От Ванька Жуков
К All
Дата 12.04.2001 20:57:00
Рубрики Прочее;

731. Манифест Православия

Из печати вышла книга "Основы социальной концепции Русской Православной Церкви". Это - документ, принятый на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. Издательство "Даниловский благовестник" заявляет его как практическое руководство для священников и мирян. Оно не может не заинтересовать всех ищущих, как православную паству, так и тех, кто далек от нее, включая " неистовых безбожников" вольтеровской школы.
"Основы" появляются в момент, когда по всеобщему признанию в обществе господствует мировоззренческий пессимизм, просто вакуум, а иные кандидаты в идеологи бесплодно топчатся по автономным темам вроде "пользы рынка", "свободы слова", "обмена валют", " отделения секса от любви, или вообще воюют против какого бы то ни было мировоззрения. Документ фиксирует внимание на самых важных заботах общества. Впрочем, не только с церковно- богословской точки зрения. Анализ следует по социально значимому срезу.
Приятно удивляет уверенное спокойствие изложения концепции, особенно ее язык, многое время служивший "неистовым" в качестве средства для разобщения людей. Оживают забытые слова, наполненные новой оценкой.
Совесть, например,- авторы напоминают о ее сути, определяют ее как свободу волеизлияния, но свободу слишком хрупкую, легко разбивающуюся о беспредел (помните - "можно все, что не запрещено").
Или, например, жгучий вопрос "служить ли молодежи в армии". православие дает краткий ответ: служить! И обьясняет, почему такой ответ не противоречит заповеди "Не убий?".
Социальная концепция подходит с библейской мерой к праву на собственность, подтверждает такое право, но при этом напоминает и о двух последних заповедях Десятисловия - "Не кради.. .Не желай дома ближнего..."
Ювелирно и убежденно авторы "Основ" подходят к проблеме "Женщина". Напоминая о сущности земного бытия женщины, они не оставляют в стороне особенности семьи, аборта, контрацепции, суррогатного материнства...
Стороннему читателю может показаться беспредметным интерес Отцов Церкви к вроде бы чисто научным вопросам: пересадке человеческих органов, генной терапии, клонированию. Однако знакомство с их - взглядами покажет, насколько социально важен их взгляд в этих областях.
Для многих по-новому прозвучит взгляд Православия на факты вековых, порой трагических противостояний между наукой и религией; объявляя эти борения некорректными, авторы концепции используют систему логических умозаключений, чтобы примирить оппонирующие стороны. Получается убедительно. Но вспоминается и другой метод. Оноре Бальзак в своем "Поиске абсолюта" обращает к ученому алхимику такие слова: "Только один демон может помочь тебе в одиночку пробираться в этой безграничной бездне, во мраке, где тебе светит не вера сверху, а безобразное верование в свои способности" .Только совместное делание полезного даст двум параллелям точку соприкосновения, считает писатель.
Есть в "Основах" пункт, который вызывает двоякое суждение. Церковь заявляет о своих правах призвать своих прихожан к "мирному гражданскому неповиновении" - стр.55 - и просто к "гражданскому неповиновению" уже без слова "мирному" - стр.73 - по отношению к властям в случае "нарушения обществом и государством установлений и заповедей Божиих".Очевидно, что изнутри дело выглядит вполне оправданным, особенно в свете церковного опыта советских лет. Со стороны же, представляется, что такой пункт имеет и тактическую составляющую.
Неточным восринимается утверждение о " массовой апостасии" в России - стр. 55. Есть, конечно, у нас и тотальное невежество и сектантствующие метастазы. Но массового предательства Христу нет. Но это особый разговор.
Каждая из 16 глав, представленных в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", составляют отдельный трактат, а вместе смотрятся как Манифест Православия. Он должен войти в Книгу Русского Национального Достояния.
Фемита, январь 2001
Привет от Ваньки Жукова!
P.S. На моем сайте
http://v2zhukov.chat.ru можно взять пpостые текстовые файлы книги:
"Основы социальной концепции русской Православной Церкви", скопиpованные ранее с Официального сайта Русской Пpавославной цеpкви, где их теперь нет.