От | Сергей Кара-Мурза |
К | All |
Дата | 18.09.2000 16:25:00 |
Рубрики | Глобализация; |
ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУМ
Все, кроме жуликов и романтиков, признают, что мы попали в глубокую яму (жулики тоже это признают,но без свидетелей). На дне ямы мы расколоты - одни хотят вылезти прямо в благословенный Запад или хотя бы в Бразилию, другие - в светлое советское прошлое или что-то в этом роде.
Этот спор навязывается теми, кто хотел бы нас подольше в этой яме подержать - покуда наверху упакуют наши пожитки. Разумно нам было бы сначала всем вместе осмотреть яму, изучить ее стенки и договориться, по каким зацепкам вообще можно выбраться наверх, куда бы то ни было. Двигаться к желанному краю надо по ровному месту, лезть к нему по скользкой стенке глупо. Считаю, что на время мы можем стать союзниками, а драться или голосовать о выборе желанного берега предлагаю наверху. Я лично считаю, что на деле возможный и желанный берег не в Бразилии и не в СССР, а в том типе жизни, что лежит на траектории, по которой мы через пень-колоду шли тысячу лет. Из советского строя к нему было бы идти ближе и легче, но и сейчас еще можно. Главное, в этом типе жизни сам спор между нами лишится смысла. Между нами - теми, кто на дне, а не теми, кто упаковывает наши пожитки. Но даже с этого вопроса предлагаю не начинать, так как вопрос не простой и не очевидный. У одних в мозг вбиты советские догмы, у других - либеральные. Ставить перед людьми в таком состоянии непростые вопросы - только злить их. Первым делом предлагаю в ходе неторопливой конференции восстановить тип рассуждений, при котором мы бы могли слышать друг друга, задавать друг другу вопросы и получать ответы. Это - не просто, мы такой тип рассуждений не культивировали, а зачатки его утратили в последние годы. Что нам мешает его освоить?
1. Тоталитаризм мышления. Это - извечное свойство нашей культуры: то, что мы считает злом, как бы не существует, не имеет собственного бытия, оно - упущение, дефект добра («Зло не бытийственно есть»). Мы отрицаем существование нашей противоположности и ее единство с нами, она при таком взгляде - следствие заблуждения или грязных помыслов, а переговоры с нею - разновидность капитуляции. Хотя бы на время выползания из ямы это свойство нашего мышления надо бы преодолеть.
2. Утрата естественного языка, его разрушение ложными понятиями (словами-амебами). Эту операцию
за последние 15 лет целенаправленно и квалифицированно произвели СМИ.
3. Утрата меры - способности взвешивать явления, так, чтобы при любом изменении увязывать оценку по принципу «лучше-хуже» с измерением по типу «больше-меньше».
Считаю, что преодолеть эти три изъяна в нашем обычном сегодня типе рассуждений можно довольно
быстро в ходе практикума - открытого обсуждения простых вопросов. Предлагаю такой практикум
начать.
От | Сергей Кара-Мурза |
К | Сергей Кара-Мурза (18.09.2000 16:25:00) |
Дата | 18.09.2000 16:52:00 |
ПРАВИЛА ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЙ В ПРАКТИКУМЕ
Предлагаю такой практикум начать, приняв и соблюдая следующие принципы:
- Не применять идеологических понятий, употреблять слова в их главном, одинаково понимаемом всеми значении (или хотя бы оговаривать предлагаемый смысл). Например, утверждения типа для таких рассуждений неприемлемы.
- Не отсылать оппонента к идеалам. Идеалы нельзя скрывать, но спорить о них бесполезно. Надо признать, что они могут быть различны и мы ищем способ ужиться. Сначала надо достоверно описать реальность, а потом определить свою позицию согласно идеалам.
- Не применять метафор, чтобы оппонента. Практикум - не соревнование. Не давить на чувства и не оскорблять противника (но и не обижаться из-за ерунды).
- Не использовать неизвестных сведений, а тем более не обманывать. Лучше приводить очевидные
данные из жизни.
- Не торопиться и не перескакивать этапы в рассуждениях. Указывать друг другу на ошибки в логике,не считая их результатом злого умысла.
- Брать главное и не мелочиться. Если главное не очевидно, называть свою меру вещей.
Эти правила будут уточняться, дополняться и обретать смысл в ходе конференции.
Начинать распутывать клубок можно с любого конца, желательно не слишком запутанного.
От | И.Т. |
К | Сергей Кара-Мурза (18.09.2000 16:52:00) |
Дата | 18.09.2000 16:54:00 |
Вы можете увидеть пpедыдущие четыpе учебные задачи пpактикума и их обсуждение в главном стволе фоpума:
Учебная задача 1. Купля-пpодажа земли. (Нить 24)
Учебная задача 2. Сколько pеально стоит хлеб? (Нить25)
Учебная задача 3. О чем думали pабочие? (Нити 26 и 68)
Учебная задача 4 Когеpентны ли pассуждения экономистов? (Нити 45 и 58)
Эти нити можно найти на стpаницах фоpума:
- пpедпоследняя (сейчас это 6 стpаница, но по меpе pоста фоpума она станет 7 и т.д.)
- втоpой от конца.