От
|
Dmitgu
|
К
|
Иванов (А. Гуревич)
|
Дата
|
21.12.2004 13:22:09
|
Рубрики
|
Семинар;
|
Нужна не мотивация, а устранение мотиваций
>> Очередная теория всего? ЧЕловек хочет все потреблять - поэтому развивается общество?
>Да, именно так.
Интересно, что науку и культуру зачастую двигали люди, идущие через проблемы, через непонимание общества. Было много и тех, кто даже жертвовал своими жизнями ради будущего общества - и это было именно в ключевые моменты истории, которые определяли развитие человечества на века. Они умирали что - ради своего потребления?
Вы ошибаетесь в том, что человек в основном руководствуется своими желаниями, что в современных условиях важна мотивация и что двигают историю в основном люди, ориентированные на удовлетворение своих желаний. Вот по этим пунктам и отвечу (оглавление, а потом – содержание):
= = 1. Переломные моменты истории и науки создавались зачастую «бессребрениками» = =
= = 2. Сложное развитие двигает не потребность, а автоматизм мышления = =
= = 3. Нужна не мотивация, а устранение мотиваций = =
= = 1. Переломные моменты истории и науки создавались зачастую «бессребрениками» = =
1. Пределы развития и ниточки жизни (НЖ)
1.3. Описание модели человека с ниточками жизни
VI. Реализм НЖ и их влияние на мир
( http://dmitgu.narod.ru/v01/books/book01/v02/b1p1/b1p136.html )
Начнем с того, что "благоприятное" устремление бывает не всегда. Не так уж исключительны случаи, когда человек целенаправленно, отдавая себе отчет в последствиях, разрушает свою жизнь. Более того, такое поведение типично для героических периодов истории, когда люди шли даже на мученическую смерть ради высокой идеи.
Поэтому само по себе устремление к "не приятному" - вовсе не признак "ненормальности", но еще одно подтверждение природы НЖ - автоматизм которых у высокоорганизованного человека способен порой преодолевать факторы "приятно - не приятно". И не только сила, но даже сам факт существования этого автоматизма идет вразрез с западной моделью человека. То есть, западная модель расходится с реальностью в весьма критичных для практики областях жизни, например, в понимании героических периодов истории, которые изменяли общества порой на века.
Какую ниточка жизни получает пищу для своего развития - туда она и развивается. Если эта информационная пища состоит из неприятных фактов - то движение вполне может начаться в сторону реализации этих фактов. Обычно это не происходит потому, что включается негативная мотивация, которая способна тормозить развитие ниточки жизни. Если есть положительный выход, то весьма вероятно переключение. Но надо обратить внимание на "если":
Невозможно просто запретить ниточке жизни развиваться в плохую сторону, если нет альтернативы с достаточно качественной, непротиворечивой информационной "пищей". Поэтому репрессии, например, сами по себе не могут остановить героическую борьбу - они могут ее затормозить. Автоматизм ниточек жизни нельзя уничтожить, пока человек жив и думает. И если в обществе действительно назрели противоречия, то это будет неизбежно создавать героев, способных идти даже по разрушительному для себя пути, потому что реальной непротиворечивой альтернативы попросту нет.
= = 2. Сложное развитие двигает не потребность, а автоматизм мышления = =
1. Пределы развития и ниточки жизни (НЖ)
1.3. Описание модели человека с ниточками жизни
III. Автоматизм НЖ и их конфликт с мотивациями
( http://dmitgu.narod.ru/v01/books/book01/v02/b1p1/b1p133.html )
На мой взгляд, человек не похож на марионетку, движение которой вызывают только внешние события. Внутреннее движение изначально присуще человеку - как и всей природе. Даже когда мы спим, мы - думаем. Это движение большую часть времени никак не мотивировано, оно просто - естественное состояние. Другое дело, что внешние события влияют на направление этого движения, влияют на его усиление или ослабление. При этом внутреннее движение происходит в основном "на автомате".
Если говорить о мышлении, то оно в свои "внутренние" периоды нередко обрабатывает полученную ранее информацию (находит повторы, проводит сравнения, сжимает информацию и т.д.) и строит выводы по логическим (или близким к логическим) принципам. В этом нет никаких эмоций, никаких целей, но это - ключевой элемент развития.
Если человек захотел кушать и отправился в столовую, то он - как правило - не думает постоянно "Хочу есть, хочу есть". Он думает о том, как перейти дорогу, как обогнать прохожего и т. д. Он решает в этот момент "автоматическую" не мотивированную задачу. Если он задумается: "Зачем я иду в столовую?", то ответит обычно себе: "Потому, что хочу есть". И будет - если требовать строгой точности - не прав:
Человек испытал чувство голода - это так, это изменило его внутреннее не мотивированное движение, через некоторое время была - опять "автоматически" - сформирована задача, которая запущена на выполнение. После этого задача выполняется шаг за шагом. Выполнен один шаг - он автоматически запускает следующий и т. д. Как видим, мотивация присутствует лишь как момент поворота в движении. Более того, вмешательство в автоматический процесс вполне может помешать ему, а мотивация - это вмешательство. Поэтому постоянная "накачка" себя: "Я хочу есть, я хочу есть" не поможет, а будет мешать походу в столовую, сбивать с мысли и с дела. И - как известно - нередко плохо получается как раз то, чего особенно сильно хочешь.
…
Если человек встречает препятствия для мышления, то у него тоже может возникнуть мотивация - попасть в подходящие условия, продолжить свое мышление и развитие. Но основное развитие происходит после исчерпания этой мотивации - когда человек имеет условия для мышления и мыслит.
Поэтому для повышения продуктивности творческого коллектива гораздо больше усилий надо прилагать не на мотивацию, а на поддержание запущенного немотивированного процесса развития. Процесса, который развивается по своим внутренним законам обработки информации, процесса, который сам по себе естественен для творческого человека. Этот процесс служит не для чего-то, но просто живет. Практические результаты, конечно, тоже важны. Они корректируют направление развития. Ведь развиваться против реальности трудно - ты не можешь материализовать свои идеи, а материализация - часть развития ниточки жизни, внешнее подтверждение ее успеха, напоминание о найденных нюансах и утверждение ее правоты.
= = 3. Нужна не мотивация, а устранение мотиваций = =
1. Пределы развития и ниточки жизни (НЖ)
1.3. Описание модели человека с ниточками жизни
V. Нужна не мотивация, а устранение мотиваций
( http://dmitgu.narod.ru/v01/books/book01/v02/b1p1/b1p135.html )
Материальная мотивация в чистом виде - вещь, практически бессмысленная и даже вредная. Современное сложное дело продвигается благодаря высокоорганизованным ниточкам жизни. Переключение мыслей на стремление хапнуть больше денег - вредит, как вредит и необходимость преодолевать нищету.
Профессионал должен иметь возможность делать так, как лучше для дела, как требует от него логика профессии, а не насиловать реальность ради дополнительного рубля. Иначе быстро построенные дома упадут, на скорую руку вылеченные пациенты умрут, прибыльные для авторов решения обернуться долгим авралом для работников МЧС.
Сколько платить человеку - должно определяться логикой дела. Если человек полезен окружающим, если они нуждаются в получении от него знаний, помощи, если для этого ему надо поддерживать контакты, встречаться с людьми, больше работать, больше думать, то ему необходимо и больше средств (не обязательно денег). И он должен знать, что получит эти необходимые средства, когда выйдет на новый уровень. Вот тогда ниточки жизни развиваются более свободно, потому что не возникает паразитная мотивация сэкономить, не развиваться дальше из-за появления в ходе дальнейшего развития необходимости больше работать, больше тратить своих ресурсов и испытывать трудности с восстановлением сил.
Задача - не тянуть человека при помощи мотивации, но убрать паразитную мотивацию с пути развития его ниточки жизни, дать ей больше возможностей развиваться "автоматически".
Конечно, в СССР не снимали, как правило, материальные преграды в развитии человека, когда этого требовало дело. Но этого нет - как правило - и на Западе. Причем на Западе исключений из этих правил даже меньше, чем было в СССР. Конечно, Запад лучше умеет издавать глянцевые журналы, где отдельными исключениями прикрывает низкую социальную мобильность, трудность перехода из слоя в слой. В СССР же социальная мобильность была куда выше, чем на Западе.
И то, что мы еще не очень научились снимать материальные преграды в развитии ниточек жизни, было просто выходом на те новые рубежи, которые не освоены пока никем в мире. Здесь тот же случай - что и с учебой. Об учебе было сказано в конце раздела VII "Кому выгодна устаревшая учеба" главы 1.1 "Развитие и деградация" и можно повторить то же для данного случая:
"Никакого пути тут еще просто нет и наша задача - создать этот путь. Всегда тот, кто идет впереди - идет по бездорожью. Призывы идти по готовому пути в данном случае - это призывы повернуть назад - к худшему. ... Наши проблемы - это проблемы первопроходцев. Поэтому мы не можем равняться ни на кого и должна решать сами возникшие проблемы - мы первые и должны оставаться первыми".
Идея о важности мотиваций - часть идеологии Запада, сформированной в тот период, когда дело работников состояло в основном в исполнении найденного алгоритма (принятого решения). Но в современном деле уже давно самой трудоемкой частью является выработка решения, а не его реализация. И для этого собираются люди, которые в чем-то сложнее друг друга. Так не управлять ими надо - в кондовом западном смысле - а давать возможность реализоваться в совместной деятельности. Дать простор их "автоматизму", снять паразитные мотивации.
Одним из основных аргументов "перестройщиков" было утверждение о недостаточной мотивации людей при социализме. Утверждение ошибочное. Общество давало установку жить скромно, не высовываться со своим мнением, ставить интересы общества выше собственных интересов, когда такая необходимость возникает. И все это превосходно реализовывалось и очень даже мотивировалось.
Поэтому правильнее было бы сказать, что "перестройщикам" не нравилась сама "совковая" мотивация. А что предложили они? Хапужество, гонку за длинным рублем или бег от нищеты - мотивация примитивная до животности, и результаты - в сравнении с СССР - отрицательные, и по уровню жизни большинства людей, и по экономике в целом, и в моральном плане. Правда, отдельные счастливчики в глянцевых журналах теперь лучше выглядят - но жизнь отличается от этих журналов.
Просто в какой-то момент примитивы дорвали до власти, в душе у них была пустота, двигали ими не сложные ниточки жизни, а примитивная жадность, нежелание думать и чудовищное самомнение. Причины их прихода будут рассмотрены в разделе III "Причины появления поколения без опор" главы 2.6 "Руководствоваться разумом, а не чувствами". Они решили, что их душевная пустота и хапужество должны стать идеалом и фундаментом "нового" общества. Своеобразная реализация на практике Кадавра профессора Выбегало из фантастического романа Стругацких. Идея, что жадность способна заменить ум.
Однако жадного и глупого человека хоть золотом и бриллиантами осыпь - он от этого умнее не станет. Хоть бы он хотел этих золота и бриллиантов до колик - все равно дурак останется дураком, потому что мозги у него собственной жадностью заняты, а развитие зависит от наличия высокоорганизованного, "чистого" процесса познания и развития в душе человека. И этот процесс должен идти по своим законам, а не от "пинков" мотивации.
В общем, в результате "реформ" заменили одну чрезмерную мотивацию другой - еще большей и гораздо худшего качества. А надо было снимать мотивацию, освобождать развитие "ниточек жизни". Потому что и пропаганда в Советском Союзе, и учеба "задалбывали" очень серьезно. Вот от чего не хватало энергии у людей - их задавили еще в школе и продолжали "долбать". У человека должна быть динамика собственного развития, а учебная гонка оставляла в душе руины и возможность двигаться лишь от внешних "пинков". Но "пинки" разрушают душу, лишают ее самостоятельного развития.
И вместо того, чтобы ослаблять постепенно эти "пинки", создавать постепенно людей с более свободным внутренним движением - вместо этого "пинки" было решено усилить. Теперь уже не пропаганда, а нищета, теперь уже не профсоюзные собрания, но самодурство начальников из числа "передовиков большого хапка". "Промывание мозгов" по телевизору еще больше усилилось, только теперь разжигаются самые примитивные чувства с коммерческими целями. И даже нагрузки в школе возросли - для тех детей, кто туда ходит. А еще сотни тысяч детей вообще выброшены на улицу и практически не имеют шансов на развитие.