И чем меньше муниципалитет тем ему сложнее. Особенно зимой.

Следует учитывать и совпавшую по времени реформу местного самоуправления, дробящую (распыляющую) сложившуюся в СССР структуру административно-территориального управления в 10-12 раз (увеличение количества муниципальных образований и соотвествующих бюджетов) и разделющую ее еще на два уровня. Если сопоставить цели этой реформы и последних инициатив президента по административному подчинению глав регионов, то мы получаем вертикаль, подвисающую в воздухе, "крепость на воздушной подушке".

Любой катаклизм может разрушить механизм власти, т.н. вертикаль словно карточный домик. И самым опасным из возможных катастроф является та, которая ударит одновременно по всем трем уровням власти центр-регионы-муниципалитеты (как минимум трем-четырем субъектам). Враги прекрасно понимают, что для того, чтобы парализовать управление нашей страной, достаточно чихнуть по центру властной пирамиды, тем более лишенной основания (органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти (ст. 12 Конституции)).

А Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ советую всем участникам форума, кто с ним не знаком, хотя бы перелистать.


От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 30.12.2004 22:32:02

Порядок осуществления ежемесячной ден. выплаты. Офиц. документ (*)

http://www.rg.ru/2004/12/29/viplati-dok.html

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 г. Москва Об утверждении
Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
Опубликовано 29 декабря 2004 г.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 21 декабря 2004 г.
Регистрационный N 6216



От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 30.12.2004 00:54:12

Зурабов: "Приступая к монетизации льгот, мы думали, что цена вопроса не превысит 45 млрд. руб., а получилось 220 млрд. руб " (*+

http://www.ng.ru/economics/2004-12-28/3_pensions.html

СТАРИКОВ И ИНВАЛИДОВ ПОСТАВИЛИ В ОЧЕРЕДИ ЗА ДЕНЬГАМИ


Количество льготников продолжает увеличиваться и грозит перевалить за 15 миллионов человек

Игорь Наумов, Елена Тихомирова





Михаилу Зурабову народ не верит.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Вчера льготники должны были получить первые денежные компенсации, а заодно и пенсии за январь. На эти цели в бюджете Пенсионного
фонда РФ на 2004 год предусмотрено 8 млрд. руб. В ПФР еще несколько недель назад разъясняли причину работы на опережение: закон о
замене льгот денежными компенсациями вступает в силу с 1 января, однако новогодние выходные продлятся аж до 10 января. Поэтому часть
выплат денежных компенсаций будет произведена досрочно - с 27 по 31 декабря. Одним принесут деньги на дом, другие получат их по
почте или через Сбербанк.
Однако на деле все получается совсем нет так, как рассчитали чиновники. В этой простой схеме изначально заложены серьезные
противоречия, которые изрядно попортят нервы старикам накануне Нового года. Например, вчера отделения Сбербанка никому ни пенсий, ни
денежных компенсаций не выплачивали. <Пенсии у нас будут только 28 декабря>, - пояснили корреспонденту <НГ> сотрудники одного из
отделений. Следовательно, уже сегодня здесь будет столпотворение: очереди из пожилых людей и инвалидов, слезы, крики, сердечные
капли... Оно и понятно, за четыре дня пенсии должны получить столько народу, сколько обычно получают за десять дней.
Между тем предугадать это было совсем несложно. Глава ПФР Геннадий Батанов заверил, что в последние дни уходящего года ежемесячные
денежные выплаты (ЕДВ) коснутся пенсионеров, имеющих право на льготы и обычно получающих пенсию в сроки с 1 по 10 января. Это около
80% людей, большая часть из которых ветераны, участники войны и инвалиды. Если уж хотели проявить о них настоящую заботу, то почему
не начали выплачивать пенсии и ЕДВ чуть раньше?
Другой немаловажный момент. Пока в федеральном регистре получателей ЕДВ учтены 14 478 298 человек, размеры выплат в зависимости от
категории составляют от 200 до 2000 рублей. Но цифра будет расти за счет военнослужащих. <К 28 декабря мы ожидаем, что в регистр
будут включены еще порядка 550 тысяч человек и общая численность составит около 15 миллионов человек>, - сказал он. Впрочем, даже
после этого подводить черту явно преждевременно. Среди военных пенсионеров, воевавших в Чечне, лишь немногие обратились в военкоматы
для оформления документов. И еще меньше получили удостоверения <Участника боевых действий>, без которого ни о каких ЕДВ говорить
невозможно. Значит, они пока остаются не сосчитанными.
Еще большая неопределенность с монетизацией льгот на региональном уровне. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский
отмечает: <Что касается монетизации льгот, наша позиция нисколько не меняется. Отменять натуральные льготы мы не будем. Область
сейчас не может заменить их денежными выплатами>. Его челябинский коллега Петр Сумин также убежден, что региональному бюджету бремя
финансирования денежных компенсации по социальным льготам окажется не под силу. С учетом ЕДВ ветеранам и труженикам тыла, а также
выплаты детских пособий дефицит областного бюджета превысит 3 млрд. руб.
Министру здравоохранения и социального развития Михаилу Зурабову приходится в авральном режиме затыкать тот тут, то там возникающие
бреши. <Приступая к монетизации льгот, мы думали, что цена вопроса не превысит 45 млрд. руб., - сетует он, - а получилось 220 млрд.
руб. У нас заказывают банкет одни, а грязную посуду приходится убирать совсем другим>. Министру все труднее излучать оптимизм,
разъясняя народу, что, конвертируя натуральные льготы в символические денежные эквиваленты, власть делает это во благо пенсионеров и
инвалидов. <Люди не верят в то, что их не обманут>, - с горечью констатировал Михаил Зурабов на одном из последних заседаний
кабинета министров.



От Георгий
К Георгий (27.12.2004 22:50:48)
Дата 29.12.2004 21:01:38

Загадка ТСЖ, над которой пока петербуржцы не хотят ломать голову (*+)

http://195.182.150.206/Vedomosti/?id=1634&folder=164

Загадка ТСЖ, над которой пока петербуржцы не хотят ломать голову
Наталья ОРЛОВА

Вот дом, каких множество в старой Коломне: четыре дореволюционных этажа, двор-колодец, вход-арка, окна - на канал Грибоедова. Еще
пару лет назад этот двор был неотличим от сотен ему подобных: темно, грязно, неуютно и бедно. Пару лет назад он преобразился...

С дамочкой, вышедшей из этого дома выгуливать толстого карапуза в коляске и такую же толстую таксу на поводке, просто грех было не
пообщаться. Мы со вкусом уселись на скамейку здесь же - во дворе. Вокруг уже наблюдалась предновогодняя суета: парни ставили
несколько маленьких елочек, развешивали на них гирлянды, такие же гирлянды тянули через двор - от стены к стене.


- Красота-а-а-а, - протянула я, чтобы хоть с чего-то начать. И результат превзошел все ожидания. Ей тоже хотелось поговорить.
Она тут же рассказала, что двор составляют три старинных коломенских дома. В течение десятилетий двор был отхожим местом для
гуляющих белыми ночами, для возвращающихся с демонстраций и парадов. Надоело это всем жителям. В том числе и моей собеседнице:
- Хорошо, что нашлась женщина, моя соседка, которая сказала: хватит. Как раз первых муниципалов выбрали, и наша Наташа взялась за
них: зачем-то же они нужны! Ее усилиями и муниципальными средствами наш двор был закрыт воротами. У нас три входа. Так что теперь мы
имеем три пары замечательных узорчатых ворот. С них-то все и началось...
Потом было общее собрание жильцов, на котором присутствовали около 60 человек. Порешили: с каждой машины, паркующейся во дворе, -
плата (чем <круче> авто, тем и плата выше), а деньги - на зарплату четырех привратников. Работают они, как водится, сутки через
трое. И не исключено, что, как и многие консьержи в новостройках, являют собой подпольную рабочую силу, неучтенную в налоговых
органах. Ворота закрыты с полуночи до семи утра. Есть звоночек. Позвони, привратник выйдет, только ты уже его не оставь своими
добродетелями, отблагодари.
Многое во дворе решается легко и просто не только усилиями Натальи М. (без разрешения публиковать фамилию негоже). Часть дома была
выкуплена весьма обеспеченными людьми, которые многие работы взяли на себя. Отнюдь не из альтруизма: им главное было обеспечить
комфорт собственного проживания. Поэтому - и елочки к Новому году, и мангал дворовой, и скамеечки, на которых удобно и безопасно
сидеть, потому и у привратников собственная каптерка имеется. Как говорится, с барского плеча.
- Мы понимаем, что немалая часть жильцов нашего двора люди бедные. Для них даже 5 рублей на лампочку найти проблема. Потому ничего с
них и не требуем. А они, чувствуя это, приберут лишний раз, дровишек для мангала не откажутся наколоть. Думаю, это все и есть
социальная справедливость. А в ТСЖ мы не хотим. Категорически. Изучали мы документы, слушали увещевания... Сегодня я заплатила за
свою квартиру 1800 рублей и свободна. А в ТСЖ, по закону, я отвечаю еще и за долги соседа. Не хочу...
Между тем главное, на что сегодня собирается опереться реформа коммуналки в Петербурге, если не брать в расчет изменение структуры и
игры с тарифами, - создание везде, где это можно, ТСЖ. Товарищество собственников жилья. Коммунальная реформа - как говорят,
структурная. И суть ее - обеспечить условия для создания в ней конкурентной среды.
Подобные сентенции звучат красиво, заставляют верить, что кто-то невероятно умный видит блестящий выход из тупика разваливающихся
домов и гнилых коммуникаций. А что непонятно, так то не беда. Мало ли чего не в состоянии понять простой обыватель! Не понимает -
значит и не положено понимать. А когда поймет - на собственной шкуре почувствует! - ему всегда можно сказать: мы же говорили,
разжевывали все планы и перспективы...
Две вещи владельцы жилья обязаны знать твердо: что такое кондоминиум и что такое ТСЖ и чем они отличаются друг от друга.
Кондоминиум - это собственность, а ТСЖ - это то, что этой собственностью управляет. Товарищество собственников жилья - форма
объединения домовладельцев для совместного управления и эксплуатации недвижимого имущества. Кондоминиум - это единый комплекс
недвижимости, включающий земельный участок, то есть двор в установленных границах, и само жилое здание со всеми нежилыми
помещениями.
Товарищество собственников жилья - жители дома, если они являются владельцами своих квартир. В том числе - государство, если не все
квартиры дома оказались приватизированными. Высший орган управления ТСЖ - общее собрание домовладельцев. В его компетенцию входит
утверждение годового финансово-хозяйственного плана; установление размера платежей и взносов членов товарищества, принятие решений
по всем вопросам управления собственностью, в том числе о сдаче помещений в аренду, об использовании средств, от этой аренды
полученных...
Общее собрание решает: возводить хозяйственные постройки или нет, ремонтировать здание или еще потерпит, проводить реконструкцию
двора или иначе воспользоваться средствами... Между собраниями хозяйствует избранное правление ТСЖ во главе с председателем.
Главное, ради чего эти самые ТСЖ создаются, формулируется легко и просто: только ТСЖ может использовать деньги, получаемые от аренды
частей своего дома, на ремонт своего же дома. Денег этих у некоторых домов накапливается немерено: от магазинчиков и подвальных
складов, от дворов и рекламных постеров на стенах. Все эти деньги сегодня идут в городской бюджет и там растворяются.
Все вышепересказанное следует из федерального закона <О товариществах собственников жилья>. Этот закон написан и принят людьми,
которые почему-то считают, что каждый житель дома профессионально может решить проблему содержания дома: мол, ваша собственность -
вы и управляйте. О том же самом неоднократно говорил руководитель городского КУГИ Игорь Метельский. Одна из его любимых мыслей,
формулирующих городскую арендную политику: создавайте кондоминиум, потом - ТСЖ, а потом уже управляйте. В том числе и арендными
деньгами.
Надо отдать должное городскому руководству: оно по заданию губернатора решило максимально упростить процедуру регистрации и
кондоминиума, и ТСЖ. Председатель городского комитета по землеустройству Д. В. Гордо предложил даже сократить сроки подготовки
необходимых для этого документов в два раза.
Вот только очередей не видно. Не толпятся жители старой Коломны, Васильевского острова оформлять кондоминиумы и создавать ТСЖ. А в
новостройках товарищества создаются в принудительном плане самими застройщиками. Это действие является законом предусмотренным
завершением самого процесса возведения нового жилого здания, которое создает основу для его будущего обслуживания.
Причину того, что пока ТСЖ создаются очень не активно, каждый ученый или чиновник называет свою. К примеру, начальник управления по
контролю и надзору в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ Михаил Евраев уверен: дело тормозится потому, что после
создания ТСЖ люди получают проблемы с бухучетом, а их дома <выпадают из региональных программ по капитальному строительству>.
Заметим: вряд ли кого-то, если он реалист, пугает сейчас <выпадение> из каких-то государственных программ. Тем более из программ
государственного ремонта. Давно уже никто не верит, что когда-либо государство за свой счет будет капитально ремонтировать его
жилье. Так, подавляющее большинство из нас уже не вспоминают о городской очереди <на улучшение>. В Петербурге потребность в
средствах на капремонт сейчас составляет порядка 9 миллиардов рублей. У городских властей денег на это нет. На
бизнесменов-инвесторов, как выяснилось, тоже рассчитывать не приходится.
Капитальный ремонт вообще исчезает со строительного рынка как явление. Бизнес не заинтересован участвовать в таких проектах:
во-первых, капитальный ремонт жилья в отличие от реконструкции, по закону, не предусматривает перепрофилирования здания; во-вторых,
намаешься с расселением.
Хотелось бы вот так попросту, как с той женщиной из коломенского двора, поговорить о ТСЖ со многими ответственными людьми, но...
Депутаты-муниципалы шарахаются от этой темы как черт от ладана, выражаясь, не для печати, в отношении ТСЖ... непечатно. Высокие
чиновники говорят высокие слова о единственно возможном пути развития коммунальной реформы. При этом добавляют очень важную вещь: не
стоит, мол, думать, что вся тяжесть управления будет повешена на жителей-собственников. На них будут лежать главные вопросы:
строить - не строить, ремонтировать - не ремонтировать, и ГЛАВНЫЙ вопрос: избрать управляющую фирму. Она-де и будет эксплуатировать
и обслуживать здание. Институт экономики города настоятельно рекомендует созданным товариществам нанимать профессиональных
управленцев. Однако как минимум их услуги должны быть по карману нашим гражданам. О цене таких услуг не говорит пока никто.
Городское общественное мнение по поводу всяческих ОСЖ, ТСЖ, ЖСК и прочих якобы самоуправляющихся жилищных структур звучит уже
достаточно давно. С тех самых пор как создана Ассоциация ЖСК, руководимая Мариной Акимовой. Нередко на своих собраниях, в своих
петициях они говорят правильные вещи, формулируют острейшие проблемы. Но... Каждый раз создается впечатление, что главная задача
этого очень важного в жизни горожан объединения не решить коммунальные проблемы этих самых горожан, а поддержать очередную персону
на очередных выборах.
Между тем идеи, распространяемые ассоциацией, можно назвать основополагающими. Во-первых, смешение разных форм собственности в одном
домовладении при отсутствии правовой базы приведет к неразрешимым ситуациям. Во-вторых, о чем уже говорила моя неожиданная
собеседница: мало кто из нас готов к возложению на нас, как на членов ТСЖ, ответственности за соседей-задолжников. До революции в
селах это именовалось круговой порукой. Говорят, отмерло, как явление регрессивное. К тому же члены существующих ТСЖ и ЖСК в один
голос подчеркивают, что городские власти без зазрения совести нарушают обязательства по ежемесячным отчислениям в адрес жилищных
объединений: льгот, компенсаций малоимущим, дотаций и т. д.
И что? Где выход? Каковы предложения?
...Пауза может затянуться, если мы не найдем в себе силы сказать правду: в том виде, в каком сейчас, по закону, существуют отношения
жителей и государства в вопросе создания и функционирования ТСЖ, они не отвечают интересам жителей. Поэтому в Петербурге эта форма
самообразования собственников и не движется. Им легче просто дать денег, нанять шарашкину контору, покрасить, побелить, сменить
унитаз и поставить во дворе фонтан и елку. И все без участия государственных структур. Ведь в законе <О ТСЖ> государство не берет на
себя никаких обязательств по улучшению жизни в данном доме. Прописывает, как достижение, только огромное количество бумаг, да еще
<навешивает> на ТСЖ налог, если товарищество, не дай бог, пользуется деньгами от аренды. Ну и зачем тогда жителям огород городить.
Собственники жилых квартир в домах ТСЖ вынуждены оплачивать затраты бюджета.
Недавно в Петербурге прошла конференция <Реформа ЖКХ: привлечение частного капитала>. Профессор Петербургского
инженерно-экономического университета Вадим Чекалин, выступая на ней, выразил убеждение, что без инициативы снизу проблемы ЖКХ не
решить.
- Пока вся реформа администрации сводится к повышению тарифов (что само по себе качество услуг не влечет) и заявлениям об учреждении
института управляющих компаний, - сказал Чекалин.
А участники II съезда ЖСК и ТСЖ Петербурга приняли резолюцию, в которой отмечено, что за последние полтора года не произошло
изменений к лучшему.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА